Форум истории автоспорта > История
Призовые деньги
Сергей Мингазов:
График бюджетов команд по годам. На основании графы Turnover (оборот) в бухгалтерских балансах команд, источник - Companies House. Соответственно, речь идет только о командах, юридические лица-заявители которых находятся в Великобритании. Приятно, что чиновники потихоньку сканируют документы из архивов, таким образом давая нам доступ к историческим документам команд.
Сергей Мингазов:
На предыдущем графике видно, что рост бюджетов команд до кризиса 2009 года имел экспотенциальный вид. Но не очень хорошо видно, что эта экспонента характерна и для периода 70-х - 80-х годов:
В цифрах это выглядит так (средний бюджет, в долларах):
2016 247 810 000
2015 215 244 000
2014 223 301 000
2013 225 939 000
2012 181 144 000
2011 177 039 000
2010 151 003 000
2009 224 420 000
2008 235 055 000
2007 203 657 000
2006 152 078 000
2005 138 579 000
2004 138 859 000
2003 112 955 000
2002 115 074 000
2001 116 223 000
2000 106 436 000
1999 83 220 000
1998 79 469 000
1997 67 751 000
1996 52 861 000
1995 47 354 000
1994 40 516 000
1993 39 158 000
1992 44 305 000
1991 35 633 000
1990 28 396 000
1989 17 058 000
1988 15 967 000
1987 13 430 000
1986 12 092 000
1985 9 281 000
1984 6 222 000
1983 5 481 000
1982 5 775 000
1981 6 444 000
1980 4 774 000
1979 3 708 000
1978 1 961 000
1977 1 053 000
В 80-х и 90-х годах это рост на 18-19% ежегодно, в 2000-х - на 11%, в 2010-х пока всего на 6-7%. А если сравнивать рост за десятилетие (например, 1987 с 1977), то за 80-е бюджеты выросли в 5 - 12 раз, за 90-е - в 5,7 раза, за 2000-е - в 3 раза, за первую половину 2010-х - всего в 2 раза (к концу десятилетия эта цифра снизится до 1,2-1,5). Учитывая, что к 1982 году в Великобритании галлопирующая инфляция успокоилась и снизилась до 4-5%, в общем, можно сказать, что команда "Формулы-1" и в целом, по меркам европейского бизнеса, предприятие доходное и растущее, а в период с 1984 по примерно 1994-1999 - это просто золотой дождь.
Сергей Мингазов:
--- Цитата: Владимир от Февраля 02, 2019, 13:29:08 ---Секретарь "Большого цирка"
Любопытная статья об Эндрю Фергюсоне,
а также немного системе распределения доходов на 1972 год.
Ссылка:
http://yadi.sk/d/Tq90fhXweUYIvQ
Литературный перевод с английского - Владимир Пальцев, оформление и редакция - gp2
***
Кто-то знает больше информации про Женевское соглашение?
Таким образом, некая система все-таки была даже до Берни. Просто про это меньше известно.
--- Конец цитаты ---
Конечно, была.
Во-первых, если говорить о систематичности, то системы распределения призовых существовали, грубо говоря, с 20-х годов, может быть, раньше, потому что организатор всегда объявлял о призах заранее, и вот когда появились призы денежные и призы за любое место, кроме первого - это уже система расчета и система распределения. К 50-м годам они усложнились, уже были призы за несколько мест, кроме первого, и вознаграждения за достижение определенных промежуточных результатов (лучшего времени на круге, лидерства на старте и середине дистанции и так далее). Очень подробная система была в "Тарга Флорио", о выплатах за результаты тренировок писал Трентиньян. Но это была не единая система, системы в разных гонках были разные.
В 1959 году во Франкфурте БРМ, «Купер», «Лотус», «Феррари» и «Порше» на волне общего недовольства совместно провели переговоры с представителями Международной ассоциации стационарных трасс (фр. Association Internationale des Circuits Permanents), по результатам которых было принято "франкфуртское соглашение", согласно которому заводские команды этих производителей - а для того времени это топ производителей спортивных и гоночных машин - должны были гарантированно получать места на старте и больше стартовых денег, чем частные команды. Об этом есть в труде Ная "БРМ", касается этого Луис Стэнли. Там была система расчетов, сколько именно должна получать заводская команда. Но эта система была не всеобъемлющей, она касалась только этих команд и только гонок на трассах, входивших в ассоциацию, это в основном крупные европейские трассы.
Были еще какие-то переговоры и какие-то соглашения в 1961 и 1964 годах, о них я ничего не знаю. Наверное, они были не такими масштабными, касались определенных ситуаций.
"Женевское соглашение" 1969 года - это уже после конфликта имени Клода Бурийо внутри ФИА, создания "лондонского комитета" и целого ряда организационных уступок участникам гонок. Это важный момент, примерно как "революция" 1905 года. Ф1КА под руководством Фергюсона усилилась - просто раньше ассоциация была на бумаге, а в 1969 году Фергюсон был принят на оклад, соответственно, появился источник инициативы - ему стало понятно, что всем вместе договариваться проще - в 1969 году представители Ф1КА и МСК ФИА встретились в Женеве и в рамках курса МСК на повышение прозрачности сообразили общие принципы выплат стартовых и призовых. Я думал, что это произошло где-то осенью 1969 года, у меня нет данных о марте 1970 года. Впервые была определена единая валюта - швейцарские франки. Но это всё равно была не тотальная система, потому что в Ф1КА входили не все команды ("Феррари", например, нет), а у МСК не было способа заставить выполнять эту систему всех организаторов.
В 1970 году во время уик-энда в Цельтвеге члены Ф1КА выработали на основе женевской другую систему распределения денег, учитывавшую результативность команд в прошлом сезоне (кто популярней, тому и получать больше). Это уже были не общие принципы, а четкая таблица выплат в процентах 20 гонщикам по 5 или 6 колонкам. Через два месяца в Ф1КА вошел Феррари, таким образом Ф1КА выросла в очень значимую политическую силу. Я не знаю точно, удалось ли Ф1КА добиться использования этой системы.
Экклстоун, хотя начал действовать в рамках Ф1КА в начале 1972 года, систему распределения выплат предложил - я не знаю точно - летом или осенью 1972. Она была разработана на основе схемы, разработанной в Цельвеге, но был ряд отличий, в том числе ключевое: Экклстоун предложил заключать договора (между членами Ф1КА и между Ф1КА и организаторами гонок), которые делали выполнение этой схемы юридически обязательным. Выполнения этой системы в общих чертах удалось добиться где-то к 1974 году, может быть, были исключения.
Фергюсон (в отличие от Макинтоша) - это важный человек в истории автоспорта с организационной точки зрения. В 1969-1972 годах это движущая сила Ф1КА, предшественник Экклстоуна, который многие вопросы решил до него. Спасибо за интервью.
Навигация
Перейти к полной версии