Форум истории автоспорта > История
"Формула-1": погоня за зрелищностью
Владимир Коваленко:
Погоня за зрелищностью становится болезненной и фанатичной. Сегодня прочитал, что собираются искусственно вернуть искры из-под днища. Мне кажется, погоня за зрелищностью началась в 1994 году (ну или в 1993, если считать процесс подготовки мер).
1993 - автомобиль безопасности, чтобы нивелировать отрывы лидеров и получить возможность прямой борьбы на рестартах.
1994 - дозаправки, чтобы повысить неопределённость положения гонщиков после многочисленных заездов в боксы с непредсказуемыми последствиями.
...
2009 - обязательная смена шин в течение гонки
...
2014 - предложение изменить звук турбодвигателей, чтобы он стал более громким и пронзительным.
2014 - предложение вернуть искры из-под днища, так как это красиво.
2014 - предложение изменить внешний вид, чтобы машины выглядели не так уродливо.
Какие ещё меры предпринимались и предложения выносились за этот период?
Сергей Корнилович:
--- Цитата: Владимир Коваленко от Июля 18, 2014, 22:40:47 ---1994 - автомобиль безопасности, чтобы нивелировать отрывы лидеров и получить возможность прямой борьбы на рестартах.
--- Конец цитаты ---
Уважаемый Владимир , автомобиль безопасности начал появляться в Формуле-1 задолго до 1994 года , но вот аннулировать отрывы между гонщиками начали сравнительно недавно (точной даты сейчас не скажу). Хорошо помню , что еще в 1994 году отрывы учитывались на финише и иногда пилот мог подняться наверх в итоговом протоколе.
Также одной из мер , призванных повысить зрелищность можно назвать обязательное использование по ходу гонки разных типов резины , что так же, как и дозаправки , вносило и вносит неопределенность в положение пилотов в пелетоне.
Из недавних мер можно назвать введение KERS в 2010-м и DRS в 2012-м.Хоть введение KERS и оправдывают повышением экологичности Формулы-1 , но ИМХО , это сделано исключительно для повышения количества обгонов , а следовательно и зрелищности.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Сергей Корнилович от Июля 19, 2014, 16:22:32 ---Уважаемый Владимир , автомобиль безопасности начал появляться в Формуле-1 задолго до 1994 года , но вот аннулировать отрывы между гонщиками начали сравнительно недавно (точной даты сейчас не скажу). Хорошо помню , что еще в 1994 году отрывы учитывались на финише и иногда пилот мог подняться наверх в итоговом протоколе.
--- Конец цитаты ---
Да, я ошибся, автомобиль безопасности ввели в 1993 году. В 1994 году, в Японии, был прецедент, когда гонку остановили и потом возобновили. Вот тогда (как и во Франции-92) учитывались разрывы до остановки гонки, и Мэнселл, в последнем повороте обогнавший Алези, так и остался на 4 месте. Но во всех случаях, когда гонку не останавливали, разрывы нивелировались сами собой, для чего машину безопасности и ввели. Формально - для обеспечения безопасности при устранения последствий аварий, но, анонсируя идею, всё время повторяли, что это повысит зрелищность, потому что даст гонщикам шанс снова обгонять.
Сергей Мингазов:
Насчёт искр из-под днища есть хорошая статья: http://autosport.com.ru/feature/14293/dlya-chego-na-samom-dele-hotyat-vernut-iskry-iz-pod-mashin Как обычно, дело в совокупности причин: и металл легче, и производство дешевле, и безопасность больше, ну и зрелищности плюс.
Машина безопасности впервые была введена (думаю, в рамках договорённости ФОКА) ещё в 1973 году, только недолго продержалась. В 1993 была её реинкарнация. Берни, вероятно, планировал таким образом избежать остановок гонки, которые отрицательно влияли на интерес телезрителей.
В принципе, меры для повышения качества телепродукта принимаются постоянно. Двойные очки в этом году приняли по предложению Экклстоуна, утверждавшего, что это желание телеканалов. Причём по 6 представителей ФИА, ФОМ и команд приняли его единогласно. В 2011 году ограничили длительность гонки. Ночные гонки и перенос старта на позднее время имеют те же причины. В 2009 году, также в медийных целях, гонщики стали обязаны в течение 15 минут после того как заканчивают работать, давать интервью журналистам - с чем и связаны скандал с Хэмилтоном и увольнение Петрова. Введение шин "Пирелли", правило обгона круговых за машиной безопасности, ДРС - примеров масса.
И не то чтобы это современное явление. Зрелищность всегда была важна для организаторов гонок, поскольку от этого зависела выручка. Возможно, именно с этим фактором нужно связывать появление стационарных трасс, трибун, рекламы; отход организаторов от гоночных формул в 1928-33 и 1952-53 годах; появление телесьмок и телетайминга в 1950х; появление на машинах обязательного стартера в 1961; уже ФОКА инициировала единые номера машин, отказ от длинных трасс; при Балестре были бортовые камеры, единая процедура награждения, пресс-конференции ФИСА, целый вице-президент по маркетингу )).
Владимир Коваленко:
Про 1973 год я знаю, это широко известный факт, но ведь серии "Формула-1" тогда не было, и подобные меры предпринимались организаторами отдельных гонок индивидуально. Я имею в виду решения: а) для всего набора гонок с централизованным управлением; б) имевшие главной или побочной целью искусственное стимулирование интереса зрителей.
Возможно, болельщики со стажем вспомнят атмосферу Ф1 конца восьмидесятых - начала девяностых. Разговоров о зрелищности не было даже в скучном 1988 году. Первые разговоры появились именно примерно в 1993 году. Могу только привести статью Александра Мельника из 6 номера АМС за 1994 год, который и был посвящён гибели Сенны, из-за чего, наверное, и тон статьи оказался довольно критическим.
В оригинале статья была напечатана на чёрном фоне, я инвертировал цвета, чтобы удобнее было читать.
Как автор сам же написал: "И на пишущую братию управа нашлась быстро". Не исключено, что это была первая и последняя публикация в отечественной прессе, критиковавшая новые веяния. И по сих пор иногда легко критикуют некоторые решения в некоторой части, но никто не подвергает сомнению сам принцип, по которому для повышения зрелищности можно было бы футболистов обязать перед нанесением удара по воротам останавливаться и кукарекать три раза. Чем дальше, тем всё глупее и глупее становятся предложения и меры, и началось это именно тогда.
Навигация
Перейти к полной версии