Насчет предыстории, думаю, основной движущей силой была идея "в воскресенье - побеждай, в понедельник - продавай".
Большинство жителей послевоенной Европы нуждалось в дешевых и экономичных транспортных средствах. Это понимали многие, в том числе и Ренцо Ривольта, основавший в 1939 году в городке Брессо (рядом с Миланом) компанию "Изо", которая специализировалась на производстве холодильных установок. Поэтому во второй половине 40-х Ривольта расширил производство и стал изготовлять недорогие скутеры, мотоциклы и трехколесные грузовые автомобили под всё той же, хорошо известной на Апеннинах, маркой "Изо".
В начале 1950-х Ренцо Ривольта решил заполучить свою долю и на автомобильном рынке. Для этого в 1952-53 годах разрабатывалась "Изо-Изетта", в основу которой был положен мотоциклетный двигатель объемом 236 см3. После того, как автомобиль дебютировал на Туринском автосалоне 1953 года, нужно было думать о том как его продвигать на рынке.
В то время в Италии основным конкурентом "Изетты" был "Фиат-500", который уже многие годы принимал участие в "Милле-Милье". И Ривольте не оставалось ничего другого как заявить семь своих малолитражек на гонку следующего года. Пять машин смогло добраться до финиша и, несмотря на то, что они все заняли последние места в своем классе (30-е, 31-е, 32-е, 33-е и 35-е места), им, как уже было сказано, присвоили три первые места по эксплуатационным качествам.
Таким образом, для Ривольты эта гонка стала огромной рекламой и ему посыпались предложения на производство этих машин. Всего через пару лет эти машины делались в Бельгии, Франции, Испании и даже далекой Бразилии. Но главным успехом было то, что в производстве этих машин ему удалось заинтересовать немцев из "БМВ", которые как раз нуждались в недорогой экономичной машине. Кроме этого, лицензия была продана также и англичанам, которые экспортировали машины в Канаду, Австралию, Новую Зеландию и даже в США.
Но постепенно более быстрые и мощные малолитражки стали вытеснять "Изетту" с рынка. Не спасло ситуацию и увеличение объема двигателя сначала до 600, а потом и до 700 см3. В это же время появляется знаменитый "Мини". Все это привело к закрытию производства "Изетты" и запасных частей к ней в Бразилии (1961), ФРГ (1962), Великобритании (1964), и в других странах.
В 1980 году была совершена последняя попытка вернуть эту машину с незначительными изменениями под именем "Диазета" на конвеер. Но ее время ушло и производство закрыли едва успев начать.
Тем временем, после прекращения производства "Изетты", в середине 1960-х компания "Изо" перешла от одной крайности в другую, став производить седаны и купе с кузовом от Бертоне, оснащавшиеся сначала 5,3-литровым двигателем "Шевроле", а потом и вовсе 7-литровым движком. Всего выпускалось четыре модели: "Ривольта", "Грифо", "Фидиа", "Леле".
Ударом для компании стала смерть ее основателя и руководителя Ренцо Ривольты в 1966 году. После этого дела перешли к его сыну Пьеро Ривольте, который в 1973 привел "Изо" на вершину автоспорта - в Формулу-1, объединив усилия с Фрэнком Уильямсом. Но тут грянул нефтяной кризис и в 1974 году компания обанкротилась, едва не потянув ко дну и самого Фрэнка.
В наши дни Пьеро Ривольта продолжает быть связанным с автомобилями посредством компании "Ривольта Груп", базирующейся во Флориде и имеющей отношение к итальянской "Загато Центростайл".
В следующем сообщении - фотографии продукции "Изо" 1960-х годов.