5 - 7 этапы (Канада, США, Франция)МОНРЕАЛЬ (Канада). Очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1" выиграл бразилец Аиртон Сенна на "Макларен-Хонде". Вторым финишировал француз Ален Прост на "Макларен-Хонде". После зтого этапа впереди Прост. У него 39 очков. На втором месте Сенна с 24 очками.
"Советский спорт", 23.06.88ДЕТРОЙТ (США). Бразилец Аиртон Сенна на "Макларен-Хонде" выиграл очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1". Он преодолел расстояние 253,449 км (64 круга) за 1:54.56,035. Вторым гонку закончил француз Ален Прост на "Макларен-Хонде". На третьем месте бельгиец Тьерри Бутсен на "Бенеттон-Форде". Интересно отметить, что Сенна первенствовал на этой трассе и в прошлом году, но показал тогда время на 4 мин. 39.323 сек. лучше. После этого этапа впереди по-прежнему Прост - 45 очков, на втором месте Сенна - 33 очка и на третьем месте Герхард Бергер из Австрии на "Феррари".
"Советский спорт", 24.06.88ЛЕ-КАСТЕЛЛЕ (Франция). Очередной этап чемпионата мира в классе автомобилей "Формула-1" завершился победой француза Алэна Проста на "Макларен-Хонде". Он проехал 305,04 км за 1:37.37,328 (средняя скорость 187,482 км/час). Вторым закончил гонку Айртон Сенна из Бразилии на "Макларен-Хонде", который отстал на 31,752 сек. Третьим финишировал итальянец Мишель Альборето на "Феррари". Он проиграл Просту 1 мин. 06,505 сек. Самый быстрый круг был 45-й, когда Прост развил скорость 191,349 км/час. Но этот показатель значительно уступает рекорду трассы, который принадлежит бразильцу Нельсону Пике - 197,372 км/час и был установлен в прошлом году. Прост лидировал с 1-го по 36-й,круг, затем уступил первенство Сенне, но с 61-го круга вновь вышел вперед и никому не уступал первого места. По сумме всех этапов впереди Пике - 54 очка, далее Сенна - 39 очков, австриец Герхард Бергер на "Феррарн" - 21, Нельсон Пике на "Лотус-Хонде" и Мишель Альборето - по 13.
"Советский спорт", 6.07.88НА ТРАССАХ "ФОРМУЛЫ-1",
КОМАРИНОЕ ПИКЕВереница из двадцати шести металлических "насекомых" стремительно неслась, повторяя извивы асфальтовой ленты. Вслед летел звук - высокий, почти не меняющий тона. Словно пищит увеличенный в сотни раз комар. Постепенно из стаи выделились два экземпляра - оба бело-красные - и уверенно оторвались от постоянно редеющей массы преследователей.
Эта картина неизменно повторялась на последних четырех этапах первенства мира: в Мексике и Канаде, США и Франции. Бело-красные автомобили "Макларен" модели МП 4/4 с двигателями "Хонда" каждый раз финишировали на первом и втором местах. Не ясно было лишь одно: выиграет Ален Прост или Айртон Сенна. Их мастерство и возможности гоночных "Макларенов" не оставляли надежд соперникам.
И вот тогда стали поговаривать, что изобретательный Рон Деннис, шеф-инженер команды "Макларен", придумал тайный способ, как "обманывать" редукционные клапаны.
Международная автомобильная федерация (ФИА), чтобы остановить безудержную гонку мощностей и ограничить давление, под которым турбонагнетатель гонит в цилиндры горючую смесь, стала с нынешнего года устанавливать на двигатели эти самые клапаны. Они ограничивают давление наддува 2,5 бара (или примерно 2,5 атмосферы, если выражаться по-старому). Как только спортивные комиссары ФИСА оснастили все моторы такими ограничителями, будто бы Деннис нашел способ... Такие оправдания всегда горазды придумывать проигравшие. Однако те же спортивные комиссары придирчиво проверили клапаны и развели руками, развеяв сомнения.
Двукратный чемпион мира Ален Прост с галльской живостью заявил в Канаде после финиша: "Мне кажется, что в этом году мы (то есть гонщики команды "Макларен". - Л. Ш.) выиграем все 16 этапов первенства мира". Сказал неспроста - на трассе имени Жиля Вильневз победил Сенна, Прост был вторым, а все остальные соперники, кроме Терри Бутсена на "Бенеттоне", отстали на целый круг!
И тогда специалисты, которые помнят еще бесконечную цепь побед машин "Мерседес-Бенц" в 1955 году, стали повторять, что монополия "Макларена" убивает интерес зрителей к гонкам и снижает сборы. Доля правды в их словах была. Большому спорту необходимо и Большое соперничество. Однако, к счастью - парадоксально звучит, не правда ли? - на пятом этапе в Канаде дела у "Макларена" складывались не очень хорошо. Первую треть гонки лидировал Прост, выигравший уже три этапа в нынешнем сезоне. Сенна шел вплотную за ним.
Быть первым всегда тяжело не только спортсмену. Компьютеры вычислили, что в принятом Простом режиме расход топлива столь высок, что 150-литрового запаса до финиша не хватит. Француз без радости выслушал по радиотелефону эту информацию и снизил давление наддува. Мощность упала, экономичность возросла, и Сенна приготовился к обгону.
А что же, у коллеги по команде мотор оказался не столь прожорлив? Столь же, но бразилец на прямых участках несся вплотную за Простом, держась в зоне разрежения, и таким образом, экономил топливо. Победил Сенна. Но тут можно и упрекнуть соперников. Они не были бдительными. Может быть, неполадки в машинах отвлекали их от основной задачи? Похоже, что так и случилось. Нельсон Пике на "Лотусе" с таким же мотором "Хонда", что и у "Макларенов", закончил гонку лишь четвертым. А на машинах "Феррари" Герхарда Бергера и Микеле Альборетто отказали моторы.
Затем пришел шестой этап. Он состоялся в Детройте, автомобильной столице Америки. Трасса была проложена по улицам города, и в этих условиях Сенна часто оказывался в лучшем положении, нежели Прост. На тренировках у бразильца лучшее время. Он получает право на первую стартовую позицию, лучше всех начинает гонку и становится лидером. Прост же со старта ушел пятым, правда, быстро перебрался на второе место и... не стал атаковать постоянного партнера-соперника.
Ален ничего просто так не делает, говорят знатоки, он все подсчитал, и выходит, вторым ему прийти к финишу не так уж плохо. И в самом деле: второе место прибавляло ему 6 очков к уже имеющимся 39. А вот Сенне, у которого не было такого запаса в очках, победа прибавляла 9 к сумме из всего 24 очков. Так что Прост отложил испытание судьбы на другой раз, до седьмого этапа.
Трасса "Ле Кастелле" немилосердна к шинам. Шероховатое покрытие дорожки удручает инженеров шинной компании "Гудьир" - тут неизбежна замена в ходе гонки изношенных покрышек, несмотря на внесенные в межсезонье усовершенствования. Но именно здесь, на родной земле, Прост, используя все резервы, показал лучший результат на тренировках. Он стартовал из первого ряда и сразу возглавил гонку. Впереди 80 кругов. На 32-м из них Сенна, неустанно догонявший коллегу по команде, остановился для замены шин. Через четыре круга то же сделал Прост. Механики работали на совесть, но левое заднее колесо упрямилось. С ним провозились на 4 секунды дольше, чем рассчитывали Деннис и Прост.
Как раз именно четырех секунд, недоставало Сенне, чтобы выйти вперед. Он использовал предоставленное обстоятельствами преимущество, но Прост все же настиг его. Как признался позже Ален, он рассчитывал обойти соперника на вираже, пользуясь тем, что позже него начинал тормозить и лучше справлялся с входом в поворот на более высокой скорости. Особенно удачно это получалось на двойном правом повороте под названием "Беоссе".
На 61-м круге Сенна пошел на обгон отставшего на круг гонщика. Было это как раз на "Беоссе". Тот на долю секунды помешал лидеру выйти на нужную траекторию. Сенне пришлось уйти на наружную часть поворота, и только Пьерпаоло Мартини убрал с его пути свой "Минарди-Форд", как бдительный Прост сделал рывок. На финише он был первым - в 32-й раз в своей спортивной карьере. Сенна же - вторым. На последующих местах - гонщики "Феррари" Альборетто и Бергер, затем - Пике на "Лотусе" и Наннини на "Бенеттоне",
Седьмой этап - и седьмая победа "Макларена". По сумме очков перед восьмым этапом положение дел в чемпионате мира таково: А. Прост (Франция) на "Макларен-Хонда" - 54, А. Сенна (Бразилия) на "Макларен-Хонда" - 39, Г. Бергер (Австрия) на "Феррари" - 21, М. Альборетто (Италия) на "Феррари" - и Н. Пике (Бразилия) на "Лотус-Хонда" - по 13, Т. Бутсен (Бельгия) на "Бенеттон-Форд" - 11.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 22.07.88ЛЕ-МАН (Франция). Здесь завершились традиционные соревнования, которые называются "24 часа Ле-Мана" и проводятся с 1923 года. Экипаж состоит из трех спортсменов: один ведет гонку, двое отдыхают. По регламенту ни один гонщик не имеет права находиться за рулем более шести часов кряду. На стартовом круге вперед вышла автомашина "Ягуар-ХЖР 9", которую вел интернациональный экипаж - англичане Энди Уоллес и Джонатан Дамфрис и голландец Ян Ламмерс. Правда, спустя два часа они уступили лидирующее положение и в течение шести часов находились на второй позиции. Затем Уоллес, Дамфрис и Ламмерс увеличили скорость и вновь вышли вперед и уже никому не уступали первого места. За 24 часа они преодолели 5332 км (их средняя скорость была 221,605 км/час) и опередили вторых призеров этих соревнований более чем на 56 км. Интересно отметить, что "Ягуар" сумел победить в гонках "24 часа Ле-Мана" впервые с 1957 года.
"Советский спорт", 25.06.88ЗВЕЗДЫ СПОРТА В ГОСТЯХ У "СОВЕТСКОГО СПОРТА"
Айртон Сенна: Я СЛИШКОМ ДОЛГО ПЛЫЛ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯОгромный супериндустриальный город Сан-Паулу часто называют "локомотивом, который тянет всю Бразилию". Что ж, попав на шумную и дымную авениду Ипиранга, зажатую между слепыми стенами многоэтажных автогаражей неподалеку от театра-варьете "Сантана", можете считать, что вы очутились на платформе перрона, от которого вот-вот должен отойти этот самый гигант-локомотив. В нескольких шагах отсюда находится родительский дом Айртона Сенны да Силвы, одного из лучших на сегодня гонщиков "Формулы-1", ставший теперь его холостяцкой квартирой.
Кажется, однако, отнюдь не надолго. Айртон заметил взгляд, который, войдя, я бросил на фотографию красивой черноволосой девушки, стоящую на журнальном столике в холле, улыбнулся и сказал: "Моя невеста Адриане... Это вы справлялись обо мне у моей матери?"
Действительно, чуть раньше я побывал совсем в другом квартале Сан-Паулу - зеленой и нарядной Кантарейре - и спрашивал о Сенне у донны Нейде. Дело было в самый канун нынешнего, 39-го по счету чемпионата мира, и мать гонщика, оберегая покой сына, сразу заявила, что приехавший отдохнуть домой Айртон не намерен сейчас тратить время на беседы с журналистами. Даже если кого-то из них занесло в командировку из-за океана, из - подумать только! - далекой Москвы.
Впрочем, как раз это обстоятельство или, точнее, то, что крупнейшая спортивная газета "столь великой, загадочной и экзотической страны" хотела бы опубликовать интервью с Айртоном, в конце концов делает донну Нейде более уступчивой: на прощание она все-таки сообщила мне адрес сына.
Короткая биографическая справка. Айртон Сенна родился в Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Рост 176 см, вес 66 кг. В чемпионатах мира по кольцевым автогонкам в классе машин "Формулы-1" принимает участие с 1984 года. С тех пор по настоящий момент одержал девять побед в розыгрышах различных "Гран-при", двадцать раз стартовал на этапах с первой позиции, показав лучшее время в тренировочных заездах. В ходе шестидесяти пяти гонок на протяжении 2,5 тысячи километров его "болид" находился впереди машин соперников.
Из ныне выступающих пилотов-звезд "Формулы-1" только трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, двукратный чемпион Ален Прост и серебряный призер прошлогоднего первенства Найджел Мэнселл являются обладателями еще более впечатляющего "послужного списка". С той, однако, разницей, что все они провели на трассах "Формулы-1" вдвое больше времени, нежели Айртон Сенна. Добавим, в прошлом сезоне вплоть до четырнадцатого этапа - до гонки в высокогорном Мехико Сенна сохранял шанс стать чемпионом мира, что само по себе явилось одной из главных сенсаций первенства. Сейчас с тремя победами на этапах уже в чемпионате этого года специалисты называют его вместе с французом Аленом Простом главным претендентом на заветный титул.
- Айртон, в каком возрасте вы впервые оказались за рулем?
- Мне было тогда неполных четыре года. Правда, речь шла, конечно, не об автомобиле, а о карте. Его изготовили механики в автомастерской моего отца, приспособив в качестве двигателя мотор от старой газонокосилки.
- И с тех самых пор вы ни разу не изменили своему изначальному увлечению: я имею в виду занятия чем-либо помимо гонок - футболом, музыкой?..
- Кто в Бразилии не играет в футбол? С детства я верный и преданный поклонник сан-паульского клуба "Коринтианс". Не могу сказать, что увлекался музыкой, а вот читать очень люблю - особенно вещи, вышедшие из-под пера Жоржа Амаду. Постоянное хобби - авиамоделизм и водные лыжи.
- Не могли бы вы назвать средний балл успеваемости, который некогда имел в старших классах Сенна-школьник?
- В школе я не являлся, мягко говоря, лучшим учеником.
- Тогда, в детстве и юности, гоняясь на картах, какую цель изначально вы ставили перед собой - просто участвовать в состязаниях или обязательно добиться победы?
- Конечно, побед. И тогда, и потом - выступая в Европе в гонках "Формулы-Форд", "Формулы-2000", "Формулы-3". Когда-то, разбирая до последнего винтика и вновь собирая мотор моего карта, готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль "Макларена" и по традиции бормоча про себя строчки из "Отче наш", мысленно настраиваю себя на борьбу за каждый метр сизого асфальта.
- Айртон, авторитет бразильских гонщиков в мире "Формулы-1" в последние годы растет буквально на глазах. Оказали на вас какое-либо влияние примеры двукратного в прошлом чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди и продолжающего выступать в гонках трехкратного чемпиона Нельсона Пике?
- Наверное, хотя и не прямое. Ведь какого-либо непосредственного участия в том, как складывалась моя судьба гонщика, никто из них не принимал.
- Но кумиры среди сильнейших пилотов "Формулы-1" или, как их называют в Бразилии, идолы, у вас были?
- Были и есть. Это англичанин Джеки Стюарт и австриец Ники Лауда.
- А Ален Прост?
- Замечательный, выдающийся гонщик, лучший, безусловно, сейчас "в цирке". Теперь мы выступаем в одной команде "Макларена", где, к слову, оба - и Прост, и я - считаемся "первыми номерами". Ален - умелый, опытный, классный партнер и опаснейший соперник на любой трассе.
- Мир "Формулы-1" - тугой клубок самых различных интересов, чаяний, дивидендов, драм, успехов и трагедий... Скажите, есть ли у вас в нем настоящие друзья, враги?
- Вы правы, заметив насчет клубка, сплетенного порой, как мне представляется, из обнаженных нервных волокон. И вы, конечно, вольны предполагать, что в этом мирке у меня есть и друзья, и недоброжелатели, как в реальной жизни, ведь это и есть моя настоящая жизнь. Но я никогда не отвечаю определенно на подобные вопросы.
- Простите. Просто мне рассказывали, как в прошлом году во время гонок на Большой приз Венгрии руководство команды "Лотус", за которую вы тогда выступали, официально объявило о том, что более не нуждается в услугах Сенны-пилота...
- Тогда на "Хунгароринге" разобиженным деятелям "Лотуса" явно не хватило этики: я ведь, как должно, заблаговременно сам поставил в известность руководителей фирмы о том, что в следующем сезоне намерен пересесть за руль "Макларена".
- Чем все-таки было обусловлено то ваше решение? Хорошо известно, что с самого вашего появления на трассах "Формулы-1" и "Макларен", и "Уильяме", и тот же "Лотус" стремились заполучить вас в составы своих команд?
- Все объяснялось условиями предложенного мне контракта. О равных во всем правах с Простом в рядах "Макларена" я уже сказал, но главным было не это. Принципиально важным, решающим элементом, продиктовавшим мой выбор, была машина, на которой я гоняюсь сейчас.
Видите ли, в 1985 году, выступая на "Лотусе" с мотором "Рено", я был в какой-то мере удовлетворен их техническими характеристиками. Но мощный двигатель обладал в то же время роковым для меня недостатком: он был чрезмерно "прожорливым". Я отлично принимал старт, лидировал во многих гонках, но не дотягивал до финиша.
Три года я убил на то, чтобы "свести" "Лотус" с производящей замечательные моторы японской фирмой "Хонда". На то, чтобы в конце концов превратить свою команду из просто участницы чемпионата мира в соискательницу главной награды. Как же долго и старательно я пытался плыть против течения!
- Да, но был ведь у вас и беспрецедентный успех: в прошлом году на самой сложной из существующих в мире трасс - в Монако ведомый вами "Лотус 99 Т", оснащенный так называемой активной подвеской колес, управляемой компьютером, одержал столь нашумевшую победу...
- Ох уж эта подвеска! Представьте, что в течение почти двух часов напряженнейшей гонки, проходящей в основном по городским улицам, каждые две секунды вы переключаете передачи, выжимаете сцепление, меняете подачу газа, тормозите, манипулируете рулем, следите за давлением турбонагнетателя. И все это время беспрерывно контролируете работу компьютера, управляющего подвеской колес. Нет, мой теперешний быстроходный "Макларен МР 4/4 Хонда" оснащен менее замысловатой подвеской, что меня больше устраивает.
- Последний вопрос, Айртон. Если бы в вашей судьбе не было "Формулы-1", то кем вы мечтали бы стать?
- Скорее всего - летчиком-истребителем. Не потому, правда, что мне нравится военная форма. Просто эти люди в силу обстоятельств обязаны постоянно действовать на сверхзвуковых скоростях - такая работа мне по душе.
Е. МЯСНИКОВ.
"Советский спорт", 8.07.88