Автор Тема: Когда трава была зеленее  (Прочитано 9210 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Когда трава была зеленее
« : Февраля 20, 2018, 02:39:00 »
В очередной раз прозвучали заявления о том, что (в вольном переложении) раньше автоспорт был правильный, сейчас - в той или иной степени гадкий и мерзкий. Но в таком виде это - лирика. Давайте попробует сформулировать, что нам нравится в том автоспорте, который был раньше, и что не нравится в нынешнем. Ведь можно же это как-то достаточно чётко описать и разложить по полочкам. Предпочтения могут быть разными. Скажем, те же искры из-под днища или пронзительный звук двигателей тоже сюда относятся. Это было хорошо. А желание "Формулы-1" вернуть искры и звук - это плохо, потому что цирк. Пусть наши желания будут в том числе и столь противоречивыми, просто давайте их откровенно сформулируем.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Онлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 309
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #1 : Февраля 20, 2018, 02:49:18 »
Не задумываясь могу сказать, что мне не нравится в современном автоспорте. Главным образом - миллион ограничений. Объем бака, расход топлива, дорожный просвет, площадь антикрыльев, октановое число, вес автомобиля, гонщика, площадь воздухозаборников, производители блоков управления. Готов принять только два ограничения - рабочий объем двигателя и размерности покрышек. А дальше - свобода конструктора в выборе решений. И уж точно не с целью сделать автогонки "зелеными".
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #2 : Февраля 20, 2018, 04:33:04 »
Итак, один из минусов современного автоспорта - чрезмерная сложность технических правил.

Почему так получилось? Обычно это происходит для того, чтобы уравнять возможности участников для повышения справедливости соперничества. Если возникает какая-то неопределённость, требующая разрешения, необходимо обозреть возможные варианты и придумать способ предусмотреть их все через создание нужных условий. Видимо, процесс усложнения правил - это отдельная масштабная тема. Недаром у меня есть идея перевести регламент "Формулы-1" с историческими экскурсами по каждому пункту о том, когда и при каких условиях они появлялись и менялись.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Алексей Рогачев

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 1 755
  • Карма 264
    • Просмотр профиля
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #3 : Февраля 20, 2018, 09:51:54 »
Целиком и полностью согласен, что переусложнение правил - один из признаков вырождения автоспорта. Но тут все далеко не так просто. По-моему, в этом процессе можно выделить три стадии. Первая: автомобильный спорт еще не развит, и набор правил минимален. Новые пункты вводятся в правила post factum, с появлением новых вещей, явлений и категорий, которые необходимо как-либо узаконить. Ничего плохого в этом нет: совершенно естественный процесс, в ходе которого создается новый вид спорта со своими собственными правилами. Собственно, процесс этот продолжался много десятилетий и продолжается отчасти и сейчас, накладываясь на последующие стадии, просто вновь вводимые пункты правил в этом процессе сводятся теперь к жестким ограничениям или прямым запретам. Нововведения как естественное следствие технического прогресса нынешнему "телевизионному продукту" вредны - не дай бог, зрелищность пострадает! Значит, следует "тащить и не пущать" всеми силами.

Далее, вторая стадия. Автоспорт уже развит и создал для себя собственную систему правил - в целом хорошую и вполне работоспособную, где записаны основные положения: их теперь куда больше, чем на заре автоспорта, но в целом не так много, что оставляет весьма широкие просторы для действия. Внимание конструкторов начинает сводиться к более мелким деталям, находящимся в пределах существующих "допусков по точности". Как только кто-нибудь изобретает в этой области что-нибудь новое, тут же возникает необходимость это новое зарегламентировать. Прибавляется новый пункт правил, "допуски по точности" снова уменьшаются, снова кто-нибудь придумывает что-нибудь новое (уже более мелкое по масштабу), по этому поводу пишут новое правило и т. д. Процесс становится самоподдерживающимся, самоускоряющимся и абсолютно необратимым, а в итоге все прежнее разнообразие постепенно сходится к единому "пределу", где зарегламентировано буквально все до последнего миллиметра и грамма. Это мы сейчас и наблюдаем.

Ну, и третья стадия: правила, не несущие в себе спортивного или технического смысла, а направленные исключительно на поддержание уровня зрелищности. Эта последняя категория ныне абсолютно доминирует, подчинив себе или вообще вытеснив прежние правила, содержание которых диктовалось иными, внешними, непосредственно не связанными со зрелищностью и прибылью соображениями. Опять-таки подчеркну, что процесс необратим: как только третья категория правил начала преобладать, каждая "серия" с таким набором правил наглухо замкнулась сама на себя, кроме двух противоположно направленных потоков: "продукта" - наружу и получаемого от его продажи дохода - внутрь.

Онлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 309
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #4 : Февраля 20, 2018, 10:03:51 »
Как-то так... Я просто столь же красиво не могу излагать свои мысли  ;D
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #5 : Февраля 20, 2018, 10:30:36 »
Сейчас автоспорт очень невыгодно отличается наличием дробления на серии, что не позволяет участникам выступать в самых разнообразных гонках, а зрителям - сравнить разнообразную технику и способности разных гонщиков. Смотрите, сколько шума вызвали заокеанские вылазки Алонсо. Это действительно классно, когда одни чемпионы соперничают с другими. И гости иногда выигрывают. Если бы было небольшое количество классов, в каждом из них было бы больше участников, была бы некоторая ротация, когда в разных гонках мы бы видели не только одни и те же лица. Та же "Формула-1" могла бы быть открытой для случайных и интересных участников, а также неожиданных организаторов. Собственно, как это было раньше. И гонок в высшем классе было больше, и участники - разнообразнее. Команда могла выставить одну машину, а могла - четыре. Сейчас всё это заблокировано делёжкой денег, когда заранее на весь набор гонок оговариваются финансовые условия, и любые перемены в составе ухудшают условия остальных участников.

Итак, ещё один минус современного автоспорта - дробление на отдельные замкнутые на себя серии.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #6 : Февраля 20, 2018, 22:56:58 »
Я смотрю, реакции не вызвало. Не согласны, не понимаете или не считаете важным?

Ещё один плюс прежнего автоспорта, на мой взгляд: относительная доступность участников - как гонщиков, так и автомобилей. Этот вопрос тоже достаточно относительный. С одной стороны, зрители могли гулять вдоль боксов или гаражей, с другой - персоналу команд никогда не нравилось, если им мешали. Поэтому при соблюдении норм приличия можно было увидеть много интересного и полезного. Также есть определённый кайф в том, чтобы находиться как можно ближе к машинам на трассе. Это опасно, немало болельщиков потеряли свои жизни. Но это также очень интересно и захватывающе. Самому довелось почувствовать.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Онлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 309
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #7 : Февраля 27, 2018, 01:09:34 »
Вчера посмотрел результаты тестов. И поймал себя на мысли, что еще один минус современного автоспорта - стремление причесать всех под одну гребенку, т.е. убить явного лидера, лишить его преимущества. Подается это под видом снижения затрат. Ну как можно столь сложный организм, как автомобиль формулы-1 довести до ума за 8 дней испытаний? Сложность техники - на уровне космических кораблей. Это же касается и гонщиков. Вспомните Жака Вильнева. Перед тем, как он вышел на первую гонку за "Уильямс", он проехал несколько тысяч км на индивидуальных тестах, тренировал старты и пит-стопы и т.д. И получился гениальный гонщик.
А что сейчас? Лидеры как были лидерами (деньги?), так и остались. А вот у мелких команд цена ошибки велика. Можно весь год просрать. И чего добились?
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #8 : Февраля 27, 2018, 07:21:46 »
А чего добивались? Мне кажется, не столько "причесать", сколько угождать сиюминутным настроениям публики.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Онлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 309
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Когда трава была зеленее
« Ответ #9 : Февраля 27, 2018, 07:41:53 »
Ну... настроение публики, точнее ее желание - видеть борьбу, а не скучное доминирование одного. Для этого все должны быть примерно равны. Отсюда выходят мертворожденные формулы тип F3000, GP2 и прочее искусственно поддерживаемое ристалище.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.