Форум истории автоспорта > История

Когда трава была зеленее

(1/2) > >>

Владимир Коваленко:
В очередной раз прозвучали заявления о том, что (в вольном переложении) раньше автоспорт был правильный, сейчас - в той или иной степени гадкий и мерзкий. Но в таком виде это - лирика. Давайте попробует сформулировать, что нам нравится в том автоспорте, который был раньше, и что не нравится в нынешнем. Ведь можно же это как-то достаточно чётко описать и разложить по полочкам. Предпочтения могут быть разными. Скажем, те же искры из-под днища или пронзительный звук двигателей тоже сюда относятся. Это было хорошо. А желание "Формулы-1" вернуть искры и звук - это плохо, потому что цирк. Пусть наши желания будут в том числе и столь противоречивыми, просто давайте их откровенно сформулируем.

Влад Шайхнуров:
Не задумываясь могу сказать, что мне не нравится в современном автоспорте. Главным образом - миллион ограничений. Объем бака, расход топлива, дорожный просвет, площадь антикрыльев, октановое число, вес автомобиля, гонщика, площадь воздухозаборников, производители блоков управления. Готов принять только два ограничения - рабочий объем двигателя и размерности покрышек. А дальше - свобода конструктора в выборе решений. И уж точно не с целью сделать автогонки "зелеными".

Владимир Коваленко:
Итак, один из минусов современного автоспорта - чрезмерная сложность технических правил.

Почему так получилось? Обычно это происходит для того, чтобы уравнять возможности участников для повышения справедливости соперничества. Если возникает какая-то неопределённость, требующая разрешения, необходимо обозреть возможные варианты и придумать способ предусмотреть их все через создание нужных условий. Видимо, процесс усложнения правил - это отдельная масштабная тема. Недаром у меня есть идея перевести регламент "Формулы-1" с историческими экскурсами по каждому пункту о том, когда и при каких условиях они появлялись и менялись.

Алексей Рогачев:
Целиком и полностью согласен, что переусложнение правил - один из признаков вырождения автоспорта. Но тут все далеко не так просто. По-моему, в этом процессе можно выделить три стадии. Первая: автомобильный спорт еще не развит, и набор правил минимален. Новые пункты вводятся в правила post factum, с появлением новых вещей, явлений и категорий, которые необходимо как-либо узаконить. Ничего плохого в этом нет: совершенно естественный процесс, в ходе которого создается новый вид спорта со своими собственными правилами. Собственно, процесс этот продолжался много десятилетий и продолжается отчасти и сейчас, накладываясь на последующие стадии, просто вновь вводимые пункты правил в этом процессе сводятся теперь к жестким ограничениям или прямым запретам. Нововведения как естественное следствие технического прогресса нынешнему "телевизионному продукту" вредны - не дай бог, зрелищность пострадает! Значит, следует "тащить и не пущать" всеми силами.

Далее, вторая стадия. Автоспорт уже развит и создал для себя собственную систему правил - в целом хорошую и вполне работоспособную, где записаны основные положения: их теперь куда больше, чем на заре автоспорта, но в целом не так много, что оставляет весьма широкие просторы для действия. Внимание конструкторов начинает сводиться к более мелким деталям, находящимся в пределах существующих "допусков по точности". Как только кто-нибудь изобретает в этой области что-нибудь новое, тут же возникает необходимость это новое зарегламентировать. Прибавляется новый пункт правил, "допуски по точности" снова уменьшаются, снова кто-нибудь придумывает что-нибудь новое (уже более мелкое по масштабу), по этому поводу пишут новое правило и т. д. Процесс становится самоподдерживающимся, самоускоряющимся и абсолютно необратимым, а в итоге все прежнее разнообразие постепенно сходится к единому "пределу", где зарегламентировано буквально все до последнего миллиметра и грамма. Это мы сейчас и наблюдаем.

Ну, и третья стадия: правила, не несущие в себе спортивного или технического смысла, а направленные исключительно на поддержание уровня зрелищности. Эта последняя категория ныне абсолютно доминирует, подчинив себе или вообще вытеснив прежние правила, содержание которых диктовалось иными, внешними, непосредственно не связанными со зрелищностью и прибылью соображениями. Опять-таки подчеркну, что процесс необратим: как только третья категория правил начала преобладать, каждая "серия" с таким набором правил наглухо замкнулась сама на себя, кроме двух противоположно направленных потоков: "продукта" - наружу и получаемого от его продажи дохода - внутрь.

Влад Шайхнуров:
Как-то так... Я просто столь же красиво не могу излагать свои мысли  ;D

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии