Из неопубликованного, коротенький фрагмент (начал писать еще лет пять назад):
Инициатором проведения этих гонок и приглашения европейских команд и гонщиков считают вице-президента Автомобильного Клуба Аргентины Панчо Боргоново (Francisco «Pancho» Borgonovo), который увлек идеей Хуана Перона (Juan Domingo Perón) и его жену, весьма одиозную даму, Эву «Эвиту» Перон (Maria Eva Duarte de Perón). Клуб получил финансовую поддержку для приглашения европейских звезд, переговоры с которыми начались еще в середине 1946 года через итальянского журналиста и функционера итальянского автоклуба Коррадо Филиппини (Corrado Filippini).
...
Аргентинцы помимо существовавших на тот момент двух чемпионатов «Меканика Насьональ Фуэрца Либре» и «Меканика Насьональ Фуэрца Лимитада» со всерьез различавшимися техническими требованиями решили провести еще один чемпионат, который предварительно получил название «Темпорадас Интернасьоналес Формула Либре», к участию в котором допускались т. н. «специальные автомобили» (исп. Coches Espesiales), т. е. совсем не все подряд. Это должны были быть непременно гоночные автомобили для гонок гран-при, вне зависимости от страны изготовления, рабочего объема, наличия или отсутствия нагнетателя на впуске. Организаторы имели право допустить к старту иные автомобили, специально подготовленные, для чего Комиссия по автомобильному спорту наделила их соответствующими полномочиями для вынесения заключения о соответствии этих автомобилей. Можно как угодно относится, но это тоже техтребования.
В чемпионате «Меканика Насьональ Фуэрца Лимитада» требования были таковы : двигатель гоночного автомобиля должен базироваться на основе массовых дорожных моделей или быть произведенным на территории Аргентины, для чего в Комиссию необходимо было предоставить чертежные документы. Рабочий объем двигателя не должен был превышать 3300 см3. Нагнетатель не допускался. Уровень переделок: допускается использование «заграничных» головок блока, но выпущена головка должна быть в стране происхождения двигателя. Коленчатый вал и шатуны должны использоваться от серийных дорожных автомобилей или произведены в Аргентине. Остальные детали — свободный выбор. Шасси должно быть изготовлено в Аргентине или допускается использовать шасси дорожного автомобиля при условии переделки на территории Аргентины. Кузов — специальный гоночный, окрашенный, не допускается применение временных панелей. Кузов должен иметь капот, силовую структуру и заднюю часть, выполненные в одном ключе. Предложение корявое, но переводы с испанского мне даются с трудом. Смысл таков, что не должно быть кустарщины, а кузов должен выглядеть цельной конструкцией, а не сборной солянкой из разнородных элементов.
В чемпионате «Меканика Насьональ Фуэрца Либре» требования были таковы: двигатель гоночного автомобиля должен базироваться на основе массовых дорожных моделей или быть произведенным на территории Аргентины, для чего в Комиссию по автоспорту необходимо предоставить чертежные документы. Рабочий объем двигателя не регламентировался. Установка нагнетатель допускалась. Уровень переделок был свободный. Шасси должно быть изготовлено в Аргентине или допускается использовать шасси дорожного автомобиля при условии переделки на территории Аргентины. Кузов — специальный гоночный, окрашенный, не допускается применение временных панелей. Кузов должен иметь капот, силовую структуру и заднюю часть, выполненные в одном ключе.
Надо сказать, что первый чемпионат прошел крайне удачно. Довольны остались все — европейские и аргентинские гонщики, организаторы. Поэтому логично, что число желающих поехать в Южную Америку зимой 1948 года возросло. К участникам гонок зимы 1947 года присоединились Ариальдо Руджери (владелец команды «Скудерия аутомобилистика Милан»), Жан-Пьер Вимилль и Джузеппе Фарина.
09.02.1947
I Gran Premio Ciudad de Buenos Aires
I Gran Premio del General Juan Perón
Дата проведения гонки — 9 февраля 1947 года (изначально дата гонки была назначена на 28 января, но автомобили команды «Экюри Нафтра Курс» задержались в пути и было принято решение о переносе гонки на 9 февраля);
Трасса — временная городская трасса, проложенная по улицам района Ретиро (Circuito de Retiro, Buenos Aires, Argentina). Трасса впервые была опробована в 1941 году и располагалась в районе Ретиро, севернее центра Буэнос-Айреса между железнодорожным узлом и морским портом;
Длина круга — 2410 м;
Число кругов — 50;
Дистанция гонки — 120,500 км;
Направление движения — по часовой стрелке;
Старт гонки — 18-50;
Погода — жарко, солнечно, сухо;
Число зрителей — ;
Организаторы — Автомобильный клуб Аргентины (Automóvil Club Argentino ACA);
Заявочный список
№ 2 Итало Доминго Бицио (Italo Domingo Bizio), частная заявка, «Альфа-Ромео 2900A», 3200 см3, нагнетатель;
№ 4 Франсиско Куллиган (Francisco Culligan), частная заявка, «Мазерати 6СМ», 1500 см3, нагнетатель;
№ 6 Джакомо Пальмиери (Giacomo Palmieri), заявитель — Энрико Плате (Enrico Platé), «Мазерати 6СМ», шасси 1562, 1500 см3, нагнетатель;
№ 8 Хуан Гальвес (Juan Gálvez), частная заявка, «Альфа-Ромео Р3», 3200 см3, нагнетатель;
№ 10 Энрико Плате (Enrico Platé), «Мазерати 4CL», шасси 1571, 1500 см3, нагнетатель;
№12 Пабло Луис Пессатти (Pablo Luis Pessatti), частная заявка, «Альфа-Ромео 8C-35», шасси 50014, 3800 см3, нагнетатель;
№ 14 Карло Пинтакуда (Carlo Pintacuda), заявитель — Энрико Плате, «Мазерати 4CL», 1500 см3, нагнетатель;
№ 16 Луиджи Виллорези (Luigi Villoresi), «Скудерия Амброзиана» (Scuderia Ambrosiana), «Мазерати 4CL», 1500 см3, нагнетатель;
№ 18 Амедео Биньями (Amadeo Bignami), частная заявка, «Мазерати 4CL», 1500 см3, нагнетатель;
№ 20 Оскар Гальвес (Oscar Gálvez), частная заявка, «Альфа-Ромео 308», 3800 см3, нагнетатель;
№ 22 граф Бетенод де лас Касас (Bethenod de las Casas «Raph»), заявитель — Экюри Нафтра Курс» (Ecurie Naphtra Course), «Мазерати 6СМ», 1500 см3, нагнетатель;
№ 24 Франсиску Шику Ланди (Chico Landi), частная заявка, «Альфа-Ромео 308», 3800 см3, нагнетатель;
№ 26 Паскуаль Пуополо (Pascual Puopolo), заявитель — Сан-Исидоро (San Isidoro), «Мазерати 8CL», шасси 3034, 3000 см3;
№ 28 Акилле Варци (Achille Varzi), заявитель — Экюри Нафтра Курс» (Ecurie Naphtra Course), «Альфа-Ромео 308», шасси 422044;
№ 47 Клемар Бусси (Clemar Bucci), частная заявка, «Кадиллак» (Cadillac 16с);
№ 53 Марио Сессарего (Mario Sessarego), «Шевроле».
Большие пробелы между стартовыми номерами объясняются тем, что 8 и 9 февраля проводились также гонки аргентинских серий «Фуэрца Лимитада» и «Фуэрца Либре», а также финальная гонка «Меканика Насьональ» (Mecánica Nacional), в которой сошлись участники обеих вышеупомянутых гонок. И во всех четырех гонках, включая описываемую нами, существовала сквозная нумерация.
Марио Сессарего и Клемар Бусси стартовали в качестве награды за успехи в гонках домашних чемпионатов. На самом деле, по условиям должны были стартовать Марио Чиозза (Mario P. Chiozza) и Луис Репосси (Luis Repossi), которые заняли первые два места в финальной совместной гонке серий «Фуэрца Либре» и «Фуэрца Лимитада» аргентинского чемпионата «Меканика Аргентина». Но оба отказались воспользоваться этим правом и их места заняли Сессарего (третье место в финальной гонке) и Бусси (пятое место в финальной гонке и победа в гонке «Фуэрца Либре»).
Расстановка автомобилей на старте — согласно результатов хронометрируемой тренировки, которая проходила в субботу 8 февраля. Утром поднялся сильный ветер. И гонщики предпочли не выезжать на трассу. Первый же, кто выехал, был Хуан Гальвес на старенькой «Альфа-Ромео P3». Его лучший круг был 1’22’’ (сравните с 1’04’’, пятничными показателями Виллорези). Однако, после того, как Хуан Гальвес прошел всего три круга, хлынул ливень. Поэтому все остальные гонщики проходили свои лучшие круги уже под дождем.
Расстановка на старте
1 ряд
Хуан Гальвес, Итало Доминго Бицио, Джакомо Пальмиери, Франсиско Куллиган
2 ряд
Энрико Плате, Пабло Луис Пессатти, Карло Пинтакуда
3 ряд
Луиджи Виллорези, Амедео Биньями, Оскар Гальвес, Раф
4 ряд
Шику Ланди, Паскуаль Пуополо, Акилле Варци, Клемар Бусси, Марио Сессарего
В 18-30 автомобили выкатили на стартовую прямую. В 18-50 президент Аргентинского автомобильного клуба ACA Карлос Анези (Carlos P. Anesi) дал отмашку клетчатым флагом. Царило всеобщее воодушевление: гонки гран-при вернулись в Южную Америку впервые после войны. Конечно, несколько гонок до этого прошли в чемпионатах «Меканика Аргентина» (Mecánica Argentina), серии «Фуэрца Либре» (Fuerza Libre), которую в принципе можно приравнять к гонкам гран-при по уровню техники. Но они не дотягивали по составу участников: то были аргентинские, бразильские и уругвайские гонщики, не имевшие опыта участия в международных гонках.
Так вот, с гонки в Ретиро и началась одна из интереснейших страниц истории автоспорта, то, что сейчас мы называем «Темпорада».
Старт выиграл Хуан Гальвес, но еще до окончания первого круга Виллорези вышел вперед. После первого круга установился такой порядок: Виллорези — Хуан Гальвес, Оскар Гальвес , Варци, Бицио, Ланди, Раф, Пальмиери и остальные. К началу шестого круга Оскар Гальвес обогнал брата в борьбе за второе место. Но тот недолго продолжал гонку — на десятом круге Хуан Гальвес заехал в боксы и покинул автомобиль: утечка топлива.
Виллорези мало-помалу отрывался от Оскара Гальвеса, а Варци после схода его брата был уже третьим. На 21 круге Оскар заехал в боксы и больше на трассе не появился. Варци переместился на второе, а Ланди — на третье место. Причем между ними шла достаточно жесткая борьба. Однако вскоре Ланди заехал в боксы для замены свечей зажигания. Вернувшись обратно, Ланди вынужден обгонять еще и Пессатти, чтобы вернуть себе третью позицию. Сделать это было не так просто, потому как Пессатти навязал почти контактную борьбу Варци. Но постепенно он начал терять скорость: левая передняя покрышка износилась и заезд в боксы был неминуем.
К 22 кругу Виллорези комфортно лидировал с отрывом 40 секунд перед Варци, его ближайшим преследователем. Но Варци нашел "общий язык" с автомобилем и начал нагонять Виллорези: к 30 кругу отрыв составлял 30 секунд, к сороковому — 19 сек., к сорок пятому — 11 сек. Акилле было непросто продолжать гонку: его лицо и очки были залеплены маслом, летевшим из-под капота.
И тем не менее, за три круга до финиша между ними остается 6 сек. За круг до финиша — уже четыре секунды. Виллорези удается финишировать первым. На финише его и Варци разделяло чуть больше секунды. Публика сразу заподозрила, что финиш был договорной: намного опережавший в темпе Варци на последнем круге просто сбросил скорость и не стал мешать победному финишу Виллорези. За круг до финиша Филиппини информировал щитом и того, и другого.
Пусть вас не смущает, что Виллорези выступал за итальянскую команду «Скудерия Амброзиана», а Варци — за французскую «Экюри Нафтра Курс». При том, что менеджер у них был один — Коррадо Филиппини. Еще долгие годы европейские команды предоставляли технику и гонщиков, а шоу руководил Филиппини. Он договаривался с организаторами, он решал, кто в какой гонке должен победить, он же делил между участниками и деньги.
P.S. Гонка интересна еще одним фактом — за исключением одного экземпляра «Альфа Ромео 308C», на тот момент находившегося в США, в Буэнос-Айресе 9 февраля собрались все оставшиеся автомобили этой модели, коих было произведено на свет всего 4 штуки: на них стартовали Оскар Гальвес, Шику Ланди и Акилле Варци .