У этого названия на самом деле было три жизни: первая началась в 1922 году, вторая в 1946, а третья - в 1983.
Изобретение этого термина было связано с активизацией автоспортивного движения в Италии в начале 20х. Просто для понимания следует отметить, что это время было бумом автомобиля среднего класса, который впервые в истории начал вытеснять лошадь, но сам был предельно несовершенным - с чихающим и гремящим двигателем в 6 л.с., с деревянным кузовом, со скамейками внутри.
Итальянцы хотели организовать гонку по образцу Гран-при (естественно, французского - других еще не было), но чтобы она не просто встала в ряд с важнейшими мировыми событиями, но и превзошла их. В 1921 г. был проведен первый Гран-при Италии (это была первая ласточка, первый Гран-при вне Франции), но он оставил двойственное впечатление: ни одна итальянская марка ни в одной категории не добилась успеха, были организационные трудности с трассой. Организаторы этой гонки, руководители автоклуба Милана, среди которых следует выделить сенатора Сильвио Креспи и Артуро Мерканти, пошли на фантастический шаг: "с нуля" построили целый гоночный комплекс в национальном парке в Монце (решив при этом массу проблем - правда, не без помощи Муссолини) и 10 сентября 1922 г. провели в нем гонку, которую назвали "Гран-при Европы". Гонка позиционировалась как главная гонка в мире; только вот, за исключением самих итальянцев, на нее почти никто не приехал.
В результате громкий титул пришлось отменить, а вопрос об учреждении Гран-при Европы вынести на международный уровень: 8 декабря 1922 г., во время банкета в лондонском Ковент-Гарден по поводу 25-летия Королевского автоклуба, на котором присутствовал весь цвет AIACR, Креспи и Мерканти внесли предложение об организации специальной комиссии, которая занялась бы организацией Гран-при Европы. Главным образом вопрос состоял в совместной разработке регламента, который бы мотивировал автопроизводителей к участию в гонке (учитывая при этом и реальную ситуацию с машинами, и тенденции и интересы всего автопрома, а не производителей одной страны, как в случае с французским Гран-при); а собственно организация гонки должна была возлагаться на национальный автоклуб. Идея была воспринята позитивно, комиссия сформирована из представителей автоклубов Франции, Бельгии, Австрии, Испании, Италии, Англии, Чехословакии и Америки. Гран-при Европы понимался как чемпионат мира - не многоэтапное, и без очков, но соревнование на звание лучшего в мире. Комиссия разработала для него "гоночную формулу" (это понятие впервые появилось именно по отношению к регламенту Гран-при Европы 1922 г.), и первое Гран-при Европы с успехом прошло 9 сентября 1923 года на трассе в Монце.
По его итогам 8 октября 1923 года в библиотеке автоклуба Франции на площади Согласия состоялось собрание той же комиссии - международной спортивной комиссии AIACR. Комиссия определила регламент второго Гран-при Европы (ключевым вопросом был возможный запрет двигателей с наддувом), установила его дату, а затем обсудила несколько перспективных вопросов - распределение национальных гоночных цветов, отказ от бортового номера 13, влияние конструкции двигателя на расход топлива и возможность организации многоэтапного чемпионата мира, состоявшего из Гран-при Европы, Тарга Флорио и 2000-километровой гонки. Принимающей страной еще год назад была назначена полная энутзиазма Франция, и второй Гран-при Европы прошел на той же трассе в Лионе, что и Гран-при 1914 года.
Таким образом, идея о Гран-при Европы, в 1921 году пришедшая в голову руководителям автоклуба Милана, дала начало и легендарной гоночной трассе в Монце, и распространению гонок Гран-при как класса, и международной спортивной комиссии (к сегодняшнему дню влившейся в FIA и составляющей наиболее известную ее часть), и столь распространенному сегодня слову "формула", и чемпионатам мира в автоспорте.
Что же касается самих Гран-при Европы, то до войны их прошло 7, причем, с развитием других Гран-при это название стало означать лишь главную гонку из многих, а с 1930 года Гран-при Европы и вовсе перестал проводиться. В 1946 г. FIA возродила Гран-при Европы уже не как отдельную гонку, а как титул - с 1947 г. он давался уже организованным гонкам и означал только большую значимость гонки по сравнению с остальными. Это происходило до 1977 г., хотя к тому времени этот титул практически не имел значения. Ну а с 1983 г. понятие Гран-при Европы окончательно обесценилось: из-за отмены Гран-при в Нью-Йорке было решено провести гонку в Брэндз-Хетч, а поскольку Гран-при Великобритании в сезоне уже было, пришлось придумывать новое название. Память подсказала кому-то из организаторов старый термин, и вот с тех пор этапы "Формулы-1", которым не придумать толкового названия, называются "Гран-при Европы". За 90 лет это название прошло путь от величайшего гоночного события года до заурядного этапа в портовых доках, и отметило бы юбилей в этом году, если бы не было в очередной раз отменено.
_____________________________________
Я напишу это на форумах F1news и F1Life, после получения ваших комментариев. Цель - просто прояснить и опубликовать этот вопрос: при работе с AAZ я понял его именно так, а ARZ только подтвердил мои мысли (жаль, нет источников из Англии, Франции, Италии). Я сознаю, что такая постановка вопросов не совсем соответствует общепринятой (отчасти даже Эцродту), но я пытаюсь сформировать парадигму, принцип понимания гонок в 20х годах, который, безусловно, должен базироваться на деятельности CSI (в отличие от периода 1946-78). У меня остаются пробелы в некоторых вещах: 1) почему никто не приехал на ГП Италии 1922? Трасса была готова в конце июля; 2) я не до конца уверен, что словосочетание "гоночная формула" впервые появилось именно в 1923 по отношению к ГП Европы 1922; 3) я не знаю, кто именно придумал словосочетание "ГП Европы" в 1921 и 1983 годах.
_____________________________________
Источники:
AAZ от 15 декабря 1922 г.
Еще одно решение касалось постоянного учреждения Гран-при Европы, о которым мы сообщаем в другом месте (на стр. 22). Гран-при Европы в 1923 году в первой половине сентября будет организован на трассе в Монце. Франция сможет провести Гран-при Европы в 1924 году, приурочив его к Олимпийским играм.
На стр. 22:
Гран-при Европы.
Чемпионат мира для автомобилей. В 1923 в Монце.
На конференции Ассоциации международно признанных автомобильных клубов в Лондоне, на основной сессии, о которой сообщается на стр. 2, представителями Италии было предложено, чтобы единичное проведение Гран-при Европы сделать постоянным. Гонка будет проводиться каждый год, в соответствии с регламентом, который будет разработан специальной комиссией. Это предложение было принято. Проведение Гран-при Европы будет поручаться каждый год разным нациям. Италия пожертвовала для Гран-при ценный предмет искусства.
Единогласным решением Италии было поручено проведение Гран-при Европы 1923 года, и что гонка будет организована в первые две недели сентября на трассе в Монце. Франция сможет принять Гран-при Европы в 1924 году в связи с Олимпийскими играми. Другое решение Конгресса - просить нацию, которая проводит Гран-при Европы, не проводить в том же году никаких других международных Гран-при. Гонки на Гран-при Европы призваны стать своего рода чемпионатом мира автомобилей. - Италия уже проводила в этом году Гран-при, который был проведен в Монце, как "Гран-при Европы", но позже признала отсутствие международного участия и оставила эту идею.
ARZ, №50 от 22 декабря 1922 г.:
Гран-при Европы в Монце.
Съезд международно признанных автомобильных клубов в Лондоне, о котором мы кратко доложили в прошлом номере, среди прочего, постановил поручить Италии проведение Гран-при Европы в 1923 году, и эта гонка будет организована в первой половине сентября на гоночной трассе в Монце. Франция сможет принять Гран-при Европы в 1924 году, в связи с Олимпиадой. Другим решением съезда стало, что нация, проводящая Гран-при Европы, обязана не проводить в том же году никаких других международных Гран-при. Гонки на Гран-при Европы задуманы как своего рода чемпионат мира для автомобилей.
AAZ №21 от 1 ноября 1923 г.
Гран-при Европы.
Наддув разрешен. Лион или Довиль, 21 июля.
8 Октября в Париже, на заседании Международной спортивной комиссии, прошло совещание о реламенте Гран-при Европы. Комиссия состояла из: Франции, Бельгии, Австрии, Испании, Италии, Англии, Чехословакии и Америки. Австрию представлял г-н Чарльз Фасбендер. Со стороны английского королевского автомобильного клуба было письмо, что он в принципе согласен с этой формулой после того, как в этом году Гран-при Франции был проведен в Туре, а Гран-при Европы в Монце.
Рене де Книфф, из спортивной комиссии французского автомобильного клуба, заявил, что все компании получат поле с равными возможностями, если будут разрешены только двигатели без наддува. Представитель Королевского бельгийского автомобильного клуба присоединился к этому мнению. В противоположность этому, представитель испанского королевского автомобильного клуба высказался в пользу сохранения гоночной формулы прошлого года, чтобы развязать руки инженерам.
Сенатор Креспи (Италия) также имел позицию, основанную на формуле 1923 (объем цлилиндров два литра, минимальный вес 650 кг), чтобы дать дизайнерам полную свободу. Затем он отметил техническое значение принципа высокопроизводительных (наддувных) двигателей), особенно в связи с развитием авиационных двигателей и снижением веса автомобильных двигателей. Креспи также обратил внимание, что в настоящее время уже эксплуатируются легковые автомобили, которые оснащены наддувом. Запрет компрессора в больших международных гонках затормозил бы развитие авиационных и автомобильных двигателей. Определенно, сегодня еще неизвестно, в какой области еще будет использован компрессор, если не окажется под запретом.
Представитель Соединенных Штатов заявил, что в Америке этому вопросу вообще не придают такого фундаментального значения и американские инженеры, вероятно, будут строить гоночные машины с компрессорными двигателями.
Коммендаторе Мерканти дополнил технический проект сенатора Креспи следующим примечанием: двигатель с наддувом обеспечивает неоспоримые преимущества при движении в горах. С ростом высоты, давление воздуха заметно снижается, и полезная мощность двигателя падает ниже той, на которую он рассчитан. Здесь компрессор может поддерживать нужную производительность.
После продолжительного обмена мнениями прошло голосование, которое закончилось немалой неожиданностью, победой компрессорного двигателя. Только Франция и Бельгия проголосовали против сохранения гоночной формулы 1923 года, все остальные представители ведущих автомобильных клубов проголосовали за двигатель с компрессором.
Дата проведения Гран-при Европы в следующем году была установлена на 21 июля (понедельник). В качестве сцены рассматриваются Лион или Довиль. Британский Королевский автомобильный клуб выразил желание в 1925 году взять на себя организацию третьего Гран-при Европы, которое он намерен провести на трассе Бруклендс.