Серёжа, вы тут рассуждали на тему названия "Турист Трофи", а с этим надо быть осторожнее, потому что в современном автомотоспорте традиционные названия используются больше для понтов и практически не несут первоначальных смысловых оттенков.
Как, например, можно определить смысл "гонок типа "Турист Трофи""? Вот ассенская гонка несёт в своём названии "Турист Трофи", но какой в этом смысл? Чем сами гонки отличаются от других этапов мирового первенства? Абсолютно ничем. Подобные названия используют исключительно для придания пущей значимости. Это зрителям и стоит, я думаю, объяснить.
А что касается происхождения названия, то тут ключевой момент - это совершенно незнакомое современному человеку обстоятельство, которое отброшено традиционной трактовкой истории. В начале ХХ века дальние поездки на автомобилях были сопряжены со значительно более серьёзными трудностями, нежели теперь: и дороги тогда были хуже, и топливо не продавали на каждом углу, и сами автомобил были довольно ненадёжными, и уровень их комфортабельности был весьма невысок. Людям, отважившимся на междугородние поездки, требовался серьёзный набор навыков, если они хотели добраться до места назначения и затем вернуться домой.
Именно такие путешественники объединялись в автоклубы и придумывали состязания не столько на чистую скорость, сколько на проявление пользовательских качеств. Эти соревнования носили самые разнообразные формы и в дальнейшем породили сразу несколько самостоятельных видов автомобильного и мотоциклетнго спорта.
Именно слово "поездка" (tour) стало исходным сразу для нескольких автоспортивных терминов, которые в наше время используются без особого смысла.
В частности, это пресловутый "туринг". Touring car пятьдесят лет назад не означало "автомобиль класса "туринг"", как это называют сегодня, а это было что-то типа "автомобиль для дальних поездок", потому что у него должны были быть определённые приспособления для удобства дальних переездов и перевозки багажа.
Tourist Trophy - это "приз для путешественника". На самом деле первые гонки на острове Мэн уже имели уклон в состязания на максимальную скорость, хотя по тем временам такие пункты правил, как использование только обычных дорожных автомобилей и учёт расхода топлива, уже отбрасывали соревнование в сторону от уже сформировавшегося типа чистых автомобильных гонок на скорость на специально подготовленных автомобилях.
Со временем "туристические" элементы в "Турист Трофи" отменялись. В Данроде в конце двадцатых сразу же было принято "ле-мановское" правило о подъёме складывающейся крыши, а в Гудвуде в пятидесятые поднимать уже было нечего.