Эта тема будет посвящена особенностям системы гоночных серий, началом господства которой можно считать 1981 год, когда была создана самая существенная серия - "Формула-1", - показавшая всем остальным путь дальнейшего развития. Де-факто и гонки гран-при годом ранее, и многие другие соревнования существовали в форме серий или находились на подступах к этому, но именно отмена личного чемпионата мира и сведение гонок гран-при в единое соревнование послужило решающим событием.
Сейчас мы имеем систему замкнутых на себя серий с индивидуальными правилами и жёсткой конкуренцией. В принципе, рынок автогонок поделен, но в свете понимания системы серий надо осознавать, что каждая новая серия - это, в большей степени, возмутитель спокойствия при делёжке денег, который оттягивает часть денег, которые тем или иным образом платят болельщики, на себя, поэтому от других участников делёжки требуется либо защищаться и возвращать свою аудиторию, либо искать всё новых и новых "доноров".
Главная цель этой темы - обратить внимание болельщиков на то, что особенности системы серий соврешенно не характерны для предыдущих периодов истории автоспорта, которые можно поделить на эпоху зарождения и развития гоночных классов (1894-1940) и эпоху расцвета гоночных классов и развития гоночных серий (1945-1980).
Для начала - один из заголовков текущих новостей: "Хозяин Ф1 хочет провести ночную гонку". Интересно, что можно найти полную противоположность данной ситуации в истории чемпионатов (которые, в отличие от серий, характеризуются отсутствием централизации спортиной, технической и коммерческой власти). Известно, что мировые первенства АИАКР 1928-1930 годов провалились из-за того, что МСК устанавливала такие правила проведения зачётных гонок, которые не устраивали организаторов самих гран-при, и те просто-напросто игнорировали требования АИАКР.
Скажем, АИАКР объявляла условия определения чемпиона на предстоящий год. В этих правила были следующие основные принципы: а) претенденты должны принять участие в определённом наборе гонок; б) каждая гонка должна проводиться для указанного класса автомобилей. Коль скоро организаторы предпочли проводить свои гонки для других классов, потому что понимали, что не смогут набрать достаточного числа участников класса, предписанного АИАКР, эти гонки автоматически исключались из зачёта чемпионата мира, ведь АИАКР не могла диктовать свои условия организаторам гонок. В этом принципиальное отличие чемпионатов от серий.
Сейчас все гонки каждой серии обезличены, и в некоторых даже и не делаются попытки придать им какую-то индивидуальность, а, скажем, в "Формуле-1" историческая индивидуальность некоторых гонок усиленно поддерживается, хотя, может быть, если этих усилий не предпринимать, вся индивидуальность быстро сойдёт на нет.