Автор Тема: Бира  (Прочитано 17845 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Бира
« : Января 15, 2006, 07:27:56 »
Я сейчас читаю первую из четырёх книг принца Чулы Чакрабонгсе, описывающих гоночную карьеру его двоюродного брата и подопечного принца Бирабонгсе.
Бира и Чула были членами сиамской королевской семьи и были отправлены на учёбу в Англию. Чула был на 6 лет старше Биры и начал своё обучение в 1928 году, так что он имел больше жизненного опыта и опекал Биру на чужбине. Бирабонгсе в Англии друзья для простоты звали Бира, под этим именем его узнал и весь мир.
Чула и Бира вели аристократический стиль жизни. Скажем, однажды после неудачной тренировке в Бруклендсе они поехали расслабиться и отдохнуть в оперу. Или вот автомобили. Чуле подарили одну машину, потом он купил другую, третью. В его гараже были даже "Роллс-Ройс" и "Бентли". После первой гонки они решили, что "Райли" не подходит, и надо что-то побыстрее и ни в коем случае не подержаное. В общем, деньги у них были, хотя Чула не разбрасывал их направо и налево. Регулярно путешествовали по Европе.
Бира рано заинтересовался автомобилями и с удовольствием пользовался машинами Чулы. Вот он на "Эм-джи":

Или на "Бентли":

Познакомившись с автомобилями поближе, Бира заинтересовался гонками. Строить гоночные планы он начал ещё в 1933 году (ему было 19 лет), и на следующий год Чула купил ему "Райли" для участия в триалах:

Но что-то у них с триалами не заладилось, и в феврале 1935 года Бира дожал-таки Чулу аргументом: мол, чего "Райли" простаивает; не участвуем в триалах, так можно попробовать в бруклендских гонках. Чула согласился. В таком виде о гонках нечего было думать, и Чула обратился в бруклендскую фирму "Томсон и Тейлор". 26 февраля они отогнали машину в мастерскую и, помимо технической доводки, заказали покраску.
Голубой был любимым цветом Чулы, но особо ему понравился оттенок вечернего платья молодой датчанки Барбары Грут, и когда Чула заказывал "Бентли", он попросил у Барбары кусочек ткани того платья, и именно в этот цвет была окрашена машина. Его же заказали и для "Райли".
В "Томсон и Тейлор" провели неплохую работу, и машина оказалась готова к открытию сезона 16 марта. Поскольку для заявки одного имени "Бира" было мало, Чула, ставший менеджером новоиспечённого гонщика, добавил инициал "Б": "Б. Бира".
Они заявились на два гандикапа по внешнему кольцу на 6,5 и 9 миль соответственно. Большинство гандикапов в Британии проводились с раздельным стартом и общим финишем, то есть машины помедленнее выпускались на трассу раньше, а самые мощные - самыми последними. Кто первым преодолеет заданную дистанцию - тот и победитель. Поэтому в гандикапах участвовали совершенно разнообразные автомобили. В первом заезде Бира стартовал четвёртым после маленьких "Остина" и "Фрэзер-Нэшей" с гандикапом в минуту и 6 секунд. Ещё семеро учтастников стартовали позади. Бире на первом круге удалось опередить "Остин", а на втором - "Фрэзер-Нэш". Обгоняли и его, и на финише он был пятым.
Второй старт был в третьей гонке дня, в 15.00. На этот раз Бира стартовал первым с гандикапом в минуту и 39 секунд. Его догоняли полтора круга, и так как дистанция была длиннее, больше участников смогли его догнать, и он занял 8 место. Но всё равно ему это очень понравилось.

Газеты отметили дебют сиамского аристократа. А сами Бира и Чула решили, что для повышения результатов нужна совсем другая машина. Поискав инфомацию, они остановили свой выбор на "Эм-джи Магнетт", но агенты, к которым они обращались, отвечали, что выпуск этой модели уже прекращён, но есть новая - "Миджет". Но Чула счёл, что новая модель может быть ещё недостаточно доведённой до ума, и решил обратиться напрямую к Сесилу Кимберу из "Эм-джи". Оказалось, что на заводе остался последний экземпляр "Магнетт", заказанный итальянцами для "Милле Мильи" и окрашенный в красный цвет, заказ на который был аннулирован. 19 марта (уже через три дня после соревнований в Бруклендсе) Чули и Кимбер договорились, а на следующий день машина была переправлена в мастерские "Томсон и Тейлор" в Бруклендсе.
После этого Бира и Чула отправились в месячное путешествие по Европе, а по возвращении посмотрели традиционную 200-мильную гонку на "Международный приз". Следующим соревнованием, в котором они решили участвовать, были традиционные гонки в выходной Духова дня в июне. Это тоже был набор коротких заездов для разнообразных классов автомобилей. То что нужно для начинающего. Но Бира заинтересовался ещё и набиравшими популярность гонками в частном парке в Донингтоне. Чула сначала захотел посмотреть, насколько они безопасны (ведь он по-прежнему отвечал за действия родственника), но раз гонки в Донингтоне проводились относительно редко, они просто потеряли бы ещё один шанс попрактиковаться, а потому Чула подал заявку на соревнования 11 мая.
Первой гонкой Биры был третий заезд дня - на 5 кругов для 1500-кубовых моделей. Безнаддувным давался полуминутный гандикап. Бира дважды вылетал с трассы и добрался до финиша восьмым из 14 участников.

Следующая гонка была для того же класса на ту же дистанцию, но гандикап был уже в целую минуту. "Райли" Биры был безнаддувным, так что он стартовал в первой группе и даже захватил лидерство, но разгон у машины был не очень, так что его потом обошли соперники. На последний круг он ушёл пятым, но "перекрутил" двигатель при понижении передачи на входе в поворот, и от этого сломался толкатель клапана. Бира медленно докатился до финиша девятым и последним.
К седьмой гонке дня машину подлатали, и в 10-круговом гандикапе Бира не допустил ни одной ошибки, хотя и финишировал опять-таки последним при шести сошедших.
До конца мая они ещё приняли участие в подъёме на холм в Рашмере, организованном Клубом автомобилей "Эм-джи". На "Райли" нацепили обратно крылья, фары и прочие атрибуты дорожного автомобиля, и Бира со второй попытки смог заехать на вершину, потратив на это 26 секунд. Победитель показал время 22 секунды, но было немало и не уложившихся в 30. Так что это соревнование тоже можно считать достаточно успешным.

Остаток мая Бира наматывал на "Эм-джи" круги на бруклендском треке, тренируясь перед первыми гонками на новой машине. Чула даже приводит количество кругов в каждый день тренировок: 7 мая - 43, 13 - 43, 16 - 32, 23 - 84, 27 - 22. Инженер Тейлор на этом счёл машину вполне обкатанной.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #1 : Февраля 04, 2006, 00:39:27 »
Итак, "Райли" выполнил свою тренировочную роль, и следующий этап начала карьеры Биры был связан с "эм-джи". Это всего три соревнования, после которых потенциала и этой машины перестанет хватать, и Чула купит у Мэйза "эру".
Традиционно "сборные" соревнования проводились по праздничным понедельникам. В Британии есть несколько дополнительных выходных дней в году. Праздники там все религиозные, и они всегда проходят в воскресенье, когда и так выходной, поэтому по случаю основных праздников в следующие за ними понедельники людям дают выходные дни. Помимо пасхального понедельника и Духова дня, есть летний выходной, попадавший раньше на первый понедельник августа, а в семидесятые годы переведённый на последний понедельник августа, и подарочный день (день после Рождества). Автогонки тоже стали традиционно ассоциироваться с этими днями. В пятидесятые-шестидесятые в Гудвуде обязательно проводились пасхальные гонки (тому же расписанию следовали организаторы Гран-при По), а в Брэндс-Хэтч гонки в подарочный день были и в семидесятые, и они иногда отменялись из-за снега.
В 1935 году Духов день попал на 10 июня, и в этом день на бруклендском треке были традиционные соревнования по несколько кругов каждое. Для начала для Биры выбрали два гандикапа по 6,5 миль. Эти две гонки были первыми в программе, и Бира был расстроен, что для него практика закончится так быстро, и он вынужден будет стать зрителем.
Первая гонка, "младший гандикап", стартовала в 13.00, и Бира по систему гандикапа должен был стартовать предпоследним (впереди были более слабые машины). Его задачей было не подпустить к себе преследователя и обогнать как можно больше ехавших впереди соперников. Он обогнал девятерых и занял 5 место из четырнадцати.
Следующая гонка стартовала уже в 13.25. В "старшем гандикапе" из четырнадцати участников Бира стартовал восьмым, а за ним были ещё три "эм-джи", "бугатти" и большой "Деляж" миссис Кэй Петре. Задача та же: не подпускать и обгонять. Он обогнал пятерых и на финишной прямой ехал всё ещё впереди "деляжа" и другого "эм-джи", но прямо перед финишной чертой вдруг резко замедлился, и преследователи обошли его на самом финише. Снова пятое место.

Чула не планировал участие в длинных гонках в первый год, а следующими "сборными" соревнованиями должны были стать июньские гонки в Донингтоне. Но тут районный автомотоклуб Дерби решил повысить ставки и вместо проведения осенью второй длинной гонки на приз лорда Наффилда (первая была в 1934 году, а до неё на относительно новой трассе устраивались только короткие клубные гонки) решили организовать аж гран-при, а гонку на приз Наффилда перенести на июнь. У Чулы не было иного выбора, как позволить стартовать Бире в "Призе Наффилда", учитывая стабильность и надёжность его выступлений до сих пор. Раз так, то решили не пропускать и гонку на приз Британской Империи в Бруклендсе. Она проходила на внешнем кольце по часовой стрелке с тремя искусственными замедлителями: "змейке" на Железнодорожной прямой, повороте на старую финишную прямую со шпилькой и возвращением на Домашний вираж и "эске" в "Форке". Перед каждыми соревнованиями трасса была открыта несколько дней для тренировок. Квалификаций не было в принципе, так как это либо были гандикапы, либо места на старте всё равно хватало всем. На одной из тренировок педаль газа у Биры "запала" на Железнодорожной прямой, и он еле вписался в змейку на полной скорости, перекрутив к тому же двигатель.
Гонка прошла 6 июля. Старт для самых маленьких автомобилей был дан в 14.30. Бира по гандикапу стартовал через 9 минут 20 секунд. Позади оставались самые быстрые участники, и они скоро обошли Биру. После 32 кругов на "эм-джи" возникли проблемы, и около 20 кругов механики меняли магнето. Шансов на высокое место после этого уже не было, но хотя бы постараться закончить дистанцию смысл был. Конечно, Бира потерял слишком много, но для отставших дали дополнительные полчаса, после которых всех остановили. Бира в целом проехал 63 круга из 80 возможных.
 
После этой гонки Клуб британских гонщиков счёл возможным принять Биру в свои ряды почётным членом (ведь гражданство у него всё-таки было сиамское).
На "Призе Британской Империи" они мало пользовались сигнальными знаками, но в "Призе Наффилда" знаки вызвали немалое внимание окружающих, поскольку они представляли собой буквы сиамского алфавита. Многие сочли, что это сделано было из соображений секретности, но Чула объяснил, что такие знаки проще выхватить из ряда других на большой скорости.
Гонка проводилась в форме гандикапа для автомобилей до 1,5 литров, которые были разделены на три группы: 750 куб. см с турбонаддувом или 1100 куб. см без турбонаддува, 1100 куб. см и 1500 куб. см соответственно и 1500 куб. см с турбонаддувом. Бира попал во вторую группу.
Самая мощная группа должна была пройти все 60 кругов, они стартовали, как это называли, "с нуля" (from scratch), то есть их старт, собственно, и был самым главным, просто менее мощные соперники получали право на преимущество и либо стартовали раньше, либо должны были преодолеть меньшее количество кругов. 1100/1500 группа должна была пройти полную дистанцию в 60 кругов, но стартовала на 2 минуты раньше мощной группы. 750/1100 группа стартовала на самом деле чуть позже, чем 1100/1500, но им давался существенный гандикап в виде двух кругов, то есть для них дистанция была 58 кругов.
Итак, в 16.00 стартовала группа 1100/1500, через 44 секунды - группа 750/1100, а как только на прямой Старки появилась группа 1100/1500, в бой ушла "нулевая" группа. В первой половине гонки Бира однажды вылетел с трассы и один раз заехал в боксы на замену свечи, потеряв на этом 2 минуты (круг он проходил за 2 минуты 25 секунд), но больше неприятностей у него не было, в то время как основные соперники один за других останавливались на техобслуживание или сходили. В итоге Бира смог занять почётное пятое место, за что позже районный автоклуб Дерби прислал ему специальную статуэтку.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #2 : Июня 29, 2007, 04:05:22 »
Теперь в нашем распоряжении есть все четыре книги Чулы и книга самого Биры. Осталось только купить книгу жены Биры "Принц и я".
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Александр Кульчицкий

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 517
  • Карма 759
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #3 : Июля 03, 2007, 03:35:59 »
Спасибо, Володя.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #4 : Ноября 02, 2008, 02:40:56 »
Теперь есть и книга "Принц и я". На этом, я думал, книги о Бире закончились, но нет, существует ещё как минимум одна:
Rolt And Bira - The Forgotten Stars
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #5 : Ноября 06, 2008, 01:22:05 »
Мне кажется, что ни в одной книге о Бире не описывается, как он сбил насмерть мотоциклиста:

Правда, мотоциклист был сам виноват, но всё равно неприятный инцидент.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #6 : Апреля 07, 2009, 21:50:23 »
Я думал, что знаю все книги о Бире, но вот ещё одна, вышедшая в прошлом году:
 
NewRolt and Bira - The Forgotten Stars New Grand Prix Book
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #7 : Октября 03, 2009, 09:39:15 »
Знаменитые плёнки Биры начали выставлять на продажу. Вот сайт с кадриками и объявлением о том, что плёнки начнут распродаваться в конце 2009 года: http://www.princebira.co.uk/.
А вот первый лот: BIRA Maserati ERA BMW Jaguar Le Mans Brooklands films. По крайней мере, я впервые это вижу.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #8 : Октября 17, 2009, 13:59:03 »
В итоге плёнка ушла за 650 фунтов. Интересно посмотреть на историю ставок:
 
[td][/td] [td]
private listing - bidders' identities protected
[/td] [td]
   £650.00
[/td] [td] 06-Oct-09 17:55:08 BST[/td][/t] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £650.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:43:47 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £600.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:43:34 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £550.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:43:22 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £500.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:43:11 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £450.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:42:59 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £400.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:42:49 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td]
[/td] [td]private listing - bidders' identities protected[/td] [td]
   £300.00
[/td] [td]
06-Oct-09 17:42:19 BST
[/td] [td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][td][/td][/tr] [tr] [/t] Starting Price £250.00  26-Sep-09 17:55:26 BST
В течение буквально полутора минут цена была поднята на 400 фунтов, но обычно такие игры ведутся на самых последних минутах, а тут всё произошло за 10 минут до окончания торгов.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #9 : Сентября 05, 2010, 03:29:28 »
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #10 : Июля 16, 2014, 07:14:29 »
Первое издание книги с автографами автора и главного героя стоит 750 фунтов:


Road racing 1936. Signed by Prince Chula & Prince Bira


Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 307
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #11 : Мая 17, 2015, 14:05:22 »
Команда White Mouse перестала существовать в 1948 году. Правда иногда Бира заявлялся на гонки от команды La souris blanche  (то же, только во французском изложении). Но вот на фото с гонки на Большой приз Европы 1950 года он мажет белой краской силуэт мыши:


Талисман? Дань уважения к Чуле? Не припомню, чтобы он еще где-то, кроме как на Сильверстоуне, прилепил мышь.
« Последнее редактирование: Мая 18, 2015, 15:14:10 от Влад Шайхнуров »
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #12 : Мая 17, 2015, 18:54:21 »
Я вот не помню, каким образом использовалось название "Белая мышь", но в гонках Бира всегда заявлялся от имени Чулы. То есть в то время было такое конкретное понятие, как заявитель, а команда - это нередко нечто абстрактное.


Как только Бира пошёл в профессионалы (то есть выступал по контракту за деньги) и перестал нуждаться в нём, как в менеджере, Чула перестал и книги писать. Мемуары Биры "Запчасти" (Bits and Pieces) написаны не в хронологическом порядке, а в мемуарах Сирил Бирабонгсе мало технических деталей. Осталась только одна книга, которую я не читал: про Ролта и Биру.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 307
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #13 : Мая 18, 2015, 14:17:28 »
Правила подачи заявок в Англии тех лет, насколько я понимаю - отдельная тема. Зачастую они были предметом торга и споров. Когда Вандервелл решил заявить свою команду на гонку в Гудвуде 26 сентября 1953 года, секретарь BARC Джон Морган предложил 300 фунтов стартовых за "именитого итальянского гонщика" или 250 за британского гонщика. Если же заявка будет подана без указания фамилии гонщика, то только 200 фунтов. В итоге недельной переписки сошлись на 300 фунтах за Аскари и 250 фунтах за Хоторна. Думаю была также разница в размерах стартовых для частного заявителя или для именитой команды, даже если речь шла об одном и том же автомобиле. Посему мне думается, что лавируя между залоговыми (fee) и стартовыми, гонщики, команды и просто владельцы автомобилей заявлялись то как частное лицо, то как команда.

Что касается "Белой мыши", то команда существовала еще до появления в ней "Ромулуса". Но у Шелдона упорно из гонки в гонку заявителем идет Чула. Возможно я навожу тень на плетень, но я перестал доверять Шелдону. Слишком много ошибок (не сочтите за излишнюю самоуверенность, но 100% точности там нет). Там, где в их руках оказывались документы (программки и т.д.) - совпадает с источниками тех лет. Но в немалом количестве случаев - отсебятина. И мне кажется, что в гонках 30-х, 46 и части 47-го "Шелдон и братья" просто автоматом проставляли Чулу как заявителя. При этом соблюдалась фактическая точность (ведь владельцем действительно являлся именно Чула), но не обязательно формальная.

А вот в гонках 47-го уже появляются "просветы": в Ольстере'47 Бира заявлен от "White Mouse Stable", в Реймсе'47 - от "White Mouse Garage", в Спа того же года - "Ecurie Souris Blanche". И это при том, что в начале 48-го "Белая мышь" как команда прекращает свое существование. Чула разрешил Бире продать все автомобили, за исключением "Ромулуса". И поскольку в гараже у них не осталось ни одного конкурентоспособного автомобиля, то и выступать заявителем Чула уже не мог.
« Последнее редактирование: Мая 18, 2015, 20:53:16 от Влад Шайхнуров »
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 307
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #14 : Мая 19, 2015, 07:50:49 »
 
Бира и Сирил Хейкок (Cyril Heicock), 1936 год
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #15 : Мая 19, 2015, 07:52:08 »
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Алексей Грушко

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 4 136
  • Карма 485
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #16 : Мая 20, 2015, 08:15:09 »
А вот в гонках 47-го уже появляются "просветы": в Ольстере'47 Бира заявлен от "White Mouse Stable", в Реймсе'47 - от "White Mouse Garage", в Спа того же года - "Ecurie Souris Blanche". И это при том, что в начале 48-го "Белая мышь" как команда прекращает свое существование. Чула разрешил Бире продать все автомобили, за исключением "Ромулуса". И поскольку в гараже у них не осталось ни одного конкурентоспособного автомобиля, то и выступать заявителем Чула уже не мог.
Я думаю, это как раз тот случай, когда они переписывали заявочные листы из программок.
Если человек эмоционален, это еще не означает, что он не прав

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 307
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #17 : Января 20, 2016, 11:09:27 »
Кто это справа в "ЭмДжи Миджете"? 1935г. Автомобиль также принадлежал Чуле.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #18 : Января 20, 2016, 22:45:12 »
Судя по всему, это обкатка ЕРА 15 июля 1935 года на "Бруклендсе". Это день рождения Биры, и Чула сделал ему такой подарок. "Эм-джи" несёт на себе номер с гонок в Донингтоне 13 июля, а ЕРА отправится в Дьеп на гран-при 20 июля. Из книги Wheels at Speed:


 

За рулём "Эм-джи" соответственно не гонщик, а кто-то из сиамских механиков. В тексте фигурируют такие имена, как Бисдар (Bisdar) и Абас (Abhas).
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 307
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #19 : Января 21, 2016, 02:47:12 »
Исчерпывающий ответ!

Спасибо!
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #20 : Марта 05, 2016, 05:10:35 »
Historic scene with Gordon Cruickshank (Motorsport - 2015.04).pdf

Цитировать
My aunt said Bira was like Mr Toad
— he had to have the latest gadget. He
would have loved life today.

Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #21 : Июля 11, 2016, 18:37:17 »
Принц Бира фигурирует на видео прибытия сиамского короля https://www.youtube.com/watch?v=Y8KPniqzqN0 в 0:13. Принц Чула - чуть раньше, в 00:11.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #22 : Декабря 02, 2016, 01:54:42 »
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 589
  • Карма 2116
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Бира
« Ответ #23 : Марта 31, 2024, 00:06:49 »
Новая книга про принца Биру: https://www.ebay.co.uk/itm/364810442709


Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Влад Шайхнуров

  • Историк
  • Опытный участник
  • ****
  • Сообщений: 3 307
  • Карма 1033
    • Просмотр профиля
Re: Бира
« Ответ #24 : Марта 31, 2024, 13:51:48 »
Как-то незамеченной прошла книга, хоть и в прошлом году была издана. Нигде никто доброго слова про нее не сказал. Может, конечно, 500 экземпляров маловато будет для реакции широкой публики. С другой стороны, 246 страниц - совсем немного для нашего времени, когда информация  становится доступнее и доступнее год от года в геометрической прогрессии.
Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Audiatur et altera pars. Nolite judicare et non judicabimine
Homines non odi , sed ejus vitia.