До тех пор, пока в 1992 году в России не стали показывать "Формулу" регулярно и "живьём", болельщики, вероятно, следили за событиями "заочно". Сам я, по крайней мере, жил от одного газетного репортажа до другого. Интерес был больше статистический, потому что чисто гоночные события увидеть было нельзя, а газетные заметки не могли передать всё очарование гонок. В такой ситуации чуть ли не самым интересным были разнообразные статистические подсчёты как в рамках всего чемпионата, так и с учётом прошлых. Стратегии команд тут - дело вполне естественное и даже необходимое, потому что суть всего этого действа заключается в накапливании очков.
Когда есть возможность смотреть сами гонки, добавляется новая сторона явления - чисто гоночная: скорость, прохождение поворотов, обгоны, тактика, пит-стопы. Это волнует куда больше, и когда статегическо-статистическая сторона вдруг начинает превалировать, люди чувствуют себя обманутыми, потому что они собрались смотреть борьбу на трассе, а вместо этого видят какие-то секретные перемещения. Одно дело, когда гонщик нажимает изо всех сил, но не может настичь соперника; другое - когда он препочитает спокойно доехать до финиша на имеющейся позиции, чтобы получить хоть какие-то очки. Зритель на трибуне или перед телеэкраном никогда в точности не знает, что происходит, но доподлинно известно, что он очень любит открытую и честную борьбу. Вот это мы сейчас и видим практически в любой гоночной серии.
Возникает вопрос: а можно ли как-то заинтересовать гонщиков и команды с тем, чтобы они боролись не только за очки, но и за результат в каждой гонке? Может, денег им дополнительно пообещать? Иногда в единичных случаях бывает такое в контрактах у конкретных гонщиков, а вот если бы дополнительные премии выплачивались бы всем со стороны организаторов...
Но не получится. Идея коммерческой гоночной серии как раз и заключается в принципе гарантированного распределения доходов между всеми участниками. Ведь раньше каждый участник индивидуально договаривался с организаторами о сумме стартовых и призовых, и суммы у всех были разными. Кроме того, бывало такое, что участникам в силу каких-то причин просто не выплачивались обещанные деньги. Постоянные участники личного чемпионата мира в своё время объединились для того, чтобы сообща гарантировать себе постоянные доходы и уменьшить некоторые расходы. Берни Экклстоун нашёл правильную формулу финансового благополучия и в конце концов мы имеем то, что имеем. Эккслстоун сам занимается переговорами с организаторами гонок от имени команд, причём, теперь не организаторы ставят условия, а Берни. Он называет цену, которую должен заплатить тот, кто хочет увидеть у себя команд и гонщиков, от имени которых он действует. Деньги платят как владельцы трасс, которые, в свою очередь, зарабатывают на билетах и щитовой рекламе, так и телекомпании, продающие рекламное время в телеэфире. Деньги платятся заранее. Из получаемой суммы Экклстоун оставляет себе весьма недурные комиссионные за хлопоты, а остальное раздаёт в определённых пропорциях командам в зависимости от показываемых ими результатов. То есть команды уже фактически заранее гарантированно имеют ту сумму, которая раньше могла оказаться меньше по прихоти организаторов либо вообще быть невыплаченной. Конечно, чем выше результат, тем и вознаграждение выше, но необходимый минимум уже есть.
В свою очередь, участники тоже должны кое-что гарантировать организаторам, уже от лица которых как бы выступет Экклстоун. Если организаторы платят столь большие деньги, они должны быть уверены, что они получат то шоу, которое можно будет продать зрителям. Это значит, что, например, число участников должно быть не меньше определённого, а то вот нынче в Индианаполисе осталось на трассе 6 машин, и болельщикам это не понравилось, что вылилось в финансовые потери различных заинтересованных сторон. Поэтому и существует Договор Согласия, точное содержание которого известно только его участникам, и который определяет правила грамотного взаимного поведения для гарантированного зарабатывания оговоренных сумм.
Создание в 1981 году гоночной серии "Формула-1" было лишь промежуточным шагом в коммерциализации бывшего личного чемпионата мира. Последним кирпичом в стене была передача коммерческих прав Экклстоуну и подписание командами Договора Согласия в 1982 году, после чего стали постепенно исключаться всякие небольшие вольности, которые теперь воспринимаются как что-то очень любопытное и добавляющее разнообразия: третья машина для приглашённого гонщика, заявка вообще только одной машины. Судя по всему, в определённый момент объёмы собираемых с организаторов денег стали такими, что одной из главных проблем стала забота об оправдывании ожиданий, связанных с этими затратами. Проще говоря, люди хотят шоу - они должны его получить.
В середине девяностых как-то так совпали несколько факторов. Во-первых, гибель Сенны стала предлогом крестового похода Мосли за безопасность гонок. Во-вторых, после короткого появления на арене "Формулы-1" нескольких команд-однодневок в новом Договоре Согласия была, так сказать, закреплена форма закрытого акционерного общества, при которой появление новых команд было сильно затруднено. В-третьих, многие коммерческие и политические решения оказывались конъюнктурными и приводили к требованиям их отмены или новых перемен, и этот лавинообразный процесс продолжается до сих пор.
Причину всех этих проблем можно разглядеть в принципе коммерческой серии. Когда делёж денег становится основополагающим занятием организаторов и участников серии, когда они превращаются в междусобойчик, который сам внутри себя пытается придумать правила своего существования, речь уже не идёт о спортивном принципе выявления лучших гонщика, конструктора и команды. Участники просто пытаются зачерпнуть побольше из общего котла, коммерческий организатор заботится о постоянном наполнении своего личного котелка, а политический организатор старается создать видимость, что он всем этим управляет.