Форум истории автоспорта > История
1,5-литровая гоночная формула
Владимир Коваленко:
https://vk.com/@ms_history-polutoralitrovyi-gonochnyi-klass-tridcatyh-godov
https://www.facebook.com/groups/1705637113069309/permalink/1876060336026985/
Тут возникла реплика насчёт гоночных автомобилей тридцатых годов, названных "вуатюретками". На самом деле это название или наименование некорректно, и вкратце история такова.
В иностранных источниках французским словом voiturette принято называть полуторалитровые автомобили, которые в тридцатые годы неофициально были младшим классом, а после II Мировой войны стали классом гран-при, названным формулой №1.
Слово voiturette переводится, как все утверждают, как "повозочка", то есть повозка небольшого размера. Обычная "повозка" или экипаж - voiture ("вуатюр"). Все безлошадные экипажи описывались на границе веков словом "вуатюр". Тогда же совпали два события. Во-первых, автомобили в гонках стали делить на два класса по весу: тяжёлые и лёгкие. Во-вторых, Леон Болле построил лёгкий экипаж, который назвал "Повозочкой" (Voiturette). Всем просто понравилось слово, оно стало характеризовать все автомобили лёгкого класса. Так слово вошло в обиход как описание гоночных автомобилей младшего класса.
Но в тридцатые годы оно уже вышло из обихода, а младший класс сформировался как-то сам по себе в виде двигателей рабочим объёмом полтора литра...
Нет, всё-таки не получится кратко. Ну не хватает важных подробностей. Прям вот подзуживает написать про двадцатые. Но всё равно кратко.
В общем, до I Мировой войны повышение скорости через повышение мощности шло путём увеличения рабочего объёма до фантастических цифр в 15-18 литров. Война дала мощный толчок для развития ДВГ (преимущественно в самолётостроении), и после войны для среднестатистического автомобиля вполне себе хватало двух литров. Три литра - для класса "люкс". В этих условиях полтора литра уже рассматривались как небольшой размер, машины с таким двигателем уже относились к малолитражным. Ниже их были только микролитражки с 750-кубовыми двигателями. Даже некоторые мотоциклы уже были литровыми.
Когда Международная спортивная комиссия снизила объём двигателей класса гран-при с двух до полутора литров, возникло такое безвременье, когда большинство производителей отказались строить настолько малолитражные машины, а организаторы отказывались проводить гонки для тех, которые всё-таки строились. В результате гонки гран-при во второй половине двадцатых годов проводились в свободной формуле, а для полуторалитровых "бугатти" и "деляжей" проводились второстепенные соревнования.
В начале тридцатых годов класс гран-при как таковой перестал существовать, по крайней мере, он не зависел от рабочего объёма двигателя, который постепенно повышался до 3, 4, 5 литров.
И тут появился Рэймонд Мэйз, который стартовал только в Шелсли-Уолш и готовил машины исключительно для этого подъёма. На полуторалитровый "Райли" его компаньон Амхерст Виллиерс установил модный тогда нагнетатель, и результат настолько им понравился, что они решили строить такие автомобили собственной конструкции, назвав из ЕРА (ERA - English Racing Automobiles). Они продали несколько экземпляров частникам, те стали побеждать на них в Европе, этот вызов приняла "Мазерати" и стала строить свои полуторалитровые машины. Раз есть много участников, значит, будут и гонки.
Вот так класс окреп и стал крайне популярным, при этом не будучи каким-то образом официально признанным и оформленным. При этом, по крайней мере, в англоязычных публикациях он описывался как "1500 cc", то есть "1500 куб. см", либо как "лёгкие автомобили" (light cars). В 1950 Кент Карслейк выпустил книгу "Гоночные вуатюреты", которая описывала, собственно, тот период, когда этот термин реально и использовался, а класс реально существовал, то есть до 1925 года. Тема была дополнена книгой Дэвида Венеблза 1984 года издания "Гоночные полуторалитровые" (The Racing Fifteen-Hundreds). Как видите, он не называл их вуатюретами.
И, видимо, только классические "чёрные книги" Пола Шелдона, начавшие издаваться в 1987 году, замутили воду. Шелдон сотоварищи решили обозреть развитие старшего и младшего классов независимо от их названий от начала разделения до наших дней. Как назвать всё это обобщающе? Вот и назвали всё вместе - и начало ХХ века, и двадцатые, и тридцатые, и формулы №№ 1 и 2 - "гонками гран-при и вуатюретов". В результате пострадал полуторалитровый класс тридцатых годов, который вуатюретом не назывался, но для читателей Шелдона таковым стал.
Так что именно полуторалитровый класс тридцатых годов никогда современниками вуатюретом не назывался, и применять это слово к нему в наше время просто некорректно. Как называть корректно? Просто полуторалитровый класс или малый.
Влад Шайхнуров:
Шикарная тема! Мне есть что сказать. Но сейчас только из деревни приехал и сил нет ни думать, ни писать. По возможности изложу свои мысли.
Навигация
Перейти к полной версии