На форуме сайта "Формулы" Ру выкладывал отрывок из книги Ю.Г. Алексеева ''Люди и автомобили'' (1990).
"Владимир Константинович Никитин прошёл всю Великую Отечественную войну водителем грузовика, был отмечен орденами Отечественной войны, Красной Звезды, Славы, медалями ''За отвагу'', ''За боевые заслуги'', ''За оборону Сталинграда'' и другими наградами. Как свидетельствуют люди, хорошо знавшие Владимира Константиновича, в годы войны он не только приобрёл умение быстро ездить и осваивать сложные трассы, но и познакомился с самой разнообразной автомобильной техникой, научился с минимумом средств реализовывать самые смелые технические решения.
После войны Никитин вернулся в Харьков – город, откуда ушёл в армию, поступил работать на автобазу. Трофейной техники, самых разнообразных узлов и агрегатов в гараже было предостаточно. Знакомство с уже известным гонщиком Эдуардом Лорентом, а также начинающими, но очень деятельными практиками Георгием Поповым и Иваном Помогайло, жившими в Харькове, предопределило выбор им автоспортивной специализации: побитие рекордов скорости.
Вскоре Попов и Помогайло на базе узлов серийных машин создали скоростные спортивные автомобили ''Авангард'' и ''Шахтёр''. Эдуард Лорент, ранее специализировавшийся на мотоциклетных гонках и конструировании рекордных мотоциклов, построил лёгкий скоростной автомобиль с мотоциклетным двигателем объёмом 350 куб. см. А летом 1950 г. свою первую машину, предназначавшуюся для рекордных заездов, вывел из гаража и Владимир Никитин.
Это был автомобиль стремительных очертаний с низким, похожим на расплющенную каплю кузовом, из которого выступали сверху кожухи-обтекатели колёс и два самолётных фонаря кабин – для водителя и пассажира. Под панелями необычного кузова размещались лишь незначительно переделанные агрегаты серийной ''Победы''. Двигатель имел рабочий объём около 2500 куб. см, а масса машины, которую конструктор назвал ''Харьков-1'', составляла 1100 кг.
Первые испытания обнаружили целый ряд конструктивных недочётов, но конструктора это не смутило. Он снова засел за чертежи, затем перешёл к станкам. Многие узлы были переделаны. Заодно удалось снизить массу машины. Так одна за другой появлялись новые модификации ''Харькова''. Весной 1951 г. мало кому известный 40-летний автомезаник с Украины вывел своё детище на старт рекордных заездов под Москвой. Поначалу признанные мастера и рекордсмены, коих к тому времени было уже немало в советском автоспорте, и представители заводов ЗиС и ГАЗ, в экспериментальных цехах которых создавались скоростные автомобили, не приняли новичка всерьёз. Но старты ''Харькова'' заставили всех по-иному взглянуть и на машину, и на её создателя.
22 апреля 1951 г. Никитин за рулём ''Харькова-2'' установил сразу два всесоюзных рекорда скорости. Последний – 177,78 км/ч – стал также абсолютным всесоюзным рекордом. Менее чем через месяц, успев за это время модернизировать двигатель машины и превратить её в ''Харьков-3'', Никитин вновь вышел на старт и повысил свой рекорд до 194,07 км/ч. К осени харьковский гонщик-конструктор ещё больше увеличил своё скоростное достижение и впервые в истории советского автоспорта перешагнул 200-километровый рубеж – установленный им новый абсолютный рекорд скорости стал равен 202,18 км/ч.
40 лет – возраст немалый для занятий любым видом спорта, в том числе и автомобильным. Да и Харьков находился как бы на периферии автомобильного прогресса, в отличие от Москвы и Горького, где в 50-х годах были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы и НИИ. Тем не менее, ощутив вкус победы, Никитин и не подумал уехать из ставшего родным города и переключиться с создания рекордных машин и личного участия в соревнованиях на более спокойный вид деятельности. Он с ещё большей энергией взялся за продолжение начатого дела. Надо заметить, что и автозаводы переменили своё отношение к харьковскому конструктору и стали оказывать ему свою поддержку.
В 1952 г. Никитин закончил постройку своей новой машины ''Харьков-6''. Внешне она была очень похожа на его предыдущие автомобили, но в конструкцию были внесены значительные изменения. Прежде всего это касалось двигателя. Сохранив некоторые элементы серийного мотора М-20, Никитин решительным образом реконструировал его: снизил рабочий объём с 2,5 до 2 л, заново спроектировал головку блока цилиндров с двумя верхними распредвалами с цепным приводом, установил два карбюратора и ввёл в систему подачи бензина лопаточный нагнетатель рабочей смеси. В результате мощность ''Харькова-6'' более чем в два раза превысила мощность ''Харькова-3'' и почти в четыре раза мощность двигателя серийной ''Победы''.
10 декабря 1953 г. Владимир Никитин на ''Харькове-6'' промчался по шоссе Симферополь – Джанкой со скоростью более 282 км/ч. Средняя скорость в двух заездах на встречных курсах и новый абсолютный всесоюзный рекорд скорости достигли 280,156 км/ч. Почти десятилетие это достижение оставалось непревзойдённым в СССР, а на обычных шоссейных дорогах оно является наивысшим и по сей день.
За свои достижения Владимир Константинович Никитин был удостоен звания заслуженного мастера спорта, стал одним из наиболее известных и уважаемых советских автоспортсменов. На базе Харьковского автодорожного института (ХАДИ) им был организован крупнейший в Советском Союзе центр по проектированию и созданию скоростных автомобилей.
Молодёжь восторженно откликнулась на идею Никитина, в людях недостатка не было. Тем не менее возник целый ряд трудностей, преодолеть которые было непросто. Начать хотя бы с того, что в Харькове не было ни одного автомобильного завода, который мог бы оказать поддержку центру. Многие должностные лица считали нецелесообразным вовлекать студентов в столь экзотические и опасные ''забавы''. Наконец, возникла проблема с трассой, где можно было бы передвигаться со скоростями свыше 300 км/ч. Ни одно автомобильное шоссе не могло считаться для этого достаточно безопасным.
Организационные трудности были преодолены благодаря поддержке авторитетных учёных и конструкторов, таких как ректор ХАДИ Б.В. Решетников и авиаконструктор О.К. Антонов. Скоростную трассу удалось проложить по дну высыхающего летом среднеазиатского озера Баскунчак. И начиная с 1961 г. уже не один Владимир Никитин, а целый колектив экспериметального студенческого КБ, вдохновляемого его идеями и энтузиазмом, взялся за создание рекордных машин.
Прошло несколько лет, и марка ''ХАДИ'' стала широко известна в мире. Машины, созданные в студенческом КБ, как образцы передовых технических решений экспонировались на международных выставках в Вашингтоне и Хьюстоне, Монреале и Сан-Франциско, Берлине и Праге, Москве и Киеве. За три десятилетия существования КБ ХАДИ было создано около трёх десятков моделей различных рекордных автомобилей. И почти каждая машина вносила что-то новое в массовое автомобилестроение. Такими конструкциями стали рекордные электромобили серии ХАДИ-Э и газотурбинные скоростные машины, первой из которых в середине 60-х годов стала ХАДИ-7, рассчитанная на скорости до 400 км/ч.
А к концу 70-х годов в экспериментальной лаборатории ХАДИ обрёл зримые очертания 2,5-тонный трёхколёсный аппарат, снабжённый газовой турбиной и рассчитанный на скорости свыше 1000 км/ч. Ему присвоили марку ХАДИ-9."