Форум истории автоспорта > История
Сиг Хёугдаль и его "Висконсин Спешл"
(1/1)
Владимир Коваленко:
Сиг Хёугдаль (Sig Haugdahl) - американский гонщик норвежского происхождения. Или норвежский гонщик, живший в Америке? Не знаю пока, как корректнее охарактеризовать.
http://winfield.50megs.com/Sig_Haugdahl_cars.htm
Он выступал в гонках на грунтовых треках, санкционированных организацией ИМКА (IMCA - International Motor Contest Association). Насколько я сейчас понимаю, в те времена в Америке рынок был поделен так, что "Американский большой приз" санкционировался Автомобильным клубом Америки (АКА), прочие дорожные и трековые гонки (на деревянных треках и "Инди-500") - Американской автомобильной ассоциацией (ААА), и нашёлся человек, который извлёк выгоду из существования ярмарочных ипподромов и стал проводить на них гонки под эгидой специально созданной для этого вышеупомянутой организации ИМКА. Вот в этом "цирке" и вращался Хёугдаль.
В 1917-1921 годах в гонках ИМКА участвовал автомобиль "Висконсин Спешл", названный так, видимо, из-за установленного на него двигателя американской фирмы "Висконсин". Якобы именно этот автомобиль изображён на фото, попавшем о книгу об истории российского автоспорта.
https://www.torontopubliclibrary.ca/detail.jsp?Entt=RDMDC-PICTURES-R-2687&R=DC-PICTURES-R-2687
На самом деле тут не так всё просто, и надо ещё долго разбираться. Газетные публикации говорят о том, что 17 сентября 1921 года в Омахе (Небраска) гонщик по фамилии Кобб (Cy Cobb) погиб в результате аварии на "Висконсин Спешл". Сама машина была повреждена. Больше о её судьбе узнать пока ничего не удалось.
Как раз в это время Сиг Хёугдаль заканчивал постройку специализированного автомобиля, предназначенного для установления рекордов скорости. На него он установил - это известно достоверно - авиационный двигатель "Висконсин". Возможно, Хёугдаль назвал бы машину иначе, но, видимо, раз название "освободилось", он им и воспользовался.
12 февраля 1922 года он опробовал машину на пляже города Пабло в Калифорнии. 25 февраля он прибыл в Дейтону, 3 марта провёл заезды на пляже Джексонвилла и 5 апреля в Дейтоне провёл решающие заезды, в которых показал скорость, объявленную мировым абсолютным рекордом. На самом деле к тому времени уже действовало международное правило, предписывавшее проводить заезды в двух направлениях, а Хёугдаль сделал только один заезд. Кроме того, время регистрировала ИМКА, и АКА отказался его принимать. Так что рекорд оказался непризнанным, но шума навёл много. Милю Хёугдаль преодолел чуть меньше чем за 20 секунд, и летом кто-то догадался придумать рекламный слоган: "3 мили за минуту". Позже машину так и характеризовали: "Висконсин-3-мили-за-минуту-Спешл".
Мне не удалось разобраться вот в чём. Есть фотографии четырёх вариантов внешнего вида машины.
1. Неокрашенный кузов. Если верить подписи под первым кадром, это Джексонвилл. Обратите внимание на пальмы на берегу.
2. Машина окрашена в белый цвет. Пальм на берегу нет. Судя по антуражу и подписям, это пляж Дейтоны, а ситуация связаны с установленным рекордом.
3. Декоративный носовой обтекатель и закрытое заднее колесо. Подписи также связывают этот вариант с установленным рекордом. Пальм на берегу нет.
4. Наконец, Хёугдаль стал выступать на машине в ипподромных гонках. Колёса покрашены в белый цвет, а на боку - гордая надпись про 3 мили за минуту.
Проблема в том, что непонятно, когда происходили трансформации. Накорябанные на негативах подписи (сам так делал) иногда друг другу противоречат. Есть у меня одна версия. Возможно, декоративный обтекатель был сооружён в 1923 или даже 1924 году. Не случайно один и тот же кадр подписями датируется по-разному: первый - 1922 годов, второй - 1924-м.
И он же впервые встретился в публикациях февраля 1924 года.
Но о публикациях - чуть позже.
Владимир Коваленко:
О публикациях. Я просмотрел два бесплатных американских архива:
http://query.nytimes.com/search/query?srchst=p#top
http://chroniclingamerica.loc.gov/search/titles/
Есть ещё два масштабных, но платных:
http://www.newspapers.com/image/53941196/
http://www.fold3.com/
У них есть пробный недельный период, и я соберу ключевые слова и как-нибудь активно позанимаюсь.
Название "Висконсин Спешл" периодически появляется в репортажах об ипподромных гонках ИМКА с 1917 года.
1917 год.
1918-1919 годы.
1920 год.
1921 год.
Владимир Коваленко:
Переходим к "Висконсин Спешл" Хёугдаля. Первый вариант автомобиля, неокрашенный, фигурировал в публикациях между 22 февраля и 6 апреля 1921 года.
Неделю после 9 апреля активно тиражировали фото второго варианта (окрашенного с простым воздухозаборником).
Декоративный нос впервые я смог встретить в публикации от 17 августа 1923 года.
Ну и 15 февраля 1924 года.
Владимир Коваленко:
На этом я встал в тупик. Возможные дальнейшие шаги - поиск информации в двух вышеуказанных платных архивах, а также множестве местечковых архивах. Возможно, где-то в публикациях есть упоминания об изменении внешнего вида машины. Не мог же такой эффектный декоративный нос остаться незамеченным.
Навигация
Перейти к полной версии