Форум истории автоспорта > История

Мифология "Формулы-1"

(1/4) > >>

Владимир Коваленко:

Итак, настала пора в очередной раз скорректировать глобальную тему упрощения истории автомотоспорта, наиболее ярко выражающуюся в так называемой истории "Формулы-1". В данном случае слово "история" - не имя нарицательное, которое можно использовать применительно к любому явлению: история оловянных ложечек, история новогодних праздников, история футбола... Это - часть выражения "история "Формулы-1"", описывающего самостоятельную дисциплину. Сначала я называл это традиционной трактовкой истории, подразумевая, что это - устоявшаяся и общеизвестная версия, но есть и другая... На этом этапе я создал на форуме несколько тем и даже закрепил их на первой странице исторического раздела, чтобы обратить на них внимание читателей.

Традиционная трактовка истории
Ошибки в традиционной трактовке истории
В чём сила традиционной трактовки?
В чём слабость нетрадиционной трактовки?

Через некоторое время, когда "нетрадиционная" трактовка получила некоторое признание, такое название потеряло исходный смысл, и я стал называть её упрощенной историей, что уже поточнее отражало суть вопроса. Мне надоело на форумах повторять одни и те же базовые тезисы каждому новому удивляющемуся болельщику, и я написал статью, с которой начался первый номер альманаха "История мирового автоспорта". На этом этапе появились новые темы с более насущными и глубокими вопросами.

Свидетельства о гонках гран-при
Личный чемпионат мира образца 1950 года
Чемпионаты
Серии
Эпоха гоночных серий
Определение и понимание гонок гран-при

Есть ещё несколько тем, затрагивающих вопросы корректности понимания и описания истории автомотоспорта.

Мысли об истории автоспорта
Мысли о "Формуле-1" с т.з. историка
Политическая история "Формулы-1"
Происхождение и эволюция термина "Формула"
ФОКА против ФИСА

Если какие-то ещё темы подойдут, добавим их. Висевшие ранее много лет вверху темы я открепляю, но ссылки на них остаются в первом сообщении этой темы.

И вот теперь подходим к тому, что выражение "упрощенная история" также перестало корректно описывать ситуацию в том виде, в который она перешла. Да, факт упрощения есть, он никуда не делся, но мы возвращаемся к тому, с чего всё началось: с упрощения восприятия гонок гран-при и заменой их задним числом воображаемой "Формулой-1". Всё идёт от этого. Упрощения в других дисциплинах произошли по сценарию создания этой самой "истории "Формулы-1"". И теперь я называю эту "вещь в себе" мифологией "Формулы-1". Она основана на мифе о том, что "Формула-1" существует с 1950 года, а гонки с признаком присуждения очков в зачёт чемпионата мира принципиально отличаются о других, и любые выводы необходимо делать только в рамках этой ограниченной выборки.

С момента написания и публикации базовой статьи мне удалось собрать очень много материалов, которые требуют дальнейшей систематизации. Какие-то из них что-то доказывают, другие - иллюстрируют реальное положение дел ТОГДА, третьи указывают на ошибки современного восприятия истории. Всё в целом сводится к необходимости сначала описать систему автоспорта, существовавшую до начала неких трансформаций. Перемены в автоспорте вызвали перемены в его восприятии, и тут мифология "Формулы-1" и зародилась в виде создания выборки чемпионата мира. До недавнего времени я считал её появлением публикацией в 1980 году первого справочника Жака Дешено, но Алексей Грушко подсказал, что в ежегоднике Барри Джилла 1972 года уже есть описания зачётных гонок чемпионата мира с 1950 по 1970 годы. К тому же периоду относится книжка "Хронология гран-при" (Grand Prix Chronology), которую я ещё не купил, но куплю. Выборка была сделана, она людям понравилась, а тут и подоспела война ФОКА против ФИСА, приведшая к созданию серии, в название которой "Чемпионат мира ФИА "Формула-1"" поместили название класса формула №1, а в обиходе уже конкретно набор гонок, а не технический класс, стали называть просто "Формулой-1". У прежнего явления, гонок гран-при, была своя история, длинная и несколько запутанная. Новое явление, серия "Формула-1", оказалась удобнее для создания её истории. Вот так мифология "Формулы-1" и появилась. Все остальные упрощения базируются на принципе, воплощённом в мифологии "Формулы-1": воспринимать историю по ограниченным выборкам и современным понятиям.

Так что дальше будем заниматься раскрытием деталей мифологии "Формулы-1", а всё остальное, по идее, - её производное.

Владимир Коваленко:
Мы много раз об этом говорили, но мне кажется, что всё это было вокруг да около, а сейчас я готов чётко сформулировать суть проблемы и суть принципиально нового взгляда на историю автоспорта.

Сейчас "Формула-1" культивирует свою обособленность и уникальность в исторической перспективе. Другими словами, "Формула-1" внушает, что она действительно СУЩЕСТВОВАЛА с 1950 года. В действительности этой уникальности в исторической перспективе не было. Была другая система, в которой не было обособленных уникальных наборов гонок.

Переходный период начался в семидесятые, когда контуры новой системы стали вырисовываться естественным путём, и закончился в начале девяностых, когда все чемпионаты стали сериями, и бывшая система была благополучно забыта. В новой системе все серии стали культивировать обособленность и уникальность, чтобы привлекать и удерживать болельщиков, а также стали активно искать и адаптировать подобную обособленность и уникальность в исторической перспективе. Другими словами, создавать себе свои мифологии, подгоняя соревнования прошлого под общую шкалу времени. Чем дальше от современности, тем больше престиж.

Постановка задачи: показывать автоспорт прошлого таким, каким он был на самом деле, то есть широким, разнообразным, незасистематизированным, незарегламентированным, без разделения на воображаемые обособленные и уникальные серии. Для переходного периода особо важно показывать участие гонщиков и команд не по чемпионатам и сериям, а полностью. Даже в восьмидесятые некоторые гонщики помимо "Формулы-1" участвовали в других гонках. Для них это был непрерывный процесс, а сейчас его нет, а есть отдельно гонки в "Формуле-1", отдельно - в, скажем, Ле-Мане или "Формуле-3000". И даже для новейшей истории корректнее будет считать карьеры гонщиков не отрезками, а одной линией. Ну и что, что разные серии? Человек-то один.

Ещё раз повторю суть проблемы: "Формула-1" культивирует свою обособленность и уникальность в исторической перспективе, которой в реальности не было. А мы продолжим это иллюстрировать.

Владимир Коваленко:
https://www.motorsportmagazine.com/opinion/motogp/motogp-isle-man-tropical-isle-arabian-desert


--- Цитировать ---Motorcycle Grand Prix racing celebrates its 70th birthday this year
--- Конец цитаты ---

Возможно, в этом нет злого умысла, но некоторое время назад я начал замечать, что теперь не только пытаются тогдашние гонки гран-при называть нынешней "Формулой-1", но и наоборот, "Формулу-1" называть гонками гран-при, окончательно всё смешивая. Здесь - та же история, только вместо "Формулы-1" - серия "Мото-гран-при". Автор преподносит всё так, что мотоциклетные гонки гран-при появились лишь в 1949 году. А что было до этого? Да так, видимо, неофициальные покатушки.

Влад Шайхнуров:
Помнишь одну из многочисленных басенок про Альберта Эйнштейна, в которой рассказывалось о его секрете читать свои лекции так, что даже самые непосвященные понимали самые сложные вещи? "Я выбираю в зале самое тупое лицо, и объясняю до тех пор, пока оно не просветлеет". Там было продолжение, но суть не в этом. У меня знаешь какая дурная мысль возникла? Не возникнет ли у тебя трудностей с аргументацией из-за отсутствия достойных оппонентов калибра Ларинина? Ведь в боях с монстрами ты и оттачивал свою теорию. Или все это время ты не почивал на лаврах и занимался "огранкой"?

Владимир Коваленко:
Оппонентов хватает до сих пор, причём, в нормальном количестве для того, чтобы и оттачивать, и не погрязнуть в бессмысленных спорах. А Ларинин не был ценным оппонентом, он был просто обиженным и упёртым.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии