Монца, довоенная эпоха
История автодрома начинается в январе 1922 года. Именно тогда, в честь 25-летия Миланского автомобильного клуба, который был основан в марте 1897, его президент сенатор Сильвио Креспи решил построить современную гоночную трассу.
В начале 20-х лидируя в выпуске спортивных машин, Италия не располагала ни одним приличным автодромом. Между тем, в соседней Франции имелось несколько великолепных трасс, включая уже тогда знаменитый Ле Ман.
Но первый «Большой Приз Италии» состоялся раньше, в 1921 году на временном треке «Монтикьяри» близ Бреши. Победу одержал француз Гоекс на Ballot, показавший среднюю скорость 145 км/ч на 519 километрах дистанции.
Естественно, инициатива Миланского автоклуба была подхвачена на ура. Посыпались предложения и проекты. Наиболее подходящими для строительства были пустырь в пригороде Каньола (теперь здесь жилые кварталы Милана), луга в Галларате (позже там построили международный аэропорт) и королевский парк «Вилла Реале» в Монце. Прекрасный пейзаж, близость к Милану и отличная дорожная инфраструктура определили выбор в пользу последнего. После тщательного отсева остановились на проекте архитектора Альфредо Россетти, и 25 февраля 1922 года Винченцо Лянча и Феличе Наззаро заложили первый камень будущего трека.
А несколько дней спустя экологи первый раз в истории вступи в борьбу с автоспортом. Заместитель министра образования Италии приказал остановить стройку, ссылаясь на большую историческую и культурную ценность парка и неизбежный урон, который нанесут окружающей среде будущие соревнования.
Но у гонок нашлось немало сторонников в верхах, которые, ссылаясь на «престиж страны», добились компромисса: автодром построен будет, но займет участок не более 340 гектаров.
Теперь Россетти предстояло в считанные дни решить, как втиснуть на этот «пятачок» трассу длиной минимум 10 километров (вместо планируемых ранее 14-ти). В наше время это сделали бы без особого труда, но в 20-е годы для автогонок требовалось больше длинных прямых и скоростных поворотов. Легенда говорит, что Россетти искал решение, попеременно рассматривая схемы трасс в Ле Мане и Индианаполисе, пока... не положил их рядом. Эврика! Трасса будет двойной, совмещающей дорожный автодром и овальный трек с общей стартовой прямой. Проехав пять с половиной километров по автодрому, пилот будет уходить на трек, длинной четыре с половиной километра. Общая длина — те самые 10 километров. Такого еще не было нигде в мире. Забота замминистра о родной природе позволила итальянцам не просто догнать, но и переплюнуть всех соседей!
Монца была построена в рекордные сроки. Работы начались 15 мая 1922 года, а завершились уже 15 августа. О размахе строительства, которое вели более 3500 рабочих, говорит такой факт: от станции Монца до парка была проложена железнодорожная ветка в пять с лишним километров, по которой два локомотива и 80 вагонов круглосуточно доставляли стройматериалы. Трибуны вначале были рассчитаны на 9000 мест, но после того, как на церемонию открытия и первую гонку пришли более 40 000 миланцев, пришлось достраивать их на всю длину стартовой прямой. Всего же строительство обошлось в 6 миллионов лир.
Третьего сентября прошло официальное открытие автодрома и первая официальная гонка. Под дождем победу праздновал Пьетро Бордино на гоночном Fiat-501. А уже восьмого сентября в Монце прошла первая международная мотогонка, Большой Приз Наций, которую выиграл Амадео Руджери на Harley Davidson 1000, а еще двумя днями позже состоялся второй «Большой Приз Италии». Проехав за пять с половиной часов в присутствии 65 тысяч зрителей 80 кругов, то есть 800 километров победителем снова стал Пьетро Бордино на шестицилиндровом Fiat-804. Вторым к финишу пришел его товарищ по команде Феличе Наззаро. Пьер де Вискайа на Bugatti был третьим и последним участником, не сошедшим с дистанции досрочно.
Fiat 804 №18 Пьетро Бордино
В начале 1923 года AIACR приняла решение давать одной из гонок в сезоне название Большого Приза Европы. Первые соревнования под таким названием было доверено провести Автомобильному клубу Милана. Эти состязания состоялись 9 сентября 1923 года на трассе в Монце и опять закончились полным триумфом команды FIAT. Героем гонок стал Пьетро Бордино, стартовавший со сломанной рукой. Из-за травмы он сам не мог переключать передачи и за него это делал механик. Бордино оказал самый быстрый круг в гонке, но невыносимая боль в руке заставила его прекратить борьбу. Первым финишировал Карло Саламано на автомобиле FIAT, за ним через 24 секунды закончил дистанцию его товарищ и наставник по команде Феличе Наззаро. Третьим был Джим Мэрфи на трековом Miller 122. На 4-м и 5-м местах финишировали Фердинанд Минойя и Франц Хорнер на 90-сильных, обтекаемых Benz-Tropfenwagen (автомобиль-капля) модели RH, разработанных двумя немецкими конструкторами Эдмундом Румплером и Фердинандом Порше.
Карло Саламано пьет воду во время дозаправки
Зато в следующем году (1924-год триумфа компрессорных двигателей) в отсутствие английской Sunbeam и французской Delage, миланская команда безоговорочно выиграла гонку в Монце. Первым на финише был Антонио Аскари, опередивший своих коллег Луи Вагнера, Джузеппе Кампари и Фердинанда Минойя. Насколько велико было преимущество Alfa-Romeo над конкурентами, свидетельствует тот факт, что занявший 5-е место Жюль Гу (Schmid-Rolland Pilain) отстал от победителя на 1 час 8 минут, а Джулио Форести на таком же автомобиле - на полтора часа (в те годы в Европе гонки считались завершенными, когда последний оставшийся на трассе участник добирался до финиша).
На первом ряду - Аскари, Вернер, Шмидт
В 1925 году, автомобили Alfa-Romeo были вне конкуренции, и миланская фирма стала первым чемпионом мира в классе Grand Prix. На трассе в Монце победу одержал пилот Альфы Гастон Брилли-Пери.
Джузеппе Кампари на Alfa-Romeo P2 стартует из боксов после дозаправки
В 1926 в Монце дебютировала фирма братьев Мазерати с компрессорным автомобилем серии "26". Но до финиша сумели добраться лишь два гонщика на Bugatti 39A - "Сабипа" (псевдоним французского гонщика Жана Шаравеля) и Бартоломео Костантини.
Maserati 26.B
Французские автомобили Delage на трассах Больших Призов 1927 года не имели себе равных. Ведущий пилот французской команды Робер Бенуа выиграл все этапы чемпионата мира, в том числе и в Монце.
Робер Бенуа на Delage
В 1928 году на Гран При Италии в историю автоспорта была вписана черная страница - на 17-м круге, напротив главных трибун несущийся со скоростью более 200 км в час Talbot итальянского гонщика Эмилио Матерасси внезапно потерял управление и, несколько раз перевернувшись, влетел в толпу зрителей. 28 зрителей и пилот погибли, еще 36 человек получили увечья. Это была самая тяжелая до 1955 года катастрофа, произошедшая на гоночных трассах. Победителем гонок стал Луи Широн на Bugatti 35C. Второй была Alfa-Romeo P2 образца 1924-25 г.г., ведомая попеременно Акилле Варци и Джузеппе Кампари. Это трагическая гонка негативно отразилась на дальнейшей судьбе Монцы. Большие Призы покинули ее на долгих 3 года...
Обломки Talbot Эмилио Матерасси после катастрофы, стоившей жизни пилоту и 28 зрителям
Из-за аварии Матерасси с 1929 года болиды по соображениям безопасности соревновались только на высокоскоростной петле. В результате скорости резко возросли, и Варци на Alfa Romeo и Алфьери Мазерати на Maserati впервые достигли 200 км/ч на своих быстрых кругах.
В Большом Призе Италии 1931 напряженнейшая борьба разгорелась между командами Bugatti и Alfa-Romeo. Французы выставили 2,3-литровую модификацию модели "35" - Bugatti-51, имевшую мощность 160 л.с. Пилоты миланской фирмы стартовали на новых машинах модели 8C Monza, оснащенных 2,34-литровой "восьмеркой" мощностью 165 л.с. В Италии Bugatti сошли на первой половине дистанции и победа досталась итальянской паре Тацио Нуволари - Джузеппе Кампари.
Эта же петля использовалась и для проведения мотоциклетного Гран При, в котором победитель Таруффи показал среднюю скорость в 170 км/ч (105,4 mph).
24 мая 1931, Monza, на старте Кампари на 8C-2.3 опережает идущего вторым Варци на T.51 Bugatti.
Старый десятикилометровый вариант кольца использовался в Больших призах 1932 и 1933 годов.
В 1932 победителем стал "летучий мантуец" Тацио Нуволари, выступавший на новейшей Alfa-Romeo P3 (или Monoposto Tipo B) с 8-цилиндровым, компрессорным мотором рабочим объемом 2,65 л и мощностью 200 л.с., сконструированной Витторио Яно.
5 июня 1932, Monza, Триумфатора Нуволари встречает счатливый Яни(в середине группы)
В 1933 успеха на Гран При Италии добились Фаджиоли и Scuderia Ferrari. Но отпраздновать его им не удалось. Проводившаяся в этот же день гонка на Большой Приз Монцы была омрачена очередной трагедией – поскользнувшись на разлитом в южном вираже трека масле, попали в занос и вылетели с трассы сначала три, а затем еще один автомобиль. При этом три пилота - Джузеппе Кампари, Баконин Борзаччини и Станислав Цайковски - погибли, четвертый - Кастельбарко - получил тяжелые ранения.
10 сентября 1933, Monza, старт гонки, которая унесет жизни Кампари, Борзаччини и Цайковски
Этот инцидент, повлекший гибель трех гонщиков, послужил причиной некоторых изменений в конфигурации трека. Худшим вариантом можно признать «Трассу Флорио», названную в честь президента комиссии автомобильного спорта Винченцо Флорио. Он решил не перестраивать трек, а использовать для гонок гибрид дорожной петли и южного(!) поворота овала, подсоединенного короткой прямой и двумя 90 градусными поворотами к прямой Rettilineo Centro. На прямой между главной трибуной и боксами организаторы устроили 180-градусную шпильку, преодолев которую гонщики оказывались на южном вираже овала, в котором для снижения скорости был установлен тормозной ретардер. Затем пилоты по соединительной дорожке вырывались на Rettilineo Centro к Curva di Vedano, в которой также появилась “тормозная скоба”.
На этом, коротком, варианте «Трассы Флорио» с общей длиной 4,310 метров и прошел Gran Premio d'Italia 1934 года. Первым на финише был Mercedes-Benz, которым попеременно управляли Рудольф Караччиола и Луиджи Фаджиоли. Ганс Штук, установивший рекорд короткой трассы, из-за неисправности тормозов занял 2-е место.
Результатом установки двух искусственных шикан стало резкое падение средней скорости на круге. Так победители Фаджиоли и Караччиола на легендарном Мерседесе показали среднюю скорость всего в 105 км/ч (65 mph).
9 сентября 1934, Монца, Караччиола на Mercedes-Benz W25 проходит одну из шикан
С Большого Приза 1935 года и до последнего довоенной гонки 1938 года гонки проходили на длинном варианте «Трассы Флорио» с общей длиной 6,680 метров.
Большие Призы Италии 1935 и 36 годов достались Auto-Union. В 1935-м победу праздновал Ганс Штук, а в 1936 восходящая звезда Берндт Роземайер.
В 1937, впервые за 15 лет, ГП Италии проводился не в Монце, на год эстафету перехватил Ливорно. А в 1938 году в Монце последний раз перед войной был разыгран Большой Приз Италии, в котором участвовали как автомобили, так и мотоциклы. Победу в Монце для Auto-Union завоевал новый член команды Тацио Нуволари, пришедший на место погибшего Роземайера и очень быстро освоившийся с особенностями управления гоночными автомобилями с центральным размещением мотора.
1938, Монца, Нуволари на Auto Union D
Сразу после этой гонки в середине сентября на автодроме забурлила работа по модернизации как самого кольца, так и гоночной инфраструктуры. На трассу положили новое покрытие, были полностью перестроены оба виража овала, построены новая пит-лейн, обслуживающие здания, новые трибуны и ресторан.
Новенькие трибуны Монцы
Но пришла война, и почти десять лет Европе было уже не до гонок. Лишь через три года после завершения Второй мировой, в 1948 году, Аутодромо Национале вновь стал местом проведения гонок за Большими Призами.