Форум истории автоспорта > История
1,5-литровая гоночная формула
Влад Шайхнуров:
Название темы условное, поскольку оно ни в коей мере не отражает истинное положение дел в 20-х...40-х.
Поскольку все мои труды так или иначе крутятся вокруг "международной гоночной формулы №1" образца 1946 г., то вопрос "курица или яйцо?" не оставляет меня в покое.
Попробую выкладывать здесь свои соображения.
Первое: начиная с 1934 г., когда была введена т.н. "750-кг формула", полуторалитровые автомобили, хоть и считались "малым" классом, вполне соответствовали формуле гран-при, поскольку "международная формула 1934 г." не накладывала ограничений на рабочий объем, а значит и все (ну или почти все) автомобили с рабочим объемом 1,5 л и даже меньше вполне этой формуле соответствовали.
Второе: начиная с 1937 г., когда была введена формула 3,0/4,5 литра, 1,5-литровые также не выпали из обоймы: новая формула была гибкая и устанавливала зависимость максимально допустимого веса а/м от рабочего объема.
Т.о. формальное отделение "вуатюреток" от автомобилей гран-при некорректно.
Но вот статья из "Il Littoriale" за 06.11.1934 https://yadi.sk/i/6zuZiEnXqgMTE, где ведутся рассуждения, каким должен быть младший класс - 1,1- или 1,5-литровым. И это при том, что ЕРА уже появилась, вовсю колесили по трассам "Мазерати 4СМ" и остатки 1,5-литрового "флота" 1926-1927 гг.
Владимир Коваленко:
Официально полуторалитрового малого класса не было, он сформировался сам по себе, когда организаторы проводили гонки для имевшихся в наличии машин. Не знаю этого достоверно, но, судя по всему, полтора литра - это такая золотая середина не для гонок, а для обычных легковых автомобилей. Собственно, до сих пор. Полтора литра - для среднего класса, два - для более-менее спортивных моделей. Меньше полутора литров - это мало, этого недостаточно для среднестатистической езды по дорогам или, что, наверное, было тогда важнее, для подъёма на среднестатистический холм. Больше полутора литров - это лишнее удорожание конструкции и повышенных расход топлива. И, скорее всего, на полтора литров или чуть выше приходилась налоговая планка. То есть больше рабочий объём - больше налог.
Вот как-то так и сформировалась эта цифра. Гоночные двигатели строили на основе серийных, а также были гонки серийных или спортивных автомобилей, то есть объём в полтора литра был распространённым и, скажем так, устоявшимся. Поэтому не только было довольно много автомобилей этого класса, но и в умах людей было важно видеть соревнование агрегатов, с которыми они имеют дело в повседневной жизни. Как-то так.
Формально полуторалитровые гоночные автомобили не противоречили классу гран-при, но фактически не могли конкурировать, поэтому и не выступали в больших гонках. Они выступали в тех гонках, где могли конкурировать друг с другом.
В общем, в отсутствие регламента и каких-либо официальных разъяснений, можно примерно так описать происхождение и существование класса.
Влад Шайхнуров:
Все правильно, Владимир. Как-то так оно и было. Но это были лишь побуждающие мотивы или факторы, сформировавшие ситуацию. Я же ищу для себя ответ на вопрос иного характера: где, когда и кем было принято решение о "назначении" 1,5 литров младшим классом? Если это была Англия, то здесь стихийный вариант прокатывает вполне. Но в последнее время я все больше склоняюсь к мысли, что эпицентром стала Италия с их "Мазерати 4CM/CTR/CS", которая с 1931 г. вполне себе сформировала отношение. Я не зря привел выдержку из газеты, где журналисты рассуждают, где в каких странах какие классы популярны. В Италии того времени спорт был излишне политизирован, а RACI имела огромное влияние на производителей.
Пока я двигаюсь интуитивно, но ощущение, что картинка складывается, появляется.
Сергей Мингазов:
Я думаю, нужно разделять понятия "1,5-литровый класс" и "международная гоночная формула" на совсем разные категории бытия.
1,5-литровый класс существовал, поскольку во всеобщей классификации АИАКР был класс F гоночных машин, в 1926 году предусматривавший одно место, 1101-1500 кубиков объема и 550 кг веса. И есть свидетельство, что организаторы гонок эту классификацию и этот класс использовали:
Международная гоночная формула - это частное понятие, конкретный технический регламент, насаждаемый МСК для гонок высшего уровня. В разное время оно могло входить в рамки классификации ФИА, иметь дополнительные, более жесткие или более мягкие требования, или не входить в классификацию (как формулы на основе потребления жидкостей). Международную гоночную формулу заносило и в 1,5-литровый класс, в том же 1926 году международная гоночная формула требовала объем двигателя не более 1,5 литра (что и стало причиной триумфа "Бугатти" в чемпионате мира), но, правда, не совпадала по весу (600 кг).
А что касается рождения "младшей формулы", в 1920-х - 1930-х имевшей традиционное название "вуатюретт" и традиционный объем до 1,5 литра, то её истоки нужно искать гораздо раньше. Потому что уже 8 (или 4, не помню) сентября 1921 года, в рамках недели Гран-при Италии, на трассе в Монтикьяри проводилась гонка для "веттюретт" (Gran Premio d'Italia Vetturette) с формулой 1,5 литра / 500 кг. В то время международный автоспорт только возрождался после войны (в 1920 году гонок состоялось не больше, чем в 1946), но название уже было, и литраж уже был. В дальнейшем они просто получили большую популярность, что и вылилось во вторую формулу.
Влад Шайхнуров:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Апреля 04, 2016, 10:57:20 ---Я думаю, нужно разделять понятия "1,5-литровый класс" и "международная гоночная формула" на совсем разные категории бытия.
--- Конец цитаты ---
Я как могу обхожу острые углы, дабы у кого-нибудь не сложилось впечатления, что я ставлю знак равенства между этими понятиями.
Несколько моментов:
1. Мэйз с Бертоном создание ЕРА начали еще в 1933 г., построив "Белый "Райли"". Как им удалось охмурить Виктора Райли сейчас уже сказать сложно, но он им подарил новый полуторалитровый автомобиль прямо на выходе из сборочного цеха. Т.е. что было самое мощное в его палитре, то они и забрали. С самого начала автомобиль был ориентирован на "Шелсли-Уолш". И вот тут мне не все понятно: Мэйз всегда был ориентирован на абсолютную победу в этой гонке. И если в гонках с гандикапом на "Бруклендсе" шанс был практически у любого, то шансы в Шелсли давались либо "слонам" типа "Австро-Даймлера" Штука или "Мазерати" Страйта, либо конкретным "спешелам" тип "Спайдера" Дэйвенпорта или "Насьональ Пескары" Занелли. У самого Мэйза были "Вильерс Суперчарджер" и 4-литровая (точно не помню) "Инвикта". Но он стал заниматься 1,5-литровым "Райли".
2. ЕРА появилась как производная "Белого Райли" практически с неизменным двигателем. Сомневаюсь, что Мэйз ориентировался и на Европу, поскольку позиции англичан на континенте тогда были более чем слабые и приглашали их главным образом для придания той или иной гонке статуса международной. В самой В/Британии наибольшее распространение имели как раз 1,1-литровые гоночные автомобили (ЭмДжи). А в Европу (впервые это был Дьепп 1935 г.) Мэйз поперся, когда уже понял, что потенциал у ЕРА есть.
Т.е. ЕРА получилась полуторалитровой скорее потому, что так получилось.
3. В Италии наиболее популярным классом был 1,1-литровый. В 1930 Альфиери Мазерати делает 1,1-литровую версию "типо 26", в 1932 г. первую "Мазерати 4CM 1100" получает Фурманик. И пошло-поехало. Но! В том же 1932 г. строится и 1,5-литровая версия мотора. Но ее за отсутствием интереса со стороны покупателей продают Тео Росси для скоростного катера. И только в 1934 г. устанавливают на шасси гоночного автомобиля. Тогда как 1,1-литровые гоняют вовсю. Т.е. интереса со стороны этого производителя не было. Более того, "типо 26" последние годы выпускались или переделывались из 1,5-литровых в 2,5- или даже 2,8-литровые.
4. В 1937 г. Коломбо, приехав к Феррари, заявил, что Королевским автоклубом ему дано указание максимально ускорить создание 1,5-литрового гоночного автомобиля (АР-158).
5. В 1936 г. из-за начала войны в Эфиопии среди итальянских гонщиков случился кризис и "Мазерати" продали всего 9 машин, из которых 5 или 6 были полуторалитровыми, т.е. львиная доля. В 1935 г. из 19 - единицы. Т.о. можно говорить о всплеске интереса именно в 1936 г.
6. В 1939 г. величайшим указанием Муссолини все крупнейшие итальянские гонки были проведены среди 1,5-литровых.
7. В 1940 г. 1,5 литра должны были стать "потолком" "международной формулы". Оговорюсь, что ничего конкретного и официального я на этот счет не нашел. Но МБ-W165 и "Ауто-Унион-Е" были построены или проектировались.
Я отдаю себе отчет, что пока это - просто набор фактов. Но чтение периодики тех лет должно помочь мне нарисовать картину эволюции (революции). Я не тороплюсь. Пока банально собираю информацию. Меня устроит как вариант "само собой вышло", так и "прошла зима, настало лето... Спасибо партии за это!"
В любом случае спасибо за участие в обсуждении
Навигация
Перейти к полной версии