Форум истории автоспорта > История

1988 год

<< < (2/5) > >>

Владимир Коваленко:
5 - 7 этапы (Канада, США, Франция)

МОНРЕАЛЬ (Канада). Очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1" выиграл бразилец Аиртон Сенна на "Макларен-Хонде". Вторым финишировал француз Ален Прост на "Макларен-Хонде". После зтого этапа впереди Прост. У него 39 очков. На втором месте Сенна с 24 очками.
"Советский спорт", 23.06.88

ДЕТРОЙТ (США). Бразилец Аиртон Сенна на "Макларен-Хонде" выиграл очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1". Он преодолел расстояние 253,449 км (64 круга) за 1:54.56,035. Вторым гонку закончил француз Ален Прост на "Макларен-Хонде". На третьем месте бельгиец Тьерри Бутсен на "Бенеттон-Форде". Интересно отметить, что Сенна первенствовал на этой трассе и в прошлом году, но показал тогда время на 4 мин. 39.323 сек. лучше. После этого этапа впереди по-прежнему Прост - 45 очков, на втором месте Сенна - 33 очка и на третьем месте Герхард Бергер из Австрии на "Феррари".
"Советский спорт", 24.06.88

ЛЕ-КАСТЕЛЛЕ (Франция). Очередной этап чемпионата мира в классе автомобилей "Формула-1" завершился победой француза Алэна Проста на "Макларен-Хонде". Он проехал 305,04 км за 1:37.37,328 (средняя скорость 187,482 км/час). Вторым закончил гонку Айртон Сенна из Бразилии на "Макларен-Хонде", который отстал на 31,752 сек. Третьим финишировал итальянец Мишель Альборето на "Феррари". Он проиграл Просту 1 мин. 06,505 сек. Самый быстрый круг был 45-й, когда Прост развил скорость 191,349 км/час. Но этот показатель значительно уступает рекорду трассы, который принадлежит бразильцу Нельсону Пике - 197,372 км/час и был установлен в прошлом году. Прост лидировал с 1-го по 36-й,круг, затем уступил первенство Сенне, но с 61-го круга вновь вышел вперед и никому не уступал первого места. По сумме всех этапов впереди Пике - 54 очка, далее Сенна - 39 очков, австриец Герхард Бергер на "Феррарн" - 21, Нельсон Пике на "Лотус-Хонде" и Мишель Альборето - по 13.
"Советский спорт", 6.07.88

НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1",
КОМАРИНОЕ ПИКЕ
Вереница из двадцати шести металлических "насекомых" стремительно неслась, повторяя извивы асфальтовой ленты. Вслед летел звук - высокий, почти не меняющий тона. Словно пищит увеличенный в сотни раз комар. Постепенно из стаи выделились два экземпляра - оба бело-красные - и уверенно оторвались от постоянно редеющей массы преследователей.
Эта картина неизменно повторялась на последних четырех этапах первенства мира: в Мексике и Канаде, США и Франции. Бело-красные автомобили "Макларен" модели МП 4/4 с двигателями "Хонда" каждый раз финишировали на первом и втором местах. Не ясно было лишь одно: выиграет Ален Прост или Айртон Сенна. Их мастерство и возможности гоночных "Макларенов" не оставляли надежд соперникам.
И вот тогда стали поговаривать, что изобретательный Рон Деннис, шеф-инженер команды "Макларен", придумал тайный способ, как "обманывать" редукционные клапаны.
Международная автомобильная федерация (ФИА), чтобы остановить безудержную гонку мощностей и ограничить давление, под которым турбонагнетатель гонит в цилиндры горючую смесь, стала с нынешнего года устанавливать на двигатели эти самые клапаны. Они ограничивают давление наддува 2,5 бара (или примерно 2,5 атмосферы, если выражаться по-старому). Как только спортивные комиссары ФИСА оснастили все моторы такими ограничителями, будто бы Деннис нашел способ... Такие оправдания всегда горазды придумывать проигравшие. Однако те же спортивные комиссары придирчиво проверили клапаны и развели руками, развеяв сомнения.
Двукратный чемпион мира Ален Прост с галльской живостью заявил в Канаде после финиша: "Мне кажется, что в этом году мы (то есть гонщики команды "Макларен". - Л. Ш.) выиграем все 16 этапов первенства мира". Сказал неспроста - на трассе имени Жиля Вильневз победил Сенна, Прост был вторым, а все остальные соперники, кроме Терри Бутсена на "Бенеттоне", отстали на целый круг!
И тогда специалисты, которые помнят еще бесконечную цепь побед машин "Мерседес-Бенц" в 1955 году, стали повторять, что монополия "Макларена" убивает интерес зрителей к гонкам и снижает сборы. Доля правды в их словах была. Большому спорту необходимо и Большое соперничество. Однако, к счастью - парадоксально звучит, не правда ли? - на пятом этапе в Канаде дела у "Макларена" складывались не очень хорошо. Первую треть гонки лидировал Прост, выигравший уже три этапа в нынешнем сезоне. Сенна шел вплотную за ним.
Быть первым всегда тяжело не только спортсмену. Компьютеры вычислили, что в принятом Простом режиме расход топлива столь высок, что 150-литрового запаса до финиша не хватит. Француз без радости выслушал по радиотелефону эту информацию и снизил давление наддува. Мощность упала, экономичность возросла, и Сенна приготовился к обгону.
А что же, у коллеги по команде мотор оказался не столь прожорлив? Столь же, но бразилец на прямых участках несся вплотную за Простом, держась в зоне разрежения, и таким образом, экономил топливо. Победил Сенна. Но тут можно и упрекнуть соперников. Они не были бдительными. Может быть, неполадки в машинах отвлекали их от основной задачи? Похоже, что так и случилось. Нельсон Пике на "Лотусе" с таким же мотором "Хонда", что и у "Макларенов", закончил гонку лишь четвертым. А на машинах "Феррари" Герхарда Бергера и Микеле Альборетто отказали моторы.
Затем пришел шестой этап. Он состоялся в Детройте, автомобильной столице Америки. Трасса была проложена по улицам города, и в этих условиях Сенна часто оказывался в лучшем положении, нежели Прост. На тренировках у бразильца лучшее время. Он получает право на первую стартовую позицию, лучше всех начинает гонку и становится лидером. Прост же со старта ушел пятым, правда, быстро перебрался на второе место и... не стал атаковать постоянного партнера-соперника.
Ален ничего просто так не делает, говорят знатоки, он все подсчитал, и выходит, вторым ему прийти к финишу не так уж плохо. И в самом деле: второе место прибавляло ему 6 очков к уже имеющимся 39. А вот Сенне, у которого не было такого запаса в очках, победа прибавляла 9 к сумме из всего 24 очков. Так что Прост отложил испытание судьбы на другой раз, до седьмого этапа.
Трасса "Ле Кастелле" немилосердна к шинам. Шероховатое покрытие дорожки удручает инженеров шинной компании "Гудьир" - тут неизбежна замена в ходе гонки изношенных покрышек, несмотря на внесенные в межсезонье усовершенствования. Но именно здесь, на родной земле, Прост, используя все резервы, показал лучший результат на тренировках. Он стартовал из первого ряда и сразу возглавил гонку. Впереди 80 кругов. На 32-м из них Сенна, неустанно догонявший коллегу по команде, остановился для замены шин. Через четыре круга то же сделал Прост. Механики работали на совесть, но левое заднее колесо упрямилось. С ним провозились на 4 секунды дольше, чем рассчитывали Деннис и Прост.
Как раз именно четырех секунд, недоставало Сенне, чтобы выйти вперед. Он использовал предоставленное обстоятельствами преимущество, но Прост все же настиг его. Как признался позже Ален, он рассчитывал обойти соперника на вираже, пользуясь тем, что позже него начинал тормозить и лучше справлялся с входом в поворот на более высокой скорости. Особенно удачно это получалось на двойном правом повороте под названием "Беоссе".
На 61-м круге Сенна пошел на обгон отставшего на круг гонщика. Было это как раз на "Беоссе". Тот на долю секунды помешал лидеру выйти на нужную траекторию. Сенне пришлось уйти на наружную часть поворота, и только Пьерпаоло Мартини убрал с его пути свой "Минарди-Форд", как бдительный Прост сделал рывок. На финише он был первым - в 32-й раз в своей спортивной карьере. Сенна же - вторым. На последующих местах - гонщики "Феррари" Альборетто и Бергер, затем - Пике на "Лотусе" и Наннини на "Бенеттоне",
Седьмой этап - и седьмая победа "Макларена". По сумме очков перед восьмым этапом положение дел в чемпионате мира таково: А. Прост (Франция) на "Макларен-Хонда" - 54, А. Сенна (Бразилия) на "Макларен-Хонда" - 39, Г. Бергер (Австрия) на "Феррари" - 21, М. Альборетто (Италия) на "Феррари" - и Н. Пике (Бразилия) на "Лотус-Хонда" - по 13, Т. Бутсен (Бельгия) на "Бенеттон-Форд" - 11.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 22.07.88

ЛЕ-МАН (Франция). Здесь завершились традиционные соревнования, которые называются "24 часа Ле-Мана" и проводятся с 1923 года. Экипаж состоит из трех спортсменов: один ведет гонку, двое отдыхают. По регламенту ни один гонщик не имеет права находиться за рулем более шести часов кряду. На стартовом круге вперед вышла автомашина "Ягуар-ХЖР 9", которую вел интернациональный экипаж - англичане Энди Уоллес и Джонатан Дамфрис и голландец Ян Ламмерс. Правда, спустя два часа они уступили лидирующее положение и в течение шести часов находились на второй позиции. Затем Уоллес, Дамфрис и Ламмерс увеличили скорость и вновь вышли вперед и уже никому не уступали первого места. За 24 часа они преодолели 5332 км (их средняя скорость была 221,605 км/час) и опередили вторых призеров этих соревнований более чем на 56 км. Интересно отметить, что "Ягуар" сумел победить в гонках "24 часа Ле-Мана" впервые с 1957 года.
"Советский спорт", 25.06.88

ЗВЕЗДЫ СПОРТА В ГОСТЯХ У "СОВЕТСКОГО СПОРТА"
Айртон Сенна: Я СЛИШКОМ ДОЛГО ПЛЫЛ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
Огромный супериндустриальный город Сан-Паулу часто называют "локомотивом, который тянет всю Бразилию". Что ж, попав на шумную и дымную авениду Ипиранга, зажатую между слепыми стенами многоэтажных автогаражей неподалеку от театра-варьете "Сантана", можете считать, что вы очутились на платформе перрона, от которого вот-вот должен отойти этот самый гигант-локомотив. В нескольких шагах отсюда находится родительский дом Айртона Сенны да Силвы, одного из лучших на сегодня гонщиков "Формулы-1", ставший теперь его холостяцкой квартирой.
Кажется, однако, отнюдь не надолго. Айртон заметил взгляд, который, войдя, я бросил на фотографию красивой черноволосой девушки, стоящую на журнальном столике в холле, улыбнулся и сказал: "Моя невеста Адриане... Это вы справлялись обо мне у моей матери?"
Действительно, чуть раньше я побывал совсем в другом квартале Сан-Паулу - зеленой и нарядной Кантарейре - и спрашивал о Сенне у донны Нейде. Дело было в самый канун нынешнего, 39-го по счету чемпионата мира, и мать гонщика, оберегая покой сына, сразу заявила, что приехавший отдохнуть домой Айртон не намерен сейчас тратить время на беседы с журналистами. Даже если кого-то из них занесло в командировку из-за океана, из - подумать только! - далекой Москвы.
Впрочем, как раз это обстоятельство или, точнее, то, что крупнейшая спортивная газета "столь великой, загадочной и экзотической страны" хотела бы опубликовать интервью с Айртоном, в конце концов делает донну Нейде более уступчивой: на прощание она все-таки сообщила мне адрес сына.
Короткая биографическая справка. Айртон Сенна родился в Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Рост 176 см, вес 66 кг. В чемпионатах мира по кольцевым автогонкам в классе машин "Формулы-1" принимает участие с 1984 года. С тех пор по настоящий момент одержал девять побед в розыгрышах различных "Гран-при", двадцать раз стартовал на этапах с первой позиции, показав лучшее время в тренировочных заездах. В ходе шестидесяти пяти гонок на протяжении 2,5 тысячи километров его "болид" находился впереди машин соперников.
Из ныне выступающих пилотов-звезд "Формулы-1" только трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, двукратный чемпион Ален Прост и серебряный призер прошлогоднего первенства Найджел Мэнселл являются обладателями еще более впечатляющего "послужного списка". С той, однако, разницей, что все они провели на трассах "Формулы-1" вдвое больше времени, нежели Айртон Сенна. Добавим, в прошлом сезоне вплоть до четырнадцатого этапа - до гонки в высокогорном Мехико Сенна сохранял шанс стать чемпионом мира, что само по себе явилось одной из главных сенсаций первенства. Сейчас с тремя победами на этапах уже в чемпионате этого года специалисты называют его вместе с французом Аленом Простом главным претендентом на заветный титул.
- Айртон, в каком возрасте вы впервые оказались за рулем?
- Мне было тогда неполных четыре года. Правда, речь шла, конечно, не об автомобиле, а о карте. Его изготовили механики в автомастерской моего отца, приспособив в качестве двигателя мотор от старой газонокосилки.
- И с тех самых пор вы ни разу не изменили своему изначальному увлечению: я имею в виду занятия чем-либо помимо гонок - футболом, музыкой?..
- Кто в Бразилии не играет в футбол? С детства я верный и преданный поклонник сан-паульского клуба "Коринтианс". Не могу сказать, что увлекался музыкой, а вот читать очень люблю - особенно вещи, вышедшие из-под пера Жоржа Амаду. Постоянное хобби - авиамоделизм и водные лыжи.
- Не могли бы вы назвать средний балл успеваемости, который некогда имел в старших классах Сенна-школьник?
- В школе я не являлся, мягко говоря, лучшим учеником.
- Тогда, в детстве и юности, гоняясь на картах, какую цель изначально вы ставили перед собой - просто участвовать в состязаниях или обязательно добиться победы?
- Конечно, побед. И тогда, и потом - выступая в Европе в гонках "Формулы-Форд", "Формулы-2000", "Формулы-3". Когда-то, разбирая до последнего винтика и вновь собирая мотор моего карта, готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль "Макларена" и по традиции бормоча про себя строчки из "Отче наш", мысленно настраиваю себя на борьбу за каждый метр сизого асфальта.
- Айртон, авторитет бразильских гонщиков в мире "Формулы-1" в последние годы растет буквально на глазах. Оказали на вас какое-либо влияние примеры двукратного в прошлом чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди и продолжающего выступать в гонках трехкратного чемпиона Нельсона Пике?
- Наверное, хотя и не прямое. Ведь какого-либо непосредственного участия в том, как складывалась моя судьба гонщика, никто из них не принимал.
- Но кумиры среди сильнейших пилотов "Формулы-1" или, как их называют в Бразилии, идолы, у вас были?
- Были и есть. Это англичанин Джеки Стюарт и австриец Ники Лауда.
- А Ален Прост?
- Замечательный, выдающийся гонщик, лучший, безусловно, сейчас "в цирке". Теперь мы выступаем в одной команде "Макларена", где, к слову, оба - и Прост, и я - считаемся "первыми номерами". Ален - умелый, опытный, классный партнер и опаснейший соперник на любой трассе.
- Мир "Формулы-1" - тугой клубок самых различных интересов, чаяний, дивидендов, драм, успехов и трагедий... Скажите, есть ли у вас в нем настоящие друзья, враги?
- Вы правы, заметив насчет клубка, сплетенного порой, как мне представляется, из обнаженных нервных волокон. И вы, конечно, вольны предполагать, что в этом мирке у меня есть и друзья, и недоброжелатели, как в реальной жизни, ведь это и есть моя настоящая жизнь. Но я никогда не отвечаю определенно на подобные вопросы.
- Простите. Просто мне рассказывали, как в прошлом году во время гонок на Большой приз Венгрии руководство команды "Лотус", за которую вы тогда выступали, официально объявило о том, что более не нуждается в услугах Сенны-пилота...
- Тогда на "Хунгароринге" разобиженным деятелям "Лотуса" явно не хватило этики: я ведь, как должно, заблаговременно сам поставил в известность руководителей фирмы о том, что в следующем сезоне намерен пересесть за руль "Макларена".
- Чем все-таки было обусловлено то ваше решение? Хорошо известно, что с самого вашего появления на трассах "Формулы-1" и "Макларен", и "Уильяме", и тот же "Лотус" стремились заполучить вас в составы своих команд?
- Все объяснялось условиями предложенного мне контракта. О равных во всем правах с Простом в рядах "Макларена" я уже сказал, но главным было не это. Принципиально важным, решающим элементом, продиктовавшим мой выбор, была машина, на которой я гоняюсь сейчас.
Видите ли, в 1985 году, выступая на "Лотусе" с мотором "Рено", я был в какой-то мере удовлетворен их техническими характеристиками. Но мощный двигатель обладал в то же время роковым для меня недостатком: он был чрезмерно "прожорливым". Я отлично принимал старт, лидировал во многих гонках, но не дотягивал до финиша.
Три года я убил на то, чтобы "свести" "Лотус" с производящей замечательные моторы японской фирмой "Хонда". На то, чтобы в конце концов превратить свою команду из просто участницы чемпионата мира в соискательницу главной награды. Как же долго и старательно я пытался плыть против течения!
- Да, но был ведь у вас и беспрецедентный успех: в прошлом году на самой сложной из существующих в мире трасс - в Монако ведомый вами "Лотус 99 Т", оснащенный так называемой активной подвеской колес, управляемой компьютером, одержал столь нашумевшую победу...
- Ох уж эта подвеска! Представьте, что в течение почти двух часов напряженнейшей гонки, проходящей в основном по городским    улицам, каждые две секунды вы переключаете передачи, выжимаете сцепление, меняете подачу газа, тормозите, манипулируете рулем, следите за давлением турбонагнетателя. И все это время беспрерывно контролируете работу компьютера, управляющего подвеской колес. Нет, мой теперешний быстроходный "Макларен МР 4/4 Хонда" оснащен менее замысловатой подвеской, что меня больше устраивает.
- Последний вопрос, Айртон. Если бы в вашей судьбе не было "Формулы-1", то кем вы мечтали бы стать?
- Скорее всего - летчиком-истребителем. Не потому, правда, что мне нравится военная форма. Просто эти люди в силу обстоятельств обязаны постоянно действовать на сверхзвуковых скоростях - такая работа мне по душе.
Е. МЯСНИКОВ.
"Советский спорт", 8.07.88

Владимир Коваленко:
8 - 10 этапы (Великобритания, Германия, Венгрия)

Alboreto's revenge
MICHELE Alboreto, the driver who will be replaced at Ferrari next year by Nigel Mansell, provided the perfect response to the news at Silverstone, yesterday.
The 31-year-old Italian driver took provisional pole position for tomorrow's British Grand Prix with the fastest time in the first qualifying practicee session.
More good news for Ferrari was that Alboreto's team-mate Austrian Gerhard Berger, was second fastest as the famous Italian team threw down the gauntlet to the McLaren-Honda pair of Alain Prost and Ayrton Senna, who have dominated this year's World Drivers' Championship.
Senna, who has taken the pole position in six of the seven races so far this season, was third quickest yesterday, over a tenth of a second slower than Alboreto on the three-mile Northamptonshire cicruit.
World Championship leader Prost, who took his first pole position of the season in last week's French Grand Prix, was fourth quickest.
With uncertain weather predicted for the weekend, there is a fair chance that the Ferraris of Alboreto and Berger could be on the front row of the grid if rain affects today's final qualifying session.
The surprise package was Brazilian Mauricio Guglemin who was fifth fastest in his March-Judd, while Dereck Warwick was the quickest British driver in his Arrows-Megatron.
The three other Britons were well down the list - Mansell in his troubled Williams-Judd was 13th, while Tyrrell-Ford pair Julian Bailey and Jonathan Palmer were 21st and 22nd respectively.
Mansell has spoiled British fans by winning the last three Grands Prix on home soil - the British at Siliverstone last year and Brands Hatch in 1986 and the European GP at the Kent circuit in October 1985, the first Formula One victory of his career.
But Mansell', who announced this 'week that the is to leave Williams and join Ferrari next season, is the first to admit he has no chance of repeating last summer's victory when he pipped his then Williams team-mate Nelson Piquet after a thrilling battle.
"That was the most astonishing race and momentous feeling I've ever had," he admitted.
What a difference a year makes.
This time round, Mansell, dogged by mechanical problems with the Judd-powered Williams, would just like to finish the race - something he has not managed so far this season.
While Mansell's world title ambitions have been shelved until next season when he will climb inside the famous Italian red car, two other British drivers, Derek Warwick and Jonathan Palmer, ahve been quietly impressive this year.
Warwick has picked up eight points in the turbo-charged Arrows-Megatron with fourth places in Brazil and Monaco and fifth in Mexico.
First Qualifying Practice
1 Alboreto (Ferrari) 1:10.669. 2 Berger (Ferrari) 1:10.746. 3 Senna (McLaren-Honda) 1:10.787. 4 Prost (McLaren-Honda) 1:11.550. 5 Gugelmin (March-Judd) 1:11.786. 6 Warwick (Arrows-Megatron) 1:12.843. 7 Boutsen (Benetton-Ford) 1:12.960. 8 Capelli (March-Judd) 1:13.030. 9 Piquet (Lotus-Honda) 1:13.166. 10 Nakajima (Lotus-Honda) 1:13.197.
Other British placings:
13 Mansell (Williams-Judd) 1:14.192. 21 Bailey (Tyrrell-Ford 1:16.249. 22 Palmer (Tyrrell-Ford 1:16.607.
"Morning Star", 8.07.88

СИЛЬВЕРСТОУН (Великобритания). Состоялся очередной этап чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1". Первым 65 кругов общей протяженностью 310,57 км завершил бразилец Айртон Сенна на "Макларен-Хонде" - 1:33.16,367. Долгое время лидировал австриец Герхард Бергер на "Феррари". После 13-го круга он уступил первое место Сенне, а затем совсем отстал и закончил соревнование лишь девятым. Сенна с 14-го круга никому не уступал своего лидерства. Его пытался догнать Найджел Мэнселл из Великобритании на "Уильямс-Джадд", на 48-м круге он показал рекордное для этого дня время - 1 мин. 23,308 сек., но все же Сенну достать ему не удалось, и он довольствовался вторым местом, а третьим был Алессандро Наннини из Италии на "Бенеттон-Форде".
Лидером по сумме этапов является по-прежнему француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде", который на последнем этапе занял скромное 22-е место, проиграв Сенне 25 кругов. У Проста 54 очка, у Сенны - 48, а на третьем месте Бергер - 21 очко. На четвертом месте соотечественник Сенны - Нельсон Пике на "Лотус-Хонде" с 15 очками.
"Советский спорт", 24.07.88

ХОКЕНХАЙМ (ФРГ). Второй этап подряд на чемпионате мира в классе машин "формула-1" выигрывает бразилец Айртон Сенна на *Макларен-Хонде". Он завершил дистанцию 299,068 км за 1:32.54,188. Сенна ушел вперед с первого круга и не упускал лидерства до конца. Вторым закончил гонку француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде", он отстал от бразильца на 13,603 сек. Третье место занял австриец Герхард Бергер на "Феррари". Он проиграл Сенне 52,095 сек. После этого этапа Сенна приблизился к Просту в общем зачете и проигрывает ему лишь три очка.
"Советский спорт", 26.07.88

БУДАПЕШТ. Здесь состоялся очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1". 305,060 км на знаменитом "Хунгароринге", заполненном 120 тысячами зрителей, быстрее всех преодолел бразилец Айртон Сенна на "Макларен-Хонде" - 1:57.47,081. Сенна в этой, гонке был лидером от старта до финиша. Вторым пришел к финишу француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде", проигравший Сенне 0,529 сек. На третьем месте Тьерри Боутсен из Бельгии на "Беннетон-Форде", отставший от победителя на 31,410 сек., и на четвертом - австриец Герхард Бергер на "Феррари", отставший от Сенны на 1 мин. 28,670 сек. По сумме всех этапов Сениа и Прост имеют равное количество очков - по 66, а на третьей позиции Бергер - 28 очков.
"Советский спорт", 10.08.88

НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1"
Пузыри на асфальте
Сильверстон - это маленькое местечко в Англии, примерно в 50 километрах от Оксфорда. Его никто бы и не знал в Европе, если не гоночная трасса. Ее проложили сразу после войны на территории бывшего военного аэродрома. Сегодня эта трасса знаменита на весь мир: широкая, ровная, с длинными, прямыми участками. И средняя скорость, которую показывают на ней современные гоночные автомобили класса "Формула-1", - около 245 км/ч.
В нынешнем году в зоне старта - финиша сильверстонской трассы, на которой проводился восьмой этап первенства мира, белел большой транспарант с надписью "вет рейс" (мокрая гонка). Лил дождь, и просвета в тучах не предвиделось. И почти все участники обули свои автомобили в так называемые дождевые шины. В отличие от покрышек типа "слик", совершенно гладких (их применяют только во время гонок по сухой трассе), дождевые сделаны из более мягкой резины, и на их беговой дорожке - узор из неглубоких канавок. Они отводят воду из зоны контакта шины с мокрой дорогой, не дают образоваться водяной прослойке между ними, прослойке, на которой машина как бы всплывает и становится неуправляемой.
Кумир британских болельщиков - Найджелл Мэнеелл. Его "Уильямс" в этом году оснащен мотором "Джадд" - он заметно уступает двигателям "Хонда" и "Феррари", которые стоят на машинах Сенны, Проста, Пике и Бергера. Проливной дождь, пузыри на асфальте, мокрая трасса - они создают выгодный для Мэнселла гандикап, при котором решающее значение приобретают не возможности мотора, а мастерство гонщика. И англичанин шел четвертым, не скрывая намерения быть первым. На 50-м круге он вырвался на второе место, стал oприближаться к лидеру, вот, кажется, и настигнет его, но взлетел вверх флаг в шахматную клетку. Первым закончил 65-круговую дистанцию Сенна, вторым - Мэнселл, третьим - Наннини, четвертым (о, неожиданность!) - пока малоизвестный бразилец Мауришиу Гужелмин на машине "Марч". За ним - его земляк, прошлогодний чемпион мира Нельсон Пике на "Лотусе" и шестым - англичанин Дерек Уорвик на "Эрроус".
Девятый этап - на трассе "Хоккенхайм" в ФРГ. И там тоже пузыри на асфальте: снова "вет рейс"! Но небо порой светлело, и каждый спортсмен строил тактику по-своему. Сенна отдал предпочтение дождевым покрышкам, Пике - "сликам". Может, он был и прав. Погода намекала на то, что дождь скоро перестанет. А там трассу очень быстро высушат колеса автомобилей, и тот, кто на "сликах", имеет шанс... Авантюра? Но, бывало, она приносила успех.
Сенна, самый быстрый на тренировках, и тут стартовал быстрее всех. Пике рванулся за ним в погоню - выходец из аристократической семьи, он недолюбливает "таксиста" Сенну и не скрывает этого никогда. Увы, Нельсон на первом же круге не удержался на мокрой дорожке - "слики" подвели, вылетел на повороте за защитное ограждение и разбил свой "Лотус".
Сенна лидировал все 44 круга от старта до финиша. Его коллега по команде Ален Прост, не закончивший гонку в Англии, и на этот раз стартовал не блестяще - четвертым. От лидера его отделяли Бергер на "Феррари" и Наннини на "Бенеттоне". Но уже на двенадцатом круге Прост - второй. Он очень настойчивый и напористый гонщик, не прекращающий борьбу до самого последнего момента. На 34-м круге двукратный чемпион мира пошел ва-банк. Но путь обгона был весьма скользким. Автомобиль Проста крутануло на лоснившейся от дождя трассе, но гонщик молниеносно подчинил его себе. Сенна же - он все видел в зеркалах заднего вида - естественно, прибавил.
Другой "неукротимый" - Мэнселл - тоже не хотел смириться с занимаемым им местом. Правда, лишь седьмым. Но англичанина подвел вывернувшийся болт в коробке передач и, заслышав сквозь фальцет мотора тревожные звуки, он поспешил съехать с трассы.
Сенна выиграл очередной этап первенства. Прост закончил его вторым, Бергер был третьим, итальянец Иван Капелли на "Марч" - четвертым. Пятый - Тьерри Бутсен на "Бенеттоне", шестой - Уорвик. Напоминаем, что очки на каждом этапе за первые шесть мест начисляются в такой последовательности: 9, 6, 4, 3, 2, 1.
Дождь пошел и в Венгрии, где под Будапештом состоялся десятый этап. Правда, лило только на тренировках. А в день гонок стояла сухая и жаркая погода. Лучшим на тренировках снова был Сенна, а вторым... нет, не Прост, как бывало уже не раз, а Мэнеелл.
Здесь сравнительно "медленная" трасса "Хунгароринг" не давала машинам с турбонаддувом полностью проявить свои преимущества, и Просту в тренировочном заезде пришлось довольствоваться лишь седьмым результатом. Нельсону Пике, который выигрывал тут два года кряду, и вовсе не доставляло удовольствия показанное им на тренировках тринадцатое время.
Старт - и Сенна впереди. Многие из нас видели, как шла гонка, по телевизору. Едва ли надо ее пересказывать в деталях. И все же. До 18-го круга Сенну настойчиво преследовал Мэнселл. Мы снова смогли воочию убедиться в его самообладании и тонком расчете, когда его "Уильямс" развернулся задом наперед, потом, повинуясь деликатным командам гонщика, стал снова носом по ходу гонки, и, казалось, ничего особенного и не происходило. Но не это обстоятельство заставило Мэнселла прекратить борьбу, а сильная слабость - жар от начавшейся... ветряной оспы.
Той порой Прост с девятого места пробивался на второе, сражаясь с Бергером, Альборетто и другими неуступчивыми соперниками. На 48-м круге - а всего их было 76 - Прост вплотную подошел к Сенне. Перед входом в правый поворот он пошел на обгон. По своему обыкновению француз начал торможение позже соперника. Даже чуть позже, чем он привык. Вот он поровнялся с бразильцем и стал его обходить...
Прост: Меня удивило, что Сенна попытался сделать кроссинг. Я шел чуть быстрей его, и был опасный момент. Если бы я удержал первое место, то мог бы и победить.
Сенна: Ален нажимал, был прямо за спиной и шел определенно быстрей меня. В поворот мы вошли рядом. У меня перехватило дыхание: оба могли вылететь с трассы, и - все. Я дал ему обойти себя, и он ушел вперед.
Через несколько секунд, на следующем повороте, Сенна столь же ювелирно оставил позади Проста, машину которого вынесло после совершенного им обгона к внешней бровке. На финише Сенна был на 0,529 секунды раньше Проста. За ними гонку закончили: Бутсен, Бергер, Гужелмин, Патрезе. Что же в итоге?
После десятого этапа у Сенны и Проста - по 66 очков, у Бергера - 28, у Бутсена и Альборетто - по 16, Пике набрал 15 очков. Впереди еще шесть этапов, очередной - 28 августа в Бельгии. По правилам чемпионата мира, если гонщики набирают равное количество очков, преимущество отдается тому, кто одержал больше побед на этапах данного сезона. Пока у Сенны их шесть, у Проста - четыре.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 17.08.88

"Советский спорт", 4.08.88

В итальянском городе Модена скончался владелец заводов спортивных автомобилей "Феррари" Энцо Феррари. Интересно отметить, что Феррари, родившийся 18 февраля 1898 года в Модене, прожил всю жизнь в этом городе.
"Советский спорт", 18.08.88

Владимир Коваленко:
11 - 12 этапы (Бельгия, Италия)

ФРАНКОРШАН (Бельгия). Здесь состоялся очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1". Бразилец Айртон Сенна на "Макларен-Хонде" проехал 258,420 км за 1:28.00,549. Вторым на финише был француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде", проиграв победителю 30,470 сек. По сумме всех этапов вперед вышел Сенна - 75 очков, на второй позиции Прост - 72 очка.

"Советский спорт", 8.09.88

МОНЦА (Италия). На очередном этапе чемпионата мира в классе автомашин "Формула-1" лидер бразилец А. Сенна на "Макларен-Хонда" после столкновения с одним из участников вынужден был сойти с трассы. Та же участь постигла француза А. Проста на "Макларен-Хонде". Лучшим на этом этапе был австриец Г. Бергер на "Феррари", преодолевший расстояние 290 км за 1:17.00,744. К радости итальянских болельщиков, вторым финишировал их соотечественник М. Альборето на "Феррари". Он проиграл Бергеру всего 5,02 сек. По сумме всех этапов по-прежнему впереди Сенна - 75 очное, а на втором месте Прост - 72 очка. Третье место занимает Бергер - 37 и на четвертой позиции Альворето - 22.
"Советский спорт", 14.09.88

"НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1"
Теперь меня не догнать
Эти слова Айртон Сенна произнес сразу же после победы в гонках на Большой приз Бельгии. Они состоялись под городом Спа и были одиннадцатым этапом текущего первенства мира по автогонкам на машинах класса "Формулы-1". Там бразилец лидировал все 43 круга. Только на первом после старта повороте его главный соперник и коллега по гоночной команде "Макларен" Ален Прост вырвался вперед. Но на длинном прямом участке, что следует сразу за этим поворотом, Сенна снова первый. Еще до старта они с Простом уговорились во взаимной борьбе не идти на риск, и никто из них не позволил себе опасных маневров.
Когда после финиша шла пресс-конференция, Прост с горечью заметил: "Все. Проиграл. Мировое первенство - за Айртоном. Мне нечего добавить. У него - фантастический сезон, и он заслужил этот успех".
Сенна же позволил себе лишь лаконичное заявление, которое мы вынесли в заголовок. Но почему же Прост не имел шансов стать чемпионом, ведь после бельгийского еще предстояло пять этапов? И по сумме очков у него было отнюдь не плохое положение... Да, Прост победил на четырех этапах (это 36 очков) и на шести (еще 36 очков) был вторым. У Сенны - семь первых мест (63 очка) и два вторых (12 очков). Итак, 72:75 - так ли все безнадежно? Увы, маловероятно, что француз в этом году третий раз станет чемпионом мира.
В принятых Международной автомобильной федерацией (ФИА) спортивных правилах проведения чемпионата мира на машинах класса "Формула-1" пункт 4 предписывает: "Количество этапов, результаты которых идут в зачет для присуждения титула чемпиона мира, определяется как половина от количества этапов, которые имеют место, плюс три этапа". Следовательно, если в нынешнем сезоне 16 этапов, то в зачет идут лучшие результаты, показанные на одиннадцати из них. Так что если бы Прост смог выиграть четыре или пять оставшихся этапов, то, как следовало из расчетов, у него еще оставался шанс на третий почетный титул. Но подобные выкладки загодя сделали, конечно, оба претендента, и при этом Прост, как видим, предельно объективно оценил свои возможности...
На старте двенадцатого этапа, который проходил в Италии на трассе "Монца", оба претендента по результатам тренировок стояли впереди всех соперников. Старт. Дистанция - 51 круг. Лидировал Сенна, вторым шел Прост. Накануне специалисты предрекали успех спортсменам, выступающим на автомобилях с двигателями "Хонда" - гонщикам команд "Макларен" и "Лотус". Здешняя трасса особенно выгодна для быстроходных машин с мощными моторами. И сейчас эти двигатели работали безупречно, но вдали, на третьем и четвертом местах, неслись Герхард Бергер и Микеле Альборетто - оба на "Феррари". Их напор не выдержали гонщики, выступавшие на "Лотусах": на 11-м круге машина Нельсона Пике вылетела из поворота и застряла в защитных тюках из прессованной соломы. Потом отказал мотор на другом "Лотусе" - у Саттору Накаджимы. И... что это? На 34-м круге задымил двигатель "болида", ведомого Простом.
Теперь Бергер и Альборетто переместились соответственно на второе и третье места. Они развернули погоню за Сенной, и к 49-му кругу бразилец выигрывал у Бергера не более пяти секунд. Впереди o "подвижное препятствие", отставший на целый круг француз Джо Шлессер. В свои 39 лет он впервые стартовал в гонках "Формулы-1". Обгон малоопытного и поэтому относительно тихоходного соперника требует особой осмотрительности. В то же время, если аккуратно обойти его на высокой скорости перед сложным поворотом, можно поставить перед основными соперниками непростую задачу, решение которой собьет их темп. Словом, это один из тактических приемов ведения борьбы на трассе.
Перед зигзагообразным поворотом "Родджия" Сенна нагнал Шлессера, и обе машины оказались рядом.
Сенна: "Француз посадил автомобиль на тормоза, входя в "зигзаг", и я думал, что он возьмет чуть в сторону, правее внутренней бровки. Когда же я сунулся внутрь, он принял влево, и мы столкнулись. Это большая неудача, но что сделало, то сделано".
Шлессер: "После гонок мы поговорили с Сенной. У нас нет друг к другу претензий. Он настоящий джентльмен и сразу все понял".
Вот так за 13 километров до финиша - всего за два круга до победы - Сенна стал зрителем. Ни он, ни Шлессер не пострадали, но их автомобили... Гонку выиграл Бергер, вторым финишировал Альборетто. Оба - на "Феррари", что вызвало бурю восторга у местных болельщиков, десятки тысяч которых сорвались с трибун и окружили пьедестал почета. Долгожданную победу итальянских машин они приветствовали, размахивая флагами с надписью "Вива, "Феррари"!".
После гонок Бергер отметил: "Это самая замечательная победа в моей карьере, и я посвящаю ее памяти Энцо Феррари" (90-летний глава фирмы скончался в августе).
А пока болельщики продолжают анализировать перипетии завершающегося чемпионата, руководители команд уже начали ангажировать гонщиков на следующий сезон. Как известно, с 1989 года, ФИА запрещает в гонках "Формулы-1" использовать двигатели с турбонаддувом. Рабочий обьем всех моторов теперь ограничивается 3500 куб. см, а число цилиндров - двенадцатью. Так что конец сезона является не только ярмаркой пилотов и команд, но и ярмаркой моторов. Кто же теперь за кого и на чем?
"Хонда" уже летом на английской трассе "Сильверстон" в глубокой тайне испытывала свой новый двигатель модели "РА-103Е", 10-цилиндровый, 600-сильный. С этими моторами Сенна и Прост на своих "Макларенах" уже "накрутили" там без поломок по 720 километров. Оба гонщика в будущем году останутся в команде "Макларен". За фирму "Лотус", которой "Хонда" отказала в своих двигателях на 1989 год, по-прежнему будет выступать Нельсон Пике. Кто составит ему пару, еще не решено, но известно, что на "Лотусах" будут стоять моторы "Джадд". А команда "Уильяме", разочарованная результатами нынешнего сезона, напротив, от них отказалась и заключила контракт с французской автомобильной компанией "Рено", которая вновь проявила интерес к "Формуле-1". Цвета "Уильямса" будут защищать... Рикардо Патрезе и Терри Бутсен, который расстается с "Бенеттоном". А где же знаменитый Найджелл Мэнселл? Из-за осложнений после перенесенной ветряной оспы он не смог стартовать в нескольких этапах и в будущем году будет выступать на автомобиле "Феррари". Его партнер по этой команде - Бергер. В свою очередь, Альборетто уходит в "Бенеттон", предстоят и другие переходы.
Решающее значение в чемпионате имел тринадцатый этап. Он закончился в последнее сентябрьское воскресенье в Португалии победой Проста. Сенна не завершил гонку. Может быть, Прост поставил перед собой сверхзадачу и приступил к ее выполнению?
Л, ШУГУРОВ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ
XI этап (Бельгия). 1. А. Сенна (Бразилия), "Макларен МП4/4-Хонда";  2. А. Прост (Франция), "Макларен-МП4/4-Хонда"; 3. Т. Бутсен (Бельгия), "Бенеттон-Б188-Форд"; 4. А. Наннини (Италия), "Бенеттон-Б188-Форд"; 5. И. Капелли (Италия), "Марч-881-Джадд"; 6. Н. Пике (Бразилия), "Лотус-100Т-Хонда".
XII этап (Италия). 1. Г. Бергер (Австрия), "Феррари-Ф187/88Ц"; 2. М. Альборетто (Италия), "Феррари-Ф187/88Ц". 3. Э. Чивер (США), "Эрроус-А10Б-Мегатрон"; 4. Д. Уорвик (Англия), "Эрроус-А10Б-Мегатрон"; 5. И. Капелли; 6. Т. Бутсен.
XIII этап (Португалия). 1. А. Прост; 2. И. Капелли; 3. Т. Бутсен; 4. Д. Уорвик; 5. М. Альборетто; 6. Н. Пике.
Сумма очков после 13 этапов: Прост - 81, Сенна - 75, Бергер - 37, Бутсен - 25, Альборетто - 24, Пике - 16.
"Советский спорт", 6.10.88

ПОСЛЕДНЯЯ ГОНКА
ТРАГИЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ "КОЛИБРИ"
"Прежде чем достичь предела своих физических возможностей, автогонщик всегда успевает взять все возможное от своей машины. А вот на глиссерах всё наоборот. Их пилоты сдают чуть раньше, чем двигатели", - это сказал француз Дидье Пнрони незадолго до своей гибели.
Конечно, в гонках на глиссерах, как почти во всех технических видах спорта, содержится элемент риска. Но он становится особенно велик, когда вода под несущимися на скорости более 150 км/час плоскодонками со сверкающими моторамп превращается буквально в бетон. На такой скорости самая незначительная ошибка в управлении может стать роковой. И это даже при спокойном море.
Так что соревнования глиссеров, особенно класса "I", можно смело называть командными: три человека в лодке переговариваются по телефону, но должны действовать синхронно, как единый организм. Во время гонки организм подвержен огромным стрессам. Но все же главная опасность кроется в потере устойчивости. Ошибка - и глиссер взлетает с задранным носом, ныряет или делает "волчок". В классе "I" этим набор фигур пилотажа не исчерпывается. Трагически закончился и для Пирони взлет его "Колибри".
Кстати, выбор конструкции глиссера показывает степень "рискованности" гонщиков. Например, катамараны более склонны к взлету, однокорпусные глиссеры из-за меньшей боковой устойчивости сильно расположены к кручению "волчком".
Особенно грешат этим легкие одноместные катамараны "Формула-1": очень малый вес и малая поверхность соприкосновения с водой делают их зависимыми от изменения атмосферного давления. "Самое страшное на гонках глиссеров "Ф-1" - вспоминает известный французский гонщик Франсуа Салавер, - начиналось после достижения 220 км/час. Чтобы идти дальше, требовалась большая смелость. Самое главное здесь - постоянно чувствовать двигатель. Я не раз видел, как рядом разлетались в куски глиссеры соперников, рискнувших перейти этот рубеж, не имея достаточного опыта. Пилоты буквально летели впереди своих машин вместе со всем содержимым кабин. Эго ужасное зрелище. Теперь на глиссерах "Ф-2" и "Ф-3000" устанавливаются капсулы, безопасности".
В 1985 году гонки глиссеров "Ф-1" а в Европе были прекращены: в тот год погибли четыре лучших гонщика. Эта категория машин существует теперь только в США. Но гонки глиссеров "Ф-2" и "Ф-3000" по-прежнему собирают большое количество зрителей.
М. БОРИСОВ.
НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ
"ФЕРРАРИ": СМЕНА КАРАУЛА
На старте чемпионата мира этого года итальянская «Феррари» считала себя основным фаворитом в гонках «Формулы-1". Но вот первые шесть стартов, и все шесть раз на финише первыми «Макларен» с двигателями японской «Хонды».
Как же случилось, что машина — победительница 1987 года в 1988 году безнадежно отстала?
«Все очень просто, — прокомментировал сложившуюся ситуацию в интервью еженедельнику «Ауто оджи» чемпион мира Алан Прост. — И я не могу понять, почему в «Феррари» этому удивляются. В мире «Ф-1» все нужно переделывать заново каждые шесть месяцев, потому что технический прогресс здесь мчится на скорости 300 км/ч. Мы отправили на автомобильное «кладбище» нашу «Макларен» модели 1987 года. Это была очень приличная машина. Но все же предпочли создать новую. А вот в «Феррари» это проспали».
По мнению Микеле Альборето, одного из пилотов итальянский команды, секрет «Хонды» не следует искать далеко: «Деньги и люди. Я не знаю точного бюджета японцев, но, по-моему, он безграничен. Что могут поделать четыре наших инженера против их 20, которые сопровождают машины на гонках, и еще 150 в конструкторском бюро?»
Но это свое мнение Альборето высказал, уже получив уведомление, что «Феррари» не нуждается в нем как в пилоте. Его место в будущем году должен занять Найджел Мэнселл.
Кстати, этот переход стал логическим продолжением курса руководства концерна ФИАТ (в состав которого входит и "Феррари", специализирующаяся в производстве спортивных машин) на приобретение талантов за рубежом. Не рассчитывая найти способных инженеров в своем отечестве, ФИАТ в 1986 году настоял, чтобы дочерняя фирма приобрела Джона Эдварда Бернарда. "Гений, великий рационализатор и инженер", - так отозвался о нем трехкратный чемпион мира в гонках "Ф-1" австриец Ники Лауда. Построенные им "Формулы" фирмы "Макларен" трижды подряд выигрывали чемпионат мира (1984-85-86).
Однако дела Бернарда в итальянской команде не пошли. Сразу обозначились трения с руководством. За свои довольно жесткие методы работы он вскоре получил прозвище "дуче". Не раз его отправляли в вынужденный отпуск (с сохранением содержания). Но избавиться от него руководству "Феррари" не удается "Если мы платим большие деньги гению, он должен их оправдать". Такой ответ каждый раз приходил "сверху".
Наконец все перестановки в лагере "Феррари" закончены. Побед пока нет, но надежд на будущее прибавилось.
А. РОЖКОВ.
МОЗАИКА
САМАЯ БЫСТРАЯ ТРАССА
Трасса гонок в бельгийском местечке Франкошамп - самая быстрая для чемпионатов мира по мотоспорту. Так считают специалисты, подкрепляя свое мнение сообщением о скорости, показанной недавно там американцем Эдди Лоусоном - 274 км в час!
В ПАРЛАМЕНТ НА... МОТОЦИКЛЕ?
Бывший чемпион Франции по мотогонкам Кристиан Эстроси стал одним из самых молодых парламентариев страны. Журналисты шутили, что во двор Генеральной ассамблеи он въедет на мотоцикле. А в некоторых газетах даже появился такой коллаж. А может, он недалек от истины?
ГИНГЕР - ПАРАШЮТИСТ
37-летний Эберхард Гингер (ФРГ), бывший чемпион мира по гимнастике в упражнениях на перекладине, готовится начать свою вторую спортивную карьеру - парашютиста.
Он выступит на чемпионате страны в Ампфинге за местный клуб "Колибри".
АВТОГРАФ ВМЕСТО ДОКУМЕНТА
Знаменитый в прошлом бразильский автогонщик, неоднократный чемпион мира в "Формуле-1" Эмерсон Фиттипальди на старости лет занялся картингом. Такая вот история приключилась с ним после победы на состязаниях картингистов в Торонто (Канада).
Фиттипальди очень спешил на самолет. И перед самым аэродромом ветерана за превышение скорости остановил полисмен. Бразилец готов был заплатить штраф и положил деньги поверх своих документов. Однако полицейский оказался большим любителем автоспорта. Он не взял у гонщика ни документов, ни денег, а попросил лишь автограф. Удовлетворив желание стража порядка, Фиттипальди попросил все-таки оштрафовать самого себя. "Чемпионы не могут стоять над законом", - заявил он принципиально.
"Советский спорт", 8.09.88

Владимир Коваленко:
13 - 14 этапы (Португалия, Испания)

ПЕРЕС-ДЕ-ЛА-ФРОНТЕРА (Испания). Очередной, четырнадцатый этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1" выиграл 33-летний француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде". Его средняя скорость 167,786 км в час. Второе место занял англичанин Найджел Менселл на, "Уильямс-Джад". Далее финишировали итальянец Алессандро Наннини на "Беннетон-Форде" и 28-летиий бразилец Айртон Сенна на "Макларен-Хонде", которому специалисты прочат первое место в общем зачете. Перед последними двумя этапами Сенна на втором месте по сумме очков - 79, а лидирует Прост - 90. На третьем месте австриец Герхард Бергер на "Феррари" - 38. В классе автомобилей впереди "Макларен-Хонда" - 169 очков, а на втором месте "Феррари" - 62.
"Советский спорт", 16.10.88

НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1"
Интригующий вираж Айртона Сенны
Подходит к концу гоночный марафон чемпионата мира в классе машин "Формула-1", в котором безраздельно доминирует команда "Макларен". Перед очередным, тринадцатым этапом гонщики этой фирмы одержали одиннадцать побед: семь - на счету у Сенны, четыре - у Проста. Лишь однажды, в Италии, выиграл австриец Герхард Бергер на "Феррари".
Интрига чемпионата до предела обострилась из-за непредсказуемого развития событий на последних трех этапах. Три недели назад Ален Прост удивил поклонников автомобильных гонок, выиграв сначала тренировку, а затем и "Гран-при" Португалии. Правда, в равной мере удивил всех и Айртон Сенна, финишировавший лишь шестым и, увы, потерявший лидерство в общем зачете. Успех Проста на португальской трассе "Эшторил" изрядно подогрел интерес болельщиков к чемпионату мира.
Старт в автомобильных гонках является, пожалуй, одним из наиболее опасных моментов состязаний. Каждый пилот сразу после зеленого сигнала светофора старается обойти своих соперников, находясь даже в середине стартового поля, что подчас довольно рискованно. В Португалии был тому классический пример: на трассе изначально возникла аварийная ситуация.
Пытаясь избежать столкновения с одним из гонщиков, дебютант чемпионата мира испанец Сала отвернул руль вправо и врезался в "Лотус" Накаджимы, который в этот момент пытался обойти его по внутренней стороне трассы. Сала буквально оседлал на своем "Минарди-М 188" переднюю часть автомобиля японца. В этой неразберихе в них врезался еще и итальянец Андреа де Чезарис, уже успевший набрать скорость. К счастью, все трое без травм самостоятельно покинули свои разбитые автомобили. Для того чтобы очистить трассу от многочисленных обломков, гонку пришлось остановить.
Спустя тридцать минут (строго лимитированное время, в течение которого приводят в порядок или меняют на резервные вышедшие из строя автомобили) был дан повторный старт, который блестяще выиграл Айртон Сенна. Прост неотступно следовал за ним, держась в полуметре от бразильца. Спустя несколько кругов он без видимых трудностей обошел Сенну на повороте и устремился к победе, которой отчасти способствовали грубые промахи главных соперников француза.
Так, Бергер на "Феррари" не вписался в вираж и вылетел на травяное покрытие, сильно повредив резину. Австрийцу требовалась немедленная замена колес, но он был настолько потрясен допущенной ошибкой, что не смог продолжить гонку.
Схожая ситуация сложилась и у Сенны, южноамериканский темперамент которого подчас доставляет ему немало хлопот. Похоже, что бразилец отдал все силы дуэли со своим давним конкурентом Найджелом Мэнселлом, вновь вернувшимся на гоночные трассы после продолжительной болезни. Несколько кругов англичанин безуспешно атаковал Сенну. На одном из сложных поворотов он не рассчитал маневр и на большой скорости при неудачной попытке обгона врезался в борт ограждения. Покинуть свой автомобиль Мэнселлу удалось лишь при помощи подоспевших санитаров.
Из поединка Сенна вышел победителем, но колеса его "болида" уже были изрядно изношены.
Незадолго до финиша бразилец начал сдавать позиции. Вначале его обогнал малоизвестный новичок "Формулы-1" Иван Капелли (!), а затем то же сделали Альборетто, Боатсен и Уорвик. Немало хлопот лидировавшему Просту, по всей видимости, должен был доставить Альборетто, постоянно наращивавший темп, но итальянец выбрал недостаточно оптимальный режим работы двигателя, из-за чего увеличился расход горючего. Чтобы закончить гонку, ему пришлось снизить давление турбонаддува, а вместе с ним и скорость, чем мгновенно воспользовались Боатсен и Уорвик. В такой последовательности они и финишировали.
К сожалению, в двух последних публикациях нашей газеты, посвященных развитию событий в чемпионате мира по автогонкам, была допущена неточность. Так, в Португалии шестым пришел к финишу не Нельсон Пике, а его соотечественник Айртон Сенна, в активе у которого стало 76 очков. Поскольку в недавнем розыгрыше "Гран-при" Испании вновь победил Ален Прост, а выигравший одиннадцатую тренировку в нынешнем сезоне Айртон Сенна был лишь четвертым, то на сегодняшний день картина такова: Прост сохраняет лидерство с 84 очками, в активе Сенны - 79.
Оба гонщика команды "Макларен" сейчас в равной степени претендуют на титул чемпиона мира нынешнего года. Впереди еще два этапа, ближайший из которых состоится 30 октября в Японии. Если его не выиграет Сенна, решающий бой за титул состоится на последнем, австралийском этапе.
Напряжение, внезапно возникшее в тридцать девятом чемпионате мира, в значительной мере определяется системой подсчета очков. Как известно, оцениваются шесть первых на финише мест: 9-6-4-3-2-1 очко соответственно. Общий зачет ведется по одиннадцати лучшим результатам, показанным на этапах. Если гонщик финишировал в шестерке сильнейших более чем на одиннадцати этапах, то в этом случае худший результат заменяется на лучший, а в зачет идет разница между очками, набранными на этих этапах (лучшим и худшим результатами).
Поскольку в этом сезоне Прост финишировал только первым или вторым, то после того как в Португалии он исчерпал лимит "полноценного" начисления очков, теперь ему нужно только побеждать, чтобы получать за каждый выигрыш по три очка. Более выгодная ситуация у Сенны, поскольку кроме семи побед и двух вторых мест в его активе есть также одно шестое и одно четвертое место. Поэтому Айртон может набрать очки за любой результат выше четвертого и шестого места.
Сейчас Сенне необходимо выиграть всего лишь одну гонку. Победи он в ней, и даже при равном количестве очков с Аленом Простом бразилец станет чемпионом мира - ведь у него окажется большее количество побед на этапах. А пока с учетом "Гран-при" Испании счет 7:6 в пользу Ленны. Впереди два этапа, но - можно почти не сомневаться в этом - главная борьба разгорится на последнем, австралийском, который состоится 9 ноября.
И. КРИВИЦКИЙ.
"Советский спорт", 28.10.88

Владимир Коваленко:
15 этап (Япония)

ТОКИО. 28-летний бразильский автогонщик Айртон Сенна, выиграв предпоследний этап соревнований "Формулы-1", впервые завоевал звание чемпиона мира. На трассе японского "Гран-при" (298 км 809 м) он показал время 1 час 33 минуты 26,173 секунды и на 13,363 секунды опередил своего главного соперника - француза Алена Проста.
Если 33-летний Прост, первенствовавший в сериях "Гран-При" в 1985 и 1986 годах, добьется успеха в последней - австралийской гонке нынешнего сезона в Аделаиде 13 ноября, он сможет сравняться с Сенной по числу очков (87). Однако бразилец имеет преимущество благодаря большему количеству побед в сезоне: 8 против 6 у Проста.
"Советский спорт", 1.11.88

НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1"
Победа, омытая дождем
В минувшее воскресенье двести тысяч зрителей, собравшихся вдоль японской трассы "Сузука", приветствовали нового чемпиона мира в классе машин "Формула-1" бразильца Айртона Сенну.
Хотя до окончания мирового первенства остается один этап, уже сегодня можно сказать, что Сенна и его главный конкурент - француз Ален Прост впишут сразу несколько строк в Книгу рекордов Гиннесса. Бразилец в течение одного чемпионата первенствовал на восьми этапах, был первым в двенадцати тренировочных заездах, шесть из которых выиграл подряд!
Прост в этом году довел общее количество своих побед на этапах до тридцати четырех, а команда "Макларен" была первой в четырнадцати гонках (пока), причем ее удачливый тандем Сенна - Прост набрал рекордное количество очков. Пали все предыдущие достижения, зафиксированные в "Формуле-1".
Квалификационные заезды, предшествовавшие Большому призу Японии, уже традиционно выиграл Сенна - в 28-й раз за свою пятилетнюю карьеру пилота "Формулы-1". Почти на секунду отстал от него Ален Прост.
До старта оставалось несколько часов, когда погода ухудшилась, начал накрапывать мелкий дождь. По улыбчивому лицу Сенны было видно, что он не собирается упускать свой шанс - недаром его называют с 1984 года "королем дождя": Айртон не проиграл еще ни разу на мокрой трассе! Но...
После зеленого стартового сигнала светофора "болид" Сенны неподвижно замер на асфальте. Гонщики начали объезжать его с разных сторон. К тому моменту, как Айртон включился в борьбу, разрыв между ним и Простом составлял 15 секунд. И это на первом круге! Но потом бразилец просто поразил всех неправдоподобной легкостью, с которой, настигнув француза, на прямой (!) спокойно обошел его. К концу гонки у Сенны было преимущество более чем в 13 секунд. Под аккомпанемент моросящего дождя снова - в который уже раз - ярко блеснул незаурядный талант Айртона.
Итак, Сенне понадобилось всего пять сезонов участия в гонках "Формулы-1", чтобы стать победителем чемпионата мира. После финиша японского этапа он так оценил свой успех: "Нынешний сезон казался мне чрезмерно длинным. Сражаться с таким соперником, как Ален Прост, невероятно сложно. В начале последней гонки я остановился, двигатель с огромным опозданием набрал обороты. Мне нужно было отчаянно атаковать, чтобы наверстать упущенное. Пришлось рисковать - это была настоящая битва. Я искренне благодарен "Макларену" и "Хонде" за предоставленную возможность пилотировать на чемпионате мира их автомобиль".
И. КРИВИЦКИЙ.
"Советский спорт", 4.11.88


Известный австрийский гонщик "Формулы-1" Герхард Бергер, участвующий уже в третьем чемпионате мира, заявил на днях, что вынужден эмигрировать в Монако, так как на родине его ожидает призыв на полугодовую воинскую службу. В интервью венской газете "Курир" Бергер сказал: "Фирме "Феррари", за которую я выступаю, нет никакого дела до моих обязанностей гражданина Австрии. Если меня призовут в армию, то они не будут ждать и тут же возьмут на мое место другого. В министерстве же обороны  страны эти мои доводы никто не хочет принять во внимание.
"Советский спорт", 3.11.88
 

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии