Форум истории автоспорта > История
Соревнования для путешественников
Владимир Коваленко:
Соревнования для путешественников - это прообраз будущих ралли. С первых лет развития автоспорта автомобилистам было интересно состязаться не только в скорости, но и в умении обращаться с автомобилем в условиях обычных поездок. Времена были такие. Автомобили были менее комфортабельными и надёжными, а дороги - менее удобными, нежели сейчас. Поэтому поездка на автомобиле между городами была настоящим путешествием. И, надо признать, люди, которые могли позволить себе автомобиль, имели возможность и путешествовать.
Как это обычно можно наблюдать в ранней истории автоспорта, невозможно провести какую-то чёткую классификацию или найти однозначное определение этому виду автоспорта. Ранние соревнования имели каждое свои особенности и не задумывались как мероприятия уже известного формата. Можно сказать только одно: чистая скорость не была главным условием. Как правило, это были пробеги, в которых главным было - проехать всю дистанцию с минимумом замечаний. Собственно, именно это было идеологией ралли до семидесятых годов, насколько я могу судить.
В нашем распоряжении есть несколько журнальных отчётов, предоставленных Александром Кульчицким, а также несколько фильмов на дисках МФК из архива клуба историков. Судя по ним, ещё в тридцатые годы некоторые соревнования для путешественников назывались по-своему, но уже после войны они стали называться только ралли.
К более ранним соревнованиям для путешественников можно отнести:
- 1000-мильный пробег 1900 года в Великобритании,
- туры Глиддена в США,
- туры принца Генриха в Германии,
- "Турист Трофи", Шотландские и другие пробеги в Великобритании,
- ралли "Монте-Карло" во Франции.
К моменту появления ралли "Монте-Карло" подобные соревнования, насколько можно судить, в Британии стали обычным делом, потому что гонки там проводить нельзя было, зато автомобилисты могли беспрепятсвенно участвовать в пробегах. думается, что в них они отводили душу, не имея возможности состязаться в чистой скорости.
Далее в этой теме я буду выкладывать имеющиеся материалы о ранних соревнованиях для путешественников. Пока можете задавать вопросы.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Александр Кульчицкий --- 4. Володя, интересовался ли материалами о ралли 30-х наш штатный специалист по этой дисциплине? Мне до сих пор не дает покоя вопрос о том, как триалы-ралли выделились (трансформировались) в самостоятельный вид - ралли. Во всяком случае пока мне это так представляется.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Владимир Коваленко ---Ты про Аню? Надо её спросить, интересно ли ей это.
Зато лично мне очень интересно. Сейчас как раз читаю главу книги Сэмми Дэвиса, в которой он описывает своё участие в пробегах. Мы ещё поразбираемся в этой теме.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Александр Кульчицкий ---То, что этим временами интересуешься ты, я знаю. А вот интересно ли это еще кому-то? Это интересно мне. Кстати, только что оформил заявку на копии из "Мотора" за январь-февраль 1934 года с большим количеством материала о ралли МК и РАК (КАК) ралли. Но это ралли в чистом виде, если так можно сказать, а не симбиоз триала и ралли.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Владимир Коваленко ---Именно поэтому я полагаю, что речь надо вести не столько о триалах и ралли, ибо эти названия уже прочно ассоциируются с конкретными видами соревнований, сколько о соревнования для путешественников, которые существовали в довольно разнообразных проявлениях, но общим было одно: движение по дорогам общего пользования на серийных автомобилях.
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Александр Кульчицкий ---
Не совсем. Просто всегда надо понимать и помнить о том, что значение терминов со временем меняется. Если мы сегодня говорим "триал", то надо помнить о том, что в 30-е годы значение этого термина было совсем другим: это и триал в сегодняшнем понимании этого слова и другие виды соревнований типа ралли. Например, просматривая AAZ, я в разных номерах регулярно наталкивался на мероприятие типа 2000-км пробега по Германии, на которое почти не обращал внимания, посколько счел его малоспортивным мероприятием типа английского конкурса элегантности или конкурса кемперов. Но на днях наткнулся на упоминание об этом пробеге в английском журнале 1933 года, где оно именуется триалом. Прошу рассматривать это не как какие-то выводы, а просто как информацию к размышлению.
Кстати, именно поэтому, на мой взгляд, когда мы говорим о гонках 50-х годов, входивших в зачет "Чемпионата мира гонщиков", не очень корректо называть их "Чемпионатом формулы 1". Конечно, я не так строго отношусь к этому как Володя, но мой слух это режет тоже.
--- Конец цитаты ---
В принципе, можно все соревнования для путешественников называть пробегами.
Я понимаю, что одни и те же слова в разное время означали разные явления. Собственно, я сам уже всех достал объяснениями того, что та же "Формула-1" сейчас и тогда - это совершенно разные вещи. То же самое касается и слова "ралли". Ралли "Монте-Карло" в 1911 и 2007 годах - АБСОЛЮТНО разные соревнования. В них нет практически нечего общего. Кроме слова "ралли". В наше время мало кто изучает суть явлений, а больше ориентируются на то, что сразу бросается в глаза - на сходство слов в названиях.
Надо над терминологией поработать, чтобы определить имена для самостоятельных явлений, и чтобы соблюдался баланс между полнотой ретроспективного взгляда на события и существовавшими в то время понятиями.
Анна Левина:
гм. к вопросу о терминологии.... триал и ралли (по крайней мере сейчас) совершенно разные виды...
Владимир Коваленко:
В том-то и проблема в понимании того, что происходило ТОГДА. Современная терминология почерпнута из истории, но сами явления изменились настолько, что всё перепуталось.
Тогда были соревнования, которые можно было назвать пробегами, и по-английски это называлось trial. Вероятно, когда в Монако придумывали свой пробег, его решили описать как rallye (rally - это английский вариант), что, в принципе, должно тоже означать что-то типа пробега. По крайней мере, разного рода шествия и демонстрации в наше время тоже называют "раллями".
То есть точной терминологии не существовало, а наиболее интересные или подходящие названия приживались, что в наше время вызывает иллюзию того, что это были разные явления.
Вот, скажем, гонка на "большой приз" 1906 года и гонка на приз кайзера Германии 1907 года - практически близнецы-братья. Но гран-при нынче превозносят до небес (зачастую не понимая, о чём идёт речь), потому что это название было раскручено, схранилось до сих пор и поддерживается в товарном виде, а о немецкой гонке знают только специалисты-историки.
Владимир Коваленко:
В книге Джеорджано о спортивных автомобилях есть неплохой рассказ о немецких турах Геркомера с 1905 по 1907 и принца Генриха с 1908 по 1911 годы:
Эти соревнования плохо представлены в интернете. Но вот немного статистики по первому туру Геркомера 1905 года есть у Дэррена Гэлпина: Herkomer Trial.
В англоязычных источниках можно встретить частые упоминания о последнеи туре принца Генриха, 1911 года, потому что его маршрут лежал в Англию, участники посетили "Бруклендс", и среди них был сам Артур Конан-Дойл.
Навигация
Перейти к полной версии