Форум истории автоспорта > История

Традиционная трактовка истории

<< < (7/67) > >>

Владимир Коваленко:

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Это не более чем процедурные вопросы. В 50-е отношение к регистрации было проще, потому что это мало что меняло - все держалось на стартовых взносах.
--- Конец цитаты ---

Типа да, и для участников событий изменение процедурных вопросов в 1981 и 1982 годах было всего лишь ещё одним изменением в правилах игры. Но на сам автоспорт это повлияло настолько сильно, что всё перевернулось с ног на голову.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---В конце 70-х, когда Берни и Макс взяли руль на себя, они действовали от имени традиционных участников чемпионата, заинтересованных в росте прибыли от рекламы, ТВ-трансляций и т.п., чего в 50-е просто не было. Во имя этого и были предприняты все те меры, которые сделали Ф1 закрытым клубом со всеми его прелестями.
--- Конец цитаты ---

В различных источниках можно прочесть, что традиционные участники были прежде всего "гонялами", и они были довольно далеки от интересов Экклстоуна. Их изначальная задача была - не заработать побольше, а сэкономить получше, чтобы продолжать гоняться. Движущей силой всего процесса комерциализации был Берни, и работал он всегда только на себя, используя остальных в качестве статистов.

--- Цитата: Андрей Ларинин --- нежелание признавать реалии сегодняшних дней - и не более того.
--- Конец цитаты ---

Вот как раз я и пытаюсь отделить реалии сегодняшних дней от реалий тогдашних. Просто, раз сегодняшние реалии таковы, что всё делается ради денег, то для болельщика пропагандируют простую и красивую глянцевую обёртку с яркими картинками и минимум "букафф". А если найти "многа букафф", то складывается интересная картина.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Просто факты: всем автоспортом в мире заправляет ФИА. Она решает, что чемпионат, что первенство, а что серия.
Чемпионатов мира на сегодня четыре: Ф1, ралли, туринг и картинг.
Есть мировые чемпионаты вроде ФИА ЖТ, есть серии, кубки и первенства, начиная с Формулы Форд через Еврокубок Ф Рено 2,0 до ЧампКара, Наскара, Рено 3,5, ГП2 и т.д и т.п. В каждом отдельном случае наименование соревнований отражает их статус в мировой табели о рангах. Вот и вся любовь :)
--- Конец цитаты ---

А что, по-вашему, есть такое чемпионат, первенство (особенно - "первенство") и серия?
И как вообще можно классифицировать современный автоспорт?

Андрей Ларинин:

--- Цитата: Владимир Коваленко ---Типа да, и для участников событий изменение процедурных вопросов в 1981 и 1982 годах было всего лишь ещё одним изменением в правилах игры. Но на сам автоспорт это повлияло настолько сильно, что всё перевернулось с ног на голову.
--- Конец цитаты ---

Естественно повлияло. Такое бывает при любом изменении структуры власти - в данном случае спортивной. Только я не понимаю, а что такого перевернулось с ног на голову? Тут бы хотелось получить примеры.

--- Цитировать ---В различных источниках можно прочесть, что традиционные участники были прежде всего "гонялами", и они были довольно далеки от интересов Экклстоуна. Их изначальная задача была - не заработать побольше, а сэкономить получше, чтобы продолжать гоняться. Движущей силой всего процесса комерциализации был Берни, и работал он всегда только на себя, используя остальных в качестве статистов.
--- Конец цитаты ---

Все это ерунда. Все они предприниматели, все так или иначе работают только на себя, а Берни - их лидер. Сам по себе без согласия "традиционных участников" ничего он не сотворил бы.
И не он начал процесс коммерциализации. Давайте-ка вспомним, когда на комбинезонах появились рекламные нашлепки? Задолго до того, как Берни взялся за дело, не так ли! Взгляните, к примеру, как были разукрашены американские машины еще в 50-е годы. Это старушка Европа с ее традиционализмом разрешила коммерческую рекламу в 68-м, американцы продали душу желтому дьяволу гораздо раньше. Берни и Ко было с кого брать пример :)

--- Цитировать --- Вот как раз я и пытаюсь отделить реалии сегодняшних дней от реалий тогдашних. Просто, раз сегодняшние реалии таковы, что всё делается ради денег, то для болельщика пропагандируют простую и красивую глянцевую обёртку с яркими картинками и минимум "букафф". А если найти "многа букафф", то складывается интересная картина.
--- Конец цитаты ---
Гонки всегда были разновидностью шоу-бизнеса и прошли в этом смысле множество трансформаций. Поменялись только акценты. Раньше воспевали то, чем можно было зацепить тонкие душевные чувства публики - безумство храбрых, теперь, когда появилось телевидение, продают зрелище. Все продают, без исключения. Возьмите любые соревнования, любой гоночный класс - организатор всегда стремится запихнуть его в телеящик, потому что это гарантия рекламной отдачи для тех, на чьих деньгах держится его начинание.

--- Цитировать ---А что, по-вашему, есть такое чемпионат, первенство (особенно - "первенство") и серия?И как вообще можно классифицировать современный автоспорт?
--- Конец цитаты ---

Загляните в классификатор Роскомспорта - и все поймете :)
Чемпионат, первенство, серия - это просто термины, определяющие статус соревнований. К примеру, в РАФе принята такая классификация (по статусу): чемпионат, кубок, первенство, трофей, серия.

Владимир Коваленко:

--- Цитата: Андрей Ларинин --- Естественно повлияло. Такое бывает при любом изменении структуры власти - в данном случае спортивной. Только я не понимаю, а что такого перевернулось с ног на голову? Тут бы хотелось получить примеры.
--- Конец цитаты ---

По моему представлению, достаточно уже того, что было создано многоэтапное соревнование с общим управлением, что провело очень чёткую границу между тем, что было раньше, и тем, что стало теперь.
До 1981 года был технический класс, для которого кто угодно мог построить автомобиль, и где угодно провести гонку. После 1981 года класс фактически прекратил существование, так как его закрыли в рамки набора гонок и пускали туда только по согласию "профсоюза". Со временем закрытость стала тотальной.
До 1981 года были частники, были так называемые незачётные гонки, гонщики участвовали в разнообразных гонках в разных категориях и классах, команды были многопрофильными и также участвовали в разных категориях и классах; после 1981 года довольно быстро частники исчезли как класс, перестали проводиться так называемые незачётные гонки, гонщики и команды перестали участвовать где-либо, кроме как в "Формуле-1". 
До 1981 года гонки были самостоятельными организационно и коммерчески, и заявки надо было подавать на каждую гонку в отдельности, и не были предусмотрены заявки на чемпионат в целом. В 1981 году чемпионат был закреплён как набор гонок, владельцем которого и обладателем коммерческих прав является ФИА. Заявки теперь надо было подавать на весь чемпионат, и все участники попали под полную зависимость единого руководящего органа.
Столь значимых перемен, напрямую повлиявших на все последующие события (причем, не в лучшую сторону), не было, пожалуй, с 1922-23 годов, когда система в принципе была создана. А в 1950 году ничего подобного не было и в помине. Вся система как существовала, такой и осталась. Решение о чемпионате мира было довольно рутинным, хотя и небезынтересным, фрагментом.

--- Цитата: Андрей Ларинин --- Все это ерунда. Все они предприниматели, все так или иначе работают только на себя, а Берни - их лидер. Сам по себе без согласия "традиционных участников" ничего он не сотворил бы.
--- Конец цитаты ---

Совсем не ерунда. И "гаражисты", и Энцо Феррари зарабатывали деньги, чтобы тратить их на гонки, а Берни стал проводить гонки, чтобы зарабатывать деньги, чтобы их было очень много. Просто так.
Я в книгах не раз встречал объяснения о том, что члены ФОКА были совершеннейшими романтиками по сравнению с Берни. Он смотрел на гонки совсем с иных позиций.
Надо быдет цитаты выписывать.

--- Цитата: Андрей Ларинин --- И не он начал процесс коммерциализации. Давайте-ка вспомним, когда на комбинезонах появились рекламные нашлепки? Задолго до того, как Берни взялся за дело, не так ли! Взгляните, к примеру, как были разукрашены американские машины еще в 50-е годы. Это старушка Европа с ее традиционализмом разрешила коммерческую рекламу в 68-м, американцы продали душу желтому дьяволу гораздо раньше. Берни и Ко было с кого брать пример :)
--- Конец цитаты ---

Вся коммерция до Берни была точечной, местечковой, индивидуальной. Он первым стал мыслить в глобальных масштабах, подчиняя своим интересам всё и вся.
Ведь война ФИСА и ФОКА непосредственно началась с того, что Берни начал заключать договора с организаторами гонок, фактически ставя им ультиматум: или вы платите деньги, или мы не приезжаем. А заключив договора, фактически стал шантажировать ФИСА: или вы делаете техтребования такие, какие мы хотим, или мы вообще не будем участвовать. И на 1981 год он уже запланировал свою серию гонок и провёл бы её, если бы Балестр не пошёл на попятную.
В общем, кардинальное отличие коммерческих интересов Берни от остальных было в их глобальности.

--- Цитата: Андрей Ларинин --- Гонки всегда были разновидностью шоу-бизнеса и прошли в этом смысле множество трансформаций. Поменялись только акценты. Раньше воспевали то, чем можно было зацепить тонкие душевные чувства публики - безумство храбрых, теперь, когда появилось телевидение, продают зрелище. Все продают, без исключения. Возьмите любые соревнования, любой гоночный класс - организатор всегда стремится запихнуть его в телеящик, потому что это гарантия рекламной отдачи для тех, на чьих деньгах держится его начинание.
--- Конец цитаты ---

Скажем так: дело не в воспевании, а в причинно-следственных связах. Раньше гонки проводили ради гонок и лишь использовали некоторых их аспекты в коммерческих целях. И то чаще всего не для того, чтобы заработать, а чтобы компенсировать затраты.
А сейчас стремление заработать для посторонних целей (допустим, на красивую жизнь) в гонках доминирует.

--- Цитата: Андрей Ларинин --- Загляните в классификатор Роскомспорта - и все поймете :)
Чемпионат, первенство, серия - это просто термины, определяющие статус соревнований. К примеру, в РАФе принята такая классификация (по статусу): чемпионат, кубок, первенство, трофей, серия.
--- Конец цитаты ---

Я так понимаю, что чемпионатом ныне принято называть любое соревнование, получившее официальный статус признанной федерации. Всё остальное стараются назвать максимально понтовее, чтобы привлечь к этому внимание. И терминология эта - сиюминутна, она не вписана общий контекст мирового автоспорта, включая его историю. А вот если подключить историю, то получится, что по своей сути бывают официальные чемпионаты региона, страны, континента и мира, в которых определяются лучшие участники по географическому признаку. Если пристальнее взглянуть на современные соревнования, в названиях которых присутствует слово "чемпионат", то выяснится, что далеко не во всех из них заложен такой вот спортивный принцип.

Андрей Ларинин:

--- Цитата: Владимир Коваленко ---По моему представлению, достаточно уже того, что было создано многоэтапное соревнование с общим управлением, что провело очень чёткую границу между тем, что было раньше, и тем, что стало теперь. [/size][/font]

--- Конец цитаты ---

Владимир Коваленко:

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Что значит создано? А до этого что, чемпионата мира не было? И управление было не общее? И владельцем была не ФИА? А чем она тогда вообще занималась?
--- Конец цитаты ---

Чемпионат мира существовал исключительно как процедура начисления очков, им никто не управлял. Осенью составлялся календарь, но не чемпионата мира, а международных соревнований, в котором выделялись "гран-эпрёв", которые по своему статусу автоматически становились зачётными в определении чемпиона мира. А уж дальше организаторы гонок поступали по своему усмотрению. Захотели же они в 1952 году перейти на младший класс. Им никто это не диктовал.
Чемпионат мира не существовал как набор гонок, никто не подавал общую заявку на участие в чемпионате, потому что подавать было некому. Никто им не владел, его просто объявили и всё.
А вот когда в 1980 году Балестр искал пути усмирения ФОКА, он придумал гениальный ход: он отменил существовавший личный чемпионат мира и объявил новый, а вот там уже чётко было прописано, что чемпионат - это набор гонок, у чемпионата есть хозяин (ФИСА/ФИА), владеющий коммерческими правами на проведение всех гонок. И все старания Берни оказались напрасны, потому что он договаривался об одни гонках с их организаторами, а теперь должны были проводиться другие.
ФИА всю жизнь занималась вопросами безопасности дорожного движения и автотуризмом. Собственно, и сейчас этим занимается, только мало кто об этом знает. В своё время для решения спортивных вопросов была создана Международная спортивная комиссия, задачей которой, по большому счёту, было осенью собрать заявки организаторов гонок и составить календарь на будущий год, а также огласить результаты своих чемпионатов, которые были, повторяю, процедурой начисления очков по официальным протоколам, предоставленным организаторами гонок.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---И в чем заключается эта «четкая грань»? В том, что были упорядочены правила допуска к участию в ЧМ (кстати, не за один прием – на это ушло лет десять, если не больше) и взаимоотношения между самими участниками (к числу коих относятся не только команды и гонщики, но и организаторы гонок, и спонсоры и технические партнеры…)? В том, что более стабильным стал календарь? Что навели порядок в вопросах безопасности и медицинском обеспечении?

--- Конец цитаты ---

Вот я и говорю, что до 1981 года к участию в ЧМ не допускали, участниками автоматически становились участники гонок. Из взаимоотношений участников были только прямые контакты между конкретными заявителями и организаторами конкретных гонок. В общем, чёткая грань заключается в том, что до 1981 года всё было разрозненным, а после - стало централизованным.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Этот класс существует по сей день. Любой может построить автомобиль под его технические требования (если денег хватит) и провести гонку (если найдет желающих в ней поучаствовать). Вон, автогиганты все еще не отказались от идеи учредить собственный чемпионат.
--- Конец цитаты ---

Но автогиганты не могут назвать его "Формулой-1" или каким-то образом использовать это название. Назовут иначе, придумают другие техтребования. Мы привыкли определять гоночный класс (формулу) как список технических требований к определённым гоночным автомобилям. В принципе, это так, но вот возьмите "Формулу БМВ". Там типа есть технические требования, но они нужны только для мастерской, которая изготавливает эти автомобили. Закрытость любой серии убивает в ней гоночный класс.
Какова идея классификации в автоспорте? Есть машины большие и маленькие, мощные и не очень. От чего зависит их скорость? От мощности (в первом приближении). А мощность? От рабочего объёма. Поэтому базовая классификация - по рабочему объёму. Все остальные особенности - дополнительные. И в начале пятидесятых так и было: высший класс был 4,5 литровым, второй - 2-литровым, а третий - полулитровым.
Сейчас нет такой классификации, потому что в высшем классе - 2,4 литра, в МС "Рено" - 3,5, а в ГП-2 я даже и не знаю. А зачем? Всё равно это закрытая серия, её технические характеристики никому больше не нужны. Технические характеристики в современном автоспорте для наблюдателя вообще не имеют значения, потому что упор делается на шоу на трассе, а оно от рабочего объёма двигателя зависит мало.
Поэтому я считаю, что в сериях вести речь о классе просто нельзя, потому что их технические требования не являются открытыми для спортивного использования. Исключение составляет только "формула-3", которая действительно используется сразу несколькими сериями, которые периодически встречаются между собой в очной схватке.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Это ведь не по декрету произошло, верно? Жизнь меняется, что-то приходит, что-то уходит – естественный процесс, эпоха специализации и глобализации…
--- Конец цитаты ---

Да, это произошло само собой, а "декретом" были созданы условия. И, кстати, в 1950 году таких серьёзных изменений не произошло. Ровным счётом ничего не поменялось в поведении участников мирового автоспорта.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Да ладно! Энцо Феррари, Колин Чепмен или Джон Купер – романтики??? Я уже не говорю о всяких там мерседесах, ауто-унионах, альфа-ромео, фордах, порше и т.п. Бизнес у них местечковый? Глобально не мыслят?..

--- Конец цитаты ---

Именно так! Они все заботились только о своих делах, конкурируя между собой, а Берни встал над ними и стал их всех использовать, чтобы заработать как можно больше самому. И повторяю: они зарабатывали, чтобы тратить деньги на гонки, а он зарабатывает, чтобы красиво жить или, скорее всего, чтобы потешить свой комплекс маленького человека.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Война ФИСА и ФОКА началась с попыток владельцев команд навести в гонках элементарный порядок. ФОКА для этого и была учреждена. Нужно было создать основы для нормального ведения дел. Когда же стало ясно, что ФИСА ничего менять не собирается, вот тогда и начались боевые действия.
--- Конец цитаты ---

Ф1КА была учреждена британскими командами, постоянными участницами международных гонок (не только зачётных чемпионата мира), чтобы совместно добираться до гонок, экономя на этом деньги, время и силы, а также чтобы воздействовать на организаторов гонок для более справедливого распределения стартовых взносов. Не знаю, считали ли они это порядком или нет, но действовали исключительно в своих "шкурных" интересах. К этим интересам ФИСА не имела вообще никакого отношения, потому что в принципе не имела отношения к финансовым вопросам. Формальными поводами столкновений служили изменения в правилах.

--- Цитата: Андрей Ларинин ---Да-да, такие вот были беззаботные романтики, которым некуда было деньги девать, вот они от нечего делать и развлекались.
По-моему, вы просто не понимаете природу автоспорта, откуда там что берется. О природе бизнеса я уже и не говорю…
--- Конец цитаты ---

Из книг, которые я читаю, следует именно такая картина.
 

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии