Алексей на форуме F1news дал ссылку на сайт
ultimateracinghistory - там в некоторых таблицах результатов даются отрывочные данные о призовых, полученных гонщиками. Я вчера очень долго рассчитывал по формуле, которую
в одной из статей привел Джо Савар. В принципе, хотя Савар и не договорил, цифры получаются сравнимые. Поэтому я немного прошерстил этот сайт.
На сайте нет данных по европейским соревнованиям до 1946 г. Что касается Инди-500, то по ней финансы освещены подробно. Судя по ним, призовой фонд то возрастал, то снижался; к сожалению, я не знаю, почему.
Из других соревнований, в которых участвовали европейские гонщики, есть данные по Кубкам Вандербильта 1936 и 1937; в первом случае перечислены лишь призовые (Нуволари получил 23 600 долл.), во втором есть и общий призовой фонд, равный 70 000 долл. При этом не совсем понятно: гонщикам, сошедшим на первых кругах, учтено по 500 долл, т.е. это, видимо, призовые; а сумма всех сумм гонщиков составляет 68 050 - 1950 долл. потерялись. Возможно, накладные расходы?..
В 1950х не нашел никаких финансовых данных по европейским соревнованиям. По Инди-500, напротив, очень подробные данные по всем гонкам и всем участникам (фонд гонки с 1950 по 1960 возрос с 200 тыс. долл. до 368 тыс. долл., и можно узнать, что Аскари за свой сход в 1952 получил 1983 доллара), и при этом сумма всех призовых равняется общему призовому фонду гонки. Похоже, что также учтены и стартовые, но почему нет "накладных расходов" - непонятно.
Далее, на протяжении 1960х, 70х и 80х даются более или менее подробные данные по Гран-при, проходившим в США - в Себринге, Риверсайде, Уоткинс-Глене, Лонг-Бич, Лас-Вегасе, Дейтройте, Далласе и Фениксе, при этом информация постепенно оскудевает. В начале 60х в Уоткинс-Глене даются данные по всем участникам, к 80м - хорошо, если есть призовые для одного лидера. Напротив, в 60х почти нет данных об общем призовом фонде, а в 80х они встречаются часто. Есть только две гонки, в которых приведены и призовые всех участников, и общий призовой фонд (Уоткинс-Глен 1970 и 1973 гг.); в обеих случаях сумма призовых участников меньше призового фонда, но - в 1970 г. "потерялась" 1000 долл., а в в 1973 г. - 58 100 долл. Странно.
Но в общем и целом из этих данных складывается картина. В 1959-65 гг. победитель в Уоткинс-Глене получал 6-8 тыс. долл., затем, в 1966-68 гг. - резко по 20 тыс. долл., а в 1969-75 гг., так же вдруг - по 50-60 тыс. долл. В это время появляются данные об общем призовом фонде (100 тыс. долл. в 1966-68 и 250-300 тыс. долл. в 1970-74), приз лидера составляет 1/5-1/6 от него. Любопытно, что этот взлет сумм произошел тогда, когда Экклстоуна в F1CA еще не было.
Лонг-Бич подхватил эту тенденцию, с 1976 по 1981 призовой фонд постепенно вырос с 265 тыс. долл. до 1 млн. 250 тыс.; в Лонг-Бич 1981 победитель получил 173 тыс. долл. К середине 1980-х размер фондов вырос до 1,5-2 млн. долл.
В то же время, есть отдельные данные по европейским гонкам: Брэндз-Хетч 1970, Монца и Зандвоорт 1981. Призы в Брендз-Хетче - в 6 раз меньше, чем в то же время в Уоткинс-Глене. В Монце и Зандвоорте - тоже меньше, чем в США, но сравнимо.
С 1986 по 1991 гг. - пробел.
Зато с 1991 по 1996 - масса информации. Цифры в графе Money есть практически во всех гонках, но если для сошедших в гонке пилотов они есть почти всегда, то для победителя - лишь в половине гонок, для пилотов призовой тройки - крайне редко, а данные по всем пилотам - только один раз, и данные об общем призовом фонде - один раз. Почему так - неизвестно. С 1991 г. на страницах результатов появляется оговорка, что финансовые данные являются оценочными. Возможно, авторы имели данные о формуле расчета денег за квалификацию, а при расчете призовых путались... не знаю. Есть некоторые интересные моменты: например, в Бразилии 1994 взявший поул, лидировавший и вылетевший Сенна получил 116 тыс. долл, а выигравший Шумахер - 149 тыс.
Если рассматривать суммы призовых за победу, то за этот период они постепенно повышаются, в среднем от 140-150 тыс. до 180-190 тыс. долл. Часто встречаются одинаковые цифры: так, в 1992 г. в ЮАР, Мехико, Испании и Имоле Мэнселл получал 160 064 долл. Конечно, легко предположить, что раз Мэнселл во всех этих гонках стартовал с поула, лидировал и выигрывал, то он и должен получать одинаковые деньги; но это также значит, что и призовой фонд был одинаковым, а ведь раньше выездные гонки платили больше европейских.
В 1997 г. вся информация резко обрывается, во всех гонках в графе Money - нули. На странице о Гран-при Японии 2002 г. в графе Money опять появляются цифры, а внизу - ремарка: "Призовой фонд составляет выплаты команды для всех результатов сезона и разделен поровну между гонщиками команды". На ГП Бразилии 2006 и Абу-Даби 2010 - то же самое. То есть в данном случае авторы прикинули призовые команд за год, поделили на количество этапов, и разделили между двумя гонщиками.
Таблица по найденным этапам:
http://narod.ru/disk/60742011001.042a5a27fe66eae16cd05c6cdf178820/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8B.xls.html