Тема навеяна проблемами, возникающими при оформлении таблицы гонок определённых сезонов, но на самом деле она несколько шире. Её "идейная" часть касается различий разных гонок по формату их проведения и тому статусу, который им был официально присвоен компетентными органами или фактически появился в результате сложившихся обстоятельств.
Обратите внимание на то, что известная нам книга Дага Ная посвящена автомобилям не какого-то класса, а автомобилям гонок гран-при. В ней перечислены и такие автомобили, которые никогда не принимали участие в этапах ЧМ. Это более корректный подход к истории, нежели вычленение из общего числа гонок т.н. "Формулы-1". Необходимо признать, что при всём уважени к Шелдону, проделавшему гигантскую работу, которую трудно переоценить, он также пошёл на поводу у нынешнего положения вещей и посвятил свои книги только гонкам в классах Ф-1 и Ф-2. В репортаже об одной из гонок Ф-1 он описал её как абсурдно короткой для Ф-1 (что-то около 5 кругов где-то в Снеттертоне). Реальность заключается в тезисе, которым я уже всех достал, но не высказывать его невозможно. Тогда не было "Формулы-1", тогда был лишь класс "формула-1", в котором провести гонку мог любой желающий, и любой желающий мог принять участие. Автоклубы проводили клубные гонки для своих членов или организовывали мероприятия для зарабатывания денег или привлечения внимания к своей деятельности (да и наверняка просто из любви к искусству). Пригласить на гонку звёзд хотя бы национального масштаба было проблематично, поэтому участники в основном располагали разношёрстной техникой, которую лучше всего было свести в свободный класс, который мы описываем как свободную формулу. Эти гонки зачастую и были гвоздём программы, а остальные - второстепенными номерами или даже фактически гонками поддержки. Поэтому некий автоклуб мог объявить о гонке в классе Ф-1, но осознавал, что заявочный список будет отнюдь не внушительным, и сразу отводил этому заезду второстепенную роль, несколько кругов в расчёте на 15-20 минут.
В свете нынешнего существования "Формулы-1" в большой буквы как Явления также с большой буквы тогдашние гонки в классе Ф-1 воспринимаются как так же что-то из ряда вон выходящее. Надо иметь в виду, что это неправильно. Как правильно, я пытаюсь понять и буду делиться результатами своих идейных исканий. Ежели кто добавит, буду очень признателен.
Выше я говорил о мультигоночных мероприятиях, которые были крайне популярны в Великобритании. Подозреваю, что только там они получили наибольшее распространение. В других странах формат мероприятий включал в себя одну или несколько гонок поддержки и основную гонку.
У этой гонки был определённый статус. Высший статус - "гран-эпрёв". Я не знаю, каким образом он присуждался той или иной гонке. На "Ностальгии" был разговор об этом, и прозвучали лишь предположения о том, что это понятие появилось с первими чемпионатами мира середины 20-х годов, и такой статус получали самые престижные гран-при, которым выпадала честь стать этапами ЧМ. В дальнейшем этот статус получали просто самые престижные гран-при. Официально? Или в перерывами между ЧМ 1925-27 гг. и ЧЕ 1935-1939 гг. это понятие офоциально не использовалось как не имеющее конкретного применения (определения гонок-этапов чемпионатов)?
В конце 40-х - начале 50-х это понятие иногда ещё употреблялось журналистами опять-таки для описания престижных гонок, а потом этапов ЧМ.
Если не считать "гран-эпрёв", самый престижный статус гонок в течение почти 100 лет - это "большой приз", гран-при. По задумке, насколько я понимаю, это было нечто такое... ну такое вот... крутое! Хотя вполне возможно, что французы просто придумали какое-то хорошо звучащее название для главной гонки года, которую они хотели противопоставить "Кубку Гордон-Беннетта". Это был приз АКФ, но не просто приз. Он был либо большим в прямом смысле этого слова, либо в переносном - имевшим особое значение. Подозреваю, что верен второй вариант, потому что идею быстро подхватили американцы, русские и все прочие. Их "большие призы", насколько я могу судить (тот период ещё не изучал), были действительно масштабными мероприятиями, имевшими идеалистическую цель не просто поразвлекать зрителей, но выявить лучший автомобиль (роль гонщика тогда, однако, была не так велика). Раз так, то все последующие "большие призы" должны были отвечать каким-то достаточно выскоим требованиям сложности, протяжённости, продолжительности. Обычно это была дистанция не менее 500 (позже 300) км. Более протяжённые гонки относились к гонкам на выносливость, и суть их была совсем иной. Не все гран-при отвечали этим требованиям, и хотелось бы понять, почему их организаторы претендовали на высокий статус и не могли или не хотели обеспечить полное соответствие правилам. А насколько эти правила вообще были, как бы сейчас выразились, легитимны? И если одни могли себе позволить для пущего престижа назвать 200-километровую гонку "большим призом", а другие - нет.
И вот если не могли или не хотели, то это всегда были относительно короткие гонки. Якобы гонка гран-при не могла состоять из нескольких заездов, и если организаторы хотели для повышения зрелищности устроить два предварительных заезда с финалом, они не могли претендовать на статус гран-при.
Такие гонки могли называть как угодно, а могли и не называть никак. Именно последнее утверждение я пытаюсь проверить в отношении гонок с названиями типа "Circuit de ...". Подозреваю, что это придумали историки, а в те времена названиям гонок не присваивали названия трасс.
Вот краткие выкладки по "идейной" части. Статистическая часть темы касается как раз мультигоночных соревнований.
Я хочу придумать наилучшее оформление их в общей таблице гонок. Допустим, Шелдон даёт некую гонку Ф-1 в Гудвуде, эта же гонка фигурирует и Клауда и Гэлпина. Я вношу её в таблицу. У Орнердаля есть гонка Ф-2 там же и тогда же. В таблицу она попадает типа как гонка поддержки (ну Ф-1 всё-таки явно круче, чем Ф-2). В "ностальгической" теме о гонках СФ присутствуют сразу несколько гонок в свободном классе, причём выясняется, что одна из них - вообще гвоздь программы, а остальные - некие гандикапы. Допустим, характеристику гонки Ф-2 как гонки поддержки убираем, и гонками СФ дополняем таблицу. Смутное сомнение приводит нас на сайт со статистикой гонок спортивных автомобилей. И там есть гонка в Гудвуде в тот же день. Добавим. Картину в итоге довершает заезд на 500-кубовых машинах. Если попросить кого-то из обдладателей периодики тех лет или программки соревнований, они приведут полный список, который может дополниться мотогонками и ещё чем-нибудь. Получившийся фрагмент таблицы выглядит уже как-то нехорошо. Получается, что в ней каждая строчка почти что равнозначна строчке с Гран-при Великобратании, например. Хочу попробовать вносить все гонки данного соревновательного дня вот именно таких мультигоночных мероприятий в одну строку.
Если и другие форматы. Например, я упоминал формат с основной и гонками поддержки. Если последних несколько, то их тоже все можно определить в одну строчку, а основную гонку - отдельно.
Наконец, есть и такие гонки, в которых малый класс стартовал одновременно с главным, но чуть позади, чтобы на старте не мешать. Для малого класса существовал отдельный зачёт, но я пришёл к выводу, что это именно одна гонка с разными зачётами, поэтому её надо оформлять как одну гонку, а в поле для класса автомобилей перечислить основной и малый классы.
Правда, при этом могут возникнуть осложнения с гонками с общим зачётом для двух или большего числа конкретных классов машин. Это, допустим, все случаи "гонок двух миров". Бывали подобные случаи и в послевоенной Германии.
В общем, если кто сможет переварить такое многословие, пишите замечания и предложения, а я ещё поробую рассуждения о таблицах проиллюстрировать.