Форум истории автоспорта > История
1988 год
Владимир Коваленко:
Перед началом сезона
МОТОРЫ И НЕРВЫ
Этим комбинированным снимком иллюстрирует "Шпортс" ту психологическую борьбу между автогонщиками, о которой идет речь в публикуемом ниже материале.
Знаменитый австрийский автогонщик Ники Лауда вот уже несколько лет как отошел от дел в "Формуле-1", но его воспоминания регулярно появляются в прессе. О конфликтных ситуациях на трассах ведет он рассказ на страницах гамбургского журнала "Шпортс".
В том году, когда я попал в аварию на Нюрбургском кольце моим главным соперником был англичанин Джеймс Хант. Он выступал на "Макларене", я - на "Феррари". Как только стало ясно, что исход чемпионата мира решится в последних гонках, газеты поспешили написать: "в шестнадцатый раз в этом году на ринг выйдут два боксера и будут колошматить друг друга до потери сознания".
В действительности же мне было неимоверно трудно видеть в Ханте образ своего врага. Хант был симпатичным парнем, мне нравились такие его качёства, как открытость и жизнерадостность. Я считал его самым симпатичным человеком из тех, кто выступает в нашем "цирке Большого приза". И мне не было обидно, когда Хант, выступавший очень сильно, почти догнал меня, сократив до предела разрыв, достигавший 35 очков.
Во время последней гонки в Фудзи (Япония) шел сильный дождь, трасса была мокрой, и я решил, что продолжать заезд равносильно самоубийству.
Подъехав к месту промежуточного финиша, я вышел из машины и отправился в аэропорт. Для того, чтобы стать чемпионом мира, Джеймсу нужно было занять в этой гонке как минимум четвертое место. В случае его пятого места чемпионом становился я.
На аэродроме меня встретил приятель. По его смертельно печальным глазам я понял, что чемпионом стал Хант. Он опередил меня на одно очко благодаря тому, что в заключительной гонке его пропустил вперед его товарищ по команде Ален Джонс.
Все только и делали, что говорили о "жестоким единоборстве", которое я проиграл. Но это чепуха! Гонки в классе "Формула-1" - это не единоборство, а постоянная погоня за очками. Борьба за очки редко превращается в поединок двух ковбоев, хотя пресса любит так представлять наш спорт. Стюарт - Петерсон? Стюарт - Фиттипальди? Лауда - Шектер? Нет, это не так. Настоящая дуэль между двумя соперниками попросту невозможна. Но психологическая дуэль между членами одной и той, же команды идет постоянно. Особенно она жестока, когда в первенстве мира есть два фаворита, возможности которых примерно равны. "Номер один" всегда хочет иметь в команде скромного "номера два", который бы удовлетворялся своей ролью. Но руководство команды обычно стремится, чтобы "номер два" был также честолюбив и на равных конкурировал с лидером. Тем самым боссы хотят подтолкнуть главного фаворита к успеху.
Я знаю в "Формуле-1" три таких полных драматизма единоборства: Вильнёв против Пирони, Лауда против Проста, Пике против Мэнселла.
Канадец Жиль Вильнёв и француз Дидье Пирони в 1982 году выступали за фирму "Феррари". Вильнёв считался самым быстрым и бесстрашным гонщиком мира. Он никогда ничего и никого не боялся и уж тем более своего коллегу и товарища по команде Пирони. Оба относились друг к другу с уважением.
В 1982 году на гонке в Сан-Марино обе машины "Феррари" держали лидерство; Вильнёв шел немного впереди. Неожиданно Пирони обошел Вильнёва, который поначалу не придал этому никакого значения, решив, что напарник работает на публику и на телезрителей. За несколько кругов до финиша Вильнёв вернул себе лидерство, но Пирони снова обошел его и выиграл "Большой приз". "Вероломно и нечестно", как потом говорил Вильнёв.
Вильнёв перестал разговаривать с Пирони, из былых друзей они превратились в заклятых врагов. Их вражда окончилась трагичёски: во время одной из тренировок Вильнев разбился насмерть. Пирони, казалось, был уже почти чемпионом мира, но попал в аварию в одном из заездов, получив тяжелые увечья. Он погиб в 1987 году, участвуя в гонке моторных лодок у южного побережья Англии.
В 1984 году я выступал на машине "Макларен", оснащенной мотором "Порше". "Номером два" в нашей команде был Ален Прост. Ален никогда не участвовал в интригах. Он имел лишь один "недостаток": ездил очень быстро и после квалификационных соревнований почти всегда опережал меня. В середине сезона Ален и я значительно оторвались по очкам от соперников. Мы неплохо относились друг к другу, но топор войны был уже вырыт. Я начал воспринимать Проста как "проклятие", которое послал мне бог.
Соперничество Нельсона Пике и Найджела Мэнселла носило несколько иной характер. Руководство команды считало Пике бесспорным фаворитом. Пока команду устраивает такое положение, соперничество между "номером один" и "номером два" никак не проявляется, во всяком случае внешне. Но постепенно Мэнселл перестал удовлетворяться своей рольнэ. Он потребовал увеличить гонорар и стал говорить то, что думал. В свою очередь, Пике возмутился тем, что Мэнселл перестал признавать его лидерство. Между ними даже прекратился обмен информацией о техническом состоянии машин. Это в команде самое последнее дело, в этом случае команды уже нет, она фактически расколота. На трассах между Пике и Мэнселлом установилось острое соперничество, правда, оба вели себя осторожно и не рисковали без надобности. Наконец конфликт разрешился: Пике перешел "первым" в фирму "Лотус", а Мэнселл стал "номером один" в прежней команде.
"Советский спорт", 10.01.88
Затворник из Модены
3 апреля начинается очередной чемпионат мира по автогонкам в классе "Формула-1". Среди 18 команд, выставивших свои экипажи, будет и "Форрари". О человеке, который возглавляет эту известнейшую фирму, пишет западногерманский "Штерн".
В Италии Феррари - очень распространенная фамилия. Такая же, как, наверное, Мюллер в Германии. Но когда видишь фамилию Феррари на капоте автомобиля, то ясно, что речь идет об Энцо Феррари, которому недавно исполнилось 90 лет. Его дорогие спортивные автомобили, а также гоночные машины, соревнующиеся в "Формуле-1", украшены эмблемой с изображением черной лошади, вставшей на дыбы.
Энцо - сын фабриканта из Модены. В прежние годы это был сильный, подтянутый мужчина, а сегодня - наполовину ослепший старик. Который, однако, не успокоился и продолжает мечтать о самом совершенном гоночном автомобиле.
Вообще-то Энцо хотел стать оперным певцом, но его подвел голос. В конце первой мировой войны станкостроительная фабрика его отца обанкротилась, и молодому Феррари пришлось стать шофером. Сначала он перегонял грузовики, затем стал гонщиком. Выиграв несколько второстепенных соревнований, Энцо занял призовое место в престижней гонке "Тарга Флорес". Но... Со спортивной карьерой дело тоже не заладилось. Так, в 1924 году из-за расстройства нервной системы он не смог стартовать в розыгрыше Большого приза Франции. До конца избавиться от болезни не удалось, и в 1932 году после рождения сына Дино Энцо ушел из активного спорта.
До начала второй мировой войны он работал в фирме "Альфа-Ромео" - заведовал гаражом гоночных машин. Слава создателя автомобилей пришла к нему после 1945 года, когда он открыл маленький автомобильный завод и в течение нескольких лет сделал свою марку ведущей на рынке супердорогих, сувербыстрых и супершикарных автомобилей. Красные болиды из Модены стали победителями девяти чемпионатов мира в "Формуле-1". Ни одна фирма не может похвастаться таким успехом. Популярны среди богатых покупателей и спортивные гоночные автомобили "Феррари": самый дешевый стоит 114 тысяч марок, самый дорогой - полмиллиона. В 1987 году фирма продала 3942 машины, установив личный рекорд.
19 лет назад Феррари передал производство своих серийных автомобилей концерну ФИАТ, а сам безвыездно обосновался в Модене, на заводе, среди дисплеев, телефонов, телексов, вместе с преданным ему персоналом. В Модене его фирма построила испытательную трассу, виражи которой в точности повторяют виражи самых известных трасс мира. Феррари живет затворником и полон решимости осуществить свою мечту - построить самый совершенный в мире гоночный автомобиль. Он не желает отвлекаться на другие проблемы, даже человеческие судьбы его не трогают. Хотя он и говорит, что каждый раз, когда на его машине разбивается гонщик, мир для него рушится, в то же время именно ему принадлежит другое изречение: "Волю к прогрессу нужно сохранять, даже ценой человеческой,жизни".
А цена эта высока. На красных болидах уже погибло 11 гонщиков. Феррари считает, что они погибли из-за ошибок в управлении машиной или же по вине соперников. В надежности своих автомобилей он не сомневается. Лишь однажды глава фирмы участвовал в похоронах гонщика, итальянца Лоренцо Бандини, заживо сгоревшего во время соревнований за Большой приз Монако.
Недоброжелатели утверждают, что Феррари превосходно владеет искусством сталкивать гонщиков между собой, вселять в них несбыточные надежды и таким путем выжимать из них все соки. Он также прекрасно чувствует момент, когда надо расстаться с человеком, работающим на него. Прежде всего он не терпит неудачников. Но и слишком удачливых тоже не переносит. "Как только Феррари начинает чувствовать, что слава гонщика превосходит его собственную, спортсмен может паковать чемоданы", - говорит экс-чемпион мира Стерлинг Мосс, впрочем, никогда не работавший у итальянца.
Многие уходили со скандалом: Хуан Мануэль, Фил Хилл, Ники Лауда. Особенно Феррари выделял Лауду. Он был единственным из всех гонщиков, кому было позволено называть главу фирмы просто Энцо. Но когда Лауда ушел, Феррари назвал его "Иудой, продавшимся конкурентам за тридцать сребренников". Феррари также симпатизировал канадцу Жилю Вильневу. Жиль погиб в красном болиде в 1982 году.
Сильным качеством Феррари является умение расставлять нужных людей на нужные места. Сам он никогда не был ни дизайнером, ни конструктором, не создал ни собственного мотора, ни собственной подвески. Но на него всегда работали самые талантливые.
"Советский спорт", 20.03.88
ВОПРОС, ИНТЕРЕСУЮЩИЙ МНОГИХ
КОГДА "УДАРИЛИ" РЕКЛАМОЙ ПО ДОРОГЕ...
"Нельзя решать новые вопросы старыми методами". С такого замечания начал свой рассказ постоянный представитель венгерской фирмы "Хунгэкспо" в Москве Эмиль Фехер. Замечания весьма уместного, так как наша беседа касалась темы, прямо скажем, необычной. Речь шла об использовании образа популярного спортсмена для рекламы промышленных товаров. Прежде чем делать выводы о применимости такого метода в наших условиях, познакомимся с доводами рекламных специалистов.
На международной выставке "Реклама-38", прошедшей недавно в Москве, стенд фирмы "Хунгэкспо" пользовался, пожалуй, наибольшей популярностью. Особенно многолюдно было вокруг модели гоночного автомобиля, украшенного броскими названиями известных торговых марок. Время от времени рядом с автомобилем появлялся симпатичный молодой человек и щедро одаривал улыбками как фоторепортеров, так и всех остальных посетителей. Чаба Кешьяр, один из самых популярных людей в сегодняшней Венгрии, талантливый автогонщик, чье имя не сходит с уст болельщиков после удачного выступления в гонках машин класса "Формула-3"...
Впрочем, он хорошо известен и в ином качестве - как главное действующее лицо первого в социалистических странах эксперимента по рекламированию товаров с помощью образа спортивной "звезды".
Слово Эмилю Фехеру:
- Идея, которую мы воплощаем в жизнь, до сих пор многим кажется в чем-то сомнительной. Но жизнь подсказывает, что без новых подходов в экономике не обойтись. Наша страна остро нуждается в валюте. Чтобы выправить положение, венгерские товары должны завоевать зарубежный рынок. Но как это сделать, если не прибегать к методам рекламы, принятым в западных странах?
Действительно, в условиях жесткой конкуренции невозможно продать товар, пусть даже высокого качества, не обеспечив ему рекламы. Один из самых распространенных и, как показывает практика, наиболее эффективных способов - связать в сознании потребителя торговую марку с именем популярного человека. Известно же, что в каждом из нас заложено стремление хоть чем-то следовать примеру людей, наделенных качествами, которых самим нам недостает. В полной мере это относится к представителям такого мужественного вида спорта, как автомобильный.
В начале 80-х "Хунгэкспо" заключила пробный контракт с одним из спортсменов. Результаты оказались обнадеживающими. А два года тому назад в 15 километрах от Будапешта был сооружен знаменитый "Хунгарорннг" - автомобильный трек для проведения соревнований самого высокого уровня. Венгрия вошла в число ведущих стран в области автоспорта. Такой шанс упустить было бы ошибкой, и в фокус внимания специалистов "Хунгэкспо" сразу же попал Чаба Кешьяр, у которого были все необходимые для "звезды" качества: молодость, обаяние и, конечно же, талант.
И вот около года назад первый рекламный контракт был заключен. Отныне все предметы, имеющие отношение к Чабе Кешьяру, украшает название венгерской фирмы "Лэхел", выпускающей холодильники. Тексты выступлений автогонщика в печати или по телевидению тщательно редактируются представителями фирмы-спонсора. Отныне Чаба - непременный участник видеоклипов, объясняющих непосвященным непревзойденные преимущества холодильников марки "Лэхел"...
Может быть, вся эта деятельность покажется вам несерьезной? Факты говорят о другом. Благодаря четко продуманной рекламной кампании фирма "Лэхел" заметно продвинула свою продукцию на западный рынок. Сегодня дела предприятия явно идут в гору. Валютные отчисления позволяют быстро модернизировать производство. Более того, на эксперимент обратили внимание другие венгерские фирмы, жаждущие признания за рубежом. Не последнюю роль в этом сыграли и достижения автогонщика. Он - постоянный участник гонок в классе машин "Формула-3", стал победителем нескольких этапов в странах Западной Европы. В зачет ему, безусловно, пошли и такие качества, как умение уверенно держаться на публике и достойно отвечать на вопросы журналистов.
- В Москве я не впервые, - рассказал Кешьяр вашему корреспонденту. - Приезжал сюда, когда мне было 13 лет, чтобы выступить в соревнованиях по картингу. Тогда потерпел неудачу, сломал машину. Но в дальнейшем такого уже не случалось.
Доказательство тому - многочисленные награды и призы, среди которых Кубок дружбы, завоеванный в Болгарии. Каковы же планы спортсмена? Они вполне соответствуют образу, старательно создаваемому фирмой "Хунгэкспо".
- Готовлюсь к выступлениям в гонках "Формулы-1", - говорит Чаба. - Кроме того, намерен продолжить участие в соревнованиях, проходящих на "Хунгароринге". Понимаю, что при этом буду защищать не только престиж страны, но и в какой-то степени ее внешнеэкономические интересы. Уж таков закон психологии: чем лучше я выступлю, тем большее доверие будут испытывать болельщики к торговой марке "Лэхел".
Ну, а как же негативные стороны так называемой "звездной" болезни, о которой нам хорошо известно из публикаций журналистов-международников? Сохраняет ли Кешьяр право на собственное мнение? На личную жизнь, наконец?
- Популярность доставляет немало хлопот, - соглашается Чаба. - Кроме того, немалую ответственность накладывает контракт - в нем оговорены ограничения, если речь заходит, скажем, о моих заработках или коммерческих секретах спонсора. Но в повседневной жизни я, разумеется, волен поступать так, как считаю правильным, высказывать личное мнение по любому вопросу. Уверен, что в условиях нашего общества неприятных проявлений "звездной" болезни можно избежать.
Сегодня задача выхода на международный рынок стоит и перед многими советскими предприятиями. Не заинтересует ли их венгерский опыт? Насколько бы непривычным ни казался такой подход к завоеванию потребителя, обязательно нужно иметь в виду, что рекламное дело в западных странах сложилось давно, имеет свои традиции, и если мы хотим действителвно выйти на валютн&й рынок, то обязаны изучить тот "язык", без которого нас попросту не поймут...
Ю. КОГТЕВ.
"Советский спорт", 29.03.88
Владимир Коваленко:
1 этап - Бразилия
РИО-де-ЖАНЕЙРО (Бразилия). На первом этапе чемпионата мира в классе машин "Формула-1" отличился француз Алэн Прост. На глазах 80 тысяч зрителей он проехал на автомобиле "Макларен-Хонда" 61 круг протяженностью 5,031 км каждый за 1:34.28,108. На втором месте австриец Герхард Бергер на "Феррари", который отстал от победителя на 11,112 сек. Кстати, Бергер показал на 45-м круге рекордную для этой трассы скорость. Он проехал круг за 1.32,943 и развил скорость 194,868 км в час. Третьим к финишу пришел бразилец Нельсон Инке на "Лотус-Хонда". Он проиграл Просту - 1.10,114.
("Советский спорт"-ТАСС).
"Советский спорт", 4.04.88
В МИРЕ МОТОРОВ
Прост начинает...
Тридцать девятый чемпионат мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинах класса "Формула-1" стартовал в Рио-де-Жанейро. Это был первый из шестнадцати этапов в розыгрыше первенства 1988 года.
Дозаправка машин в "Формулы-1" в ходе гонки, как известно, запрещена. И чтобы заставить конструкторов умерить "аппетит" турбокомпрессорных моторов, а следовательно, понизить их мощность, ФИСА ограничила объем их бензобаков 150 литрами. Для автомобилей с двигателями традиционного типа баки могут вмещать сколько утодно горючего, а максимально допустимая масса машины (без гонщика и топлива) равна 500 килограммам (для машин с турбонаддувом - 540 килограммам).
Трасса в Рио-де-Жанейро довольно скоростная - один ее круг (5030 м) гонщики преодолевают в режиме 190-195 км/ч. Мощные моторы и быстроходные машины тут имеют явное преимущество. Добавим, что покрытие гоночной дорожки здесь довольно шероховатое и на нем шины быстро изнашиваются. Таким образом, в ходе 60 круговой гонки (это 301 км) приходится делать 1-2 остановки для замены пришедших в негодность покрышек.
День 3 апреля выдался сравнительно нежарким - было только 26 градусов. Каковы прогнозы перед стартом? Пике: "По-маему, наилучшие возможности у Проста, Сенны, Бергера..." Бергер: "Будет чертовски тяжело взять верх над бескомпрессорными моторами. Мэнселл здесь едет необыкновенно быстро..." Сам же Мэнселл после 108 дней лечения - помните его прошлогоднюю аварию на японском этапе чемпионата? - полон сил и надежд. Он полагает, что на скоростных трассах, таких, как Сильверстон, Хонкенхайм или Монца, преимущество за моторами с турбонаддувом. Однако на трассах в Имоле и Монреале машины с такими двигателями слособен падвести чрезмерный расход топлива: на 300-километровую дистанцию может не хватить 150-литрового запаса бензина в баках. Что же касается медленных трасс со множеством поворотов, особенно требовательных к мастерству гонщика, то в Монте-Карло, Детройте и Аделаиде, как считает Мэнселл, реальна победа на машинах с двигателями без наддува.
Итак, вот-вот будет дан стартовый сигнал, но на машине Сенны, стоявшего первым, заклинило коробку передач. Спортсмен поднял руку, предупреждая судью-стартера. И здесь произошла заминка. Поднял ли Сенна руку до того момента, когда судья-стартер показал спортсменам табличку с цифрами, означавшими 30-секундную готовность к старту, или же судья, хотя и увидел руку Сенны, автоматически все-таки подал сигнал, — не ясно. С момента 30-секундной готовности спортсмены уже не имеют права пересаживаться в запасной автомобиль. Но до него разрешается, если машина неисправна, задержать старт, чтобы дать время на починку или замену автомобиля.
Сенна пересел в запасной "Лотус", но должен был, как требуют правила, занять на старте последнее место. Следует стартовый сигнал, вперед вырывается 33-летний францу Ален Прост, которого многие специалисты считают магом автогонок. Его бело-красный "Макларен" преследуют поочередно Бергер, Пике и Мэнселл, оспаривая друг у друга второе место. На первом же круге из борьбы выбывает несколько спортсменов. Среди них и Ларраури. А Сенна с последнего места неудержимо рвется вперед. На 18-м круге он уже второй, следом за ним - Мэнселл на "Уильямсе".
Пора заменять шины. Мэнселл влетает в боксы, глушит мотор. Механики мгновенно делают свое дело, но... Двигатель отчего-то не пускается, и англичанин разочарованно выбирается из безмолвного "Уильямса", ругая отказавшую электронику.
Когда гонщики начали 26-й круг, первым по-прежнему несся Прост, за ним - проигрывая 12 секунд - Сенна. Далее шли Бергер и Пике. Двухкратный чемпион мира быстро заменил покрышки, не упустив при этом лидирующей позиции. А Сенне на 30-м круге судьи показывают черный флаг - немедленная остановка! Спортивные комиссары ФИСА после долгих дебатов вынесли вердикт: машина заменена после сигнала о 30-секундной готовности к с старту, и Сенна снимается с соревнований.
Когда пришло время второй замены шин. Прост, Бергер и Пике далеко оторвались от прочих преследователей. Бергер выжимал из своего красного "Феррара" все и за 5 кругов до финиша проигрывал лидеру уже не 30 секунд, а только 10 Но победил все же Прост - победил, будучи первым все время, от старта до финиша Это его 29-я победа: он выиграл больше этапов чемпионата мира, чем любой из 605 спортсменов, стартовавших в первенстве начиная с 1950 года. Более того. На бразильской трассе он побеждает уже в пятый раз: сначала в 1982-м, затем в 1984-м и 1985-м, потом в 1987-м, наконец, в 1988-м.
В шестерку сильнейших на бразильском этапе кроме Проста вошли вторым - Г. Бергер (Австрия, "Феррари"), третьим - Н. Пике (Бразилия, "Лотус-Хонда"), четвертым - Д. Уорвик (Англия, "Эрроус-Мегатрон"), пятым - М. Альборетто (Италия, "Феррари"), шестым - С. Накаджима (Япония, "Лотус-Хонда"). Среди гонщиков, выступавших на автомобилях без турбонаддува, лучший результат у Т. Бутсена (Бельгия, "Бенеттон-Форд"), - седьмое место. Напоминаем, что за первые 6 мест, занятых спортсменами, им начисляется соответственно 9, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко. Следующий, второй этап - "Большой приз Сан-Марино" на трассе близ города Имола - состоится 1 мая. Сбудется ли прогноз Мэнселла?
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 20.04.88
ЗА КУЛИСАМИ СПОРТИВНОГО БИЗНЕСА
Заложник поневоле
Кто платит, тот и заказывает музыку. Утверждая это, западногерманский "Шпигель" приводит ряд доказательств.
На первый взгляд 30-летний Кристиан Даннер кажется человеком, словно созданным для "Формулы-1": у него фотогеничное лицо, он хорошо говорит и умеет держаться перед телекамерой. Кристиан, сын профессора из Мюнхена, еще и прекрасно владеет машиной. Тем не менее открытие сезона, состоявшееся недавно в Рио-де-Жанейро, прошло без него. Этот гонщик, интенсивно, выступавший на протяжении последних двух с половиной лет, чемпион Европы, теперь не может найти работодателя.
Он совершил две ошибки: переоценил собственные силы и недооценил свою зависимость от сильных мира сего.
Соревнования "Формулы-1" - баснословно дорогостоящее мероприятие. Один только бюджет команды итальянского концерна ФИАТ оценивается в 50 миллионов долларов. Старты финансируются спонсорами, и каждый миллион, полученный от них, означает для команды потерю части свободы. Действия команды определяются тремя хозяевами: главным спонсором, поставщиком моторов и фирмами, рекламирующими с помощью спортсменов свою продукцию. Как и везде в западном мире, в "Формуле-1" действует такой закон: капитал означает власть.
Для гонщиков этот закон оборачивается следующими последствиями: только самые удачливые из них, примерно полдесятка, могут свободно принимать решения. Как заметил двукратный чемпион мира Алэн Прост, "дистанция между нами и остальными все время увеличивается".
"Без лобби не выживает ни один спортсмен", - говорит Вольфгант-Петер Флор, отвечающий в концерне БМВ за автомобильный спорт. БМВ дважды помог Даннеру. Первый раз, когда он был принят в команду "Эрроу", второй - когда гонщик перешел в "Цакспид". Однако в этом году БМВ перестал производить моторы для машин "Формулы-1". "Мы уже ничем не можем помочь Кристиану", - замечает Флор.
Даннер стал жертвой своих спортивных амбиций. Летом прошлого года он установил контакт с "Лола" - быстро прогрессирующей французской командой. Спортсмен был уверен, что "Цакспид" продлит его контракт, но оставаться в команде уже не хотел. "Мне надоело выступать на технически несовершенных автомобилях", - как-то заметил он.
Незадолго до рождественских праздников, перед квалификационными заездами, которые предшествуют открытию сезона, Даннер был еще на коне. "Лола" пригласила его в Париж подписать контракт. "Если что-нибудь и сорвется, я всегда останусь в "Цакспиде",- сообщил он по телефону друзьям.
За 16 часов до вылета в Париж Даннеру позвонил шеф "Лола" Жерар Ларус и уведомил его, что приезжать не нужно. "Мы подписали контракт с Янником Дальма", - сказал он. Из двух гонщиков, примерно равных по мастерству, выбор пал на француза. Это объяснялось тем, что в свое время Ларус выставил за дверь выдающегося француза Алэна Проста, и за это решение его и по сей день резко критикуют пресса и болельщики. Кроме того, команда финансируется торговой палатой Руана и властями департамента Приморская Сена, которые так же настаивали на гонщике-французе.
Через два часа после звонка Ларуса Даннер получил отказ и от "Цакспида". Шеф команды Эрих Цаковски сообщил, что найден преемник Даннера - итальянец Пьер-Карло Гинцани. Гинцани пришел не один: он принес 1,2 миллиона марок от итальянской фирмы "Фондметаль", которая производит колесные ободы и очень хочет закрепиться на западногерманском рынке.
Даннер предложил свои услуги "Миннарди" - третьеразрядной итальянской команде. "Если бы я сам решал подобные вопросы, то взял бы тебя немедленно", - ответил ее шеф, Джан-Карло Миннарди. Но команда погрязла в долгах. 1,5 миллиона долларов согласилась покрыть испанская фирма "Луис", производящая джинсы, но при одном условии: на второй машине должен обязательно выступать испанец. Таким путем Луис Перес Сала прорвался в первые ряды "Формулы-1".
Подобные сделки нередко открывают путь на трассы малоквалифицированным гонщикам. К примеру, среди специалистов неважной репутацией пользуется испанец Адриан Кампос, выступающий за "Миннарди" на первой машине, японец Сатору Накаяма, представляющий английскую команду "Лотус". Но за Накаямой стоит автомобильный концерн "Хонда", поставляющий моторы для "Лотуса".
Рынок теснит спорт. "Гонщики зажаты между спортом и рекламодателями", - горько констатирует Алэн Прост. Почему фирмы, производящие различные товары, буквально "оккупировали" автогонки?
Ответ прост. В 1987 году телевидение 52 стран транслировало состязания нэ Большой приз в "Формуле I" в общей сложности 69000 минут, а передачи смотрели 90 миллионов зрителей.
"Автогонки - идеальное место, чтобы рекламировать товар", - говорит Хартмут Гантер, представитель табачной компании "Вест" - главного спонсора команды "Цакспид". Недавно Гантер доложил правлению фирмы, что красно-белый автомобиль с рекламой сигарет компании "Вест" в 1987 году красовался на экранах западногерманских телевизоров в общей сложности 140 минут. За это "Цакспид" получает ежегодно от "Вест" 7 миллионов марок.
"Первопроходцем" в деле рекламы в 1968 году стала английская команда "Лотус", заключившая контракт с производителем сигарет "Джон Плэйер".
С 1972 года до самого последнего времени спонсором "Лотуса" является компания "Мальборо". Сегодня 30 лучших гонщиков мира рекламируют продукцию табачных фирм, хотя мало кто из них курит.
Единственной командой, которая пыталась противостоять натиску табачных фирм, была "Феррари". "Мои автомобили не курят", - сказал как-то Энцо Феррари и отказался от всех предложений. Но финансовые трудности заставили непреклонного итальянца пойти на попятный: с 1984 года два его гонщика, Микеле Альберто и Герхард Бергер, подписали контракты с "Мальборо".
"Советский спорт", 24.04.88
Владимир Коваленко:
2 этап - Сан-Марино (Имола)
Early lead for Prost in Imola practice
ALAIN Prost yesterday continued where he left off in Brazil earlier this month by narrowly outpacing his McLaren team-mate Ayrton Senna to claim provisional pole position for tomorrow's San Marino Grand Prix.
World championship leader Prost, who dominated the season opening Brazilian race, finished with the fastest time in the opening qualifying session of one minute 41.278 seconds - just 0.3 seconds quicker than his Brazilian team-mate.
The McLaren pair, powered by Honda-turbo engines, justified their impressive reputation as the early favourites in this season's world championship by finishing nearly two seconds clear of their nearest challenger, Ferrari driver Gerhard Berger of Austria.
On a drying track after steady rain throughout the morning, Berger finished the opening sessions with a quickest time of 1:43.394.
Results
San Marino Grand Prix - First practice: 1. Prost (Fra, McLaren) 1:41.27, 2. Senna (Braz, McLaren) 1:41.59, 3. Berger (Aust, Ferrari) 1:43.39, 4. Piquet (Braz, Lotus) 1:44.8, 5. Nannini (Ita, Benneton) 1:45.09, 6. Mansell (GB, Williams) 1:45.61, 7. Patrese (Ita, Williams) 1:45.67, 8. Alboreto (Ita, Ferrari) 1:45.98, 9. Dalmas (Fra, Lola) 1:46.06,10. Alliot (Fra, Lola) 1:47.21.
"Morning Star", 30.04.88
Dominating Senna wins
BRAZILIAN Ayrton Senna made up for his disappointments in previous years when he led from start to finish to win the San Marino Grand Prix in faultless style yesterday.
Senna, who started on pole position for the fourth consecutive year, took full advantage for the first time as he led teammate Alain Prost of France home in a convincing triumph for the Honda-powered McLaren team.
Senna's fellow-Brazilian world champion Nelson Piquet finished third in a Lotus to give Honda turbo-powered cars the three top places.
Belgium Thierry Boutsen was fourth in a normally aspirated Benetton ahead of Austrian Gerhard Berger in a Ferrari and Italian Alessandro Nannini in the second Benetton.
Senna's win lifts him into second o position in the drivers' world championship with nine points behind leader Prost who has 15.
The McLaren drivers, who dominated practice and began from the front row of the grid, never allowed any of their rivals an opportunity to steal ahead of them and lapped the rest of the field.
Results
San Marino Grand Prix: 1. Senna (Braz, McLaren;, 2 Prost (Fra, McLaren), 3. Piquet (Braz, Lotus), 4. Boutsen (Bel, Benedtton), 5. Berger (Aust, Ferrari), 6. Nannini (Ita, Benetton), Cheever (US, Arrows), 8. Nakajima (Jap, Lotus), 9. Warwick (GB, Arrows), 10. Streiff (Fra, AGS).
Standings: 1. Prost 15 pts, 2. Senna 9, 3. Piquet/Berger 8, 5. Boutsen/Warwick 3, 7. Alboreto 2, 8. Nakajima/Nannini 1.
Constructor's Championship: 1. McLaren 24 pts, 2. Ferrari 10, 3. Lotus 9, 4. Benetton 4, 5. Arrows 3.
"Morning Star", 2.05.88
ИМОЛА (Италия). На втором этапе Кубка мира по автогонкам в классе "Формула-1" победу одержал Аиртон Сенна из Бразилии на "Макларен-Хонде", который проехал 60 кругов общей протяженностью 302,4 км за 1:32.41,264.
Вторым к финишу приехал француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде", который отстал от бразильца на 2,334 сек. Соотечественник Сенны - Нельсон Пике на "Лотус-Хонде" занял третье место. Он отстал от Сенны на один круг. Самую высокую скорость развил на 53-м круге Прост. Он преодолел его со скоростью 202,631 км/час.
"Советский спорт", 5.05.88
НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1"
Несостоявшийся реванш
Нынешций сезон чемпионата мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинах класса "Формула-1", похоже, пройдет без особо острой борьбы. Скорее всего, он будет отмечен соперничеством лишь трех гоночных команд: английских "Макларен" и "Лотус" и итальянской "Феррари". Под флагом первой - чемпион мира француз Ален Прост и талантливый бразильский гонщик Айртон Сенна. К тому же "Макларен" располагает сегодня наиболее совершенной конструкцией шасси и самым мощным двигателем.
А другие команды, другие машины, другие моторы? Сложилась весьма неопределенная ситуация. Двигатели с турбонаддувом, имеющие рабочий объем 1500 куб. см. и мощность 650- 680 л. с., существуют последний год. Международная федерация автомобильного спорта (ФИСА) с 1989 года объявила их "вне закона". Мотивы? Сложность и все возрастающая дороговизна, делающие первенство мира доступным лишь нескольким очень богатым автомобильным фирмам. Неудивительно, что именно они - "Макларен", "Лотус", "Феррари" - хотят в последний сезон выжать максимум из двигателей, в создание и доводку которых вложили колоссальные средства.
С другой стороны, гоночные команды «Уильямс», «Бенеттон», «Тиррел», «Лола», «Марч», «Минарди», АГС, «Лижье» начали нынешний сезон уже с перспективными двигателями без наддува. Они пока не могут серьезно соперничать с турбокомпрессорными моторами, хотя лимит рабочего объема для них поднят до 3500 куб. см и их мощность составляет 580 — 600 л. с. Но, как бы то ни было, именно бескомпрессорные двигатели будут «задавать тон» на первенстве мира с будущего года.
Одна из трасс, где преимущество в мощном моторе не является решающим, стала местом проведения второго этапа текущего мирового чемпионата. Она находится в небольшом итальянском городке Имола, и 1 мая на ней состоялись гонки на «Большой приз Сан-Марино». В первый день тренировок шел дождь. Казалось, что непогода поставит машины с бескомпрессорными двигателями в более выгодное положение. Отнюдь нет - опроверг эту гипотезу Прост, показав на мокрой трассе лучший результат первого тренировочного дня. Один круг - 5040 метров - он прошел за 1 минуту 41,278 секунды, что равно средней скорости 179,150 км/ч.
По условиям безопасности на трассе в Имоле могут соревноваться не более 26 автомобилей. Следовательно, двое из 30 спортсменов, участвовавших в тренировках, лишаются возможности стартовать. Отсев - по времени тренировочных заездов. За чертой, таким образом, оказался и Оскар Ларраури, аргентинец, победитель открытого чемпионата Европы. Ему не хватило 0,3 секунды. Конечно, отсутствие конкурентоспособной машины - Ларраури выступает на "Евробрюн-Форд" - дало себя знать. Но аргентинец пока не имеет авторитета Пике, Сенны, Проста или Мэнселла - гонщиков экстра-класса, - и поэтому не получил "ангажемента" ни от одной из ведущих гоночных команд. Но мы, однако, станем держать этого дебютанта в поле зрения, чтобы проследить, сколь тернист путь к признанию даже для гонщика, получившего от ФИСА "суперлицензию-А".
Накануне дня гонок серебряный призер чемпионата мира англичанин Найджел Мэнселл, выступающий на машине "Уильяме" с двигателем "Джадд", пророчил, что "воскресная гонка может стать реваншем бескомпрессорных моторов над турбокомпрессорными". Но его стартовая позиция соответствовала показанному на тренировках времени - только одиннадцатому! Лучшими на машинах с бескомпрессорными моторами показали себя итальянец Алессандро Наннини на "Бенеттон-Форд" (четвертый результат) и итальянец Рикардо Патрезе на "Уильямс-Джадд" (шестой результат).
Со старта Сенна стремительно ушел вперед. У Проста - секундная задержка с включением передачи, и француз, стоявший на второй стартовой позиции, сразу оказался седьмым. Но уже к шестому кругу - а гонка шла на 60 кругов (302,4 км) - Прост выбрался на второе место. Для себя, как Ален признался после финиша, он избрал тактику позиционной борьбы.
В погоню за Сенной и Простом, выступавшими на "Макларенах", устремился прошлогодний чемпион мира Нельсон Пике, гонщик № 1 в команде "Лотус": все трое выступают на машинах с моторами "Хонда". А четвертым, в тесном соседстве с Пике держался Мэнселл, чей мотор "Джадд" уступал "Хонде" в мощности по крайней мере на 50 л. с. Увы, англичанин на 24-м круге выбыл из борьбы - его подвел двигатель.
Что касается Сенны, то он на последних кругах немного сбавил темп, щадя мотор. Прост же, тонко рассчитав возможности двигателя, долговечность шин и другие факторы, провел гонку без остановок для замены покрышек и к финишу сократил разрыв во времени между собой и бессменным за всю гонку лидером Сенной с 11 до 2,33 секунды. Столь высок был заданный этими двумя спортсменами темп, что финишировавший третьим Пике отстал на целый круг! Когда гонка закончилась, Рон Деннис, руководитель команды "Макларен", заявил на пресс-конференции: "Это памятный для нас день. Наши гонщики выступали не сами за себя, а за команду. Все шестьдесят кругов они строго следовали моим инструкциям. Я весьма удовлетворен результатами, только жаль зрителей и других спортсменов".
Действительно, драматичной борьбы за "Большой приз Сан-Марино" не получилось. Победа команде "Макларен" далась без больших усилий. Прогноз Мэнселла не оправдался, хотя... на машинах с бескомпрессорными моторами бельгиец Терри Бутсен и уже упоминавшийся Наннини - оба на автомобилях "Бенеттон-Форд" - заняли соответственно четвертое и шестое места.
Очередной этап чемпионата состоялся 15 мая в Монако, где самая "тихоходная" трасса, и, следовательно, наилучшие возможности имели бескомпрессорные моторы.
Победу одержал Прост, который проехал 259,984 км за 1:57.17,077.
После третьего этапа чемпионата мира по сумме очков лидирует Прост - 24 очка. За ним: Бергер - 14, Сенна - 9, Пике - 8, Альборетто и Уорвик - по 6.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 17.05.88
В МИРЕ МОТОРОВ
ВОЗВРАЩЕНИЕ "ДАЙМЛЕР-БЕНЦ"
После значительного перерыва знаменитый автогигант снова в спортивном строю, о чем извещает журнал "Шпортиллюстрирте" (Кельн).
В каждом, даже самом респектабельном мужчине сидит большой ребенок. Герман Хирет, держа в руках маленький фотоаппарат, расположился за пьедесталом почета, на котором ликовали гонщики-победители - Жан-Луи Шлессер, Мауро Бальди и Йохен Масс. При этом Хирет сиял, словно ребенок, обнаруживший под рождественской елкой подарок - например, электрическую железную дорогу.
Хирет - не просто рядовой инженер в концерне "Даймлер-Бенц" а начальник отдела и техническии директор команды автогонщиков. Про себя он говорит, что его "всегда интересует только техническая сторона дела", что он "никогда не был очарован автомобильным спортом". Во всяком случае, так было до финального заезда чемпионата мира в классе "прототипов", в котором штутгартский автомобильный концерн принял участие после 33-летнего перерыва. И дебют оказался успешным.
"Мы хотели всего лишь попробовать силы", - сказал референт по связям с прессой Бернд Харлинг. "Мы - новички, любители, которые хотят стать профессионалами", - добавил Хирет. Эти заявления звучали так, будто синий автомобиль концерна "Даймлер-Бенц" катился по боковой, резервной полосе, уступив главную трассу "Ягуару" и "Порше". Но дебют принес "Мерседесу" победу. "Это ломает все наши планы", - говорит Харлинг.
Гигантский концерн хотел проскользнуть в автомобильный спорт "через черный ход", незаметно, но судьба распорядилась иначе. "Даймлер-Бенц" торжественно "вошел через главную дверь". Успешно финишировать было бы уже хорошим результатом. Но синий "Мерседес" пришел первым, и обычно флегматичные и спокойные немцы не могли сдержать радости. "Наконец-то мы возвращаемся домой с победой, - не скрывает своего удовлетворения Хирет. - Честно говоря, напряжение было слишком велико. Но теперь все будет проще". Хирет имеет в виду споры, которые кипели в штаб-квартире концерна после решения о возвращении в автомобильный спорт.
Хирет прав. На верхних этажах штаб-квартиры после победы в Испании сдержанность уступила место радости. Заместитель председателя правления Вернер Нифер, горячий сторонник возвращения концерна в автоспорт, направил в Испанию, где проходили соревнования, поздравительную телеграмму, а шеф пресс-отдела Матиас Кпяйнерт распространил заявление председателя правления Эдцарда Ройтера, в котором говорилось: "Это хороший пример того, как мы принимаем вызов и побеждаем, причем делаем все быстро".
Если кого-то интересует мнение "новичка" в автомобильном спорте, то Герман Хирет, мастер своего дела, отвечает: "Мы претендуем на передовые позиции в технологии и можем доказать в автоспорте, что наши претензии оправданы". В настоящее время, по его словам, речь идет о приобретении опыта, но скоро состоится еще одна премьера. "Мы намерены доказать нашу способность конкурировать в высшем классе автоспорта", - говорит он. А высший класс - это, как известно, "Формула-1".
Философия руководителей "Даймлер-Бенц" ничем не отличается от философии их коллег из "Ауди", "БМВ", "Хонды" и "Порше". "С домашним заданием мы уже справились", - поясняет Харлинг, имея в виду, что концерну удалось успешно решить такие проблемы, как снижение расхода топлива и токсичности выхлопных газон у серийных автомобилей. Но теперь "звезда" концерна должна засиять новым блеском, блеском молодости и динамики. Концерн хочет избавиться от репутации производителя автомобилей для "пятидесятилетних господ в шляпах". "На рынке становится тесно, - говорит Харлинг. - Необходимо использовать любые дополнительные возможности, чтобы продемонстрировать покупателям высокое качество наших автомобилей".
В небольшом гараже, расположенном у трассы, проходят техническое обслуживание гоночные "Мерседесы". Здесь смонтировано и действует самое современное оборудование, которое когда-либо использовалось в автомобильном спорте. В течение секунды электронная установка анализирует любой процесс, происходящий в автомобиле. Специальная телеметрическая система передает прямо из движущегося автомобиля в мастерскую данные о давлении масла, охлаждающей жидкости, ее температуре, расходе топлива.
"Пока мы единственные, кто применяет подобную технику в автомобильном спорте, - гордо замечает Герман Хирет. - Наша заявка на "Формулу-1" вполне серьезна". Итак, "Даймлер-Бенц" принял вызов конкурентов, ответив на него миллионными ассигнованиями и высочайшей квалификацией своих инженеров.
"Советский спорт", 15.05.88
Владимир Коваленко:
3 этап - Монако
ВИД С БАЛКОНА
Шумное воскресенье в тихом княжестве
На днях был проведен этап автогонок "Формулы-1" в Монте-Карло. Впечатление очевидца опубликовал журнал "Штерн" (Гамбург).
В Монте-Карло столпотворение. Приехали и все еще прибывают болельщики из Италии, Швейцарии, ФРГ, Испании. Каждый третий итальянец размахивает флагом с надписью "Вперед, Феррари!". Огромные толпы переполнили город, вся территория которого меньше Олимпийской деревни в Мюнхене.
В остальное время года в Монте-Карло спокойно и не особенно многолюдно: местные жители - у себя дома или на работе, туристы - в отелях или в казино. И только в воскресенье, когда проводятся автомобильные гонки "Формулы-1" на "Большой приз Монако", в этом маленьком городе крохотного государства все кипит. В этот день и граждане Монако, и туристы, и карманные воры образуют одну сплоченную, бурлящую массу, превращающую тихое княжество в шумный базар.
Местных жителей совершенно не раздражают наплыв людей, ужасная толкотня, и в этом нет вичего удивительного: соревнования в классе "Формула-1" приносят им большие доходы. В этот день они сдаюг внаем комнаты и балконы. К примеру, хозяин террасы, "уступивший" ее туристам, зарабатывает за несколько часов 2000 долларов.
Первые гонки на "Большой приз Монако" состоялись в 1929 году, их целью было привлечь в страну, в город как можно больше туристов. С тех пор они проводятся регулярно.
Длина трассы - 3,3 км, часть ее проходит по крутым и узким улочкам порта. Почти все улицы города ограждены, а парапеты пронумерованы. Можно смотреть гонку с главной трибуны, заплатив за место 120 долларов. А кто не приобрел туда билет, но хочет сразу видеть все, займет место в парке возле замка. Там нет удобств, но что удобства! Главное - присутствовать на этом грандиозном спектакле.
Телевизоры установлены почти на каждом углу. Принцесса Каролина дает интервью: "Эти состязания имеют большое значение для развития у нас туризма". Бывший чемпион мира Джекки Стюарт тоже принимает участие в телепередаче: "Когда я был гонщиком, никогда не ощущал скорости, но вот смотрю как зритель - и я поражен".
Солнце, пальмы, море, казино, интрига гонки и настоящий принц вручает награды.
За минувшие годы Монте-Карло сильно изменилось. Но улицы его остались прежними - такими тесными, что даже бывалые таксисты не решаются идти на обгон. Зато резко изменился класс гоночных машин. Один пожилой человек сказал журналисту: "Бугати", победившие здесь в первых соревнованиях, имели мощность 100 л. с., а двигатели у нынешних автомобилей во много раз мощнее".
Гонщики облачаются в специальные огнестойкие костюмы, предохраняющие от огня 30 секунд (а там подоспеют пожарные), и забираются в кабину.
И закружилась адская карусель. В это время на трассе дежурят 80 врачей, 200 санитаров, "полк" пожарных, несколько вертолетов и даже водолазы. На улицах Монте-Карло, постоянное население которого едва превышает 10 тысяч, сейчас до 100 тысяч зрителей.
Толпа волнуется. Самые нетерпеливые не в силах устоять на месте. Вдали слышится нарастающий рокот двигателей, по радио объявляют имена гонщиков. Машины проносятся так близко, что начинает кружиться голова. Одна за другой они исчезают за поворотом у казино. От невообразимого грохота не слышно визга покрышек. Дрожат барабанные перепонки, качаются провода.
Там, где нет парапетов и прочих ограждений, некоторые возбуждённые зрители выскакивают на дорогу Они опьянены огромными скоростями и жадно вдыхают запах горелой резины. Другие, наоборот, затыкают уши, морщатся и ахают: "Боже мой, какой ужас!". Две старушки отшатываются в испуге. Им никто не говорил, что этот туристский "обьект" таит в себе угрозу. Малейшая оплошность гонщика, невнимательность, какой-либо дефект в автомобиле - и может случиться катастрофа. А до зрителей - два шага.
Конечно, автогонки по запружённому Монте-Карло - опасное предприятие. И, казалось бы, "их надо запретить. Но средства массовой информации рекламируют их на весь мир. Щекочущие нервы гонки по городу становятся все более популярными. И вот уже Детройт, Лонг-Бич, Лас-Вегас (США), Аделаида (Австралия) предлагают свои улицы, весь необходимый сервис для проведения подобных соревнований. Их организаторы уверены в успехе - даже большем, чем если бы эти гонки проводились на автодроме, безопасном для зрителей.
Машины вылетают из туннеля под Центром конгрессов и попадают на ярко освещенный солнцем участок. Их скорость - 270 км/ч. Слева от них - причал для яхт, а впереди - известный поворот на 90 градусов, названный "коварным". Здесь в 1955 году вместе с автомобилем упал в море легендарный Альберто Аскари. Тут сгорел в 1967 году Лоренцо Бандини, застрявший среди горящих обломков. Перед поворотом направо гонщики переключают передачи с шестой на третью и со скоростью 190 км/ч входят в поворот.
В тренировочных заездах каждый определял максимальную скорость, с которой он_может преодолеть поворот. Например, если это 191 км/ч, машину выбросит с трассы, а 189 км/ч будет слишком медленно, поэтому в поворот входят точно со скоростью 190 км/ч.
Сотни сирен судов, стоящих в гавани, возвещают об окончании соревнований. Но спектакль продолжается: награждаются призеры, публика течет по улицам. Дети бросаются искать что-нибудь на память о гонке. В казино вновь звенят игральные автоматы, а в гостиницах уже бронируются места на будущий год - когда опять по улицам города с ревом понесутся машины "Формулы-1".
"Советский спорт", 22.05.88
О СЕБЕ И О СОПЕРНИКАХ
КАКАЯ УЖ ТУТ УДАЧА?
Горсткой солдат, сражающейся с целой армией противника, назвал фирму "Феррари" по сравнению с японцами из "Хонды" австрийский автогонщик Герхард Бергер. Накануне важных соревнований - этапов чемпионатов мира для машин класса "Формула-1", пишет австрийская газета "Прессе", Бергер не питал никаких иллюзий насчет соперничества между его командой и "Хондой".
Команда Бергера ведет неравный бой с теми, кого "Хонда" снабжает моторами, - например, с "Маклареном" и "Лотусом". "С парой солдат мы атакуем целую армию, - констатирует австриец. - Против целого войска инженеров и специалистов по двигателям, которых японцы посылают на "европейский фронт" не только на гонки, но и на испытания, трудно победить. У нас же в боксе стоит один-единственный компьютер, который японцы же и транспортируют своим тягачом...".
Такой сарказм у Бергера возникает ввиду бесперспективности борьбы с "Хондой", затраты которой на автоспорт гигантские, но и отрыв от конкурентов соответствующий.
Когда корреспондент "Прессе" задал Бергеру вопрос, не намерен ли он победно вернуться на трассу в Монте-Карло, тот обиделся: "Чепуха... Там наши шансы в борьбе с "Хондой" вообще равны нулю. У них есть мотор с разработанным до мельчайших деталей поворотным устройством для узких поворотов и прямых. Нам там нечего делать. На одного нашего инженера в "Хонде" приходятся 10-12. Как тут бороться?"
Никакая рискованная езда не сможет, по мнению Бергера, компенсировать нехватку лошадиных сил в моторах. Здесь не помогли бы ни Прост, ни Сенна, ни Пике.
"Советский спорт", 27.05.88
ЗА КУЛИСАМИ СПОРТИВНОГО БИЗНЕСА
ПОДНОЖКА
Найджел Мэнеелл - один из сильнейших гонщиков "Формулы-1", но за ним прочно удерживается репутация вечно второго. И в прошлом году Найджелу "не разрешили" стать чемпионом мира. В интервью журналу "Шпорт-иллюстрирте" (Кёльн) англичанин выражает свою точку зрения на этот счет.
- Когда во время гонки в Судзуке (Япония) в рамках розыгрыша Большого приза 1987 года вас с тяжелой травмой привезли в больницу, не думали вы оставить автомобильный спорт?
- В Японии мне пришлось лихо. Боли в спине были такими острыми, что я мог спать только со снотворным. В те дни я ни о чем не думал. Но когда самый тяжелый период оказался позади, принял решение вернуться в автоспорт.
- Насколько глубока другая рана, которую нанес вам проигрыш в борьбе за титул чемпиона мира?
- Эта "рана" меня не так беспокоит, как думают некоторые. Еще в августе прошлого года я знал, что проиграю. Накануне розыгрыша Большого приза Австрии компания "Хонда" объявила, что в 1988 году прекращает поставлять моторы команде "Уильямм". С той минуты мне стало ясно, что чемпионом мира может стать только бразилец Нельсон Пике. Действительно, какой резон был "Хонде" дать возможность выиграть первенство мира мне, Найджелу Мэнселлу, если с 1988 года я прекращал выступать на машинах этой фирмы? Ведь меня нельзя было использовать для рекламы.
- Итак, фактически "Хонда" воспрепятствовала вам.
- Дважды мотор моей машины заменяли на менее мощный. В Монце и Мехико у меня было минимум на 100 лошадиных сил меньше, чем у Пике. Дело в том, что на финише сезона и менеджеры "Уильямса" полностью стали делать ставку на Пике.
- Наверное, эти обстоятельства осложнили ваши отношения с "Уильямсом" и "Хондой"?
- Вообще-то я должен быть благодарен "Уильямсу" и "Хонде". Они дали мне возможность выиграть 13 гонок из последних 34. 15 раз подряд я стартовал в первом ряду, что само по себе является своеобразным рекордом. Эти успехи меня несколько успокаивают, особенно если учесть, что мне не дали стать чемпионом мира. Я смирился с тем, что деньги в нашем виде спорта играют большую роль. Но меня, простого гонщика, мало волнуют эти моменты. Да, я не стал чемпионом мира, но эта неудача не смертельна. Я сам и те англичане, которые болели за меня, считаем, что моральную победу одержал я.
- Почему у вас установились такие плохие отношения с Пике? Ведь он ваш коллега по команде?
- Мы с самого начала не переносили друг друга. Нельсон - большой эгоист. Он уважает только тех в команде, кто ездит медленнее него. Но я не уступал ему в скорости и тем самым поставил под вопрос его лидерство в команде. Поэтому он меня возненавидел. Он распространял обо мне сплетни, а когда проигрывал на трассе, искал всяческие оправдания. И в частной жизни Пике - не мой тип. У нас никогда не было общих интересов. Нам даже не о чем поговорить..
- Итак, Нельсон Пике стал чемпионом, хотя выиграл вполовину меньше гонок, чем вы. Может быть, он просто более ловкий человек?
- В одном Нельсон обладает фантастическими способностями: он - превосходный политикан. Он умеет так манипулировать остальными членами команды, что большинство всегда оказывается на его стороне.
- Вы живете на острове Мэн. Почему?
- Только там мне удается нормально отдыхать в перерывах между выступлениями. На острове могу спокойно гулять, и никто не просит у меня автографов, местные жители воспринимают меня таким, какой я есть. На острове Мэн я всего лишь Найджел Мэнселл, а не фаворит в "Формуле-1".
- Вы неплохо играете в гольф. Не собираетесь ли вы посвятить жизнь этому виду спорта после того, как завершится ваша карьера в "Формуле-1"?
- Я слишком стар (мне 33 года), чтобы стать профессиональным игроком в гольф. Кроме того, для гольфа нужна здоровая спина, а у меня ее уже нет.
"Советский спорт", 29.05.88
Владимир Коваленко:
4 этап - Мексика
МЕХИКО. Победу в очередном этапе чемпионата мира в классе машин "Формула-1" одержал француз Алэн Прост на "Макларен-Хонде". 67 кругов по трассе "Херманос Родригес" общей протяженностью 296,207 км он проехал за 1:30.15,737. Вторым финишировал бразилец Аиртон Сенна на "Макларен-Хонде", отставший от победителя на 7,104 сек. 57,314 сек. проиграл французу Герхард Бергер из Австрии на "Феррари" и занял третье место. Четвертым к финишу приехал итальянец Мишель Альборето на "Феррари". Он отстал от Проста на один круг. По сумме всех этапов впереди Прост - 33 очка. Далее места занимают Бергер - 18, Сенна - 15, Альборето - 9.
"Советский спорт", 31.05.88
НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1"
"Капсула" пригодилась
За 38-летнюю историю мирового первенства кольцевых гонок на автомобилях класса "Формула-1" было немало ЧП, когда в результате аварий гибли люди. Но уроки не прошли даром. За последние десять лет Международная автомобильная федерация (ФИА) очень много сделала, чтобы резко повысить безопасность соревнований. Что же именно?
Прежде всего безопасней стали сами машины. Многостраничные технические требования ФИА предусматривают в гоночном автомобиле своеобразную "капсулу безопасности" вокруг гонщика. Его окружают энергопоглощающие сэндвичевые панели, защитный трубчатый каркас, способный противостоять продольной деформирующей силе почти в 3,4 тонны. Они, как и четырехточечные ремни безопасности, надежно предохранят спортсмена в случае аварии.
Самые страшные аварии - когда гоночный автомобиль горит. Но на пути пламени теперь струи огнегасящей жидкости из бортовой системы пожаротушения. Обязательная экипировка гонщика - огнестойкие комбинезон, носки, маска, обувь, белье, перчатки, шлем. Они позволяют без вредных последствий находиться в открытом пламени до 50 секунд - время достаточное, чтобы покинуть горящую машину. Наконец, шлем снабжен автономной системой жизнеобеспечения: при пожаре она подает из баллона воздух. Эта мера исключает ожог легких, неизбежный при вдыхании раскаленного воздуха от горящей машины.
Осталось заметить, что на всех гоночных трассах во время тренировок и соревнований предусмотрены противопожарные посты. Через 15 секунд после любой аварии с подозрением на пожар двое пожарных с такого поста уже должны по правилам ФИА гасить пламя! А через 30 секуня вступает в работу бригада спасательного автомобиля, способного развивать 200 и более километров в час. Она собьет огонь, разрежет в течение нескольких секунд аварийную машину, чтобы высвободить пострадавшего спортсмена, окажет первую помощь, доставит в стационар.
Вот такое длинное предисловие понадобилось, прежде чем повести речь о "Большом призе Мексики", четвертом этапе чемпионата мира. Там на второй тренировке француз Филипп Алльо, проходя по прямому участку трассы в районе старта-финиша на скорости 240-300 км/час не среагировал вовремя на еле заметную неровность дороги. Но на такой высокой скорости она мгновенно швырнула его "Лолу-Форд" вбок на бетонный барьер. От удара автомобиль несколько раз перевернулся в воздухе, распался надвое и его обломки разлетелись на 50 метров вокруг места аварии.
Кое-кто из журналистов уже приготовился еще раз написать о молохе "Формулы-1", требующем новых жертв. Все, что осталось от автомобиля - "капсула безопасности" - и Алльо, казалось, не подавал признаков жизни. Через 20 секунд после аварии два пожарных уже заливали пеной обломки. Прибывшие спасатели - прошло всего 30 секунд - уже готовились гигантскими гидравлическими ножницами перекусить стенки капсулы... Однако Алльо сам вышел из нее. У него было порезано лицо. Больше ничего. Врачи, освидетельствовав гонщика в больнице, нашли его здоровым. Алльо был допущен к старту гонок на следующий день.
Тренировки вновь показали, что в нынешнем году машины "Макларен" с моторами "Хонда" вне конкуренции. Лучшее время на одном круге показал Айртон Сенна - 1.17.468, то есть 205,447 км/час. Лишь немного уступил ему другой гонщик команды "Макларен" Ален Прост. Кстати, еще в аэропорту, отвечая на вопросы журналистов, Прост заявил: "Уверен, что я и моя команда в состоянии выиграть не только "Большой приз Мексики", но и любой этап нынешнего чемпионата. Единственно, кто может оказать нам сопротивление, это гонщики команд "Феррари" и "Лотус".
Действительно, Герхард Бергер и Микеле Альборетто на машинах "Феррари" показали в ходе тренировок соответственно третье и пятое время, а Нельсон Пике и Саттору Накаджима - они шли на "Лотус-Хонда" - четвертый и шестой результаты. Что же касается Найджела Мэнселла, одного из сильнейших гонщиков последних двух лет, то на автомобиле "Уильямс-ФВ12-Джадд" он был лишь 14-м.
Гонки начались без особых сюрпризов. Спортсменам предстояло пройти 292,207 километра по трассе, лежащей на высоте 2300 метров над уровнем моря.
Сенна засиделся на старте. Не потому, что имел плохую реакцию: заел клапан ограничения давления в системе турбонаддува. Неполадка длилась всего какую-то долю секунды, но двигатель потерял на мгновение мощность, и Прост стал лидером. Как оказалось, на все 67 кругов - со старта до финиша.
Проста преследовали Сенна, Бергер, Альборетто, Пике и Накаджима. Казалось, что такой порядок установился надолго. Тем более что остальные гонщики довольствовались ролью статистов - столь велико было превосходство этой шестерки. Достаточно упомянуть, что даже такой боец, как Мэнселл, не мог подняться выше 19-го места. Из-за неполадок в моторе он на 21-м круге прекратил борьбу. На 28-м круге тревожно замигали сигнальные огни спасательных автомобилей. Загорелся "Лотус-Хонда" Накаджимы. Пожар был ликвидирован почти мгновенно, хотя лет десять назад он мог бы и принести тяжелые последствия.
Порядок прихода гонщиков на финиш: 1. А, Прост (Франция) - "Макларен-МП4/4-Хонда"; 2. А. Сенна (Бразилия - "Макларен-МП4/4-Хонда"; 3 Г. Бергер (Австрия) - "Феррари-188"; 4. М. Альборетто (Италия) - "Феррари-188"; 5. Д Уорвик (Англия) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон"; 6. Э. Чивер (США) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон".
Сумма очков после четырех этапов: Прост - 38, Бергер - 18, Сенна - 16, Альборетто - 9, Пике и Уорвик - по 8.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 9.06.88
КТО, ГДЕ, КОГДА?
Интересуюсь гонками на автомобилях класса "Формула-1". Кто из спортсменов в нынешнем сезоне выступает за ту или иную гоночную команду и под каким стартовым номером (в телепередачах "Время" и "120 минут" есть сюжеты с чемпионата мира, в которых по стартовым номерам можно определить, кто появился в кадре).
Итак: стартовый номер, фамилия гонщика, страна, которую он представляет.
К. ПАЛИАШВИЛИ.
ТБИЛИСИ.
1. П. Пике (Бразилия) и 2. С. Накаджима (Япония) - "Лотус-100-Хонда". 3. Д. Пальмер (Англия) и 4. Д. Бэйли (Англия) - "Тиррел-017-Форд". 5. Н. Мэнселл (Англия) и 6. Р. Патрезе (Италия) - "Уильямс-ФВ12-Джадд". 9. П. Гиндзани (Италия) и 10. Б. Шнайдер (ФРГ -"Цакспид-881-Цакспид". 11. А. Прост (Франция) и 12. А. Сенна (Бразилия) - o "Макларен-МП4/4-Хонда". 14. Ф. Штрайфф (Франция)- АГС-ЖХ23-"ФОРД". 15. М. Гугельмен (Бразилия) и 16. И. Капелли (Италия) - "Марч-881-Джадд". 17. Д. Уорвик (Англия) и 18. Э. Чивер (США) - "Эрроус-А10Б-Мегатрон". 19. А. Наннини (Италия) и 20. Т. Бутсен (Бельгия) - "Бенеттон-188-Форд". 21. Н. Ларини (Италия) - "Оселла-ФА1Л-Альфа-Ромео". 22. А. Де Чезарис (Италия) - "Риал-АРК 01-Форд". 23. А. Кампос (Испания) и 24. Л. Сала (Испания) - "Минарди-М188-Форд>. 25. Р. Арну (Франция) и 26. С. Юханссон (Швеция) - "Лижье-ЖС31-Джадд". 27. М. Альборетто (Италия) и 28. Г. Бергер (Австрия) - "Феррари-188-Феррари". 29. Я. Дальма (Франция) и 30. П. Алльо (Франция) - "Лола-ЛК88-Форд". 31. Д. Тарквини (Италия) - "Колони-КФ188-Форд". 32. О. Ларраури (Аргентина) и 33. С. Модена (Италия) - "Евробрюн-ЕР188-Форд". 36. А. Каффи (Италия) - "Даллара-188-Форд".
Стартовые номера 7, 8, 13, 34, 35 не присвоены никому.
Что касается сроков проведения очередных этапов первенства мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинах "Формулы-1", то они следующие: 6-й - США - 19 июня, 7-й - Франция - 3 июля, 8-й - Англия - 10 июля, 9-й ФРГ - 24 июля, 10-й - Венгрия - 7 августа, 11-й - Австрия - 14 августа, 12-й - Бельгия - 28 августа, 13-й - Италия - 11 сентября, 14-й - Португалия - 25 сентября, 15-й - Испания - 2 октября, 16-й - Япония - 30 октября, 17-й - Австралия - 13 ноября.
"Советский спорт", 15.06.88
Навигация
Перейти к полной версии