Форум истории автоспорта > Современный автомотоспорт
Практическая суть автоспорта
Сергей Мингазов:
Понятно, что автоспорт - увлекательное занятие. Нам всем он нравится чисто психологически, иначе бы нас здесь не было. Бывало, что люди "подсаживались" на него настолько, что проигрывали всё свое состояние. Как в скачках.
Но где логика практическая? В чем польза автоспорта для человечества? В период развития автомобилизма - понятно, автоспорт развивал технические возможности автомобилей. Но сейчас серийный автомобиль почти идеален. Есть ли сейчас практическая польза автоспорта для автопрома (или чего-либо еще?)? Для примера: станет ли "Лада-Веста" лучше от того, что её испытывали в WTCC, и если да, то почему, или, вернее, как? Сколько я не выискиваю ответов на эти вопросы в интервью важных шишек, ничего не нахожу. Ну, скажем, Тото Вольфф в интервью "Форбс" утверждал, что двигатель из Бриксуорта очень полезен для людей из Штутгарта, но спустя неделю Хельмут Марко сказал прямо противоположное.
Вот в эти выходные проходила Бол д'Ор, 24-часовая гонка для мотоциклистов. Какой в ней смысл? Воспитать спортсменов, которые могут держаться в седле 6 часов - а зачем? Разработать мотоциклы, которые могут ехать 24 часа с максимальной скоростью - а зачем? Хорошо, "24 часа Ле-Мана" - замечательная гонка, интересная именно своей направленностью на развитие новых технологий в автопроме. Комментаторы, по крайней мере, напирают на это. Там, наверное, есть технологии, которые в конечном итоге переносятся на серийные машины. Но только на легковые.
Я в последнее время иногда езжу по федеральной трассе М7 "Москва-Поволжье", и начал задавать себе вопросы. Я вообще не наблюдаю на трассе мотоциклистов. Ну, может быть, одного на 500 километров. Зачем же для мотоциклов кольцевые соревнования, если гоночные качества мотоциклов практически не используются? Скажем, 40-50% машин на трассе составляют легковые машины. Всё-таки люди обычно живут на один город, а если едут в соседний, то обычно в целях туризма (на отдых, к родственникам, в магазины). А в основном легковые машины используются в городском цикле. Тогда какой практический смысл выставлять легковые машины в кольцевых гонках, ралли и т.д., где практически нет имитации условий города, ограничений скоростного режима, работы машины в пробке, резких торможений до нуля?.. Какой смысл развивать аэродинамику легковых машин, увеличивать мощность двигателя и т.д., если эти функции почти не востребованы?
Еще 10% машин на трассе - это разного рода трактора, мотоблоки, все-таки мотоциклы, фургоны с прицепом, легковушки с лодками и так далее. Остальные 50 или, скорее, 60% - это грузовики. Если задуматься, то выходит, что грузовые машины важнее для человечества, чем легковые, поскольку приносят пользу экономике - они снабжают города, приносят прибыль. И они больше времени проводят на больших скоростях, сжигают гораздо больше топлива, так что если каким-то машинам и нужно развивать гоночные качества, так это грузовикам. Но ничего этого не делается, и грузовики до сих пор конструктивно совершенно примитивны по сравнению с легковыми машинами. Подвеска на рессорах, прямоугольная рама, полнейшее отсутствие аэродинамики, фургоны из фанеры и ткани - ну, технологии 19 века. Почему никто никогда не занимается развитием грузовиков? Хотя бы и при помощи автоспорта? Почему для них нет соревнований? Где 24-часовые соревнования на седловых тягачах с прицепленными фургонами и балластом в 25 тонн?
Это уже в качестве заметки, но апогеем ситуации для меня стала ситуация с аэродинамическими обтекателями для грузовиков. Новые обтекатели, разработанные лидером рынка, фирмой "Дакар", для "ГАЗелей" и "ГАЗонов" "Некст", удивительно необтекаемые. Я полез на форумы газелеводов и нашел претензии водителей, на которые представитель фирмы прямо признал, что никаких испытаний обтекаемости спойлеров они никогда и не проводили, потому что это слишком дорого. Этот спойлер им делал дизайнер! А на их сайте они провели голосование, результаты которого показали, что для 35% посетителей в аэродинамическом обтекателе важнее всего цена, для 35% - качество (очевидно, изготовления), для 10% - дизайн, и только для 20% - обтекаемость. Слов нет.
Алексей Грушко:
На самом деле гонок грузовиков существует много - ралли-рейды (в основном - "Дакар"), европейский чемпионат, вроде бы есть немецкий чемпионат, бразильская Формула-Трак очень популярна у себя на континенте, есть грузовые автокроссы, трак-триалы, в Эстонии вроде бы даже было грузовое ралли.
Сергей Мингазов:
Есть даже свой суточный марафон в Ле-Мане. Только в этих гонках практического толку столько же, сколько в "Бол д'Ор" - они все проводятся на грузовиках без прицепов и фургонов (в ралли-рейдах фургоны есть, но очень условные) и без груза. А испытания грузовика с весом в 5 тонн и с весом 38 тонн - совсем разное дело. Совсем другие ускорения и торможения, совсем другая развесовка и шины, совершенно другая аэродинамика.
Сергей Мингазов:
У меня подобных вопросов скопилось много. Очевидно идиотская ситуация сложилась с аэродинамикой грузовиков, на которую весь мир положил болт, хотя довольно простыми мерами, описанными ещё Гухо, можно снизить расход топлива среднестатистической фуры на 15-20%, одновременно улучшив управляемость и снизив парусность. Довольно странно, что ежедневно на шоссе тысячи легковых автомобилей раздираются в хлам и губят своих пассажиров, в то время как гоночные машины (в том числе машины "туринга", сделанные из серийных кузовов) спасают гонщика при ужаснейших столкновениях; и в принципе должно быть довольно просто устанавливать в серийные машины каркасы безопасности, но этим никто не занимается. Странно, что миллионы гаражей по всей стране завалены использованными покрышками, и их утилизация представляет собой серьёзную проблему, но никто даже не думает собрать их и поставить в рядок на оживленном шоссе к бетонному отбойнику или там опоре моста - а ведь это может спасти жизни. В автоспорте есть технологии, которые могут принести практическую пользу, но почему-то эти возможности никак не используются.
Владимир Коваленко:
Очень сильно не хочу обидеть, но постановка вопроса наивная, потому что лично для меня давно понятно, что современный автомотоспорт совершенно утратил связь с реальностью и существует исключительно для удовлетворения амбиций и зарабатывания денег. Просто я наблюдаю с это по другим признакам: повсеместным использовании "этикеток" вместо практического смысла. Это, например, существование так называемых "силуэтов", то есть гоночных автомобилей с навешенными на них декоративными кузовами, напоминающими реальные. Или имитация спортпрототипами отношения к дорожным спортивным автомобилям путём смещения места гонщика относительно продольной оси автомобиля. То есть важен не технический смысл, а внешняя "обёртка".
"Ле-мановский" спортпрототип и автомобиль "Формулы-1" - это фактически одно и то же, но все воспринимают это как совершенно разные категории. Это восприятие как используется, так и культивируется.
Навигация
Перейти к полной версии