Форум истории автоспорта > История

1987 год

<< < (2/5) > >>

Владимир Коваленко:
8-9 этапы (Германия, Венгрия)

ХОКЕНХАЙМ  (ФРГ). На очередном этапе чемпионата мира в классе "Формула-1" победу одержал бразилец Н. Пике на "Уильямсе". Второе место занял С. Юханссон из Швеции на "Макларене" и третье - А. Сенна из Бразилии на "Лотусе".
"Советский спорт", 29.07.87

Crunch time in Hungary
REIGNING world champion Alain Prost of France and Brazilian ace Ayrton Senna will be making determined bids to break the growing Williams stranglehold on the world Formula One championship in the second Hungarian Grand Prix in Budapest on Sunday.
After five Grands Prix without a win, Prost is desperate to triumph not only to maintain his challenge for the drivers' championship, but also to record a 28th career victory.
He has not won see equalling Jackie Stewart's record of 27 wins at the Belgian Grand Prix in May and, after modifications to his McLaren's Porsche engine, remains optimistic despitee being forced to retire at the West German race
The Frenchman was also forced to retire during last year's first Hungarian race, run on the slow, twisting Hungaroring circuit near Budapest where Williams' Brazilian Nelson Piquet, the current championship leader, won an exciting victory.
Piquet, whose duel with teammate and rival Nigel Mansell has threatened to dominate the season, is likely to be among the leading contenders again, but may be seriously challenged by his compatriot Senna.
Senna led the title race after the two street circuit Grands Prix at Monaco and Detroit and Lotus have modified the chassis of his car, equipped with computer-controlled suspension, in a bid to improve its competitiveness.
"I like the track," commented Senna. "It's a hard driving circuit with lots of challenges and plenty of twists and turns. It should be a good circuit for our car."
Senna finished second to Piquet last year and will be determined to stop his compatriot following his West German win with a repeat of his 1986 triumph to consolidate his grip on the championship race.
Piquet leads Senna by four points and Mansell by nine, but he knows both they and Prost will be a major threat with Mansell determined to mark his 33rd birthday on the eye of the race with his fourth win of the season.
"Morning Star", 07.08.87

Mansell out again
NIGEL MANSELL'S season of bad luck continued in Budapest yesterday after he started the Hungarian Grand Prix from pole position - his seventh such start of the year - led for much of the race, but again failed to finish.
That failure meant Brazilian team-mate Nelson Piquet extended his lead in the championship race with his second successive win.
Piquet's win lifted him seven points clear of fellow-Brazilian Ayrton Senna - the man he will replace when he leaves Williams for Lotus next season - in the title race.
But again, as in the West German Grand Prix two weeks ago, Piquet owed his victory to the misfortunes of his rivals, in particular Mansell, as much as to his own exceptional driving skills.
Piquet did not lead until the 71st lap after Mansell had come to a standstill while leading by 10 seconds. He appeared to have a wheel problem with his car.
Piquet then drove on to a comfortable victory. He finished 37.7 seconds ahead of Senna and more than a minute ahead of defending world champion Alain Prost of France in a McLaren.
Belgian Thierry Boutsen in a Benetton was fourth, Italian Riccardo Patrese in a Brabham fifth and Briton Derek Warwick sixth in an Arrows.
Both Ferraris failed to live up to the promise they had shown in practice.
Austrian Gerhard Berger retired while running second after 12 laps and Italian Michele Alboreto retired in the same position after 28 laps.
"Morning Star", 10.08.87

СКОРЕЕ УДАЧА, ЧЕМ УСПЕХ
Так охарактеризовал свою победу на восьмом этапе чемпионата мира по автогонкам бразилец Нельсон Пике. Выступающие на машинах класса «Формула-1» 26 сильнейших гонщиков встретились на трассе «Хокенхайм» в ФРГ. Лишь семеро дошли до финиша и получили зачет. Высокие средние скорости, напряженная борьба и жаркая погода внесли свои поправки в коэффициент надежности сверхмощных гоночных автомобилей.
Англичанин Найджел Мэнселл снова был самым быстрым на тренировках, и его «Уильямс-Хонда-ФВ11Б» стоял на старте первым. Но еще накануне он отметил, что западногерманская фирма «Порше» подготовила к этапу в ФРГ более мощную и надежную модификацию своих моторов. Так что француз Ален Прост, лидер команды «Макларен», чьи машины оснащены этими двигателями, получил реальные шансы бороться за победу.
Мэнселл переволновался и «прозевал» старт. Никогда не теряющий присутствия духа Прост вырвался вперед. Оба из тактических соображений шли на покрышках из очень мягкой резины, которые хотя и обеспечивают прохождение поворотов на высокой скорости, но недолговечны. Дистанция гонки — 44 круга, или 299 километров. Где-то на середине дистанции оба планировали остановку для замены «обуви».
Мэнселл нагнал Проста уже на втором круге, но тот не сдавался, и оба оторвались почти на полминуты от шедшего на третьем месте Пике. После финиша бразилей признался, что он был недоволен поведением своего «Уильямса», и предполагал, что будет прекрасно, если в сложившейся ситуации он закончит гонку третьим.
Понимая, что Мэнселл вот-вот остановится в ремонтном боксе, Прост раньше соперника решил провести замену шин. Механики совершили чудо — вся операция заняла 6,77 секунды. На свежих шинах прошлогодний чемпион мира стал быстро настигать Мэнселла. И ему удалось-таки захватить лидерство. Мэнселл боролся, как лев, но француз был недосягаем, а мотор «Хонда», традиционно надежный, вдруг на 25-м круге сдал.
Прост уверенно вел гонку. За ним на почтительном расстоянии следовал Пике. Он едва видел соперника — лишь языки пламени из выхлопных труб «Макларена» в моменты переключений передач обозначали контур мчащейся впереди машины. За четыре круга до финиша на двигателе «Порше» (повышенной надежности!) вышел из строя генератор.
Когда Пике первым закончил гонку, у шведа Стефана Юханссона за полкруга до финиша спустила передняя правая шина. Его «Макларен» мгновенно перестал слушаться руля, но швед, едва удерживая извивающийся, словно змея, автомобиль, буквально дополз до финиша. И все-таки вторым!
Что касается Пике, то он на пресс-конференции, состоявшейся сразу после финиша, отметил: «Я надеюсь, что на следующем этапе все сложится точно так же, как в прошлом году: я выигрываю тут, переезжаю и выигрываю в Венгрии».
Да, в прошлом году Пике победил на трассе «Хокенхайм» и на трассе «Хунгароринг». Перед девятым этапом, который состоялся в воскресенье 9 августа под Будапештом, он был настроен по-боевому. Его коллега по команде Мэнселл отметил недавно: «Нельсон быстрый и талантливый гонщик, только он не признается, что я езжу так же быстро, а порой и быстрей его». Под знаком соперничества этих двух спортсменов и прошел венгерский этап первенства мира.
Миллионы телезрителей в нашей стране имели возможность 45 минут наблюдать эти интересные соревнования, и для них, очевидно, исход гонки в течение 40 минут не вызывал сомнений — первым должен был стать Мэнселл. Он снова показал лучшее время на тренировке и со старта на своем «Уильямсе» возглавил змеящуюся вереницу машин. Все компьютеры на борту его автомобиля работали безупречно, да и сам Мэнселл действовал, словно хороший компьютер последнего поколения. На девятом круге — а всего   дистанция на «Хунгароринге» составляет 76 кругов, или 305 километров, — за  англичанином шли: Бергер, Альборетто, Пике, Сенна  и Бутсен. Затем с  трассы сходят Юханссон, Накаджима и другие сильные  соперники.
Когда участники оставили позади первую четверть дистанции, гонщики «Феррари» Альборетто и Бергер уже превратились в зрителей. И это открыло «путь наверх» державшемуся на четвертом месте Пике. Теперь у него оставался один соперник.
Две трети дистанции гонка проходила, если можно так выразиться, в позиционной борьбе. А лидировал по-прежнему Мэнселл. За ним пока безуспешно, но настойчиво «охотился» Пике, а того в свою очередь поджимал Сенна.
Драма разыгралась на последней четверти дистанции. Компьютеры на «Уильямсе» Мэнселла по-прежнему действовали безупречно, но... сначала дал трещину шплинт, фиксирующий центральную гайку, которой крепится правое заднее колесо. Выходя из правого поворота, гонщик почувствовал, что задняя часть «Уильямса» на несколько миллиметров произвольно ушла влево. Мгновение — и гайка уже рассталась с колесом: все мы это отчетливо видели на телеэкране. Мэнселл начал плавно отжимать машину левее и левее, чтобы не потерять колесо, а с ним и власть над автомобилем. Англичанину осталось утешаться тем, что он лидировал 70 кругов из 76.
Нельсон Пике оказался провидцем. Он финишировал первым, а за ним, как и в прошлом году на этой трассе, его земляк Айртон Сенна.
Что до арифметики первенства мира, то после девяти этапов наилучшая сумма очков (48) у Н. Пике (Бразилия), выступающего на «Уильямс-Хонда». За ним идут А. Сенна (Бразилия) на «Лотус-Хонда» — 41 очко, Н. Мэнселл (Англия) — на «Уильямс-Хонда» и А. Прост (Франция) на «Макларен» — оба по 30 очков, С. Юханссон (Швеция) на «Макларен» — 19 очков.
Впереди еще семь этапов. Очередной, десятый, состоится 16 августа в Австрии.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт" - 12.08.87


И ВТОРОЙ РАЗ — ПОБЕДА
Нельсон Пике вновь стал обладателем Большого приза на «Хунгароринге», где во второй раз состоялся этап чемпионата мира среди гоночных автомобилей типа «Формула-1». Многие соперники вынуждены были распрощаться с надеждой на победу из-за технических неполадок. По мнению специалистов, эти соревнования, за которыми с огромным интересом следили более ста тысяч зрителей, вновь увенчались успехом. Это дает повод надеяться, что с дирекцией «Хунгароринга» будет подписан новый договор сроком на пять лет.
"Венгерские новости" - 1987, №11Владимир Коваленко38608,6179976852

Владимир Коваленко:
10-11 этапы (Австрия, Италия)

"...ВЫИГРЫВАТЬ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ЛЕГЧЕ?"
Опытные автогонщики, много раз стартовавшие на чемпионатах мира, самым трудным элементом соревнований считают обгон спортсмена, который отстал на круг. Его намерения не всегда удается достаточно точно предвидеть, а заметная разница в скоростях движения только усложняет задачу. Неполадки в машине - вот важнейшая причина того, почему этот гонщик отстает от лидеров. Его автомобиль неожиданно может выйти из повиновения, отвалившаяся деталь, вылившееся из разрушившихся двигателя или коробки передач масло сразу создадут аварийную ситуацию. И для обгоняющего тогда неизбежна потеря секунд, а порой и победы. Именно так случилось на десятом и одиннадцатом этапах первенства мира по кольцевым автомобильным гонкам на машинах класса "Формула-I".
Начнем с австрийского этапа, который проходил на трассе в Цельтвеге, очень скоростной и сравнительно узкой. Драма разыгралась еще на старте. Англичанин Мартин Брандль, едва тронувшись, определил во резкому рывку автомобиля в сторону, что лопнул рычаг подвески заднего колеса. Удержать утративший послушание "Цакспид" ему не удалось, машина врезалась в защитный барьер. Тотчас последовала "цепная реакция": еще пять "болидов" получили повреждения. Никто из спортсменов не пострадал, красный сигнал опасности заставил всех остановиться.
Когда закончился срочный ремонт - повторный старт. Занимавший первую позицию Найджел Мэнселл нервничал. Накануне перед сотым в его спортивной биографии стартом в гонках первенства мира у англичанина разболелся зуб мудрости, который пришлось удалить. А тут еще этот Брандль! На зеленый сигнал стартового светофора Мэнселл отреагировал с крошечным запозданием. Но автомобили "Формулы-I" набирают скорость почти мгновенно, И за спиной у Мэнселла оказалось несколько соперников, готовых в любой миг вырваться вперед. Чтобы компенсировать ошибку, он чуть резче, чем обычно, отпустил сцепление, и оно пробуксовало. Медленно набирающий скорость "Уильямс" заблокировал путь группе машин. Произошел "завал", в котором пострадали одиннадцать автомобилей. К счастью, пилоты и на сей раз отделались нервной встряской.
Третий старт дали почти через час. Мэнселл не рисковал, и позволил уйти вперед своему коллеге по команде Нельсону Пике. А впереди лежали 52 круга, 312 километров асфальта. Уже к 21-му кругу англичанин нагнал бразильца. И когда тот пошел на обгон отставшего на круг гонщика, стараясь протиснуться в узкий просвет между машиной и бровкой трассы, Найджел сбавил немного скорость. Обгоняемый, зафиксировав в своих зеркалах заднего вида стремительно идущего Мэнселла, принял в сторону, и англичанин молниеносно использовал счастливую возможность. Круг за кругом он увеличивал отрыв и финишировал на 55,7 секунды впереди соперника.
- Я шел здесь вторым, - сказал на пресс-конференции после соревнований Пике, - ради победы не в гонке, а в чемпионате. Было бы глупо терять верных шесть очков за второе место, я избрал путь тактической борьбы.
Одиннадцатый этап состоялся в Италии на трассе "Монца" через три недели. Казалось, за это время гонщики могут отдохнуть, сбросить нервное напряжение...
Главный   конструктор "Уильямса" Патрик Хед нашел на этот период для Мэнселла и Пике иное занятие. Созданная им новая гоночная модель с подвеской колес, управляемой, как и на "Лотусе-Хонде-99Т", компьютером, требовала интенсивной доводки. Победу в Монако Аиртона Сенны на "Лотусе" Хед расценил как тревожный для себя и команды симптом. Более того, "Хонда" объявила, что с 1988 года прекращает поставку своих победоносных моторов "Уильямсу": впредь на них смогут рассчитывать только "Лотус" и "Макларен". Значит, в будущем "Уильямсу" надо искать новые технические решения, чтобы хотя бы не уступить "Лотусу", который на сегодня имеет после "Уильямса" лучшие по конструкции автомобили.
Мэнселл скептически отнёсся и идее перехода на новую конструкцию в разгаре сезона и счел модель с "электронной" подвеской колес "журавлем в небе". Пике же со своей бригадой механиков и инженеров за три недели наездил на модернизированной машине в гоночном режиме 4500 километров. Он выявил ее слабые и сильные стороны, и по его оценкам и выводам конструкция была усовершенствована. После окончания тренировок перед итальянским этапом Пине уже мог заявить, что "новая подвеска колес работала великолепно". Благодаря ее "электронному мозгу", машина одинаково хорошо слушается руля как с полными, так и с полупустыми баками" (полупустой бак означает, что автомобиль стал легче на 90-100 килограммов). Кстати, и результаты тренировок красноречиво подтверждали сказанное Пике: Мэнселл при всей своей собранности показал худшее, чем Пике, время!
Не удивительно, что со старта первым опять ушёл Пике, который и лидировал до 23-го круга. Потом - остановка для замены шин, и впереди уже Аиртон Сенна на "Лотусе".
На 43-м круге (а всего их предстояло пройти 50) Сенна вошел в очень сложный поворот "Параболика". У этого поворота радиус постепенно уменьшающейся кривизны, и история трассы знает немало тяжелых аварий, происшедших именно на предательской "Па-раболике". Как раз на этом повороте на пути Сенны оказался отставший на круг Рене Арну. Неверное движение o рулем при обгоне - и "Уильямс" бразильца выскакивает за обочину, поднимая песчаный шлейф, возвращается вновь на  трассу, где делает пируэт. Все-это заняло 12 секунд. - Пике за эти мгновения не только вышел в лидеры, но и оторвался от соперника на 7 секунд.
Пике закончил гонку с очень небольшим отрывом от преследователя - всего 1,8 секунды. Теперь в розыгрыше первенства Нельсон Пике опережает Аиртона Сенну на 14 очков к считается уже верным кандидатом на титул чемпиона мира 1987 года. Но сам лидер крайне осторожен в прогнозах. "Еще пять этапов впереди, и я не хочу говорить о титуле, но теперь мне становится выигрывать все легче и легче".
Насколько легко это окажется в действительности, покажет двенадцатый этап, который состоится 20 сентября на португальской трассе "Эшторил".
Л. ШУГУРОВ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Чемпионат мира 1987 года в классе машин "Формула-1". 10-й этап. Австрия. 312 км: 1. Н. Мэнселл (Англия), "Уильямс-Хонда", средняя скорость 235,421 км/час; 2. Н. Пике (Бразилия), "Уильямс-Хонда"; 3. Т. Фаби (Италия), "Беннеттон-Форд"; 4. Т. Бутсен (Бельгия), "Беннеттон-Форд"; 5. А. Сенна (Бразилия), "Лотус-Хонда"; 6. А. Прост (Франция). "Макларен-Порше". 11-й этап. Италия, 290 км.: 1. Пике - средняя скорость 232.636 км. ч.: 2. Сенна; 3. Мэнселл; 4. Г. Бергер (Австрия), "Феррари"; Б. Бутсен; 6. С. Юханссон (Швеция). "Макларен - Порше".
Сумма очков после 11 этапов: Пике - 63, Сённа - 49, Мэнселл - 43, Прост - 31, Юханссон - 20, Бергер - 12.
"Советский спорт", 18.09.87

Владимир Коваленко:
12-13 этапы (Португалия, Испания)

Williams set for victory
NIGEL MANSELL and Nelson Piquet can not settle the world drivers' title in Sunday's Portuguese Grand Prix, but their duel for supremacy should leave their Williams team with the prestigious constructors' championship.
Mansell left the Italian round of the series at Monza two weeks ago still top of the standings, five points ahead of his Brazilian partner and rival.
Two races follow Estoril before the 16-round championship is concluded, Mexico, and then Australia, next month.
A total of 27 points are at stake, too many to decide the individual honours this weekend, even though Mansell will be forced to drop previous scores in the last two rounds if he is among the points again this weekend.
Only the best 11 results count and he has 10 to his credit already.
But Williims aim to clinch the team title for a third time.
They won it in 1980 and 1981 and need only three more points to put themselves beyond the reach of nearest challengers McLaren, who have completed the Formula One "double" for the last two years.
Williams also want to break McLaren's rerord 143.5 haul in 1984.
Constructors points are awarded to the finishing positions of both drivers in a team.
Mansell and Piquet have enjoyed an immensely successful season: Two "one-two" finishes, four victories apiece, and only one Grand Prix, Austria, where they both drew a blank.
"Morning Star", 19.09.87

ЭШТОРИЛ (Португалия). Очередной этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1" выиграл победитель мировых первенств 1985 и 1986 годов француз Ален Прост на "Макларен-Порше". 70 кругов протяженностью 304,5 км он проехал за 1:37.03,906. Это двадцать восьмая победа Проста на этапах "Формулы-1", а всего француз стартовал в 117 этапах. Второе место занял австриец Герхард Бергер на "Феррари" - 1:37.24,399, а третье - Нельсон Пике из Бразилии на "Уильямс-Хонда" - 1:38.07,201. По сумме двенадцати этапов впереди Пике - 67 очков. На втором месте его соотечественник Аиртон Сенна на "Лотус-Хонда" - 49 очков.
"Советский спорт", 22.09.87

ХЕРЕС-де-ла-ФРОНТЕРА (Испания). Победу в очередном этапе чемпионата мира в классе машин "Формула-1" одержал англичанин Найджел Мэнселл на "Уильямс-Хонда". Он проехал 72 круга протяженностью 303,696 км за 1:49.12,692. Вторым Финишировал чемпион мира 1985 и 1986 годов француз Ален Прост на "Макларен-Порше" - 1:49.34,917. Далее места заняли: швед Стефан Юханссон на "Макларен-Порше" - 1:49.43,510 и бразилец Нельсон Пике на "Уильямс-Хонда" - 1:49.44,142. По сумме тринадцати этапов впереди Пике - 70 очков. На второе место перешел Мэнселл - 52 очка, а на третьем - соотечественник Пике Аиртон Сенна на "Лотус-Хонда - 51 очко.
"Советский спорт", 29.09.87

НА ЭЛЕКТРОННЫЙ "МОЗГ" НАДЕЙСЯ...
- Я хорошо знаю эту трассу, каждую ее неровность. "Эшторил" очень требовательна к гонщику, - повторял француз Ален Прост перед двенадцатым, португальским, этапом первенства мира. Он ее действительно хорошо знал и мог рассчитывать, что именно на ней сможет потягаться с бразильцами Нельсоном Пике и Айртоном Сенной, выступающими на автомобилях, подвеской колес которых управляет электронный "мозг".
Двукратный чемпион мира лелеял также честолюбивую мечту - выиграть свой двадцать восьмой "Гран-при". Тогда он оставит позади Джеки Стюарта, который с 1965 по 1973 годы одержал двадцать семь побед. Англичанин добился этого результата, стартуя в 99 гонках чемпионата, а Прост на португальской трассе "Эшторил" брал свой 117-й старт.
Борьба разгорелась уже на тренировках. Нет, не Ален показал лучшее время. И не Сенна с Пике, которые чувствовали себя как дома - привычная жара и португальская речь. Самым быстрым на тренировках оказался "Феррари" австрийца Герхарта Бергера. И заслуга в этом не только гонщика, но и нового главного конструктора фирмы 42-летнего Джона Барнарда, который решительно взялся за совершенствование этих автомобилей.
Почти всю первую половину гонки лидировал Бергер. Англичанин Найджел Мэнселл, который впервые стартовал на "Уильямсе-ФВ12" с "думающей" подвеской колес, прошел лишь 14 кругов из 70 - его подвел двигатель. На 34-м круге гонку возглавил другой заводской гонщик "Феррари" - Мишель Альборетто. Два круга он лидировал, но затем вперед вновь вышел Бергер. Прост сначала просто держался в лидирующей пятерке, не показывая своих намерений. Когда раскладка сил стала очевидной, он остановился для замены шин и - в погоню. На последних тридцати кругах Прост навязал Бергеру борьбу и в конце концов измотал соперника. Австриец допустил ошибку, его машина пошла в занос, а Прост за два круга до финиша вырвался вперед. Тридцать тысяч зрителей громом оваций приветствовали 28-ю победу француза, который стал самым результативным гонщиком в истории чемпионата мира.
Бергер закончил гонку вторым (кстати, лучший его результат в нынешнем сезоне), а Пике - третьим.
Трасса "Эшторил" собрала лишь 30 тысяч зрителей. По современным меркам это мало. Вице-президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Бернхард Эккльстон в связи с этим заметил: "Мы должны предложить зрителю больше зрелища, должны найти нечто, что активизировало бы его интерес. Очень важным моментом тут может стать обстоятельная информация. Сейчас болельщикам очень трудно ориентироваться в том, что происходит на трассе. Голос комментатора из динамиков почти не слышен - его заглушает рев моторов. На будущий год намечаем раздавать зрителям наушники - в них голос комментатора станет звучать на четырех языках".
Озабоченность Эккльстона легко понять: финансовое благополучие чемпионата мира "Формулы-1" напрямую зависит от посещаемости гонок. Что же касается спортсменов, то среди них наибольшую озабоченность вызывает вопрос, какой системе подвески колес отдать предпочтение: традиционной или с электронным управлением, где ее параметры постоянно подстраиваются к особенностям трассы. На поворотах под действием центробежной силы гоночный автомобиль с традиционной конструкцией подвески идет с креном, и условия сцепления шин с дорогой не всегда оказываются наилучшими. При электронной подвеске компьютер мгновенно по сигналам датчиков оценивает ситуацию, изменяет параметры пружин и стабилизаторов, и автомобиль проходит поворот без крена, как бы прижавшись к дороге. Его шины при этом строго перпендикулярны полотну трассы и обеспечивают наилучшее сцепление с дорогой, а следовательно, наибольшую скорость преодоления поворота. Впрочем, почти любая новая идея имеет свои "но". Так, на скоростных поворотах электронный "мозг" не всегда срабатывает, как надо, на более же "медленных" он делает традиционную подвеску безнадежно устаревшей.
И еще одно обстоятельство. Новая конструкция подвески колес требует от гонщика иных навыков управления, иных ответных реакций. В команде "Уильямс" Нельсон Пике быстро приспособился к ее характеру, а Найджел Мэнселл нет.
Тренировки перед тринадцатым этапом первенства мира на испанской трассе "Херес" не выявили особых преимуществ электронной подвески перед традиционной - удельный вес скоростных поворотов тут выше. Мэнселл попробовал "Уильямсы" с различной системой подвески колес и стартовал на автомобиле с традиционной ее конструкцией. В свою очередь, Пике тренировался на электронном варианте "Уильямса" и смог показать лучшее, чем остальные гонщики, время.
Пике стартует первым, за ним - Мэнселл. Уже в конце первого круга Найджел возглавляет гонку. За его спиной оспаривают с переменным успехом второе место Пике, Сенна, Бутсен, Прост. Сенна не планировал на протяжении всей дистанции замену шин. Однако к 63-му кругу покрышки его "Лотуса" уже имели очень опасный износ. Остановка для замены вывела бразильца из группы претендентов на второе место.
А что же Пике? Его автомобиль работал безупречно, но сам гонщик, по его признанию, на испанской трассе совершил больше просчетов, чем за предыдущие двенадцать этапов. Одна из ошибок на повороте - и Пике на своем "Уильямсе" совершает "экскурсию" в окружающую поворот траву... И уже Прост, искушенный тактик, идет вторым, чтобы никому не уступить этого места до финиша.
После 13 этапов турнирную таблицу возглавляет Пике с 70 очками. За ним следуют Мэнселл - 52 очка, Сенна - 51 очко и Прост - 46 очков. Однако в зачет чемпионата мира идут только 11 лучших результатов из числа показанных на 16 этапах. После Испании впереди гонки в Мексике, Японии и Австралии.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 07.10.87
 

Владимир Коваленко:
14-15 этапы (Мексика, Япония)

МЕХИКО. Победу в очередном, четырнадцатом этапе чемпионата мира в классе машин "Формула-1" одержал англичанин Найджел Мэнселл на "Уильямс-Хонда". Он проехал 63 круга протяженностью 278,523 км за 1:26.24,207 (средняя скорость 192,411 км в час). Вторым финишировал Нельсон Пике из Бразилии на "Уильямс-Хонда". Он отстал на 26,176 сек.
По сумме четырнадцати этапов впереди Пике - 73 очка, на втором месте Мэнселл - 61 очко, а на третьем - соотечественник Пике Аиртон Сенна на "Лотусе" - 51 очко.
"Советский спорт", 22.10.87

Ferrai win - at last
GERHARD Berger's blood red Ferrari beat the all conquering Honda engined teams on their home ground in yesterday's Japanese Grand Prix to give the jubilant Italian team their first taste of victory in two years.
But the talented Austrian, tipped by many as a future world champion, warned that Ferrari and the other European teams have a long way to go in the battle with Japan for Formula One supremacy.
"It was good for Ferrari, good for Europe. I hope my win will help motivate my team because I think we will have to work very hard before we can match Honda," he said.
Berger made the most of his pole position to grab the lead on the first corner of this narrow, twisting Honda-owned track.
He rapidly built a lead of almost 10 seconds and despite a mid-race pit stop for a tyre change, Berger never lost his grip on first place.
Berger was never challenged, even through outgoing world champion Alain Prost of France set a lap record as he pushed his McLaren faster in an effort to make up ground lost when a rear tyre shredded on the first lap.
That and Briton Nigel Mansell's withdrawal because of injuries suffered in a practice smash took much of the edge off what could have been the decisive round of the drivers' championship.
Mansell was the only danger with a chance to overhaul the points total of Williams-Honda teammate Nelson Piquet in the season's closing rounds in Japan and in Adelaide on November 15.
His withdrawal on Saturday gave Piquet the title for the third time and, although he had nothing to fight for yesterday the Brazilian waged a gripping battle for third place with compatriot Ayrton Senna in a Lotus until his engine failed late in the race.
Berger acknowledged the difference made by Mansell's misfortune, saying: 'For half a year I fought with Mansell and Piquet. But Mansell was back in London, and therefore Piquet did not push so hard. So I had two cars less to fight with."
'It was a relief not to have those other cars in my mirrors," he added.
"Perhaps it will make it an easier winter for our chief, the old man (Enzo Ferrari). I think he will sleep a little bit better."
It was Berger's second career win and together with a brilliant fourth place by his Italian teammate Michele Alboreto, confirmed the Ferrari team's return to form.
Alboreto, who scored the last Ferrari win in August 1985, Stalled on the grid. He started last because of clutch problems and was then hammpered by a trailing exhaust system which left a spectacular plume of sparks arched behind his car as he battled his way back through the pack.
RESULT
1 Berger (Aust)      Ferrari
2 Senna (Bra)        Lotus
3 Johansson (Swe)    McLaren
4 Alboreto (Ita)     Ferrari
5 Boutsen (Bel)      Benetton
6 Nakajima (Jap)     Lotus
7 Prost (Fra)        McLaren
8 Palmer (QB)        Tyrrell
9 Cheever (US)       Arrows
0 Warwick (GB)       Arrow
STANDINGS
1 Piquet (Bra)       73 pts
2 Mansell (GB)       61
3 Senna (Bra)        57
4 Prost (Fra)        46
5 Johansson (Swe)    30
"Morning Star" - 02.11.87

ТОКИО. Очередной пятнадцатый этап чемпионата мира в классе машин "Формула-1" выиграл австриец Г. Бергер на "Феррари".
Он проехал 51 круг протяженностью 298,09 км за 1:32.58,012 (средняя скорость 192,547 км в час). Вторым финишировал А. Сенна из Бразилии на "Лотусе" - 1:33.15,456.
По сумме пятнадцати этапов Н. Пике из Бразилии на "Уильяме-Хонде" досрочно стал чемпионом мира, набрав 73 очка. На втором месте пока англичанин Н. Мэнселл на "Уильяме-Хонде" - 61 очко, а третье место занимает Сенна - 57 очков.
"Советский спорт", 03.11.87

Невезучий Мэнселл
Один из самых богатых людей Мексики Эрнан Родригес построил в столице страны гоночную трассу в память о двух своих сыновьях, погибших в автомобильных гонках (Рикардо разбился в 1962 году, а Педро - девятью годами позже). Оба стартовали в своё время на автомобилях "Формулы-1".
Сегодня мексиканцев нет среди гонщиков, которые имеют суперлицензии для выступления в чемпионате мира. Однако в Латинской Америке за последние годы вырос авторитет бразильских спортсменов: Нельсон Пике и Аиртон Сенна были в центре внимания болельщиков в Мехико, где состоялся четырнадцатый этап чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1".
Тренировки прошли в исключительно остром соперничестве, и лучший результат — в восьмой раз в нынешнем году — показал Найджел Мэнселл (1:18.383 или 203,049 км в час). На пресс-конференции, которая состоялась после окончания тренировочных заездов, англичанин сказал или, точнее, предсказал: «Завтра будет грандиозная по накалу борьба. Трасса открывает для этого фантастические возможности».
Вспыхнул зеленый стартовый сигнал, и первым со старта, ушел... нет, не Мэнселл — ему далеко не всегда удается этот важнейший элемент соревнований. Впереди был Герхард Бергер на «Феррари», за ним — Терри Бутсен на «Беннетоне», и только третьим — Мэнселл за рулем «Уильямса». Первый круг - и первая драма: Нельсон Пике врезался в «Макларен» Алена Проста. Немедленно около них оказались пожарно - спасательные автомобили. К счастью, пожара не произошло, гонщики невредимы, и вмешательства спасателей не потребовалось. Машина Проста получила такие повреждения, что продолжать на ней гонку оказалось невозможным. У Пике, однако, все былов порядке, но оплошность отбросила его на последнее место.
На втором круге первым шел уже Бутсен, за ним - Бергер. Так продолжалось до 15-го круга, пока автомобиль Бутсена не стал терять скорость, а затем отказал двигатель, и бельгиец понял, что для него гонка закончилась. Лидером опять стал Бергер. Его настойчиво преследовал Мзнселл.
Счастье австрийского гонщика, в свою очередь, оказалось коротким: на 21-м круге двигатель "Феррари" задымил, и Бергер прекратил борьбу. Мэнселл стал лидером, но за спиной у англичанина обстановка явно накалялась. К тридцатому кругу, а это почти половина, дистанции, впереди был Мэнселл, за ним - Сенна, проигрывавший 31,5 секунды, затем Патрезе и Пике.
Вдруг восемьдесят шесть тысяч зрителей разом вскочили: у машины англичанина Дерена Уорвика оторвалось колесо. Неуправляемый "Эрроус" врезался в окружающее поворот защитное ограждение из старых покрышек. В воздух взлетели обломки машины, шины, комья земли. По всей трассе вспыхнули красные светофоры - "всем остановиться!" - а хронометристы зафиксировали положение машин на момент остановки гонки.
Выяснилась: Уорвик жив и не получил ни единой царапины. Кузов машины разлетелся на мелкие куски, поглотив энергию удара, а защитный каркас, окружающий гонщика, предохранил его от ранений. Поврежденная топливная система вспыхнула было, но автоматическая система пожаротушения не дала пламени разгореться. В общем, сработали все элементы безопасности.
Двадцать минут трассу очищали от обломков, а затем был дам повторный старт для 14 гонщиков. И снова Мэнселл впереди, но на 48-м круге его настиг Сенна. Желтый "Лотус" недолго маячил перед глазами англичанина: его "Уильяме" опять вышел в лидеры. А на 55-м нруге Сенна потерял на повороте контроль над машиной и в клубах пыли вылетел с трассы. Это не опасно, но мотор заглох, и гонщику не удалось его запустить. Такой преждевременный финиш положил конец теоретическим шансам бразильского гонщика стать чемпионом мира. Теперь претендентов осталось двое - Мэнселл и Пике.
Пике попытался нагнать и обойти лидера. 57-й круг он прошел с наилучшим временем - 1:19.132 или 201,127 км в час (заметим попутно, что результат прохождения одного круга в гонке обычно хуже, чем на тренировке). Мэнселл все-таки первым закончил дистанцию (63 круга, 278,523 км). За ним финишировали Пике, Патрезе, Чивер, Фаби, Алльо.
Одержав шестую в нынешнем сезоне победу, Мэнселл сохранял шансы стать чемпионом мира: для этого ему нужно было выиграть оставшиеся два этапа - в Японии и Австралии.
В Японии за последние годы ни разу не проводилось первенство мира, и для всех участников чемпионата эта трасса была совершенно незнакома. Особенно сложным в освоении оказался поворот в виде латинской буквы "5". Именно тут на тренировках при скорости 150 км/час Мэнселл потерпел аварию. Его "Уильяме" от удара подскочил на полтора метр над трассой, разметав защитное ограждение. Оторвалось заднее колесо, и сильно разбился несущий корпус автомобиля.
Однако защитная ячейка, встроенная в корпус машины, предохранила гонщика от ранений и переломов. Правда, из-за сильных ушибов спины и правой ноги врачи не разрешили Мэнселлу стартовать в "Большом призе" Японии.
Когда Фрэнк Уильяме, глава команды "Уильямс", o сообщил эту новость на предстартовой пресс-конференции, все взоры обратились к 35-летнелгу Нельсону. Пике. Раз Мэнселл не стартует, бразилец досрочно становится чемпионом мира. Это его третий титул - до этого он выигрывал первенство в 1981 и 1983 годах.
А победил на этапе Бергер, лидировавший в течение всей гонки. Он одержал для "Феррари" 92-ю победу на этапах чемпионатов мира. Но, что куда важнее, то была первая победа итальянской фирмы за прошедшие два года. Когда это известие пришло в небольшой городок Маранелло, где находится завод "Феррари", там начался стихийный праздник - весь город "болеет" за свою автомобильную марку.
А что же другие фавориты? Прост из-за прокола шины в самом начала гонки отстал от лидеров на два круга и не сыграл заметной роли. Сенна на "Лотусе" начал гонку третьим, долго боролся с шедшим на втором места Бутсеном и в конце концов обошел его. Немало волнений пережил Микеле Альборетто. Его "Феррари" заглох на старте, и гонщик смог включиться в борьбу, лишь когда соперники обошли его на круг. Но Альборетто сумел наверстать упущенное и финишировал четвертым. Новый чемпион мира Пике долгое время держался на четвертом месте, но за 5 кругов до финиша у его "Уильямса" отказал мотор...
Перед заключительной гонкой, которая состоится 15 ноября в австралийском городе Аделаиде, "табель о рангах" выглядит следующим образом: Пике - 73 очка, Мэнселл - 61, Сенна - 57, Прост - 46, Юханссон - 30, Бергер - 27.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 14.11.87
 

Владимир Коваленко:
16 этап (Австралия)

Ferrari's double-top joy in Australia
AUSTRIA'S Gerhard Berger threw down a blood-red gauntlet for 1988 when he overcame blistering heat and an unforgiving track to drive his Ferrari to victory in the Australian Grand Prix yesterday.
Berger, who put the Italian team back on the winner's rostrum at the Japanese Grand Prix two weeks ago, confirmed Ferrari's long-awaited return to form with a near-perfect drive in the final race of the 1987 season.
His and Ferrari's success was completed when the team were gifted their first one-two win since 1985 with the disqualification of Ayrton Senna two hours after the race had ended.
The Brazilian, second across the line, was disqualified becuase the air cooling ducts for the front brakes of his Lotus contravened Formula One regulations.
This lifted the second scarlet Ferrari of Italian Michele Alboreto up to second from third and ended Senna's career at Lotus, one of motor racing's most respected teams, in disappointment.
Berger's overwhelming victory confirmed he posseses the coolness and skill to go on and challenge for the championship and established Ferrari as the team to beat next season following two years in the doldrums.
"I have the feeling we have a good chance of winning the championship in 1988," said Berger, who had started from pole position for the second successive race.
"I don't think I should relax," he added. "I will go home, rest for one week and then start testing for next year. We have to fight straight from the beginning of the season - not in the last races."
Berger's drive in the 35 degree Celsius heat was faultless once he ha8 recovered from the shock of being overtaken by Nelson Piquet on the inside of the first corner.
The newly-crowned world champion from Brazil, in his last drive for Williams before joining Lotus, hardly had time to congratulate himself on the audacious move before Berger ripped past him on the next corner to retake the lead.
From then on the 82-lap race became a procession. Berger converted a three-second lead after the second lap into 10 seconds after 20 laps and the 125,000 crowd turned their attention to the battle for second place.
Senna emerged from a series of fierce tussles, which forced Piquet and last year's winner Alain Prost of France in a McLaren out of the race, to take second place 35 seconds behinder Berger.
His aggressive drive would have earned him enough points to have joined Nigel Mansell in second place in the world drivers' championship.
But disqualification meant he had to settle for third ahead of Prost. Mansell. did not race yesterday because of injury.
Belgian Thierry Boutsen capped Benetton's best season since they arrived on the Formula One scene in 1981 by being placed third.
Piquiet retired after his gear shift broke on the 60th lap, second before Berger's victory appeared momentarily in doubt.
The 1986 world champion had earlier lost second place when Senna and Alborteto took advantage of backmakers baulking the Frenchman to glide past at the exit of the circuit's only chicane.
Britain's Jonathon Palmer took fourth place in his normally-aspirated Tyrrell, Fenchman Yannick Dalmas, in only his third drive for Lola, was promoted to fifth with Brazil's Roberto Moreno moved to sixth after Senna's disqualification.
Lotus widened the air ducts after the brakes overheated during Friday's first qualifying session in the burning Adelaide sun.
"We put in extra ducting after the first practice. We thought we had covered all the rules but we'd missed one," a Lotus team member said.
Only eight of the 26 cars finished the 193-65-mile race - the highest casualty rate of the season - with the demanding circuit troubling even the best.
Prost completed an unhappy week by flying off at a corner after 53 laps while lying fourth.
"Morning Star", 16.11.87

БЕРГЕР ПРОТИВ ЧЕМПИОНОВ
"Тут, как и в Японии, предстоит нелегкая гонка, потому что трасса очень скользкая, и всю мощность мотора "Хонда" придется очень аккуратно использовать", - так высказался бразилец Аиртон Сенна, когда прибыл в австралийский город Аделаиду на последний, 16-й этап первенства мира по автогонкам в классе "Формула-1". Действительно, в Аделаиде трасса проложена по улицам города - 3778 метров. В программе чемпионата нынешнего года два этапа - в Детройте и Монте-Карло - уже проходили на "уличных" трассах. Оба их выиграл Сенна на "Лотусе-99-Хонде", оснащенном подвеской колес, которой управляет компьютер. В отличие от специально построенных гоночных трасс, "уличная" не такая ровная. На скорости 200 км/ч незаметные глазу главные неровности заявляют о себе резкими ударами, которые швыряют машину в непредсказуемом направлении. Именно в таких условиях, подвеска с "электронным мозгом" демонстрирует свои преимущества.
В Аделаиде средняя скорость прохождения одного круга сравнительно невелика - 176 км/ч - немаловажный момент для "думающей" подвески "Лотуса". И мощность двигателя "Хонда" - что-то около 1100 л. с., как резонно заметил Сенна, необходимо использовать небезрассудно.
Сенна имел на австралийский этап свои виды. Он уже знал, что из-за ушибов спины, полученных при аварии на тренировках в Японии, один из его важнейших соперников - Найджел Мэнселл не сможет стартовать в Аделаиде - на этом настояли врачи. Таким образом, у Мэнселла останется неизменной набранная им сумма в 61 очко. Сенна же с 57 очками мог бы, заняв либо первое (9 очков), либо второе (6 очков) место, обойти своего английского соперника и переместиться с итогового третьего места на второе.
Ставший досрочно чемпионом мира земляк Сенны Нельсон Пике жаждал одержать победу, которая бы подтвердила, что почетный титул он завоевал не только благодаря тактическим расчетам, но и за счет умения выигрывать. Кстати, Пике на машине "Уильямс" стартовал в последний раз: на будущий год он подписал уже контракт с "Лотусом". Руководство команды не нашло с ним общего языка и больше было расположено к Мэнселлу. Поэтому бразилец и хотел "им доказать"...
Неудачно выступавший в нынешнем сезоне за рулем "Брэбхэма" итальянец Рикардо Патрезе с 1988 года станет выступать вместе с Мэнселлом на "Уильямсе". И поскольку его коллега по команде не смог стартовать в Аделаиде, судьба открыла перед Патрезе возможность проявить себя. Нельзя было сбрасывать со счетов и 28-летнего австрийца Герхарда Бергера, который выиграл японский этап. Автомобили "Феррари", на которых выступают он и Микеле Альборетто, наконец "обрели форму", о чем свидетельствовало лучшее время прохождения одного круга (1.17,267), показанное Бергером на тренировках в Аделаиде. Австриец решил дать бой чемпионам мира Пике и Просту.
Бергер первым ушел со старта, лидировал все 82 круга (309,796 км), не сделав ни одной остановки для замены шин и до финиша не оставив никому надежд на успех. Пике долго держался в ведущей группе спортсменов, но на 61-м круге на его "Уильямсе" вышел из строя привод переключения передач. Не повезло и прошлогоднему чемпиону мира Алену Просту. Жара добавила тепловой нагрузки тормозам, и они стали сдавать на "Макларене", которым управлял француз. На 53-м круге он переоценил надежность тормозов, машина врезалась в защитный барьер из старых покрышек и стала непригодной для дальнейшей борьбы. Немногим раньше, на 49-м круге, лопнул тормозной диск на другом "Макларене" - под управлением Стефана Юханссона, который шел пятым.
Не столько боролся с соперниками, сколько с перегретыми тормозами и Альборетто, который во что бы то ни стало старался удержаться за лидером Бергером и шедшим на втором месте Сенной. На 62-м круге бразилец начал контратаку на позиции Бергера. Тот прибавил скорость и показал лучший результат прохождения круга в гонке. И тогда Сенна успокоился - финишируя вторым, он обеспечивал себе итоговое второе место на чемпионате.
На трибунах 123 тысячи зрителей приветствовали победителя. Но технические контролеры, осмотрев после финиша "Лотус" Сенны, нашли, что размеры воздухозаборников передних тормозов были больше максимально допустимых. И за нарушение статьи 10 технических требований к автомобилям класса "Формулы-1", результат бразильца был аннулирован!
На втором месте теперь оказался Альборетто. В шестерку сильнейших вошли также Бутсен, Пальмер, Дальма, Морено. Так закончилось первенство мира 1987 года.
В личном зачете звание чемпиона завоевал бразилец Нельсон Пике на "Уильямсе-ФВ-12-Хонде", набравший 73 очка. Это его третий титул в первенствах. Второе место удержал с 61 очком англичанин Нейджел Мэнселл на "Уильямсе-ФВ-11Б-Хонде". Третьим стал бразилец Аиртон Сенна на "Лотусе-99-Хонде" (57 очков). Прошлогодний чемпион мира француз Ален Прост на "Макларене-МП4/3-Порше", набрав 46 очков, был четвертым. На пятое место вышел австриец Герхард Бергер на "Феррари-187" (36 очков). Шестое место с 30 очками занял швед Стефан Юханссон на "Макларене-МП4/3-Порше".
Б зачете команд первое место с большим превосходством у "Уильямса" - 137 очков. Места в шестерке сильнейших далее заняли: "Макларен" (76 очков), "Лотус" (64 очка), "Феррари" (53 очка), "Бенеттон" (28 очков), "Тиррел" (11 очков).
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 26.11.87
 

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии