Форум истории автоспорта > История
Определение и понимание гонок гран-при
Сергей Мингазов:
В словаре Лопатина 2005 года "Гран-при" уже нет, но есть:
--- Цитировать ---Мо'то-гран-при' , нескл., м. (спорт. )
--- Конец цитаты ---
Сергей Мингазов:
1) По крайней мере, из международных календарей невозможно вынести никакого понимания, что такое Гран-при. Там существует развитая классификация соревнований, но такого класса, или статуса, как "Гран-при", там нет.
Вот как делятся соревнования международного спортивного календаря 1965 года:
--- Цитировать ---По техническому классу допускаемых машин:
1. Формула-1
2. Формула-2
3. Формула-3
4. Спортивные машины
5. Прототипы
6. "Гран-туризмо"
7. Туристические машины
По вхождению в чемпионаты и по статусу:
1. Grandes Epreuves
2. Этапы личного чемпионата мира
3. Этапы чемпионата мира производителей
4. Этапы международного трофея прототипов
5. Этапы чемпионата Европы по горным гонкам.
По международному статусу:
1. Международные гонки
2. Соревнования на регулярность
3. Национальные открытые соревнования
--- Конец цитаты ---
А вот так в 1976 году:
--- Цитировать ---По типу соревнования:
1. Гонка
2. Горная гонка (Подъем на холм)
3. Слалом
4. Автокросс
5. Ралликросс
6. Внедорожные
По техническому классу допускаемых машин:
- Формула-1
- Формула-2
- Формула-3
- Серийные туристические машины
- Туристические машины
- Серийные машины "Гран-туризмо"
- "Гран-туризмо"
- Специальные машины
- Двухместные машины
- Свободная формула
- Формула-V
- Формула-супер-V
- Формула-Форд
- Формула-Рено
- Европейская Формула-Рено
- Формулы-A, -B, -C (SCCA)
- Формула-Инди
- Тасманская формула
- "Стоковые" машины
- Дрэгстеры
- Формула-5000
- Формула-Судам
- туристические машины Судам
По вхождению в чемпионаты:
- Чемпионат мира гонщиков
- Чемпионат мира конструкторов
- Чемпионат мира спортивных машин
- Чемпионат Европы по "формуле-2"
- Чемпионат Европы по "формуле-3"
- Чемпионат Европы по горным гонкам
- Чемпионат Европы в "Гран-туризмо"
- Чемпионат Европы среди туристических машин
По международному статусу, придаваемому гонке национальными автоклубами и МСК:
1. Grandes Epreuves
2. Гонки чемпионатов ФИА
3. Открытые международные гонки
4. Международные гонки.
--- Конец цитаты ---
2) Но гонки под названием Гран-при там присутствуют. Среди них и Grandes Epreuves, и просто международные гонки разных технических классов. Но Гран-при в календарях - это просто название, а не класс, не статус, не явление. Действительно, найти какую-то общность между, например, Гран-при АКФ 1906 года, Гран-при Австралии 1956 и Гран-при По 2009 года очень сложно, они ни в чем не совпадают. Технические классы разные, международные статусы разные... никакого сходства, кроме названия.
3) Другой интересный момент. Судя по всему, в 1976 году гонка "Формулы-1" на Фудзи не получила названия "Гран-при Японии", потому что Гран-при Японии уже существовал:
Очевидно, что Гран-при Японии в данном случае - гонка национальная, то есть международная гонка высшего статуса, которую автоклуб Японии только мог провести. Так же как и соседствующий Гран-при Новой Зеландии. Гонка "Формулы-1" в данном случае должна быть ниже по статусу, она не только не национальный Гран-при (и это второй случай, когда в чемпионат мира вошла гонка - не Grande Epreuve и не национальный Гран-при), но и вообще не Гран-при. Но все так привыкли, что гонки чемпионата мира - по умолчанию Гран-при, что такая картина не укладывается в голове. Autocourse и Autosport называют эту гонку только Japanese Grand Prix. И если пользоваться определением Владимира, то эта гонка должна быть Гран-при.
Если а) Гонки Гран-при никак не обозначались, им не придавалось особого международного статуса; б) гонки под названием Гран-при не совпадают ничем, кроме названия в) но и гонки без названия Гран-при тоже могут быть Гран-при,; - то как тогда дать определение Гран-при?
Мне кажется, только если принять, что понятие "Гран-при" или явление "Гран-при" - это какое-то очень условное понятие, под которым постфактум, в целях обобщения, можно объединить те гонки, которые удобно. Потому и критерии отнесения будут очень расплывчаты.
Александр Кульчицкий:
Мне помнится разговор о "гран-при" у нас уже ранее шёл. Из того разговора я вынес для себя следующее понимание о "гран-при". "Гран-при" (применительно к автоспорту) - это самое статусное автомобильное мероприятие данной страны в данном году. Никакой привязки к классу автомобилей. Хотя, понятно, что обычно это высший класс. Но, поскольку не во всех странах проводятся гонки в высшем классе (или не во все годы), "гран-при" могли проводиться на автомобилях любой формулы или на спортивных автомобилях. Вспомните хотя бы "Гран-при Монако", проводившееся и на спортивных автомобилях. Истоки понятия "гран-при" надо искать ранее 1950. Тогда, мне помнится, мы рассматривали 20-е - 30-е годы.
Или я не с начала начал читать и встрял не в тему?
Сергей Мингазов:
Если взять это определение (самое статусное автомобильное мероприятие данной страны в данном году), то возникают многочисленные несовпадения с ним. Ежегодно на территории одной страны могло существать порядка десятка гонок под названием "Гран-при", и только одна из них имела статус высшей гонки страны. Например, в 1952 в Италии были проведены Гран-при Сиракуз, Валентино, Неаполя, Монцы, Модены и Италии, а во Франции, кроме Гран-при АКФ, был целый чемпионат "формулы-2" из Гран-при По, Марселя, Парижа, Пограничья, Марны, Сабль-д'Олон, Кан, Коменж и Бауле. Многие из таких гонок были популярны, в них гонялись гонщики мирового уровня, так что им трудно отказать в принадлежности к гонкам Гран-при. Были исключения и другого рода, например, всем известный Гран-при США - ему тоже не откажешь в праве входить в когорту гонок Гран-при, но: это была не высшая гонка США, высшей всегда была "500 миль Индианаполиса".
Истоки понятия "Гран-при", я уверен, (несмотря на более ранние отдельные случаи применения этого названия), лежат в 1921-1923 годах, когда сначала автоклуб Милана, затем автоклуб Бельгии, затем другие европейские автоклубы скопировали формат проведения гонки Гран-при автоклуба Франции, и появился ряд однотипных гонок, сначала международного уровня, а затем и национального, и местного.
Владимир Коваленко:
--- Цитата: Александр Кульчицкий от Июня 14, 2014, 05:46:44 ---
Мне помнится разговор о "гран-при" у нас уже ранее шёл. Из того разговора я вынес для себя следующее понимание о "гран-при". "Гран-при" (применительно к автоспорту) - это самое статусное автомобильное мероприятие данной страны в данном году. Никакой привязки к классу автомобилей. Хотя, понятно, что обычно это высший класс. Но, поскольку не во всех странах проводятся гонки в высшем классе (или не во все годы), "гран-при" могли проводиться на автомобилях любой формулы или на спортивных автомобилях. Вспомните хотя бы "Гран-при Монако", проводившееся и на спортивных автомобилях. Истоки понятия "гран-при" надо искать ранее 1950. Тогда, мне помнится, мы рассматривали 20-е - 30-е годы.
Или я не с начала начал читать и встрял не в тему?
--- Конец цитаты ---
Замечание полезное, не совсем в тему, но полезное. Просто можно выделить несколько вопросов, в которых надо разобраться.
1. Что такое гонки гран-при как явление, которое существовало в понимании современников?
2. Что такое гран-при, то есть "большой приз"? Как понимать смысл этого термина в названии гонок?
3. Что такое "большая гонка" или "гранд-эпрёв"?
Я сейчас просматриваю книги из своей библиотеки. В них целые многостраничные главы посвящены пространным описаниям гонок гран-при. Автор не может описать это в двух предложениях. Такое ощущение, что для современников гонки гран-при были, скорее, некой эмоциональной оболочкой. Типа гонки гран-при - это рёв моторов, бесстрашные гонщики, высокие скорости, смерть на трассе и т.п.
Я понимаю гонки гран-при как кольцевые гонки разной длины на автомобилях высшего гоночного класса или в свободной формуле с приданием гонке определённого статуса. Не сказал бы, что определение конкретное, но можно просто приводить примеры.
"Большой приз Монако" 1952 года является "большим призом" по своему статусу, но не входит в гонки гран-при, потому что проводился на спортивных автомобилях. Короткая гонка в Гудвуде в каком-нибудь 1951 году на автомобилях Ф1 входит в гонки гран-при, потому что это те же машины и те же гонщики, которые выступают в больших гонках, их поведение на трассе такое же, впечатления те же. Все гонки на автомобилях Ф2 в 1952-53 году, по идее, должны входить в гонки гран-при, потому что все "большие гонки" этих лет проводились в младшем классе. При этом немногочисленные гонки Ф1, вероятно, не могли восприниматься гонками гран-при, ибо на этих машинах ни одна "статусная" гонка не проводилась. Аргентинские гонки в свободной формуле в конце сороковых - гонки гран-при, потому что машины и гонщики - из статусных "больших гонок".
Навигация
Перейти к полной версии