Форум истории автоспорта > История
Гоночные трассы Франции (ранние дорожные)
(1/1)
Владимир Коваленко:
Эра линейных гонок продолжалась с 1894 по 1903 год, когда гонка Париж - Мадрид была остановлена уже после первого этапа из-за многочисленных аварий со смертельным исходом. Тогда стало ясно, что будущее - за гонками по замкнутым трассам. Но первые такие трассы представляли собой всё равно участки дорог общего пользования, а длина круга составляла несколько десятков километров. Французский автоспорт, бывший тогда фактически центром европейского, два года искал новый путь своего развития и, не удовлетворившись вариантом Гордон-Беннетта, в 1906 году ввёл новый тип гонок: гран-при. Это не было изобретением кольцевой дорожной трассы, но именно с этого соревнования начинается история стационарных гоночных трасс во Франции.
Надо заметить, что этой темой я занялся после попыток идентифицировать видеокадры, которые в фильме об истории автоспорта от фирмы "Шелл" помещены между рассказами о конкретных гонках и не сопровождаются комментариями - речь за кадром шла о чём-то отвлечённом. Эти же кадры вместе появились в одном из фильмов из серии "Гонки сквозь время". Виды на них знакомые по кадрам с других гонок. То есть трассу опознать можно. Остаётся определиться насчёт гонки, но надо знать список всех проведённых на этой трассе гонок.
Завершением эры длинных дорожных кольцевых трасс во Франции можно считать, видимо, 1924 год, когда была открыта стационарная трасса в Монлери, а Гран-при АКФ состоялся в последний раз на длинной дорожной трассе (в Лионе). На следующий год французский гран-при проводился уже в Монлери.
Вот список основных французских гонок с 1906 по 1924 годы.
1906
Гран-при АКФ Ле-Ман 103,17 км
Кубок вуатюрет Рамбуйе 53,902 км
1907
Гран-при АКФ Дьепп 76,827 км
Кубок вуатюрет Рамбуйе 33,805 км
1908
Гран-при вуатюрет Дьепп 76,827 км
Гран-при АКФ Дьепп 76,827 км
Кубок вуатюрет Компьень 49,990 км
1909
Кубок вуатюрет Булонь 37,866 км
1910
Кубок вуатюрет Булонь 37,824 км
1911
Кубок вуатюрет Булонь 51,984 км
Гран-при Франции Ле-Ман 54,315 км
1912
Гран-при АКФ Дьепп 76,788 км
Кубок Сартэ Ле-Ман 54,000 км
1913
Гран-при АКФ Амьен 31,620 км
Гран-при УМФ Ле-Ман 54,061 км
Гран-при Франции Ле-Ман 54,061 км
Кубок вуатюрет Булонь 51,983 км
1914
Гран-при АКФ Лион 37,629 км
1920
Кубок вуатюрет Ле-Ман 17,262 км
Гран-при УМФ Ле-Ман 17,262 км
1921
Гран-при МКФ Провен 18,620 км
Гран-при Булони Булонь 37,368 км
Гран-при АКФ Ле-Ман 17,260 км
Кубок вуатюрет Ле-Ман 17,100 км
Гран-при УМФ Ле-Ман 17,262 км
1922
Гран-при АКФ Страсбург 13.308 км
Гран-при Булони Булонь 37,375 км
Кубок вуатюрет Ле-Ман 17,262 км
Гран-при УМФ Ле-Ман 17,260 км
1923
Гран-при Булони Булонь 11,200 км
Кубок вуатюрет Ле-Ман 17,262 км
Гран-при УМФ Ле-Ман 17,262 км
Гран-при АКФ Тур 22,830 км
1924
Гран-при АКФ Лион 23,145 км
Гран-при Булони Булонь 37,350 км
В некоторых случая длина в километрах вычислена из длины в милях. Длины трасс позаимствованы из разнообразной статитстики, отчего могут слегка меняться, хотя можно предположить, что сами трассы не менялись нисколько, разнятся только данные из первоисточников.
Вот схемы основных трасс.
Ле-Ман, 1906 - первый, стокилометровый вариант.
Ле-Ман, 1920 - третий вариант, 17-километровый
Дьепп, 1907-1912 - единственный вариант
Амьен, 1913 - трасса использовалась единственный раз
Лион, 1914 - первый, длинный вариант
Лион, 1924 - второй, короткий вариант
Страсбург, 1922 - трасса использовалась единственный раз
Тур, 1923 - трасса использовалась единственный раз
Самый большой пробел в списке - второй, 54-километровый, вариант трассы в Ле-Мане. Также хотелось бы найти схемы трасс в Рамбуйе, Компьене, Булони (1909-1910, 1921-1922 и 1924 - 37 км; 1911-1913 - 51 км; 1923 - 11 км) и Провене.
Неидентифицированные видеокадры сделаны в Дьеппе. Есть два вида, хорошо знакомых по гран-при 1907 и 1908 годов.
Вот очень характерная "эска".
Так она выглядела в гран-при 1907 года:
На этом кадре хорошо видно, как выглядели тяжёлые машины класса "гран-при" того времени. По сравнению с ними машины с неидентифицированных кадров выглядят явно меньше:
Это, возможно, вуатюреты, лёгкие автомобили, и тогда это Гран-при Вуатюрет 1908 года, так сказать, гонка поддержки перед "большим" гран-при. Косвенным подтверждением тому служат кадры с другого характерного поворота. На следующем кадре произошла авария с переворотом автомобиля, какой не было на кадрах с "большого" гран-при:
Можно разглядеть устоявшую на трассе машину и прийти к выводу, что она тоже из лёгкого класса по сравнению с машиной класса "гран-при":
Но ещё более интересная деталь (не считая рекламных плакатов, которые один к одному совпадают, но нет кадров с 1907 года, чтобы сравнить) - это зрители на другом кадре:
Смотрите, если на неидентифицированном кадре они стоят прямо у ограждения, то на этом их однозначно держат на расстоянии. Возможно, днём ранее в этом повороте было так много аварий (как, собственно, и в этой гонке), что организаторы приняли меры безопасности. Навряд ли возможен обратный ход событий. А вуатюретный гран-при прошёл за день до главного.
Навигация
Перейти к полной версии