Неудивительно, что у англоязычной аудитории вопрос происхождения Британского гоночного зелёного (БГЗ) очень популярен, тем более, что вопросов возникает немало.
В теме "The origins of British Racing Green" (
http://forums.atlasf1.com/showthread.php?threadid=73793) задавался главный из них: когда же и при каких обстоятельствах всё-таки эелёный цвет был признан в качестве официального цвета раскраски британских гоночных автомобилей.
Требования к раскраске автомобилей согласно государственной принадлежности восходит к первому "Кубку Гордон-Беннетта" (КБГ), в котором по правилам на самом деле оговаривалось участие не стран, а клубов, но цвета, якобы разыгранные по жребию, были выданы странам: Германии - белый, США - красный, Бельгии - жёлтый и Франции - синий. Если так было на самом деле, то тогда навряд ли автогоночная общественность в этих странах, да и в других тоже, прочно связывала эти цвета с национальными автогоночными традициями. То есть нельзя говорить, что в 1900 году у всех автогонщиков Франции появился свой традиционный цвет. Выданные цвета были особенностью только данного конкретного соревнования. Достаточно сказать, что в первом гран-при, который по правилам проводился не среди стран, а среди производителей, "Рено" победителя была окрашена в красный цвет.
Великобритания в КГБ 1900 года не участвовала, поэтому о БГЗ говорить ещё не приходится.
Первая версия происхождения БГЗ относится к 1901 году. Заявленный на КГБ красный "Нэпир" Эджа в итоге стартовал лишь в зачёте гонки "Париж - Бордо", и поэтому цвет его не был оговорен, хотя ему вполне могли выдать красный, потому что американцы в той гонке не участвовали. А 27 июня состоялась гонка "Париж - Берлин", в которой участвовал "Панар" ангдичанина Чарльза Джеррота. Он рассказывал, что, когда он за неделю до соревнования приехал на фабрику получать свой автомобиль, он обнаружил его окрашенным в зелёный цвет. Ему объяснили, что зелёный считается счастливым у французов, и тем самым фирма хотела хоть как-то скомпенсировать доставшийся ему 13-й стартовый номер.
Вторая версия касается заводской команды "Нэпира" в КГБ 1902 года, в котором Эдж добился победы. Якобы зелёный считался цветом фирмы, хотя известно, что изначально её эмблема была синей. Но возможно, что зелёный был выбран с подачи Джеррота.
Наконец, третья версия относится к КГБ 1903, который было доверено проводить Великобритании, чей представитель выиграл предыдущие соревнования. Гонку, которая явилась первой международной в этой стране, решили проводить в Ирландии, в чью честь РАК или "Нэпир" и выбрали зелёный цвет для раскраски своих автомобилей. Эта версия очень популярна в наше время в Ирландии по понятным причинам.
В КГБ 1904 года зелёный уже официально был закреплён за Великобританией. В книге лорда Монтегю об этом соревновании даются такие сопоставления:
Франция - синий;
Великобритания - зелёный;
Германия - чёрный;
США - красный;
Италия - чёрный;
Бельгия - жёлтый;
Австрия - чёрный и белый;
Швейцария - красный и жёлтый.
Надо полагать, что сочетания цветов начали использоваться только после того, как были исчерпаны все основные цвета.
Относительно оттенков "настоящего британского гоночного зелёного" тоже ведутся споры. Иногда люди ассоциируют БГЗ с цветом "Лотосов" середины 60-х годов, но чаще всего говорят, что нет какого-то одного конкретного оттенка, все оттенки зелёного считаются. Что касается тех самых первых зелёных британских гоночных автомобилей, то "Панар" Джеррота в 1901 году был тёмно-зелёным, "Нэпир" Эджа в 1902 году - оливковым, а "Нэпиры" в 1903 году - изумрудными.
Обсуждение оттенков БГЗ можно найти в теме "True" British Racing Green? (
http://www.atlasf1.com/bb/showthread.php?threadid=59173)
Малоизвестный факт обсуждался в теме British Racing Blue (
http://www.atlasf1.com/bb/showthread.php?threadid=51492)
На заседании Международной спортивной комиссии АИАКР 21 июня 1946 года, известном тем, что именно на нём было принято решение о введении Международной формулы, ставшей затем "Формулой-1", было принято весьма любопытное решение. Представитель от Великобритании Эрл Хоув предложил изменить офциальный цвет участивующих в международных гонках британских автомобилей на голубой, мотивируя это тем, что многие британцы считают зелёный цвет несчастливым. На самом деле Хоув был сам известен приверженностью к голубой раскраске, но официально предложение было объяснено суевериями.
Предложение было принято, и в ноябрьском бюллетене КБГ было объявлено о том, что в 1947-1948 годах в качестве эксперимента британские автомобили для международных соревнований будут раскрашиваться следующим образом: цвет кузова - голубой с белой и красной полосами, на обоих боках должен быть изображён британский флаг площадью 1575 кв. см (примерные размеры 48 на 32 см).
Новость была встречена недоброжелательно, и уже 20 декабря журнал "Отокар" сообщил, что БКГ направил в спортивный комитет РАК петицию против решения. На заседании клуба Хоув взял на себя всю ответственность за легкомысленное предложение и должен был в Париже просить отменить решение.
К Рождеству шум поутих, а после Нового года об истории и совсем забыли.
На повестке дня заседания МСК 14 сентября 1947 года, помимо утверждения международного календаря на следующий год и изучения итальянского предложения о продлении срока действия МФ до 1953 года и французского - о введении младшей формулы, был и вопрос об отмене решения об изменении национального гоночного цвета Британии.
Интересно, что летом 1946 года британский гонщик Пэт Гарланд участвовал в международных гонках во Франции и Бельгии на "Деляже" с раскраской, практически совпадающей с предложенной. Он написал письмо в журнал "Мотор", которое было опубликовано 11 декабря 1946 года, где, в частности, заметил, что нарисованный на бортах его "Деляжа" британский флаг имеет площадь в точности 1575 кв. см, в связи с чем предположил, что некий важный джентльмен, будучи на гонке с его участием, обратил внимание на цвет его машины и размер флага и придумал новое международное правило.
Пэт Гарланд был известен тем, что никогда не выступал у себя на родине, гоняясь в континентальной Европе. В 1946 году у него был 3-литровый "Деляж", а затем он заказал новый "Тальбо-Лаго", и оставил его гнить в гараже в Монлери, несмотря на то, что многие гонщики просили его продать им эту машину. В 1951 году он заявился на гонку в Гудвуде, но так и не приехал.
В недавней викторине 8W был кадр с Гарландом на том самом "Деляже" в гонке в Лилле в 1946 году:
Правда, флага там не видно. Я вышел на Гарланда, увидев в точности такой же автомобиль и вроде бы похожего гонщика (кажется, у него усы) на кадре со стартом гонки "Grand Prix du Salon" 3 октября 1946 года.
По статистике нашёл гонщика на машине под 34 номером и дальше искал все гонки с его участием. Конкурсная фотография мне очень понравилась - такие встречаются редко.