Форум истории автоспорта > Исследовательская лаборатория

Перевод аббревиатур

<< < (11/21) > >>

Влад Шайхнуров:
Так ведь я же не против перевода. Я лишь хочу объяснить, что нельзя или невозможно перевести 100%:
- "ЛедиБыстрая Палка", "Народный автомобиль", "Землепроходец-Исследование", кнопка "пни-вниз";
- не Капелли, а Волосы; не Джузеппе Фарина, а Джузеппе Мука; не Луиджи Фаджиоли, а Луиджи Фасолевый; на "Смит и Вессон", а "Кузнецов и Вессон";
Я все перевел! Никто не сможет обвинить меня в безграмотности и/или неумении пользоваться словарем. Я даже итальянские слова знаю.

Попробуйте правильно транскрибировать "Grooninsje Kijkeshop" с более-менее голландским звучанием. Да так, чтоб голландец не умер со смеху, а наш соотечественник, повторив написанное нами в Голландии, не был послан к логопеду, окулисту и ЛОРу. Что все-таки надо делать? Транскрибировать так, как предписывают советские словари, заранее зная, что это неправильно? Вопрос-то стоит в том, чего мы пытаемся добиться? Перевести все подряд? Сделать так, что никто не заподозрил нас в безграмотности? Переводить до какой степени? Транскрибировать или транслитерировать?

Перевод обязателен, но не во всех 100%. Я считаю, что не стоит переводить буквенные индексы, дабы не сбивать читателя с толку. Я не зря привел в предыдущем сообщении индексы немецких автомобилей. Нельзя переводить также и всевозможные Edition 10, BlueEfficicence и т.д., поскольку это зарегистрированные торговые марки и имена. А "Эдишн 10" и "ГолубаяЭффективность" компания "Мерседес-Бенц" не регистрировала. Т.е. я перевожу все, что можно. Но, уперевшись в описание фольксвагеновской системы "ЧетыреДвижения" пишу: "Фольксваген Гольф 4Motion", а в скобках объясняю, что я не перевел не потому, что безграмотный.

Или вот, цитата из письма Центробанка по правилам оформлению документов: "2. То же самое правило распространяется и на перевод английских форм собственности, с единственной поправкой: формы собственности не транслитерируются, а остаются на языке оригинала.
Например: Honda Motor Co., Ltd. - Honda Motor Co., Ltd. "

Был такой фильм в свое время, "Самые быстрые в мире" назывался. По сути - набор грузинских анекдотов. Одна из историй начинается  с того, что рано утром деревню будят чьи-то крики. Все сбегаются к высоченному дереву без единой ветки на стволе. На самой верхушке сидит мужик и истошно просит снять его. Народ обескураженно чешет затылки. Тут прибегает самый активный, быстренько засучивает рукава. "Так, несите длинную веревку!" С двадцатого раза э-э-э-эх! Закинули, поймал мужик конец веревки. И с криками "Ииииии, взяяяяяяяяяли!" дергают веревку. Ясно, тот падает вниз, лижит-хрипит. Сейчас тот самый активный чешет затылок: "Странно...неделю назад точно так же мужика из колодца спасли!"

Я к тому, что не существует правила, которое оговаривало бы 100% наших действий. Попытка найти рецепт 100% успеха безнадежна по сути своей. Надо смириться с исключениями, а не повторять как мантру "Это все попытка скрыть свою безграмотность!"

Должен ехать, мыслей еще много, но "цигель-цигель-ай-лю-лю".

Владимир Коваленко:
Влад, у меня на это есть другая мантра: мы всё это давно и много раз обсуждали. Просто так получилось, что ты этого не видел. Поэтому пишешь о том, на что давно есть если не ответы, то, по крайней мере, мнения.



--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 20, 2015, 00:10:38 ---1. Так ведь я же не против перевода. Я лишь хочу объяснить, что нельзя или невозможно перевести 100%:
- "ЛедиБыстрая Палка", "Народный автомобиль", "Землепроходец-Исследование", кнопка "пни-вниз";
- не Капелли, а Волосы; не Джузеппе Фарина, а Джузеппе Мука; не Луиджи Фаджиоли, а Луиджи Фасолевый; на "Смит и Вессон", а "Кузнецов и Вессон";
Я все перевел! Никто не сможет обвинить меня в безграмотности и/или неумении пользоваться словарем. Я даже итальянские слова знаю.

2. Попробуйте правильно транскрибировать "Grooninsje Kijkeshop" с более-менее голландским звучанием. Да так, чтоб голландец не умер со смеху, а наш соотечественник, повторив написанное нами в Голландии, не был послан к логопеду, окулисту и ЛОРу. Что все-таки надо делать? Транскрибировать так, как предписывают советские словари, заранее зная, что это неправильно? Вопрос-то стоит в том, чего мы пытаемся добиться? Перевести все подряд? Сделать так, что никто не заподозрил нас в безграмотности? Переводить до какой степени? Транскрибировать или транслитерировать?

3. Перевод обязателен, но не во всех 100%. Я считаю, что не стоит переводить буквенные индексы, дабы не сбивать читателя с толку. Я не зря привел в предыдущем сообщении индексы немецких автомобилей. Нельзя переводить также и всевозможные Edition 10, BlueEfficicence и т.д., поскольку это зарегистрированные торговые марки и имена. А "Эдишн 10" и "ГолубаяЭффективность" компания "Мерседес-Бенц" не регистрировала. Т.е. я перевожу все, что можно. Но, уперевшись в описание фольксвагеновской системы "ЧетыреДвижения" пишу: "Фольксваген Гольф 4Motion", а в скобках объясняю, что я не перевел не потому, что безграмотный.

4. Или вот, цитата из письма Центробанка по правилам оформлению документов: "2. То же самое правило распространяется и на перевод английских форм собственности, с единственной поправкой: формы собственности не транслитерируются, а остаются на языке оригинала.
Например: Honda Motor Co., Ltd. - Honda Motor Co., Ltd. "

5. Я к тому, что не существует правила, которое оговаривало бы 100% наших действий. Попытка найти рецепт 100% успеха безнадежна по сути своей. Надо смириться с исключениями, а не повторять как мантру "Это все попытка скрыть свою безграмотность!"

Должен ехать, мыслей еще много, но "цигель-цигель-ай-лю-лю".

--- Конец цитаты ---


1. А кто спорит? Кто призывает переводить всё, даже фамилии? Где, когда? Никто этого не предлагает. Мы в такие крайности никогда не бросаемся. Нельзя додумывать от себя.


2. Голландское звучание не нужно в русском языке. Мы говорим по-русски здесь, нам всё равно, как воспринимают это голландцы, лопаюся они от смеха или нет. Голландец услышит один "смешной" перевод из миллиона. И что, нам из-за этого париться?


3. Вот над этим и стоит работать. Моя позиция: надо стараться переводить всё, к исключениям относить только то, что по определённым критериям не может быть реализовано. Я сейчас не могу назвать эти критерии, но они будут. То есть переводить надо всё, кроме самого сложного. Оппоненты выступают за то, чтобы не переводить ничего, даже самое простое. Вот и почувствуй разницу.


4. Деловая переписка - это отдельный вопрос. С юридической точки зрения важен каждый знак. Но мы туда и не лезем.


5. Всё верно, никто с этим не спорит. А безграмотность - это когда человек не хочет заглянуть в атлас и увидеть, что Sebring - это Сибринг, а Daytona - это Дейтона; когда главным при написании знаков препинания для него является не связь слов в предложении, а паузы, который он делает, говоря это предложение; когда слова выделяются большими буквами не по принципу кникальности, а по принципу значимости данного конкретного предмета для данного конкретного человека. И это происходит вокруг нас всё время.

Сергей Мингазов:

--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 19, 2015, 12:52:55 ---Проблемы начинаются в частных случаях. Переведи мне на русский названия моделей "Мерседес-Бенц":
- C350 BlueEfficiency;
- S350;
- G500;
- CLK350;
- SLK350;
- SLS AMG Black Series;
- GLC350 First Edition;
- ML500 4Matic Edition 10;

--- Конец цитаты ---
"Мерседес-Бенц" C350 "Синяя эффективность"
"Мерседес-Бенц" S350
"Мерседес-Бенц" G500
"Мерседес-Бенц" CLK350
"Мерседес-Бенц" SLS AMG черной серии
"Мерседес-Бенц" GLC350 первого выпуска
"Мерседес-Бенц" ML500 с системой "4-матик" 10 выпуска.

"Мерседес-Бенц" - устоявшееся название марки. Индексы моделей можно было бы транслитерировать, но поскольку в данном случае - при большом их количестве - это может создать путаницу, то их можно оставить латиницей. Оговорюсь, что я не специалист здесь, поэтому могу неправильно понимать назначение систем, маркетинговые цели названий и прочее. И еще: в технической документации на эти машины, так же как в общении специалистов, могут применяться названия на латинице и даже производные от них (ну, к примеру, "пришли мне пять млшек фоматик") - если им это необходимо, это возможно и допустимо.


--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 20, 2015, 00:10:38 ---Так ведь я же не против перевода. Я лишь хочу объяснить, что нельзя или невозможно перевести 100%:
- "ЛедиБыстрая Палка", "Народный автомобиль", "Землепроходец-Исследование", кнопка "пни-вниз";
- не Капелли, а Волосы; не Джузеппе Фарина, а Джузеппе Мука; не Луиджи Фаджиоли, а Луиджи Фасолевый; на "Смит и Вессон", а "Кузнецов и Вессон";
Я все перевел! Никто не сможет обвинить меня в безграмотности и/или неумении пользоваться словарем. Я даже итальянские слова знаю.
--- Конец цитаты ---
Ну это уже перегиб.
 - Имена и фамилии никогда не переводятся, и в названии марок тоже. Прозвища или "говорящие" имена персонажей (для примера, Bilbo Baggins) - на усмотрение переводчика, переводятся или транскрибируются.
 - Разумеется, невозможно переводить всё, я потому и привел пример. Часто приходится транскрибировать или транслитерировать. Поэтому "Леди спид стик", "кик-даун". И есть устоявшиеся названия, такие как "Фольксваген" или "Лендровер".
Всё это нормально и вовсе не дает повода писать названия на латинице.


--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 20, 2015, 00:10:38 ---Попробуйте правильно транскрибировать "Grooninsje Kijkeshop" с более-менее голландским звучанием. Да так, чтоб голландец не умер со смеху, а наш соотечественник, повторив написанное нами в Голландии, не был послан к логопеду, окулисту и ЛОРу. Что все-таки надо делать? Транскрибировать так, как предписывают советские словари, заранее зная, что это неправильно? Вопрос-то стоит в том, чего мы пытаемся добиться? Перевести все подряд? Сделать так, что никто не заподозрил нас в безграмотности? Переводить до какой степени? Транскрибировать или транслитерировать?
--- Конец цитаты ---
Если есть возможность нормально и адекватно для понимания читателя переводить - то переводить. Если нет такой возможности - транскрибировать или транслитерировать, на выбор. Многое зависит от задач и средств автора, тут нет твердых догм.

"Grooninsje Kijkeshop" - смотря что это такое. Если это магазин часов, принадлежащий семье Groonins, то название нужно переводить: "Магазин часов Гронинсов" или как-то так. Если это просто бессмысленное название, то его нужно транскрибировать: "Гронинсже кайкешоп" или как-то так, лень смотреть в справочники. 100% попадания в диалект той местности добиться невозможно, это само собой разумеется. Но если не переводить и не транскрибировать, а оставить название в оригинале, то как раз голландец этого никогда не прочитает (текст-то русский), а наш соотечественник как раз сломает язык, пытаясь прочитать латиницу.


--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 20, 2015, 00:10:38 ---Перевод обязателен, но не во всех 100%. Я считаю, что не стоит переводить буквенные индексы, дабы не сбивать читателя с толку. Я не зря привел в предыдущем сообщении индексы немецких автомобилей. Нельзя переводить также и всевозможные Edition 10, BlueEfficicence и т.д., поскольку это зарегистрированные торговые марки и имена. А "Эдишн 10" и "ГолубаяЭффективность" компания "Мерседес-Бенц" не регистрировала. Т.е. я перевожу все, что можно. Но, уперевшись в описание фольксвагеновской системы "ЧетыреДвижения" пишу: "Фольксваген Гольф 4Motion", а в скобках объясняю, что я не перевел не потому, что безграмотный.
--- Конец цитаты ---
Ну вот насчет того, что перевод невозможен в 100% - я согласен. А насчет названий на латинице - нет. Для "4motion" можно написать:
 - "полноприводный" (если они имеют в виду полный привод, и перевод лучше передает цель написания)
 - "для движения" или "для активного отдыха" (если они имеют в виду, что это for motion, и перевод лучше передает цель написания)
 - "4-моушен" (если они имеют в виду полный привод, а перевод по каким-то причинам неудобен)
 - "фор моушен" (если они имеют в виду, что это for motion, а перевод по каким-то причинам неудобен).
А если оставить латиницей, знаешь, как люди будут читать? "Четыре мотион".

А если пойти дальше и представить, что завтра ты дилер не "Мерседес", а "Грейт уолл"? Так и будешь писать - 长城C30新视界版 澎湃动力 T速生活  вместо "Грейт уолл" модели С30 версии "Горизонт" с турбонаддувом?


--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 20, 2015, 00:10:38 ---Или вот, цитата из письма Центробанка по правилам оформлению документов: "2. То же самое правило распространяется и на перевод английских форм собственности, с единственной поправкой: формы собственности не транслитерируются, а остаются на языке оригинала.
Например: Honda Motor Co., Ltd. - Honda Motor Co., Ltd. "
--- Конец цитаты ---
Согласен, с формами собственности тоже сложная ситуация: Limited по сути означает то же, что и российское ООО, но со своими нюансами, которые к тому же в разных странах (от Канады до Австралии) разные. Поэтому лучше оставлять "лимитед" или "Лтд."
Но, если Центробанк требует не транслитерировать их в качестве исключения, то что он пишет про перевод собственно названий фирм?


--- Цитата: Влад Шайхнуров от Марта 20, 2015, 00:10:38 ---Был такой фильм в свое время, "Самые быстрые в мире" назывался. По сути - набор грузинских анекдотов. Одна из историй начинается  с того, что рано утром деревню будят чьи-то крики. Все сбегаются к высоченному дереву без единой ветки на стволе. На самой верхушке сидит мужик и истошно просит снять его. Народ обескураженно чешет затылки. Тут прибегает самый активный, быстренько засучивает рукава. "Так, несите длинную веревку!" С двадцатого раза э-э-э-эх! Закинули, поймал мужик конец веревки. И с криками "Ииииии, взяяяяяяяяяли!" дергают веревку. Ясно, тот падает вниз, лижит-хрипит. Сейчас тот самый активный чешет затылок: "Странно...неделю назад точно так же мужика из колодца спасли!"

--- Конец цитаты ---
Конечно, не надо переводить там, где есть традиция транскрибировать, и транскрибировать там, где доступней перевод. И, в любом случае, автору виднее. Может, он художник и он так видит. :)

Сергей Пашацкий:
ждём-с )). а по-поводу непосредственно названий, я сторонник традиционных - без перевода на русский (NATO=НАТО), часто теряется или невозможно передать первоначальный смысл и "смак" (я намучался с AAR, а смысл? - всё-таки эти темы читает в подавляющем подкованный читатель), на который сможет и то не всегда (МР=Мальборо Проект или МакЛарен Проект) ответить только сам автор-владелец. А все индексы думаю надо оставлять латиницей (в чешской книжке про самолёты даны буквенные индексы советских самолётов на чешском, так с буквами еле разобрался только благодаря 2х-томнику В.Б.Шаврова; так это ещё  хорошо, что у них есть "S с птичкой" (наша "Ш") и др. славянские буквы-звуки). Хотя я из того поколения, которое "смотрело" Гран-при и др.автогонки в журналах соц.стран, поэтому исключение )). И ещё: Вы в коменте БП говорите АГС (AGS), а в оригинале вроде звучит АЖС?!

Роман Сусаков:

--- Цитата: Сергей Пашацкий от Мая 06, 2015, 04:56:04 ---...И ещё: Вы в коменте БП говорите АГС (AGS), а в оригинале вроде звучит АЖС?!

--- Конец цитаты ---
Я не совсем соглашусь: AGS=Automobiles Gonfaronnaises Sportives. Гонфарон - фр. город, потому АГС. Просто буква G по-французски "жи", т.е. А-Жи-Эс, а здесь аббревиатура (обратный пример - Би-Би-Си, но не ББС). Хотя при озвучке это не принципиально, можно произносить и на языке оригинала (на мой взгляд).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии