На сайте время от времени появляются статьи из журналов За Рулем 80-х годов, я решил тоже кое-что показать.
И снова Моделист Конструктор. 1988г. Достал вот с антресолей и отсканировал пару статей. Есть кое-что, но это я думаю будет не так интересно.
В мире моделей
В БОРЬБЕ ЗА СКОРОСТЬ
Кому не знакома эмблема автотранспорта — крылатое колесо! Она сразу же напоминает о стремительности движения, однако мало кому известно, что нет у скорости большего врага, нежели колесо! И особенно ярко проявляется это противоречие у гоночных автомобилей — в основном у тех, которые по принятым в автоспорте правилам имеют открытые колеса.
Как известно, аэродинамическая сила сопротивления при движении пропорциональна поперечному сечению автомобиля, квадрату скорости воздушного потока и коэффициенту лобового сопротивления. Ясно, что при заданной скорости конструкторам приходится работать над уменьшением миделя и улучшением обтекаемости машины. Однако на гоночных таким способом существенно уменьшить мидель и коэффициент лобового сопротивления не удается. Дело в том, что громадные колеса существенно «портят» аэродинамику автомобиля, причем доля лобового сопротивления колес составляет от 60 до 90% полного сопротивления всей гоночной машины. (Невероятно, но факт: у современного гоночного суперавтомобиля обтекаемость S2—2,5 раза хуже, чем, например, у «Москвича» или «Запорожца»!). Ведь чем мощнее двигатель на машине, тем большего размера приходится делать ведущие задние колеса, чтобы эффективнее использовать мощность мотора. Но при этом увеличивается миделевое сечение всего аппарата. И чем выше скорость, тем шире приходится расставлять передние колеса, чтобы сохранить управляемость — и это опять увеличивает лобовую площадь автомобиля.
Известно также, что колеса — а особенно передние, — вращаясь, турбулизуют, завихряют набегающий поток, что, в свою очередь, ухудшает обтекание корпуса и, в частности, заднего антикрыла. И, наконец, верхние точки колес, двигаясь со скоростью вдвое большей, нежели сам автомобиль, вносят свои — 5—10% в общее аэродинамическое сопротивление.
В конце 60-х годов конструкторы пришли к мысли о необходимости хотя бы частично спрятать передние колеса в аэродинамическую тень за обтекателями в носовой части кузова и за счет этого придать кузову клиновидную форму. Но, к сожалению, стандарт на габариты носовой части запрещал делать ее выше 13-дюймового обода переднего колеса, и это во многом ограничивало эффективность таких обтекателей, поскольку верхняя часть шины оставалась в потоке воздуха. Придумать что-либо иное казалось невозможным, однако компромиссное решение найти все же удалось.
Гоночный автомобиль «Тиррел П-34».
В 1972 году известный английский конструктор гоночных автомобилей Кен Тиррел подготовил к очередному чемпионату мира-машину класса «формула 1», называвшуюся несколько необычно — «Проект 34» и вызвавшую своего рода сенсацию. «Тиррел П-34» имел две передние оси с колесами весьма малого диаметра. Логика рассуждений конструктора была такова: полностью спрятать уменьшенное переднее
колесо в аэродинамическую тень от выступа-обтекателя разрешенной правилами высоты, а ухудшение управляемости компенсировать установкой еще одной пары колес того же диаметра.
Решение оказалось весьма интересным, и оно доказало свое право на жизнь успешной эксплуатацией шестиколесной машины в течение ряда сезонов. Но, к сожалению, чуда не произошло. Особо крупных успехов на «Тиррел П-34» добиться не удалось.
Недостаток средств для всестороннего испытания новой схемы и для проведения гонок — вот основная причина невезения, сопутствующего автомобилю «Тиррел П-34». И еще одна причина — конструктор «лотусов» Чэмпен после изучения целого ряда аэродинамических схем сконструировал автомобиль, в аэродинамике которого использовался «эффект земли» — нечто вроде экраноплана наоборот. Это позволило резко увеличить скорость машины на трассе. Такие машины буквально в течение года вытеснили автомобили обычных схем. Однако «Тиррел П-34» пока еще не исчерпал свои возможности. Достоинства и недостатки его интересной схемы все еще являются предметом обсуждения профессионалов-автостроителей, а запоминающийся облик этой стремительной машины нет-нет, да и мелькнет на страницах популярных и специальных журналов...
Предлагаем вниманию автомоделистов чертежи гоночного автомобиля «Тиррел П-34». Думается, что копиисты с удовольствием воспользуются ими для изготовления моделей различных классов: радиоуправляемых, кордовых, а также трассовых.
Напомним, что точные чертежи автомобилей «формулы 1», за редчайшим исключением, фирмами-изготовителями никогда не публикуются. И по печатным материалам об этих автомобилях более или менее точно удается установить только три параметра — базу и колею передних и задних колес. Именно поэтому и необходимо помнить, что чертежи машин класса F1, появляющиеся время от времени в моделистских журналах, чаще всего представляют собой «вариации на тему» фотографий в спортивной прессе.
Кристобаль Хунта38834,6739930556