Форум истории автоспорта > История
История расстановки на старте
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Января 11, 2015, 01:49:46 ---И еще, можно заметить, что выстраивание в одном месте, а старт с другого, были вполне распространенными в те времена и назывались "dummy grid".
--- Конец цитаты ---
А как можно перевести dummy grid? Предстартовая решётка? Я вдруг обнаружил, что никогда не видел фотографий подобных ситуаций. Или, по крайней мере, не осознавал, что это и есть такой случай. Монако-72 не считаем. Судя по репортажам, всех собирали на стартовой прямой чуть дальше стартовой решётки, а потом двигали вперёд.
Олег Сидоров:
Dummy grid (формировочная, предстартовая, подготовительная и т.п.) была впервые использована в Уоткинс-Глене в 1963 году из соображений безопасности по инициативе ГПДА.
Судя по постам на TNF в автоспорте эта процедура использовалась и до этого.
(Пост Фернера в теме про 50-е: http://forums.autosport.com/topic/109587-milwaukee-mile-and-the-maserati-in-the-mid-50s/#entry4410624)
Причём формировочная решётка использовалась не только как элемент повышения безопасности, но как организационная процедура для уменьшения пауз между заездами проходившими на одной трассе друг за другом. Пока одна гонка заканчивалась, машины, стартующие в следующей гонке, заранее расставлялись в стартовом порядке на формировочной решётке и после завершения текущего заезда, по команде организованно выезжали на трассу к месту старта.
(http://forums.autosport.com/topic/93148-personal-photos-of-australian-motor-racing-50s-to-70s/page-164#entry6524527)
В Уоткинс-Глене же за минуту до старта по сигналу машины должны были своим ходом поехать с формировочной на стартовую решётку. Эта процедура снижала риски возникновения инцидентов с заглохшими на стартовой решётке машинами.
С 1964 года использование формировочной решётки было закреплено в правилах.
В спортивном регламенте Ф1 2016 термин "dummy grid" не используется (ст.35-36 "Решётка" (Grid) и "Стартовая процедура" (Starting procedure)). http://www.motorsport-total.com/f1/SportlichesReglement-2016.pdf
Однако Джеймс Аллен, Адам Купер, Марк Хьюз и другие журналисты свободно используют этот термин.
https://www.jamesallenonf1.com/2015/08/analysis-why-f1-drivers-will-struggle-to-get-it-right-with-new-rules-on-starts/
https://adamcooperf1.com/2015/07/09/fia-confirms-start-clampdown-with-restrictions-for-belgian-gp/
http://www.skysports.com/f1/news/32420/9953920/starting-afresh-in-f1-why-the-sport-has-changed-its-start-procedures
Нико Росберг после ГП Германии'16: “I don’t really understand what happened. It was close to perfect off the dummy grid. I did the same thing and the clutch was over-engaged so I got wheelspin.”
Феттель после ГП Бельгии'15: "...having the engineer advise the driver on where to set the clutch bite point after making a getaway from the dummy grid..."
Использование термина в документах FIA:
- "Drivers slow away from the dummy grid regaining positions" - инструкция гоночного судьи ФИА (http://www.msaevents.co.uk/COMPLETE_2012_Startline_Briefing_Notes.pdf)
- "Tyre change are only permitted within the pit area including the working area of the pit lane and on a dummy grid." - спортивный регламент Японской Ф3 2015 (http://www.jaf.or.jp/msports/rules/image/2015f3_rules-e.pdf)
- "Late arrival at the dummy grid/holding area" - спортивный регламент ЧМ по ралли-кроссу 2016 (www.jaf.or.jp/msports/rules/image/2015f3_rules-e.pdf)
- "At the end of this lap they will stop on the dummy grid in starting order with the ready-to-move deactivated." - спортивный регламент Формула-Е 2014 (http://current-e.com/wp-content/uploads/2014/12/FIA-Formula-E-Championship-2014-Sporting-Regulations-Published-on-12.12.2014.pdf)
Сергей Мингазов:
Олег отлично всё изложил.
Приложение J 1973 года:
--- Цитировать ---e) The battery must be capable of starting the engine at least twice. However, it wlll be possible to start the engine in the pits or on the dummy grid with an external power source. In that case, the starter socket must be Installed at the rear of the car and must face rearwards. If male sockets are used, they must be recessed and be provided with a cover.
--- Конец цитаты ---
1978 года:
--- Цитировать ---6) Starting: The starting of F1, F2 and F3 engines is authorised both on the dummy grid and in case of a stop at the pit with the help of a supplementary source of energy which will be temporarily connected to a proper coupling fixed on the car.
--- Конец цитаты ---
1980 год, спортивный регламент Чемпионата мира:
--- Цитировать ---b) Start procedure
1) 20 minutes before the starting time announced for the race, the cars will leave the pits to cover a reconnaissance lap. At the end of this lap, they will stop on the dummy grid opposite the main stands in their starting order with their engines stopped.
...
3) b) 3 minute board. Everybody except the drivers, officials and team members using external energy sources will leave the dummy grid.
3) c) 1 minute board. The engines will be started by their starters with the driver sitting in the car, or if necessary by means of an external energy source. Team members will then leave the dummy grid.
3) d) 30 second board. After this has been shown, a green flag will be displayed at the front of the dummy grid to show that the cars must advance and cover a complete lap of the circuit while remaining in their starting order, the driver starting in pole position playing the role of leader. Passing is forbidden during this lap.
--- Конец цитаты ---
1982 год, спортивный регламент уже "Формулы-1":
--- Цитировать ---C) Starting procedure
1) 30 minutes before the starting time announced tor the race, the cars will leave the pits to cover a reconnaissance lap. At the end of this lap, they will stop on the dummy grid opposite the main stands in their starting order with their engines stopped.
3) b) 3 minute board. Everybody except the drivers, officials and team members using external energy sources will leave the dummy grid.
c) 1 minute board. The engines will be started by their starters with the driver sitting in the car, or if necessary by means of an external energy source. Team members will then leave the dummy grid
d) 30 second board. After this has been shown, a green flag will be displayed at the front of the dummy grid to show that the cars must advance and cover a complete lap of the circuit while remaining in their starting order, the driver starting from pole position playing the role of leader. Passing is forbidden during this lap.
...
Article 14--General Safety Discipline
g) Every time that a car stops during the race and practice be it voluntarily or not, the engine must be started by the starter. The use of an external source of energy is allowed only in the pits and on the dummy starting grid.
--- Конец цитаты ---
Дополню, что под dummy grid, вероятно, подразумевается вообще любое отдельное предварительное построение машин непосредственно перед стартом. В узком смысле - это три варианта построения:
а) построение на "боевой" решетке перед началом "прогревочного" круга;
б) построение на отдельной, недалеко отстоящей, решетке для подготовки перед гонкой (пример: https://www.youtube.com/watch?v=uKb9FixAFjw); и в ралли-кроссе (по крайней мере, мировом) такая решетка до сих пор используется, хотя и не упоминается в регламенте (там процедура старта начинается уже на "боевой"решетке - очевидно, сейчас процедуру выезда в регламент включать уже не требуется, в случае чего комиссары на пальцах покажут). Там короткие гонки и, пока одна группа гоняется, вторая уже выстраивается на решетке в аппендиксе трассы. И как только трасса освобождается, вторая группа перекатывается буквально тридцать-пятьдесят метров до "боевой решетки" и уже оттуда стартует с флагом, транспортерами и т.п.
в) построение где-нибудь вне трассы для предварительных мероприятий, после которых все выезжают на старт. "Гугл" мне говорит, что такое практикуется в картинге.
Владимир Коваленко:
В 1968 году расстановка на старте гонки Ф2 вокруг озера Энна на Сицилии была с очень большими интервалами между рядами (по 75 м), чтобы избежать кучкования участников и минимизации опасной практики слипстрима.
Владимир Коваленко:
"Большой приз Рима" формулы №2 27.10.1968:
--- Цитировать ---The organisers introduced a novel scheme in arranging the grid for, instead of grading drivers by their fastest lap, they picked the three fastest laps for each driver during the long practice session and averaged the time out. Not only does this method cut by two-thirds a time-keeping error, but it also gives an advantage to the consistent driver rather than one who can record just one quick lap.
--- Конец цитаты ---
http://www.motorsportmagazine.com/archive/article/december-1968/46/rome-grand-prix
Навигация
Перейти к полной версии