Форум истории автоспорта > История

1988 год

<< < (3/5) > >>

Владимир Коваленко:
16 этап (Австралия)
 
Prost, Senna in battle
ALL-CONQUERING McLaren team-mates Alain Prost and world champion Ayrton Senna battled each other for the right to take pole position in tomorrows Australian Grand Prix yesterday.
Fenchman Prost grabbed provisional pole position from his colleague in the closing seconds of an incident-packed first qualifying session which left lesser cars strewn around the Adelaide circuit.
Prost and Senna, who have dominated 14 of this season's 15 races with their turbo-charged Honda-powered McLarens, continually outdid each other throughout the hour-long official practice.
Results
Australian Formula One Grand Prix - First qualifying session: 1. Prost (France) McLaren one minute 18.179 seconds, 2/ Sennma (Bra) McLaraen 1:18.332, 3. Mansell (GB) Williams 1:19.427, 4. Patrese (Ital) Williams 1:19.925, 5. Berger (Aust) Ferrari 1:20.019, 6. Warwick (GB) Arrows 120.086, 7. Nannini (Ital) Benetton 1:20.331, 8. Piquet (Bra) Lotus 1;20.477, 9. Caffi (Ital) Dallara 1:20.781, 10. Alboreto (Ital) Ferrari 120.844.
"Morning Star", 12.11.88

НА ТРАССАХ  "ФОРМУЛЫ-1"
Все было бы просто для Проста
В минувшее воскресенье завершился тридцать девятый по счету чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Восемь месяцев продолжался гоночный марафон, взявший старт в Бразилии и финишировавший в Аделаиде - крупнейшем городе штата Южная Австралия.
Гонка вопреки ожиданиям организаторов здешнего Большого приза собрала только 108 тысяч зрителей. Причиной тому, конечно, послужила недавняя досрочная победа в чемпионате бразильца Айртона Сённы.
Серию квалификационных заездов, как и ожидалось, выиграл Сенна - тринадцатый раз в этом сезоне и в 29-й за время выступлений в чемпионатах "Формулы-1". Это второй результат за всю историю соревнований. Рекорд - 33 победы - по сей день принадлежит англичанину Джиму Кларку, погибшему в 1968 году. Второе время в тренировочных заездах в Аделаиде показал Прост. Места во втором ряду на старте заняли Мэнселл и Бергер.
...Из-за неполадок в коробке передач Сенна проиграл старт, пропустив вперед Проста и Бергера. Тринадцать кругов понадобилось австрийцу для "выяснения отношений" с Простом. Обойдя Алена по внутренней стороне трассы, Бергер постепенно начал отрываться от соперников. Двигатель его "Феррари" работал безупречно. Бергер имел все шансы повторить свой прошлогодний успех в Аделаиде, но... На 27-м круге он пошел на обгон отставшего на круг Рене Арну и на повороте врезался в его "Лижье".
После неудачи, постигшей Бергера, Прост и Сенна без особого труда возглавили гонку. В очередной раз допустив грубую ошибку, при входе в поворот, потерпел аварию Найджел Мэнселл. На полной скорости его "Уильямс" вылетел с трассы и, развернувшись на асфальте, задней частью врезался в борт. К счастью, англичанин не пострадал.
Однако Сенне так и не удалось преодолеть технические неполадки - он отстал, а гонку в одиночестве возглавил его партнер по команде Ален Прост. На финише разрыв между пилотами "Макларена" составил более тридцати секунд. Это был десятый победный "дубль" команды в нынешнем первенстве. И тридцать пятый успех Проста на этапах чемпионата мира!
Впервые за 39-летнюю историю проведения мировых первенств в классе машин "Формула-1" победу одержал гонщик, набравший меньшее, чем второй призёр, количество очков. По сумме шестнадцати этапов у Сенны 94 очка. В активе Проста - 105. Поскольку начисление очков осуществлялось по одиннадцати лучшим результатам, окончательный счет оказался 90:87 в пользу Сенны, да и по количеству побед на этапах чемпионата (8:7) французский гонщик уступил бразильцу.
- Поверьте, я не пытаюсь найти утешение своему второму месту, однако, на мой взгляд, очки должны начисляться за все гонки. Существующее положение ненормально. Нужно или не "пересчитывать" очки, или больше начислять за победу, - сказал Ален Прост сразу после финиша журналистам.
Рекордным оказался 1988 год и для команды "Макларен". На автомобилях этой фирмы, носящей имя её основателя - Брюса Макларена (новозеландского гонщика, погибшего 18 лет назад), было выиграно 15 этапов. Столько же раз Сенна и Прост первенствовали в квалификационных заездах. С семьюдесятью победами в истории чемпионатов мира "Макларен" занимает третью строчку в "табели о рангах". На первом месте "Феррари" с 94 победами, на втором - "Лотус" с 79. Пилоты "Макларена" набрали рекордное суммарное количество очков - 199! На целых 65 очков был перекрыт прежний рекорд, принадлежавший "Феррари"
И. КРИВИЦКИЙ.
Итоговая таблица чемпионата мира-88 в классе машин "Формулы-1" среди гонщиков.
1. Сенна - 90 очков (Бразилия); 2. Прост (Франция) - 87; 3. Бергер (Австрия) - 41; 4. Боатсен - 31 (Бельгия); 5. Альборетто (Италия) - 24; 6. Пике (Бразилия) - 20.
Итоговая таблица чемпионата мира-83 среди конструкций автомобилей  "Формулы-1".
1. "Макларен" - "Хонда" - 199 очков;
2. "Феррари" - 65;
3. "Бенеттон" - "Форд" - 46;
4. "Лотус" - "Хонда" - 21; 
5. "Уильямс"  - "Джадд"  - 20;
6. "Эрроуз" - "Мегатрон" - 20
"Советский спорт", 16.11.88

Владимир Коваленко:

По словам Жака-Мари Балестра, президента Французской федерации автомобильного спорта, начиная с 1991 года Гран-при Франции для автомобилей "Формула-1" станет разыгрываться на oновой трассе, расположенной в центральной части страны. На днях место будущих соревнований осмотрел президент Франции Фрасуа Миттеран.
"Советский спорт", 25.11.88

Владимир Коваленко:

XX ВЕК - СТОЛЕТИЕ СКОРОСТЕЙ 
Один стареющий рантье,
большой любитель лошадиных скачек,
давно познавший в бытие,
что время не идет, а скачет,
пришел взглянуть на чудо в решете.
И был сражен.
Откинув крышку стареньких "Буре"
и убедившись в черепашьем ходе циферблатных стрелок,
воскликнул: "Это гонки на шоссе
или парад летающих тарелок?!".
ПОРТРЕТ ЧЕМПИОНА
Одержимый моторами
Когда на автодроме японского города Судзука 28-летний бразилец Айртон Сенна впервые, притом досрочно, завоевал звание чемпиона мира-88 в "Формуле-1", все, кто его знает, назвали это триумфом "одержимого моторами".
Эта страсть родилась у него, по его собственному признанию, в четыре года, когда отец - богатый промышленник из Сан-Паулу - подарил Айртону карт. Кстати, большинство гонщиков "Формулы-1" начинали свой путь в большой автоспорт именно с этих мини-машин. В 13 лет Сенна одержал свою первую победу в гонках, а в 15 уже впервые выигрывает гонку на "настоящих" автомобилях. В 20 лет, решив постичь мастерство гонщика, он отправляется в Европу, где выступает в Великобритании сначала в "Формуле-1600", а затем и в "Формуле-2000". Там же он, завоевав звание чемпиона Великобритании в "Формуле-3", делает первый шаг к заветной цели - "Формуле-1". У Сенны все отмечают "феноменальную волю к победе". И с ними нельзя не согласиться. Волей Айртон блеснул как раз в ставших для него решающими состязаниях в Судзуке. Стартовав с первой линии, он "засиделся" на старте (хотя сам Сенна считает старт своим "коньком").
"Это был единственный в этом сезоне старт, который я проиграл, - признал после финиша Сенна. - Но самый важный старт!"
Но тут-то бразилец и проявил бойцовские качества: уступая основному сопернику - товарищу по команде "Макларен" французу Алэну Просту - поначалу 12 секунд, он не только отыграл их, но к финишу выиграл более 13 секунд!
Возвращаясь к фанатичному увлечению Сенны автоспортом, стоит упомянуть, в частности, что оно оказалось главной причиной расстройства его брака. Шесть лет назад спортсмен женился, но уже через несколько месяцев супруга Айртона хлопнула дверью, сказав на прощание: "Тебе нужны моторы, а не жена!". Это же дало Просту повод пошутить: "Ничего, после завоевания чемпионского титула у Сенны, надеюсь, кроме любви к моторам, появятся и человеческие привязанности"...
К нынешнему сезону Сенна перешел, из "Лотуса" в "Макларен", где присоединился к двукратному чемпиону мира - французу Алэну Просту, прозванному "профессором" гонок. В этом сезоне наступает "звездный час" Сенны. Хотя до конца чемпионата-88 остался еще один этап - в "Аделаиде (Австралия), Сенна победил уже в восьми "Гран-При". Примечательно, что уже в сезон дебюта его сразу признали специалисты, предсказав ему будущность "короля" автотрасс. За свою карьеру в "Формуле-1" Сенна выступал в 77 "Гран-при". Одержал в них 14 побед и 28 раз показал лучшее время в квалификационных заездах.
И все-таки Сенну многие коллеги недолюбливают за опасную манеру вести гонку. Он попадал в столкновения с англичанином Найджелом Мэнселлом, с соотчественником Нельсоном Пике, пострадал от него даже его товарищ по команде - Прост.
И вот японское местечко Судзука, где масса всяческих аттракционрв и "Диснейленд" - магнит для детей, на этот раз привлекло сотни тысяч взрослых людей (было продано 320 тысяч билетов). И "гонка века" оправдала ожидания сотен тысяч зрителей. Теперь, обеспечив досрочно титул чемпиона, Сенна, по его словам, "отдохнет" в Аделаиде, а затем поедет домой в Бразилию - "единственную страну, где я хотел бы жить".
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ "ФОРМУЛЫ-1"
1950 - Г. Фарина (Италия), "Альфа-Ромео",
1951 - X. М. Фанхио (Аргентина), "Альфа-Ромео",
1952 - А. Аскари (Италия), "Феррари",
1953 - А. Аснари (Италия), "Феррари",
1954 - X. М. Фанхио (Аргентина), "Мерседес-Мазерати",
1955 - X. М. Фанхио (Аргентина), "Мерседес",
1956 - X. М. Фанхио (Аргентина), "Лянчия-Феррари",
1957 - X. М. Фанхио (Аргентина), "Мазерати",
1958 - М. Хаутхорн (Великобритания), "Феррари",
1959 - Д. Брэбхем (Австралия), "Купер-Климакс",
1960 - Д. Брэбхем (Австралия), "Купер-Климакс",
1961 - П. Хилл (США), "Феррари",
1962 - Г. Хилл (Великобритания), "БРМ",
1963 - Д. Кларк (Великобритания), "Лотус-Климакс",
1964 - Д. Сартис (Великобритания), "Феррари",
1965 - Д. Кларк (Великобритания), "Лотус-Климакс",
1966 - Д. Брэбхем (Австралия), "Брэбхем-Репко",
1967 - Д. Халм (Новая Зеландия), "Брэбхем-Репко",
1968 - Г. Хилл (Великобритания), "Лотус",
1969 - Д. Стюарт (Великобритания), "Тиррелл",
1970 - И. Риндт (Австрия), "Лотус",
1971 - Д. Стюарт (Великобритания), "Тиррелл",
1972 - Э. Фиттипалди (Бразилия), "Лотус",
1973 - Д. Стюарт (Великобритания), "Тиррелл",
1974 - Э. Фиттипалди (Бразилия), "Макларен",
1975 - Н. Лауда (Австрия), "Феррари",
1976 - Д. Хант (Великобритания),  "Макларен",
1977 - Н. Лауда (Австрия), "Феррари",
1978 - М. Андретти (США),  "Лотус",
1979 - Я. Шехтэр (ЮАР), "Феррари",
1980 - А. Джонс (Австралия), "Уильямс",
1981 - Н. Пике (Бразилия), "Брэбхем",
1982 - К. Розберг (Финляндия), "Уильямс",
1983 - Н. Пике (Бразилия), "Брэбхем",
1984 - Н. Лауда (Австрия), "Макларен",
1985 - А. Прост (Франция), "Макларен",
1986 - А. Прост (Франция), "Макларен",
1987 - Н. Пике (Бразилия), "Уильямс",
1988 - А. Сенна (Бразилия), "Макларен".
"Советский спорт", 1.12.88
http://img478.imageshack.us/img478/5436/19881211sovsport8xk.jpg
Кто номер один в "Формуле-1"?
Французская газета "Юманите" попробовала ответить на вопрос: кто же может считаться абсолютным чемпионом в клубе избранных автомобильного спорта, первым в "Формуле-1" с того момента, когда в 1950 году эти гонки ревом моторов возвестили о новых соревнованиях в международном календаре?
Вот только жаль, пишет газета, что как бы ни увлекательна была задача определить лучшего из них, разрешить ее по справедливости оказалось невозможно. Неправомерно сравнивать таланты разных лет, особенно в таком виде спорта, где технические средств развиваются столь стремительно. Можно, правда, поразвлечься, приведя некоторые любопытные цифры.
Джим Кларк (Великобритания, погиб в 1968 году). 25 побед; 1 второе место; 6 третьих мест; 33 победы в серии квалификационных заездов; 27 рекордов различных трасс; участвовал в чемпионатах мира с 1960 по 1967 год; стартовал в 72 "Гран-при".
Хуан Мануэль Фанхио (Аргентина). 24; 10; 1; 28; 23 рекорда; ЧМ с 1950 по 1951 и с 1953 по 1957, в 1958-м - эпизодически, стартовал в 51 "Гран-при".
Ники Лауда (Австрия). 25; 20; 9; 24; 23 рекорда; ЧМ с 1972 по 1979 и с 1982 по 1985; оспаривал 171 "Гран - при".
Нельсон  Пике (Бразилия). 20; 19; 13; 24; 23 рекорда; ЧМ с 1978; выступал в 145 "Гран-при".
Ален Прост (Франция); 25; 15; 13; 16; 20 рекордов; ЧМ с 1980; участвовал в 125 "Гран-при".
Джеки Стюарт (Великобритания). 27; 11; 5; 17; 15 рекордов; ЧМ с 1965 по 1973; оспаривал 99 "Гран-лри".
"Советский спорт", 11.12.88

ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПИРШЕСТВО КОНСТРУКТОРСКОГО УМА
ГОНКА ЗА СУПЕР-СКОРОСТЬЮ
- А ты действительно подержался за руль "Макларена" или просто пускаешь пыль в глаза? - ехидно спросил мой знакомый, когда я живописал, какие замечательные гоночные и спортивные автомобили демонстрировались на закончившейся не так давно в Париже международной автомобильной выставке. На выставке я в самом деле побывал. Она пользуется высоким авторитетом и очень представительна: в этом году отметила свое 90-летие, около 1600 фирм из 28 стран демонстрировали там свои легковые машины, грузовики, автобусы, специализированные автомобили, детали и оборудование и, конечно же, гоночные и спортивные автомобили.
3а 12 дней на выставке, занимавшей площадь 205 тысяч квадратных метров - это примерно территория 25 футбольных полей, побывало свыше полумиллиона посетителей. И в постоянно плотном людском кольце находились здесь три машины - те, на которых уже досрочно были выиграны три важнейших чемпионата мира по автомобильному спорту. Японская фирма "Хонда" с гордостью представляла на своем стенде бело-красный "Макларен-МП4/4". Тогда еще не было известно, кто именно - Айртон Сенна или Ален Прост - выиграет первенство мира в классе "Формула-1", но ясно было, что победит гонщик на "Макларене". Прошу разрешения подержаться за руль чемпионской машины, ач сам бросаю взгляд налево, где под стеклянным колпаком экспонируется ее двигатель - "Хонда РА168Е" с турбонаддувом. При рабочем объеме 1500 куб. см он развивает мощность около 680 л. с.  Скорость автомобиля на прямых участках трассы - до 250 км/ч.
Интересуюсь, чем "Хонда" встретит следующий сезон: ведь ФИА с 1989 года запретила использование в гонках "Формулы-1" турбонаддува. "Готовим, - отвечает "фирмач", - новый мотор модели "РА108Е", рабочим объемом 3500 куб. см. У него 10 цилиндров". Мощность человек из "Хонды" не готов был сообщить.
А в экспозиции фирмы "Рено" уже стоял новый двигатель для "Формулы-1", тоже V-образный, тоже 10-цилиндровый, тоже рабочим объемом 3500 куб. см. Он весит всего 141 килограмм, имеет в приводе клапанов вместо пружин пневмоцилиндры и развивает мощность (из этого французы не делали секрета) 610 л. с. при 13000 об/мин. На каких машинах мы увидим этот мотор в следующем году? На "Уильямсах".
Неподалеку, на поворотном круге "вальсирует" красно-зеленый "Бенеттон-Б188". Его представляет компания "Форд" - эти машины уже в нынешнем сезоне оснащались моторами без наддува "Форд-Косворт" рабочим объемом 3500 куб. см и мощностью 610 л. с.
Но хватит "Формулы-1". Раньше я никогда не видал "вживе" спортивных автомобилей, на которых ежегодно разыгрывается отдельный чемпионат мира по кольцевым гонким. Это двухместные закрытые машины, у которых кузовом охвачены и колеса. И вот стою рядом с "Ягуаром-Икс-Джей-Эр-9". Какой низкий - "макушка" его кабины на высоте ремня моих брюк! В задней части, автомобиля размещен двенадцатицилиндровый двигатель. Его рабочий объем (я почтительно слушаю пояснения инженера) - 6495 куб. см, а мощность - 700 л. с.! Весит эта "ракета на колесах" 880 килограммов, а ее максимальная скорость - под 400 км!
Нет-нет, здесь не вкралась ошибка. Во время 24-часовых гонок, которые ежегодно проводятся во Франции на известной гоночной трассе "Ле-Ман", Роже Дорши, например, в июне этого года на ее длинном прямом участке "Юнадье" показал скорость даже 405 км/ч. Его машину я отыскал на стенде французской фирмы "Ойльез". В отличие от "Ягуара" у нее шестицилиндровый мотор "Пежо" с турбонаддувом. При рабочем объеме 3000 куб. см его мощность... 900 л. с.
Но где третий чемпионский автомобиль? Вот он - "Ланчиа-дельта-Интеграле-ХФ" с вмятинзми и царапинами на бортах, оставшимися после приключений на одном из этапов первенства мира по ралли. Надо сказать, что в этом виде автомобильного спорта ФИА разрешает гонщикам стартовать только на машинах серийного производства (не менее 5 тысяч автомобилей в год) с двигателями мощностью не более 300 л. с. У машины, на которой уже досрочно выиграно первенство мира по ралли, все колеса ведущие. Трехсотсильный мотор рабочим объемом 2000 куб. см позволяет автомобилю, весящему около 1200 килограммов, развивать скорость более 220 км/ч и разгоняться с места до 100 километров в час всего за 6 секунд.
Международная автомобильная федерация (ФИА) провела в этом году еще и первенство Европы по кольцевым гонкам на гоночных машинах класса "Формула-3", а также на легковых автомобилях. Чемпионом Европы стал Д. Барони на серийном "Форд-Сьерра-Косворт-РС" класса нашей "Волги". Этот автомобиль также экспонировался на парижской выставке. Его мотор рабочим объемом 2000 куб. см развивает мощность 270 л. с. Что же касается других первенств - Европы, Африки, стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, то они разыгрываются не только по кольцевым гонкам, но и по ралли, кроссу, горным гонкам. Полистав ежегодник ФИА, убеждаюсь, что международный календарь 1988 года предусматривает свыше 600 соревнований по разным видам автрмобильного спорта. Причем ежегодно разыгрываются сериалы состязаний за различные кубки, трофеи вне рамок официальных чемпионатов. В их числе гонки, ралли и кроссы на Кубок дружба социалистических стран, соревнования на фирменные трофеи, например, на трофей   "Формула-Форд-2000" или Кубок "Ситроен - Сюперпродуксьон".
На пьедестале красуется "Пежо-205-Турбо-16-Гран-Райд" - победитель - ралли-марафона Париж - Дакар 1988 года. Немного сзади - другой "Пежо", на этот раз модели "405-Турбо-16" со всеми ведущими и управляемыми колесами. На нем финн Ари Ватанен выиграл недавно в  США горные гонки "Пайке Пик".
Поражает "Ситроен Аинс-Сюперпродуксьон". Это маленькая машина класса нашего "Запорожца". Серийная она лишь с виду. У нее мощный (370 л. с. при 8000 об/мин.) мотор рабочим объемом 1360 куб. см с турбонаддувом. Над задней частью кузова - антикрыло.
Не только спортивные автомобили, но и их узлы, детали и оборудование были представлены на выставке. На стенде фирмы "Ликви-Моли" - изготовителя присадок к смазочному маслу стоял спортивный "Порше-962Ц". Почему? Представитель "Ликви-Моли" краток: "А как же без наших присадок, мсье? Вы хотите, чтобы этот мотор надежно работал при 8000 об/мин.?"
Среди советских тринадцати автомобилей, представленных на выставке, я с радостью обнаружил, в частности, новенький ВАЗ-2109, который накануне ее открытия прошел без остановок путь длиной 5100 километров из Москвы в Лиссабон за рекордное время - 46 часов 30 минут, быстрее, чем любая другая модель. Приятно было узнать, что совершили этот скоростной пробег советские журналисты О. Богданов, В. Панярский и В. Соловьев. Их машина хоть в какой-то мере компенсировала отсутствие на этой представительной экспозиции советских автомобилей "Эстония-21" и "Лада-2105-ВФТС", на которых в нынешнем году выиграны международные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран.
Л. ШУГУРОВ.
ПАРИЖ-МОСКВА.
"Советский спорт", 17.12.88

Владимир Коваленко:

Звезды автоспорта
ЛЕТУЧИЙ БРАЗИЛЕЦ
Огромный супериндустриальный город Сан-Паулу часто называют "локомотивом, который тянет всю Бразилию". Что ж, попав на шумную и дымную авениду Ипиранга, зажатую между слепыми стенами многоэтажных автогаражей неподалеку от театра-варьете "Сантана", можете считать, что вы очутились на платформе перрона, от которого вот-вот должен отойти этот самый гигант-локомотив. В нескольких шагах отсюда находится родительский дом Айртона Сенны да Силвы, одного из лучших на сегодня гонщиков формулы 1, ставший теперь его холостяцкой квартирой. Кажется, однако, отнюдь не надолго.
Айртон заметил взгляд, который, войдя, я бросил на фотографию красивой черноволосой девушки, стоящую на журнальном столике в холле, и улыбнулся: "Моя невеста Адриане... Это вы справлялись обо мне у моей матери?"
Действительно, чуть раньше я побывал совсем в другом квартале Сан-Паулу - зеленой и нарядной Кантарейре и спрашивал о Сенне у донны Нейде. Дело было в самый канун нынешнего, 39-го по счету чемпионата мира, и мать гонщика, оберегая покой сына, сразу заявила, что приехавший отдохнуть домой Айртон не намерен сейчас тратить время на беседы с журналистами. Даже если кого-то из них занесло в командировку из-за океана, из (подумать только!) далекой Москвы. Впрочем, как раз это обстоятельство в конце концов сделало донну Нейде более уступчивой: на прощание она все-таки сообщила мне адрес сына.
Короткая биографическая справка. Айртон Сенна родился в Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Рост 176 см, вес 66 кг. Чемпион Южной Америки по картингу в 1977 и 1978 годах. Двукратный серебряный призер первенства мира по картингу в 1979 и 1980 годах. Чемпион Англии 1981 года по кольцевым гонкам формулы "Форд". Чемпион Европы и Англии 1982 года в гонках формулы "Форд-2000". Чемпион Англии 1983 года в гонках формулы 3. В чемпионатах мира по кольцевым автогонкам в классе машин формулы 1 принимает участие с 1984 года. С тех пор по настоящий момент одержал 13 побед в розыгрышах различных "Гран-при". В ходе семидесяти шести гонок на протяжении более трех тысяч километров его болид находился впереди машин соперников.
Из ныне выступающих пилотов-звезд формулы 1 только трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, двукратный чемпион Ален Прост и серебряный призер прошлогоднего первенства Найджел Мэнселл являются обладателями еще более впечатляющего "послужного" списка. С той, однако, разницей, что все они провели на трассах формулы 1 вдвое больше времени, нежели Айртон Сенна. Добавим, что в прошлом сезоне вплоть до четырнадцатого этапа - до гонки в высокогорном Мехико Сенна сохранял шанс стать чемпионом мира, что уже само по себе явилось одной из главных сенсаций первенства. В чемпионате этого года он вместе с французом Аленом Простом был главным претендентом на заветный титул.
- Айртон, в каком возрасте вы впервые оказались за рулем?
- Мне было тогда неполных четыре года. Правда, речь шла, конечно, не об автомобиле, а о карте. Его изготовили механики в маленькой автомастерской моего отца, приспособив в качестве двигателя мотор от старой газонокосилки.
- И с тех самых пор вы ни разу не изменили своему изначальному увлечению: я имею в виду занятия чем-либо помимо гонок - футболом, музыкой?
- Кто в Бразилии не играет в футбол? С детства я верный и преданный поклонник сан-паулского клуба "Коринтианс". Не могу сказать, что увлекался музыкой, а вот читать очень люблю, особенно вещи, вышедшие из-под пера Ж. Амаду. Обожаю кино. Постоянное хобби - авиамоделизм и водные лыжи.
- Не могли бы вы назвать средний балл успеваемости, который некогда имел в старших классах Сенна-школьник?
- Именно средний - в школе я не был, мягко говоря, лучшим учеником.
- Тогда в детстве и юности, гоняясь на картах, какую главную цель вы преследовали - просто участвовать в состязаниях или обязательно добиться победы?
- И тогда, и потом, выступая в Европе в гонках формулы "Форд", формулы "Форд-2000", формулы 3, стремился только к победе. Когда-то разбирая до последнего винтика и вновь собирая мотор моего карта, тщательно готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль "Мак-Ларена" и по традиции бормоча про себя строчки из "Отче наш", мысленно настраиваю себя на борьбу за каждый метр сизого асфальта.
- Айртон, авторитет бразильских гонщиков в формуле 1 последние годы растет буквально на глазах. Оказали на вас какое-либо влияние примеры соотечественников - двукратного в прошлом чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди и продолжающего выступать в гонках трехкратного чемпиона Нельсона Пике?
- Наверное, хотя и не прямое. Ведь какого-либо непосредственного участия в том, как складывалась моя судьба гонщика, никто из них не принимал.
- Но кумиры среди сильнейших пилотов формулы 1 или, как их называют в Бразилии, идолы у вас были?
- Были и есть. Это - шотландец Джекки Стюарт и австриец Ники Лауда.
- Ален Прост?
- Замечательный, выдающийся гонщик, лучший, безусловно, сейчас в "цирке". Теперь мы выступаем в одной команде "Мак-Ларена", где, к слову, оба - и Прост, и я считаемся первыми номерами. Ален - умелый, опытный, классный партнер и опаснейший соперник на любой трассе.
Здесь есть смысл ненадолго отвлечься и привести высказывание Алена Проста, характеризующее Сенну как бы изнутри их маленького коллектива коллег-соперников. После того, как на пятом, канадском этапе недавно закончившегося мирового первенства Сенна выиграл у Проста, француз сказал: "Айртон - самый быстрый и самый профессиональный коллега по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, поскольку я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь еще отдохнул... Нет, если кто-то хочет победить Сенну, должен всецело посвятить себя спорту".
- Мир формулы 1 - тугой клубок самых различных интересов, чаяний, дивидендов, драм, успехов и трагедий... Скажите, Айртон, есть ли у вас в нем настоящие друзья, враги?
- Вы правы, заметив насчет клубка, сплетенного порой, как мне представляется, из обнаженных нервных волокон. И вы, конечно, вольны предполагать, что в этом мирке у меня есть и друзья, и недоброжелатели - как в реальной жизни, ведь это и есть моя настоящая жизнь. Но я никогда не отвечаю определенно на подобные вопросы.
- Простите, просто мне рассказывали, как в прошлом году во время гонок на Большой приз Венгрии руководство команды "Лотос", за которую вы тогда выступали, официально объявило, что более не нуждается в услугах Сенны-пилота...
- Тогда на "Хунгароринге" разобиженным деятелям "Лотоса" явно не хватило такта: я ведь, как должно, заблаговременно сам поставил в известность руководителей фирмы о том, что в следующем сезоне намерен пересесть за руль "Мак-Ларена".
- Чем все-таки было обусловлено то ваше решение: ведь хорошо известно, что с самого вашего появления на трассах формулы 1 и "Мак-Ларен", и "Уильяме", и тот же "Лотос" стремились заполучить вас в состав своей команды?
- Все объяснялось условиями предложенного мне контракта. О равных во всем правах с Простом в рядах "Мак-Ларена" я уже сказал, но главным было не это. Принципиально важным, решающим мотивом, продиктовавшим мой выбор, была машина, на которой я гоняюсь сейчас. Видите ли, до сих пор лишь в 1985 году, выступая на болиде "Лотоса" с мотором "Рено", я был в какой-то мере удовлетворен их техническими характеристиками. Но мощный двигатель обладал в то же время роковым для меня недостатком: он был чрезмерно "прожорливым". Я отлично принимал старт, лидировал во многих гонках, но не дотягивал до финиша. Три года я убил на то, чтобы  свести  "Лотос" с производящей замечательные моторы японской фирмой "Хонда". На то, чтобы в конце концов превратить свою команду из просто участницы чемпионата мира в соискательницу главной награды. Как же долго и старательно я пытался плыть против течения!
- Да, но ведь был у вас и беспрецедентный успех: в прошлом году на самой сложной из существующих в мире трасс - в Монако ведомый вами "Лотос-99Т", оснащенный так называемой активной подвеской колес, управляемой компьютером, одержал столь нашумевшую победу...
- Ох, уж эта подвеска! Представьте, что в течение почти двух часов на пряженнейшей гонки, проходящей в основном по городским улицам, каждые две секунды вы переключаете передачи, выжимаете сцепление, меняете подачу газа, тормозите, манипулируете рулем, следите за давлением турбонагнетателя. И все это время непрерывно контролируете работу компьютера, управляющего подвеской колес. Нет, мой теперешний быстроходный "Мак-Ларен-МП4/4-Хонда" оснащен менее замысловатой подвеской, что меня больше устраивает.
- Последний вопрос, Айртон. Если бы в вашей судьбе не было формулы 1, то кем бы вы мечтали стать?
- Скорее всего, летчиком-истребителем. Эти люди в силу обстоятельств обязаны постоянно действовать на сверхзвуковых скоростях - такая работа мне по душе.
Е. МЯСНИКОВ
"За рулём", 1988 г., №12
 
       
Automobil Revue, 1988

Александр Кречетов:
Небольшой сюжет про БП Монако 1988 года из программы "Время". Нескольких первых секунд не хватает из-за задержки включения записи на рекордере.
 

 
Скачать 9 МБ на narod.ru/disk
Скачать 9 МБ на "Кибердиске"

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии