Автор Тема: Правое расположение руля  (Прочитано 19087 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Правое расположение руля
« : Января 07, 2019, 00:36:41 »
Давно волнует вопрос, на который я так и не встретил прямых ответов. Почему у спортивных автомобилей была традиция располагать руль справа? Даже в странах с левым расположением руля.

Интересно, что поверхностный поиск показал, что у итальянцев правый руль был на "Феррари" и "Лянче", но не на "Мазерати".











Также правый руль практиковали французы.





Американцы - левый руль.





Или вот, например, дорожная модель "Альфа-Ромео" - с левым рулём, а спортивная - с правым.



Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #1 : Января 07, 2019, 04:36:56 »
Порше перешел на правый руль только с моделью 907
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #2 : Января 07, 2019, 06:12:20 »
Зачем?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #3 : Января 07, 2019, 06:22:08 »
Для быстрой смены пилотов в боксах.
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #4 : Января 07, 2019, 06:38:49 »
Логично.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Сергей Штырков

  • Редколлегия
  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 51
  • Карма 30
    • Просмотр профиля
Re: Правое расположение руля
« Ответ #5 : Января 12, 2019, 13:40:54 »
    Если не ошибаюсь, смена водителя, как правило, согласуется с заменой шин и дозаправкой топливом. Как минимум это рационально. На таком фоне время смены водителя при отсутствии ремней безопасности уже не критично. Действительно преобладали трассы с направлением движения по часовой стрелке?             

Оффлайн Сергей Мингазов

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 815
  • Карма 600
    • Просмотр профиля
Re: Правое расположение руля
« Ответ #6 : Января 14, 2019, 03:21:39 »
Вообще в интернете целый ряд ответов на этот вопрос.

1) Раньше движение по улицам было в основном левосторонним. Это потому, что в седло нужно садиться с левой стороны (это, в свою очередь, потому, что оружие висит слева), а приветствовать встречных правой рукой. Соответственно, когда появились автомобили, то сначала расположение руля делали кто в лес, кто по дрова, а когда появилось понимание, что правильней всего располагать водителя со стороны встречного движения, то при левостороннем движении руль ставили справа.

2) Италия перешла с левостороннего на правостороннее движение в 1924 году.

3) При правостороннем движении руль могли делать слева еще из тех соображений, чтобы пассажиры могли комфортно выйти на тротуар, а шофер выходить и не должен. Но когда массово распространились личные автомобили, в которых главный человек сидит за рулем, то выходить на тротуар должно быть комфортно из-за руля. Соответственно, автомобили, которые позиционировались как дорогие, престижные, но предназначенные для управления владельцем - а сюда как раз попадают "Феррари", "Бугатти" и прочие - то из этих соображений как раз правильней и комфортней делать руль справа при правостороннем движении. Отсюда правый руль попал и в спорт.

4) А вообще, скорее всего, это просто никому не было важно. Это сейчас, когда дорожное движение безумно плотное, все дороги расчерчены, а выезд на встречную полосу карается лишением прав, мы уделяем большое внимание направлению движения, и расположение руля имеет значение. И производство массовое, производителям выгоднее делать унифицированные узлы. А когда была просто дорога, и на ней не было машин, то и не было большой разницы, правый руль или левый. И сборка ручная, там не так сложно изменить расположение узла, плотность компоновки совсем не такая, как сейчас.

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 309
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Правое расположение руля
« Ответ #7 : Января 14, 2019, 03:27:46 »
4) А вообще, скорее всего, это просто никому не было важно. Это сейчас, когда дорожное движение безумно плотное, все дороги расчерчены, а выезд на встречную полосу карается лишением прав, мы уделяем большое внимание направлению движения, и расположение руля имеет значение. И производство массовое, производителям выгоднее делать унифицированные узлы. А когда была просто дорога, и на ней не было машин, то и не было большой разницы, правый руль или левый. И сборка ручная, там не так сложно изменить расположение узла, плотность компоновки совсем не такая, как сейчас.
Вот с этим вариантом я согласен более всего.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Сергей Штырков

  • Редколлегия
  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 51
  • Карма 30
    • Просмотр профиля
Re: Правое расположение руля
« Ответ #8 : Января 19, 2019, 07:28:05 »
1.    Круг на гоночной трассе это 360 градусов дуги по направлению движения не зависимо от количества и конфигурации поворотов. В книге С. Глазунова приводятся упрощенные схемы ряда европейских трасс. Из 22 приведенных на 17 движение по часовой стрелке, на 5 – против. Более содержательной информацией не располагаю.
 2.    Эти автомобили изготовлены или подготовлены на достаточно         серьезном уровне для решения конкретной задачи – победы в   соревнованиях. Для этого используются все доступные средства. Решение может быть ошибочным, малоэффективным, но оно обусловлено каким-то замыслом.
3.    Размещение водителя влияет на положение центра массы автомобиля в целом. В правом повороте водитель размещенный справа своим весом будет противодействовать крену, в результате меньше перераспределение нагрузки между правыми и левыми колесами, выше сцепление с поверхностью. Автомобиль с водителем размещенным справа будет быстрее в правых поворотах чем в левых.
4.    При старте «Ле-Ман» имеет значение расположение боксов обслуживания относительно направления движения, хотя при большой     дистанции значение старта нивелируется.
       5.    На трассах с направлением движения по часовой стрелке и боксах                                                обслуживания расположенных на внешней стороне круга предпочтительней автомобиль с размещением водителя справа.           
                                                                                                 
  Как было на самом деле, судить не берусь, но разобраться интересно. 
         
 

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #9 : Ноября 26, 2019, 09:19:45 »
В американской газете 1910 года рассуждают о преимуществах левого расположения руля.

Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #10 : Сентября 27, 2020, 04:09:22 »
https://supercarnostalgia.com/blog/jaguar-xk120-chassis-670001




Несколько странная ситуация. Несколько "Ягуаров" в 1949 году построили с левым расположением руля, хотя в Британии принято наоборот. А потом переделали в праворульные не потому, что таки это Британия, а чтобы в правых поворотах правое заднее колесо не отрывалось от дороги. Скорее всего, расчёт был чётко на Силверстон, где большинство поворотов были правые. С другой стороны, как-то странно тратить время и средства только на одну гонку. С третьей стороны, такие случаи бывали и раньше.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #11 : Сентября 28, 2020, 09:33:14 »
Рассматривалась версия, что, изначально, эти леворульные шасси поставлялись на континент?
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #12 : Сентября 28, 2020, 21:00:49 »
Я держу это в голове, но фантазии не считаются, нужны факты.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #13 : Сентября 29, 2020, 04:51:31 »
Я держу это в голове, но фантазии не считаются, нужны факты.

Нужны номера этих шасси.
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #14 : Сентября 29, 2020, 08:51:57 »
Номер шасси есть по ссылке. Даже в ссылке - 670001.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #15 : Октября 02, 2020, 05:06:03 »
Перенос рулевой колонки не влияет на вывешивание колеса.

670001, 670002 - изначально экспортные. Должны быть отправлены в США
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #16 : Октября 02, 2020, 20:33:57 »

Перенос рулевой колонки не влияет на вывешивание колеса.

Ну как же? А центр тяжести? Гонщик находится не слева, а справа, в правых поворотах центробежная сила стремится поднять правую часть машины. Или я чего-то не понимаю?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #17 : Октября 05, 2020, 05:21:14 »
Я не физик, но точно не поэтому. Удобство для пилота в правых поворотах и смена в боксах.
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #18 : Октября 05, 2020, 22:13:38 »
Я тоже не физик, но в школе учился. А ещё там по ссылке написано прямым текстом:

Цитировать
In anticipation of its outing at Silverstone, 670001 was repainted red and converted to right hand drive. The conversion was a straightforward process carried out to stop the right-hand rear wheel lifting on right-hand turns.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Guderian

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 924
  • Карма 198
  • инспектор танковых войск
    • Просмотр профиля
    • Материалы по истории Porsche
Re: Правое расположение руля
« Ответ #19 : Октября 06, 2020, 05:00:09 »
В правых поворотах к отрыву от поверхности стремятся левые колеса.
Материалы по истории Porsche: www.porschecarshistory.com

Оффлайн Сергей Штырков

  • Редколлегия
  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 51
  • Карма 30
    • Просмотр профиля
Re: Правое расположение руля
« Ответ #20 : Октября 06, 2020, 06:10:09 »
-  А в чем удобство для пилота?
      - Про смену водителей см#5, или я ошибаюсь?
      - Почему колясочник в мотоцикле всегда смещается внутрь поворота?

    Расположение центра массы влияет на крен, который в свою очередь может стать причиной вывешивания колеса. Другое дело что ни один человек в здравом уме не будет для противодействия крену перемещать водителя. Очевидно, что это проблема шасси и решается она другими способами. А так при равных внешних условиях вместо отрыва правого получим отрыв левого колеса, чем это лучше?  Кстати, у автомобиля классической компоновки крен, как правило, происходит через переднюю ось, а не через заднюю. Но здесь надо смотреть применяемую подвеску. Хотя автор называет изменение простым процессом, даже с учетом того что автомобили изначально проектировались в двух вариантах на это нужно время и силы, необходимы веские основания. Вполне вероятно, что в Силверстоне предпочтительнее был автомобиль с размещением водителя справа, но заниматься такой переделкой при наличии шасси серии «66» выглядит странно. Везде пишут, что в 1949 году изготовили 240 автомобилей. Вообще история с перемещением водителя изложена в духе сюрреализма (вывешивание заднего колеса как причина, простой процесс), похоже на чьи-то фантазии. Получается, что в Англии постройку первых автомобилей новой модели начали с левостороннего варианта, который практически сразу переделали в правосторонний? Странно как-то все это.

       Изложенное в #8 общий  случай, просто не вижу другой причины (это не значит, что ее нет). В реальности надо рассматривать каждую трассу отдельно. Решающее значение имеют быстрые пологие повороты, которые проходятся на высших передачах, особенно если после такого поворота длинная прямая, особенно если подъем. После медленных крутых поворотов все решает разгонная динамика, шасси и водитель, мало что могут добавить. Именно в быстрых поворотах в большей степени  проявится «правильное» размещение водителя. Хотя «дополнительные» 360 градусов дуги будут всегда. 

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правое расположение руля
« Ответ #21 : Октября 06, 2020, 17:50:35 »

В правых поворотах к отрыву от поверхности стремятся левые колеса.

Правые. Центробежная сила. Школьный курс физики.







Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.