Форум истории автоспорта > История
Происхождение и эволюция термина "Формула"
Влад Шайхнуров:
А вот уже сентябрь. Та же газета, но за 24.09.48. Четкая нумерация формулы - Formula 2.
Сергей Мингазов:
La Stampa Sportiva, 20 февраля 1921 года, стр.15, статья о принятии спортивной комиссией автоклуба Италии новых правил. Утверждена "formula di corsa", согласно которой машины делятся на пять категорий по объему двигателя и, кроме того, различаются по серийности: серийные (для туризма), специально построенные для гонок или несерийные. Для всех гонок автоклуба вводятся гоночные лицензии. "La formula internazionale" (объем 3 литра, минимальный вес 800 кг) зарезервирована для Гран-при Италии.
Олег Сидоров:
В "Le Gaulois" за 27 июня 1926 в заметке, посвящённой Гран-при А.К.Ф.'26, перечисляются гонки 1897-1925 гг. с указанием формул.
Гонкам 1897-1900 гг. приписана "свободная формула" (Formule libre):
Выдержка из теста заметки:
"Le vingt et unième Grand Prix de l'A.C.F. se dispute aujourd'hui à Miramas, On dit le vingt-el-unième Grand Prix, mais à vrai dire il serait plus exact de parler du douzième. On a pris l’habitude de considérer les premières grandes manifestations automobiles sur route comme les épreuves annuelles organisées par le pouvoir suprême régissant en France le sport automobile, en l'occurrence l'A.C.F., créé par le marquis de Dion. La lecture du palmarès de ces vingt Grands Prix évoque des souvenirs, des noms qui sont restés dans l'histoire des premiers pas de l'industrie automobile et montrent son progrès constant.
Nous sommes loin du Paris-Rouen 1907 et de Paris-Amsterdam-Paris (1,200 kil.) où le vainqueur, Charron, sur Panhard-Levassor, fit une moyenne horaire de près de 37 kil.
De 1897 à 1905 les grandes courses se firent sur route ou sur des circuits de développement très vaste. Ce n’est qu'à partir de 1905 que la France, ayant gagné définitivement la Coupe Gordon-Bennett, ouvrit l'èro des petits circuits à l’occasion des Grands Prix annuels.
Mais lisons le palmarès glorieux :
...
Le Grand Prix est une épreuve do vitesse qui a toujours suscite un énorme intérêt parce qu'il est l'épreuve type dont la formule a varié considérablement depuis sa création. Elle a subi l’influence des progrès de la construction automobile Ce fut en premier lieu la formule libre, c'est-à-dire sans limitation de poids, de cylindrée, de consommation ; puis ces trois facteurs intervinrent, ensemble ou séparément, si bien que le règlement devint de plus en plus sévère, il est donc impossible d'établir une comparaison entre les résultats obtenus autrefois et ceux d’après la guerre.
..."
--- Цитировать ---Двадцать первый Гран-При А.К.Ф. пройдёт сегодня в Мирамасе. Мы говорим двадцать первый Гран-при, но на самом деле было бы точнее говорить о двенадцатом. Мы привыкли считать первые крупные автомобильные мероприятия на дорогах и ежегодные мероприятия, организованные верховным органом власти, регулирующим автоспорт во Франции, а именно А.К.Ф, созданный маркизом де Дионом. При чтении списка этих двадцати Гран-при в памяти всплывают имена, которые остались в истории первых шагов автомобильной промышленности и демонстрирующие её постоянный прогресс.
Мы далеки от Париж-Руана 1907 года и Париж-Амстердам-Парижа (1200 кг.), где победитель Шаррон на Panhard-Levassor показал среднюю скорость около 37км/ч.
С 1897 по 1905 год важные гонки проходили на дорогах или очень широких кольцевых трассах. Только в 1905 году Франция, выиграв наконец-то Кубок Гордон-Беннетта, открыла эру небольших кольцевых трасс для ежегодных Гран-при.
Но давайте вспомним славные достижения:
...
Гран-при это соревнования в скорости, которые всегда привлекают к себе огромный интерес, и формула проведения соревнований значительно изменилась с момента их создания. Она повлияла на ход развития автомобильной техники. Сначала была свободная формула, т.е. без ограничения веса, мощности двигателя, расхода. Но затем, вместе или по отдельности, вмешались эти три фактора, так что регулирование становилось все более серьёзным, и стало невозможно делать сравнения между результатами, показанными до и после войны.
...
--- Конец цитаты ---
Статья целиком:
https://vk.com/doc1619684_437791255?hash=5f6032b9b482ba8a04&dl=8ec6fb1359b2ec4719
Что касается устойчивого словосочетания "свободная формула", то первые его упоминания во французской прессе относятся к концу июля 1907 года, когда в нескольких газетах были опубликованы заметки о Гран-при А.К.Бельгии на кольце в Арденнах:
La Presse, 25 июля 1907:
Оригинал:
https://vk.com/doc1619684_437791361?hash=e4b00d749ef8b92993&dl=5dc3fcfa8a58ec7aa4
Следующие упоминания Formule libre появились спустя ровно 4 года - в июле 1911 года в заметках о Гран-при Франции:
L'Intransigeant, 21 июля 1911:
Le Siècle, 25 июля 1911:
Оригиналы:
https://vk.com/doc1619684_437791767?hash=06ba4affbf9835c4b6&dl=8a9248db92bc23bce7
https://vk.com/doc1619684_437791766?hash=fc0cecefa4aaee256f&dl=9d21bfdffa37692e98
В дальнейшем термин Formula libre всё чаще мелькает в прессе и зачастую пишется в кавычках (как наименование категории автомобилей):
Пример из Le Siècle, 14 августа 1912:
Сергей Мингазов:
Перекрестная ссылка на статью Мерканти, потому что она, наверное, в большей степени относится к этому вопросу: http://motorsporthistory.ru/forum/index.php/topic,1423.msg47605.html#msg47605
Владимир Коваленко:
Каким образом само слово "формула" стало относиться к автогонкам? Почему формула, а не дерево, скажем, или молоток? У меня есть подозрение, что изначально имелась в виду математическая формула для расчётов параметров автомобиля. Например, чем больше диаметр поршня, тем тяжелее должна быть машина. Олег, поищи, пожалуйста.
Навигация
Перейти к полной версии