Форум истории автоспорта > История
1987 год
Владимир Коваленко:
Предсезонные новости
Lauda on tour
AUSTRIA'S Niki Lauda, three times Formula One world champion, is considering a racing comeback with BMW in the world touring car championships.
The West German car company announced yesterday that Lauda, who has acted as an adviser to the BMW racing team since retiring from Formula One cimipctitimi in 1985, would test their M3 model in Monza on Thursday and if happy, race the car in the Italian city this weekend.
Ferrari unveil new F1 hopeful
FERRARI yesterday unveiled their new Formula One car, the Fl-87, with increased horsepower, remodelled suspension and a lower body than its predecessors.
The decision of the car launched at the Imola track which hosts the San Marino Grand Prix in May, was overseen by John Barnard who joined Ferrari as technical director from McLaren last November.
The car, the 29th racing Ferrari produced since the company went into Formula One in 1950, has a lower chassis and a more streamlined front than the Fl-86 version. It also has 880 hp against 850 on the previous model, and six gears instead of five.
"Morning Star", 17.03.87
Владимир Коваленко:
Вводные обзоры.
Короли асфальта
Редко какой вид спорта вызывает столько противоречивых мнений, оценок, выводов, как автомобильные гонки «Формулы-1». О громадном интересе к ним во всех странах мира говорит тот факт, что 16 этапов грошлогоднего чемпионата мира привлекли более полутора миллионов зрителей (не считая огромной телеаудитории). Эти гонки зарекомендовали себя не только экономически выгодным зрелищным мероприятием. Они к тому же служат весьма действенным стимулом технического прогресса, давая постоянный импульс ускоренным разработкам в области турбонаддува, антикрыльев, управляемой компьютером подвески колес, кузовов из углепластика.
С каждым годом обостряется борьба за первенство: между спортсменами, конструкторами, владельцами гоночных фирм. И ставки в этой борьбе немалые. Так, доводка гоночного 1000-сильного мотора для сезона 1987 года обошлась японской фирме «Хонда» в полмиллиона долларов. Не секрет, что годовой бюджет гоночной фирмы «Макларен», на машине которой Ален Прост в 1986 году стал чемпионом мира, достиг фантастического уровня в 20 миллионов долларов. В жертву «Формуле-1» за 37 лет проведения чемпионата мира принесены десятки жизней талантливых гонщиков, в том числе таких асов, как Джим Кларк, Иохен Риндт, Брюс Макларен, Жиль Зильмов, Рональд Петерсон.
Подчас можно услышать резкие слова о «гонках самоубийц», «риске ради куска хлеба» и, как следствие, о сомнительном праве «Формулы-1» на существование или, по крайней мере, на наше внимание к ней. Действительно, противоречий и контрастов в этих соревнованиях немало. Но чтобы выносить столь категоричные суждения, нужно хорошо знать истинное положение дел.
Когда западногерманский журнал «Ш.пигель» задал прошлогоднему чемпиону мира Просту вопрос, что называется, в лоб: «Почему вы идете на такой риск, неужели вы недостаточно богаты?», — тот ответил: .
«Я выступаю в гонках потому, что мне это нравится. Такой образ жизни ставлю выше риска. Мне сейчас 31 год, и если не стану жертвой какой-нибудь трагедии, то хотел бы участвовать в гонках до пятидесятилетнего возраста».
До сих пор гонки «Формулы-1» большинству из нас почти не знакомы, и во многих отношениях все, что с ними связано, представляется странным, загадочным, порой нелепым или противоречивым. Что же привлекает к этим соревнованиям внимание их поклонников во всем мире?
Это прежде всего напряженнейшая борьба — в прошлом году на финише канадского этапа Найджел Мэнсеял опередил Нельсона Пике на 0,07 секунды! Это высокие скорости, вспомним, что на прямом участке трассы «Монца» минувшим летом автомобиль «Беннетон — Б186 — БМВ» достигал 351 км в час. Это и необычные технические решения, например, охлаждаемое до минус 30 градусов топливо, чтобы в заданный объем бензобака вошло как можно больше горючего. Имеет тут место и романтический ореол спортсменов, которые в сознании многих ассоциируются с испытателями реактивных истребителей. Но главное все же — органичное сочетание спорта с таким «атрибутом» XX века, как стремительно развивающаяся техника.
Гоночные автомобили, на которых сегодня выступают участники первенства мира, располагают двигателями рабочим объемом 1500 куб. см — таким же, как всем знакомые «Москвич-2140» или ВАЗ-2107. Но мощность их достигает (это не опечатка) 800, 900, а в некоторых случаях и 1000 л. с.! Гоночный автомобиль с таким двигателем «пробегает» легкоатлетическую стометровку за 3,8 секунды. Он набирает, стартуя с места, скорость 200 км в час за 4,1 секунды, а чтобы затормозить с этой скорости, ему нужно всего 117 метров до полной остановки.
Неверно думать, что, мол, посади за руль такой машины любого опытного водителя — и он станет чемпионом мира. Отнюдь. Победу приносит только удачнейшее во многих отношениях сочетание «гонщик—конструктор—команда». Любые гениальные идеи конструктора, совершенная машина, возможности сверхталантливого гонщика не принесут удачи, не будь у них за плечами хорошо слаженной команды. Если инженер-программист не заложит в мозг микропроцессора, управляющего двигателем, правильное и точно рассчитанное расписание его работы, если в ходе гонки механики не смогут заменить комплект колес с шинами за 7 секунд, если моторист не
проверит, прочно ли затянуты штуцеры бензопроводов, успеха не жди...
Не удивительно, что перед началом каждого сезона все гоночные команды охвачены поиском еще более опытных, результативных гонщиков, конструкторов, механиков. Стоило финишировать чемпионату мира 1986 года, как фирма «Феррари» стала срочно подбирать себе нового главного конструктора гоночных автомобилей. Были предложены немалые деньги (не забудем — это же профессиональный спорт!) — и Джон Барнард, создавший для «Макларена» машину - победительницу, стал работать на «Феррари».
А спортсмены? У «Макларена» гонщиком номер один на 1987 год остался Ален Прост. Обычно в команде по два пилота. И «ведомым» у Проста вместо оставившего гонки чемпиона мира 1982 года финна Кеке "Росберга будет теперь швед Стефан Юханссон, который перешел из команды «Феррари».
Главный соперник команды «Макларен» в борьбе за лавры чемпиона — другая английская фирма — «Уильяме». Б ней всего 98 человек, но она слывет самой организованной и самой стабильной по составу. Ее главный конструктор Патрик Хед к сезону 1987 года подготовил новую модель «Уильямс-ФВ-12», начиненную микропроцессорами. Уже в декабре 1986 года она прошла первые испытания на португальской трассе города Эшторила. Гонщики в команде прежние: бразрлец Нельсон Пике и англичанин Найджел Мэнселл.
Далеко не все гоночные команды сами изготовляют моторы. Они их получают от специализированных фирм: «Макларен» — от «Порше», «Брэбхем» и «Беннетон» — от БМВ, «Уильяме» же и начиная с 1987 года «Лотус» - от «Хонды». Японские двигатели, где широко использованы жаростойкие керамические детали и электронные управляющие устройства, сегодня считаются лучшими. Кстати, в официальных результатах первенства мира всегда фигурирует двойное наименование марки гоночного автомобиля: первое слово означает марку машины, второе — марку мотора.
На чемпионате мира 1987 года ожидается участие 14, а то и 16 команд. Трудно охарактеризовать возможности каждой, тем более что технические и другие подробности редко просачиваются во внешний мир — это особенность профессионального автоспорта. Поэтому заключение о возможностях каждой из команд можно будет сделать лишь по результатам выступлений в предстоящих 16 этапах первенства.
Тридцать восьмой чемпионат мира по автомобильным гонкам на машинах «Формулы-1» стартует 12 апреля на автодроме Рио-де-Жанейро. Финиширует он 1 ноября в австралийском городе Аделаиде. Это означает, что в общей сложности за сезон спортсмены на соревнованиях и тренировках перед ними проедут свыше четырех тысяч километров. Первый и шестнадцатый этапы разделяют 204 дня — это самый продолжительный чемпионат мира.
л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 01.04.87
Текст распознать нереально
Владимир Коваленко:
1-3 этапы (Бразилия, Сан-Марино, Бельгия)
РИСК ИЛИ РАСЧЕТ?
Тот, кто впервые увидел гонки на автомобилях «Формулы-1», нередко уходил разочарованным. Пестро раскрашенные машины на прямых участках трассы развивали до 300 км/ч. Не только различить стартовый номер и опознать марку автомобиля, но и выделить лидирующую группу спортсменов с непривычки чрезвычайно трудно. Впрочем, на поворотах скорость заметно падает, и память успевает зафиксировать куда больше зрительной информации. Но борьба! Невозможно отделаться от ощущения, что ее как бы и нет. А что же «гладиаторы руля», которые только и делают, что отчаянно рискуют?
Если мы хотим всерьез разобраться в том, что происходит в мире «Формулы-1», то должны постоянно помнить, что ежегодно проводимый чемпионат мира на самых мощных и самых быстроходных автомобилях — это марафон, разбитый на 16 этапов. И успех в таких состязаниях достигается не ежесекундным риском, а долговременным расчетом и невидимой поверхностному взгляду тонкой тактикой. Разумеется, начало нынешнего первенства мира в этом плане не стало исключением.
До открытия чемпионата все команды провели опробование новых автомобилей. Скажем, Найджел Мэнселл за пять дней испытаний на трассе под Рио-де-Жанейро, где состоялся первый этап, на новом «Уильямс-Хонда-ФВП» прошел дистанцию, равную 1940 километрам, в 6 раз больше, чем протяженность самой гонки. Он, как и другие гонщики, не только проверил, насколько надежно работает машина и ее важнейшие узлы. Одновременно Мэнселл выяснил, на сколько километров при разных режимах гонки хватит комплекта шин. Их замена занимает всего 7—8 секунд, но с учетом торможения и разгона после выезда из ремонтных биксов потеря времени достигает 20—25 секунд. При жаркой погоде покрышки изнашиваются быстрее, а поскольку термометр в Рио показывал «за тридцать», то на первом этапе предстояло по три остановки в ходе гонки для смены колес с шинами.
Однако для своих тактических расчетов гонщик должен держать в уме не только срок службы шин. Трубонагнетатели подают в цилиндры современных гоночных моторов воздух под давлением 3—4 атмосферы. Чем больше воздуха, то есть предназначенного для сжигания топлива кислорода и соответствующего количества бензина получит двигатель, тем выше мощность. Но, увы, одновременно снижается надежность мотора и растет расход горючего. А это означает, например, что двигатель БМВ, который стоит на «Бребхэм-БТ55», при давлении наддува 3,9 атмосферы развивает мощность 920 л. с. и может работать без поломок целых 60 минут. В более напряженном режиме, скажем, с давлением 4,5 атмосферы он развивает уже 1220 л. с., но при этом «срок его жизни» только 15 минут!
Поскольку в ходе гонки спортсмен имеет возможность регулировать давление наддува, то в его руках и скоростные возможности машины, и степень ее надежности. Найти инженерно точное соотношение между ними — задача гонщика и всей команды на тренировке. Не удивительно, что прошлогодний чемпион мира француз Ален Прост во время испытаний в Рио на своем «Макларен-МП-4/2Ц» превратил в металлолом три мотора «ТАГ-Порше» только затем, чтобы получить точную информацию о сроке их службы на разных режимах гонки.
От давления наддува зависит также и расход топлива. Их связь тоже нужно абсолютно точно знать — ведь запас бензина на борту не может быть больше 195 литров, а добавлять его в ходе гонки запрещено. Я назвал только важнейшие факторы, но есть масса неизвестных, которые гонщик и руководитель команды должны определить, особенно если они начинают сезон на новой машине.
На тренировках непосредственно перед соревнованиями в Рио, как и перед любым другим этапом первенства мира, гонщикам отводилось в течение трех дней пять с половиной часов. Задача тренировки не только настроить машину применительно к особенностям данной трассы. Конечная цель — любой ценой пройти как можно быстрее один из кругов (дистанция гонок — несколько десятков кругов).
Тот, кто показал за три дня наилучшее время, станет первым на старте, показавший же 26-е (на старт допускают только 26 участников) — последнее место. Так «набрасывается конспект» предстоящего спортивного соперничества. И если гонки — это тонкое сочетание тактики и расчета, то тренировки — это своего рода игра ва-банк. Чтобы показать самое лучшее время, гонщики устанавливают максимальный наддув, используют самые «цепкие», хотя и недолговечные шины, идут на заведомый риск. В Рио на тренировках первенствовал Мэнселл — один круг он прошел за 1.26,12. Его товарищ по команде Нельсон Пике, выступающий, как и Мэнселл, на машине «Уильяме», уступил лишь 0,44 секунды. Любой ценой он стремился добиться более высокого результата и в очередной попытке разбил автомобиль. К счастью, это была запасная машина.
Собственно, в гонке первого этапа Мэнселлу не удался старт, и лидерство сразу захватил Пике. Однако вскоре он остановился для замены шин. В дальнейшем Пике «переобувался» еще дважды. После его первой остановки вперед вышел Ален Прост на «Макларене». Он тактически очень точно провел гонку: не перегружал двигатель, следил за расходом топлива и только дважды менял колеса с шинами. Перед другой своей остановкой он выиграл у Пике уже 30 секунд! Любопытно, что это был 106-й старт Проста и 26-я победа. А рекорд всех времен пока удерживает англичанин Джек Стюарт, в прошлом трехкратный чемпион мира, который из 99 гонок на «Большой приз» выиграл 27.
Вторым этапом первенства мира стал «Большой приз Сан-Марино». Эта республика слишком мала, чтобы иметь собственную гоночную трассу. Поэтому ее автомобильный клуб арендовал асфальтированное «кольцо» в итальянском городе Имола. Разумеется, все местные «тиффози» жаждали успеха итальянских машин «феррари». За неделю до гонок фирма «Феррари» провела в Имоле большие испытания своей новой модели «187» — на двух автомобилях ее пилоты Микеле Альборетто и Герхард Бергер «списали в расход» 5 гоночных моторов. Но куда больше не повезло команде «Уильяме». В первый день тренировок Пике достиг лучшего времени среди всех претендентов — 1.25,997. Впрочем, уже на следующем круге, войдя на скорости около 300 км/час в поворот, бразилец потерпел аварию. Машина ударилась о бетонную стену и перевернулась. Пике вышел из этой тяжелой аварии с ушибами и сотрясением мозга и был госпитализирован.
В гонках второго этапа от старта до финиша бессменно лидировал Мэнселл, который одержал свою восьмую победу, стартовав в 92-й раз. Прост долго держался на втором месте, но затем неполадки в «Макларене» вывели его из борьбы. Восторг местных болельщиков вызвало третье место, занятое Альборетто на «Феррари». Свое первое очко на гонках первенства мира завоевал японец Соичиро Накаджима — он финишировал шестым. Кстати, его «Лотус-Хонда-99Т» был самым быстроходным — максимальная скорость машины на прямых участках трассы достигала 350 км/ч.
Третий этап проходл в Бельгии на скоростной трассе «Спа-Франкоршан». Победитель предыдущего этапа Мэнселл на первом круге проявил чрезмерную горячность — столкнулся при обгоне на повороте с Аиртоном Сенна и уже в первой трети гонки выбыл из борьбы. Из-за особенностей трассы в Спа,всегда велик расход топлива. И когда у лидера Алена Проста вышел из строя бортовой компьютер, чемпион мира решил не рисковать. Он тактически очень расчетливо провел гонку и одержал долгожданную 27-ю победу.
Результаты 3-го этапа (298,42 км): 1. А. Прост (Франция) на «Макларене» — 1:27.03,217; 2. С. Юханссон (Швеция) на «Макларене» 1:27.27,981; 3. А. де Чезарис (Италия) на «Брэхеме» — на один круг сзади.
Сумма очков после трех этапов: Прост — 18, Юханссон — 13, Мэнселл и Сенна — по 10.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт" - 19.05.87
Владимир Коваленко:
4-5 этапы (Монако, США)
Вперед, Бразилия!
Аиртон Сенна да Силва не скрывал радости. Под ним - ступенька пьедестала почета с цифрой "1", над головой плывут звуки бразильского гимна. Так было на четвертом этапе чемпионата мира для автомобилей "Формулы-1" в Монако и повторилось на пятом этапе в Детройте.
Для 27-летнего гонщика, который только четвертый год выступает в таких ответственных и сложных соревнованиях, одержать шестую в своей спортивной карьере победу - успех впечатляющий. Но не меньше Сенны торжествовал и Жерар Дюкаруж, главный конструктор английского завода "Лотус". На самой сложной из существующих в мире трассе, проложенной по улицам главного и единственного города княжества Монако, его детище - "Лотус-99Т" наконец-то стало первым. После нескольких лет экспериментов и доводки впервые в истории мирового автомобильного спорта машина, оснащенная так называемой активной подвеской колес, управляемой компьютером, одержала долгожданную победу.
Максимальная скорость "Лотуса-99Т" около 350 км/час, но на трассе Большого приза Монако Аиртон Сенна прошел дистанцию со средней скоростью 132 км/час. В течение почти двух часов борьбы спортсмен каждые две секунды вынужден был переключать передачи, выжимать сцепление, изменять подачу газа, тормозить, манипулировать рулем, регулировать давление турбонагнетателя, посылать команды управляющему подвеской колес компьютеру.
На Большом призе Монако участников ждали 78 кругов гонки. Со старта ее возглавил Мэнселл на машине "Уильямс-Хонда-ФВ12". Однако на 31-м круге поломка, казалось бы, незначительной детали (дренажной трубки турбонагнетателя) превратила его из лидера в зрителя. А на первое место вышел державшийся ранее вторым Сенна. Он оторвался от преследовавшего его Нельсона Пике на 45 секунд.
На пятом этапе, в Детройте, семьдесят восемь тысяч болельщиков не возлагали особых надежд на местного гонщика Эдди Чивера. А на старте здесь снова первым стоял Мэнселл. И опять он лидировал добрую половину - тридцать три круга из шестидесяти трех - гонки. Сенна все время преследовал англичанина, который выигрывал у него двадцать - двадцать одну секунду.
На тридцать четвертом круге наступило время запланированной замены покрышек на "Уильямсе" Мэнселла. Но центральную гайку, которой крепилось правое заднее колесо его машины, удалось отвернуть с превеликим трудом. Процедура заняла 18 с лишним сек. - на 10 больше, чем обычно. Этого оказалось достаточно, чтобы лидером стал Сенна, а на второе место переместился Прост. Затем следует стремительный рывок Пике: бразилец выводит турбонадув на максимальный режим. Позади остается Прост, но достичь лидера Нельсону все же не удается.
Повторилась монакская история. На финише первый - Сенна, второй - Пике. Оба - бразильцы. Правда, третьим теперь закончил гонку Прост, а Мэнселл, которого начали преследовать неполадки в машине, финишировал лишь пятым.
После пяти этапов по сумме очков положение спортсменов в таблице розыгрыша первенства мира на автомобилях "Формулы-1" таково: А. Сенна (Бразилия), "Лотус" - 24 очка; А. Прост (Франция), "Макларен" - 22 очка; Н. Пике (Бразилия), "Уильяме" - 18 очков; С. Юханссон (Швеция), "Макларен" - 13 очков; Н. Мэнселл (Англия), "Уильяме" - 12 очков.
Примечательно, что два гонщика в пятерке сильнейших представляют Бразилию, долгое время не игравшую важной роли в международном автомобильном спорте. Современная Бразилия - страна с развитой автомобильной промышленностью (ежегодное производство около миллиона машин) и быстро прогрессирующим автомобильным спортом.
Л. ШУГУРОВ.
"Советский спорт", 07.07.87
Владимир Коваленко:
6-7 этапы (Франция, Великобритания)
"Формула-1" впервые появилась в новостной ленте "Советского спорта":
СИЛЬВЕРСТОН. (Великобритания). Очередной этап чемпионата мира в классе "Формула-1" выиграл англичанин Н. Мэнселл на "Уильямсе" - 1:19.11,780. На втором и третьем местах Н. Пике на "Уильямсе" - 1:19.13,698 и А. Сенна (оба - Бразилия) на "Лотусе" - 1:19.15,593. После этого этапа лидирует Сенна, у которого 31 очко.
"Советский спорт", 15.07.87
БЕЗ ДУБЛЁРА
Накануне очерёдного этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин «Формула-1» французский ас Ален Прост не скрывал, что у себя дома, на трассе «Ле Кастелле», он мечтает только о победе и потому рассчитывает на помощь «родных стен». Успех позволил бы Просту перекрыть своеобразный рекорд англичанина Джека Стюарта, который 27 раз первенствовал на этапах.
Однако на тренировках перед «Большим призом» Франции Прост смог показать только четвертое время. В нынешнем году его машина «Макларен-МП4/2Ц» с мотором «ТАГ-Порше» уступает автомобилям «Уильямс-ФВ12» и «Лотус-991», оснащенным двигателями «Хонда». Не удивительно, что снова — уже в пятый раз в текущем сезоне — лучшее время на тренировках показал Найджел Мэнселл на «Уильямсе». На пресс-конференция перед гонкой спортсмен подчеркнул, что вместе с механиками ему удалось провести немало экспериментов и отработать новые варианты регулировки машины.
С первой стартовой позиции Мэнселл сразу возглавил гонку. Он шел первым 34 круга (дистанция шестого этапа была 80 кругов). Затем — остановка для замены шин. Сразу же вперед вырвался коллега Мэнселла по команде — Нельсон Пике. Когда Мэнселл выехал из боксов, бразилец выигрывал у него 4 секунды, а сзади поджимал Прост.
К 46-му кругу англичанина отделяли от лидера считанные метры. Пике, набрав высокую скорость перед входом в очень сложный поворот «Бьоссе», имеющий двойную кривизну, не спешил тормозить. Начав поворот с чрезмерно высокой скоростью, он перешел на более пологую траекторию. Между его машиной и правой обочиной .образовалась, брешь, которую виртуозно использовал Мэнселл, что называется, «юркнув» в лидеры. Попытки вернуть утраченные позиции резко ускорили износ покрышек на «Уильямсе» Пике.
Когда на 68-м круге Пике второй раз остановился для замены шин, то, выезжая из ремонтных боксов, нечаянно заглушил двигатель. Запустили его, казалось, мгновенно... но остановка все же заняла 15,91 секунды. Бразилец не только сильно отстал от Мэнселла, но и пропустил на второе место Проста. Пике бросился в погоню, обошел француза, почти настиг лидера, но большего сделать не успел. Мэнселл был впереди на 7,711 секунды. На втором месте — Пике, далее — Прост, Сенна, Фаби, Штрайфф.
По мнению ряда спортивных обозревателей, Нельсон Пике в нынешнем сезоне допускает тактические ошибки. Одну из них, на трассе «Ле Кастелле», и использовал Мэнселл. Противоборство этих двух спортсменов сейчас находится в центре внимания всех, кто интересуется «Формулой-1».
Гоночные команды, участвующие в первенстве мира, уже долгие годы комплектуются не более чем из двух гонщиков. Ведущую роль играет «первый номер». Он получает всегда более быстроходную, более мощную, чем «второй номер», машину, и в ходе гонки вся команда работает прежде всего на него как на потенциального победителя.
Фрэнк Уильяме, владелец английской гоночной команды и одноименной фирмы, производящей машины «Формулы-1», нарушил традицию. У него оба спортсмена — «первые номера». Правда, двукратному чемпиону мира бразильцу Нельсону Пике он платит вдвое больше, чем своему земляку Найджелу Мэнселлу, который на прошлом чемпионате мира был вторым.
Пике считает, что в команде существует нездоровое соперничество между гонщиками. Оба постоянно конфликтуют, ревниво относясь к успехам друг друга. Бразилец полагает, что нужно общими усилиями бороться за победу над Простом, чемпионом мира прошлого года, а не стремиться только к личному успеху. Мэнселл же уверен, что победа должна доставаться только сильнейшему.
На тренировках перед седьмым этапом первенства мира, «Большим призом» Англии, сильнейшим показал себя Пике. Мэнселл прошел один круг трассы «Сильверстон» на 0,07 секунды хуже соперника. Он, конечно, попытался, улучшить время Пике, но на входе в правый поворот, при скорости 304 км/ч на «Уильямсе» Мэнселла лопнула левая задняя шина. Гонщик удержал машину, но перекрыть результат Пике ему не удалось.
В воскресенье, 12 июля, гонщиков ждали 65 кругов или 310 км асфальта. «Сильверстон» — довольно скоростная трасса: здесь средняя скорость за гонку составляет около 234 км/ч, а на самом длинном прямом участке машины идут со скоростью 380 км/ч.
Со старта вперед вырвался Прост. Правда, он оказался факиром всего на один круг. Вскоре француза обошли и Пике, и Мэнселл. Англичанин долгое время отставал от бразильца на 4 секунды, что для автомобильных гонок немного. Вот 15 — 20 секунд при почти равных возможностях у соперников — это уже серьезное отставание.
На 31-м круге Мэнселл настиг партнера по команде и попытался его обойти. Но Пике блокировал англичанина, стараясь не оставить пространства для обгона, — ошибку, допущенную на французском этапе, повторять не хотелось. Немного подождав, Мэнселл вновь попытался выйти вперед. Без результата. И на 35-м круге он остановился — поставил колеса со свежими шинами, которые создавали значительно лучшее сцепление с дорогой на поворотах. Его не волновало, что теперь он проигрывал Пике целых 28 секунд. Бразилец, судя па всему, вознамерился всю гонку пройти без смены «обуви», рассчитывая, что, несмотря на износ и нагрев его покрышки все же позволят проходить повороты с достаточно высокой скоростью.
Что же Мэнселл? Под шквал аплодисментов, которые он едва ли слышал, Найджел бросился в погоню, отыгрывал на каждом круге по секунде. За два круга до финиша Мэнселл настиг Пике. Бразилец снова начал «вилять», чтобы затруднить обгон и продержаться в лидерах до конца гонки.
Родные стены и впрямь помогли в конце концов Мэнселлу — именно он победил на седьмом этапе чемпионата мира. За ним финишировали Пике, Сенна, Канаджима, Уорвик,
После семи этапов (всего в чемпионате их 16) лидирует А. Сенна (Бразилия) на «Лотусе» — 31 очко. За ним идут: Н. Мэнселл (Англия) и Н. Пике (Бразилия) на «Уильямсах» — по 30 очков, А. Прост (Франция) на «Макларене» — 26 очков. Замыкает пятерку сильнейших С. Юханссон (Швеция) на «Макларене» с 13 очками.
Л. ШУГУРОВ.
'Советский спорт' - 24.07.87
Навигация
Перейти к полной версии