Всё упирается опять-таки в трактовку: Сталин - президент России?
Основное внимание в старых книгах уделялось не зачётным гонкам, о "гран-эпрёв", которые - о чудо! - одновременно оказывались зачётными для чемпионата мира. В те времена люди просто так мыслили - для них индивидуальный престиж и традиции отдельных гонок значили больше, чем тот факт, что эти гонки входили в зачёт мирового первенства.
Это вопрос атмосферы вокруг рассматриваемых явлений. Сейчас "Формула-1" - это пуп Земли, у болельщиков тщательно создаётся ощущение, что кроме "Формулы-1" ничего не существует и в прошлом ничего также не существовало.
Это не заговор, отнюдь, это обычный процесс привлечение максимального внимания к тому, что ты хочешь продать.
Кстати, мне бы очень хотелось посмотреть на твои книги пятидесятых и шестидесятых. У меня на руках есть книга 1980 года издания, то есть вышедшая до создании серии "Формула-1", и в ней ещё нет современного деления автоспорта на "что-то, может, и было до 1950 года" и "супер-пупер "Формулу-1" с 1950 года, ура!!!!!!!!". Там одинаково подробно разобраны как пятидесятые с шестидесятыми, так и более ранние периоды, причём, как это и воспринималось именно тогда, в тексте одновременно присутствовали гран-при, гонки на выносливость и тому подобные престижные соревнования. Рассказывается о гонщиках разных периодов, и для тех гонщиков, которым довелось выступать до и после 1950 года, статистика дана общая без какого-либо намёка на недостойность их достижений до 1950 года.
Вот это правильное восприятие истории.
Я думаю, что принципиально мало что может измениться в изменения этого восприятия сейчас, потому что слишком много сил заинтересовано в том, чтобы оставить ситуацию как есть, чтобы не уменьшить продажи, но это - опять-таки - не заговор, просто потребуется какое-то время на то, чтобы хотя бы небольшая часть болельщиков смогла отвлечься от навязчивой традиционной трактовки и проникнуться именно тем восприятием автоспорта, которое существовало десятки лет назад.
Кстати, тут будет уместно сказать, что, в принципе, определённая логика в навязывании схемы "Формулы-1" есть, потому что людям всегда хочется видеть всё самое-самое. Своё самое-самое было и в прошлые годы, просто поскольку автоспорт не был разбит на серии, были восприятие гонок по их статусу и престижу. То есть в головах у людей было понимание, что есть гонки гран-при - это "самые-самые" гонки. Из них "самыми-самыми" были "гран-эпрёв", где собираются все сливки автоспортивного общества, а в простых гран-при можно было увидеть только некоторых представителей "высшей касты". Все те же самые лица можно было увидеть и на таких самых престижных гонках спортивных автомобилей или на выносливость, как "24 часа Ле-Мана" или "Миле Милья". То есть люди воспринимали престиж этих гонок по тому составу участников, который в них мог собраться.
В современном автоспорте это невозможно в принципе, потому что всё разделено на замкнутые на себя серии. Поэтому я и полагаю, что этапы "Формулы-1" - это гран-при только по названию, это коммерческая традиция. Эти гонки глухо закрыты для участия разных гонщиков. Нельзя сказать, что эти гонки самые-самые, потому что в них можно увидеть самых-самых гонщиков. В них можно увидеть только тех, кто смог пробиться. Поэтому по сути это не гран-при, это просто этапы серии.
Это очень сильно отличается от гонок до 1981 года. Можно заметить, что действительно многие традиции гонок гран-при исчезли с создание "Формулы-1" в 1981 году и подписанием первого Договора Согласия. Последний классический гран-при прошёл в 1980 году - это был Гран-при Австралии. После 1981 года команды перестали иногда выставлять на гонки третий автомобиль для какого-нибудь новичка или временно вернувшегося гонщика. Последними, возможно, были Жиль Вильнёв на "мак-ларене" и Найджел Мэнселл на "лотосе". Команды перестали пропускать гонки, чтобы доводить свои машины (такое даже в семидесятые практиковала "Ферарри"), потому что Договор Согласия подразумевал обязательное участие во всех гонках (принцип коммерческой гоночной серии).
В 1981 году многое действительно перевернулось.