Автор Тема: Автоспортивная журналистика  (Прочитано 13837 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Автоспортивная журналистика
« : Апреля 13, 2006, 02:58:00 »
В череде абстрактных и анонимных ников новых участников редко появляются имена реальные, и это обращает на себя внимание сразу, ибо сразу понимаешь, что имеешь дело с серьёзным и взрослым человеком, который преподносит себя как сформировавшуюся личность.
В связи с этим я персонально приветствую нового участника, спортивную журналистку Анну Ольховую. Мне это имя, по большому счёту, ни о чём не говорит, хотя поисковая машина сразу выдаёт многочисленные ссылки на спортивные статьи и заметки.
Мне очень интересно, что привлекло в нашем форуме профессионального журналиста? Анна, что вы надеетесь здесь найти и что готовы предложить?
Дело в том, что этот форум изначально задуман как нечто сильно отличающееся от большинства форумов, которые служат для обмена мнениями и эмоциями, важного только в данный конкретный момент времени и забываемого короткое время спустя. Практика же показала, что интернет-форум - это мощнейший инструмент для обмена знаниями и опытом. Совместными усилиями специалисты-любители заново переписывают страницы истории, что не удавалось сделать ни одному писателю-одиночке.
Искать ответы на вопросы можно и применительно к современности. Болельщики на форумах обычно высказывают "имхи" и не заботятся о понимании ситуации и кропотливом поиске подтверждений и объяснений. Это нормально, потому что с болельщика спрос небольшой, а интересы его просты и незатейливы. Журналист - другое дело. Грамотный журналист, как я понимаю, должен заниматься именно выяснением причин и точном описании событий.
Среди автоспортивных журналистов много бывших болельщиков, и у меня складывается впечатление, что у них сильно не хватает вот этой профессиональной страсти журналиста к пониманию происходящего. Такое ощущение, что многие журналисты из бывших болельщиков добираются до более высокого уровня соприкосновения с предметом своего обожания и затем просто получают удовольствие от нахождения на этом уровне, не заботясь о профессиональном росте. Собственно, в журналистике они и непрофессионалы.
Возможно, спортивный журналист широкого профиля, начинающий освещать автоспорт, допускает больше ошибок и не сразу начинает многое понимать (как это было в своё время с Ческидовым и Поповым Николаем), но мне кажется, что в итоге он готов пойти дальше, чем журналист-болельщик, потому что обладает профессиональной подготовкой.
Такие вот мысли. Анна, что вы по этому поводу думаете?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Анна Ольховая

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #1 : Апреля 13, 2006, 08:38:24 »
Здравствуйте, Владимир! Очень приятно было получить от вас письмо. 
Естественно, что мое имя вам ничего не говорит. Во-первых, работа в информационном агентстве предполагает некоторую анонимность, ведь большинство материалов выходят без подписи. Во-вторых, в сфере моего внимания до последнего времени не было автоспорта.
Я хочу предельно честно ответить на вопрос, что меня заинтересовало на форуме... Как человек, далекий от автоспорта, я бы не знала о его существовании, если бы один мой хороший друг, уже давно зарегистрированный у вас, не кидал мне ссылки на различные интересные обсуждения.
Что я хочу здесь найти? Думаю, что надеюсь почерпнуть знания, сравнить свои ощущения от какого-то события, с ощущениями людей, которые уже давно интересуются автоспортом.
Я полностью согласна с вашим пониманием профессии журналиста. Но я думаю, что вы знаете, что даже такая узкая специализация, как спортивная журналистика, не предполагает хорошего знания всех видов спорта... Я говорю это для того, чтобы вы понимали, что от меня не может быть никакого толку, как от специалиста, несмотря на годы работы в спортивной журналистике.
Что касается журналиста-болельщика, то я плохо знакома с этой категорией людей. У меня есть журналистское образование, точнее почти есть - в мае я защищаю диплом на журфаке МГУ, но я не думаю, что оно что-либо определяет. Может быть дело в складе ума, в воспитании... Не могу сказать точно.
Еще раз спасибо
АняАнна Ольховая38820,7299652778

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #2 : Апреля 13, 2006, 13:58:24 »
Спасибо за ответ, Аня. Я должен сразу предупредить, что придерживаюсь несколько нестандартного взгляда на происходящее в мире автоспорта сейчас и в особенности - на историю. Подозреваю, что считанные единицы участников форума хотя бы частично прониклись тем, что я пытаюсь объяснить, а остальные деликатно обходят вопросы, от которых "этот чокнутый" может "завестись". Так что надо осторожно относиться ко всему, что тут пишется, ибо одинокий глас может оказаться ложным. Единственное, что меня ещё поддерживает - это то, что никто не может толково аргументировать правильность традиционной трактовки истории, а значит, есть ещё надежда.
Я не знаю, насколько много есть болельщиков, которые пишут за деньги, то есть профессиональных журналистов не по образованию, а по роду деятельности, но довольно много болельщиков пишут в интернете. Это потенциальные профессионалы. Самый популярный стиль - это поверхностное описание происходящего с явным оттенком иронии. Болельщикам нравится стебаться.
Кстати, после всего, что я тут написал, не надо думать, будто я отрицательно отношусь к болельщикам, журналистам-болельщикам, стилю болельщиков и т.п. Раньше - да - всё это вызывало раздражение, но обычно такое проходит, и начинаешь смотреть на вещи спокойнее. Я просто подразумеваю, что есть разные виды интереса, которые друг с другом немного пересекаются и вполне могут существовать каждый сам по себе.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Анна Ольховая

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #3 : Апреля 14, 2006, 17:28:49 »
 С вашей концепцией истории автогонок я только начала знакомиться. Это действительно очень интересно. Однако касаться вашей теории я не буду, так как у вас есть более авторитетные и опытные критики. Хочу только поблагодарить вас за предупреждение не принимать на веру все, что озвучивается в этом форуме. Не беспокойтесь, по природе своей я не очень доверчива, поэтому, если у меня будут какие-то сомнения, я посоветуюсь с людьми, знаниям и позиции которых я доверяю.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #4 : Апреля 15, 2006, 14:13:37 »
Цитата: Анна Ольховая
С вашей концепцией истории автогонок я только начала знакомиться. Это действительно очень интересно. Однако касаться вашей теории я не буду, так как у вас есть более авторитетные и опытные критики. Хочу только поблагодарить вас за предупреждение не принимать на веру все, что озвучивается в этом форуме. Не беспокойтесь, по природе своей я не очень доверчива, поэтому, если у меня будут какие-то сомнения, я посоветуюсь с людьми, знаниям и позиции которых я доверяю.

Хотел бы я пообщаться хотя бы с одним критиком! Был как-то случай, когда я спросил Андрея Ларинина на форуме "Рэйсинга" о том, что он думает по поводу перехода в 1981 году от чемпионата мира к коммерческой гоночной серии, так он ответил, что это бред сивой кобылы, не имеющий ничего общего с реальной жизнью. По-моему, он просто не понял, о чём я говорю. И это обычная ситуация. Я бы действительно хотел пообщаться с серьёзными историками, но пока что таких не встретил. Под серьёзностью я подразумеваю умение анализировать ситуацию и кропотливо восстанавливать происходившее по крупицам информации, а большинству интересны преимущественно будоражащие воображения эпизоды и статистические факты. Это тоже интересно и имеет право на существование, но должны же в природе быть и исследователи, которые и делают выводы, потребляемые затем болельщиками.
Цитата: Анна Ольховая
По вашим сообщениям я поняла, что вы чрезвычайно близко к сердцу принимаете качество освещения автоспорта в российских СМИ.

Наверное, можно сказать и так, хотя наши СМИ я уже давно перестал воспринимать серьёзно как источник информации, потому что таковая у нас вторична и поверхностна. Новости? Я подписался за 40 долларов в год на новости "Автоспорта-Атласа", и мне больше ничего не надо. Сам хожу на сайт Би-би-си, хотя это, скорее, традиция; при необходимости пользуюсь ещё бесплатным сайтом "Моторспорт-ком". Имея всё это сохранённым у себя в компьютере и правильно рассортированным, можно заниматься и аналитикой.
Переводные новости опаздывают, грешат неточностями перевода и имеют уклон в "желтизну". Ну и ладно. Вот лично меня это мало заботит, потому что по-английски я читать могу довольно сносно. Люди, не знающие английского, - потенциальные потребители переводных новостей, но это уже другая тема.
Обзоры гонок и аналитика? Опять-таки, открыв "Атлас", понимаешь, что ОНИ ТАМ ЖИВУТ, а НАШИ ТУДА ПРИЕЗЖАЮТ. Немного не тот взгляд. Ну и глубина проработки небольшая. Неинтересно.
История? Раньше было интересно, а сейчас я сам знаю гораздо больше, так что здесь тоже скучно.
Естественно, хотелось бы видеть информацию определённого типа и уровня, и с этих позиций я готов покритиковать, но, по большому счёту, меня вполне устраивает инофрмация на буржуйском языке.
Единственная реальная причина критики, наверное, - психологического свойства: обиды за то, что когда надо было, нужной информации не было, и пришлось выкручиваться; за то, что сейчас, когда мне самому удалось пойти гораздо дальше, меня не понимают и отвергают то, что мне кажется крайне важным.
Но можно откинуть комплексы и порассуждать рационально.
Цитата: Анна Ольховая
Почему такое скудное внимание уделяется автоспорту? Это результат как социологических опросов, которые показывают, что автоспорт вовсе не второй по популярности, как это принято считать, так и внутренних ощущений редакции – на данном этапе новости останутся невостребованными.

Во всём нужны идейно заряженные люди. Будет в редакции человек, который будет свято верить в нужность именно этого рода новостей, будут и сами новости. Заинтересованный человек всегда сможет выбрать самое лучшее и подать это наиболее интересно.
Цитата: Анна Ольховая
Я знаю, что, говоря об освещении автоспорта журналистами, вы имели в виду не новости, а аналитику.

Именно. И выше я уже об этом говорил.
Цитата: Анна Ольховая
Если я правильно понимаю, то это та сторона вопроса, которая вас интересует меньше, чем профессиональная пригодность какого-то конкретного журналиста и его подход к вопросу. Я вовсе не подозреваю вас в ненависти к болельщикам, которые осмелились начать писать, или к журналистам, которые сделали свою работу поверхностно. Но сквозь ваши слова читается, что лучше бы вообще не писали, чем писали так. Вот с этой позицией я не могу согласиться.

Я не думаю, что лучше бы совсем не писали. Даже как-то ни разу не задумывался. Качество аналитики само по себе - дело наживное. У меня просто постоянно создаётся ощущение, что нет у журналистов обострённого стремления к максимальной объективности и грамотности. Можно допустить ошибку и затем пойти разными путями: попытаться её исправить либо доказывать, что ты хороший.
Цитата: Анна Ольховая
Я не знаю, чем вы руководствуетесь, когда говорите, что профессиональный журналист может пойди дальше в своем исследовании, чем журналист, которого таковым сделала любовь к автоспорту. Возможно, что перед вами есть образцы, которые вызывают у вас чувство восхищения. Но насколько я могу судить, ситуация с освещением автоспорта прямо противоположна обрисованной вами. По сути, именно поклонники автоспорта у нас делают ведущие издания, и некоторые справляются с этим делом успешно.

Самое ценное, что я приобрёл в своё время в институте, заключалось не в конкретных знаниях, а в инженерном подходе, как нам это объяснили: то есть инженер не останавливается при выполнении задачи под предлогом того, что его этому не учили. Надо решить вопрос - ищешь ответ либо обосновываешь невозможность его решения. Я полагаю, что у журналистов тоже есть какой-то профессиональный стержень, который позволит выполнить поставленную перед ним задачу, в какой бы области она ни находилась. У непрофессионального журналиста изначально нет этого стержня, хотя он его может, конечно, и вырастить в себе.
Цитата: Анна Ольховая
Есть люди, которые еще в школе решили, что имеют право сказать что-то обществу, не зная еще, что они будут говорить. Факультеты журналистики крупнейших вузов страны, на которых они и собрались, дают вполне сносное гуманитарное образование, но не вкладывает в головы своих выпускников какие-то специфические знания, позволяющие молодому специалисту в дальнейшем профессионально освещать спорт, к примеру, или автоспорт, если взять еще уже.

Вот это, кстати, я и имел в виду. У меня после школы были разные варианты профессиональной подготовки. Мог заняться журналистикой или английским языком, а стал радиоинженером. И не жалею. Так вот конкретные знания, которые я получил, почти все забылись, но остался тот самый инженерный подход, а также ощущение, что когда-то всё изучалось, а потому может быть восстановлено. Именно поэтому я ощущаю себя довольно уверенно и никогда не смущаюсь, если проявляю незнание формул, схем и т.п. Вероятно, и у журналиста должна быть база, которая даст ему уверенное поведение в незнакомой ситуации.
Цитата: Анна Ольховая
Видимо, у вас перед глазами были действительно неудачные примеры журналистов, вышедших из болельщиков… Я не верю, что ваши слова основаны лишь на теоретических выкладках. О журналистах-болельщиках много сказать не могу, хотя бы потому что вообще знакома лично всего с несколькими журналистами, пишущими об автоспорте… Впрочем, если задуматься, то один человек мне сейчас приходит на ум.  И это как раз тот вариант, который ни в коей мере не подтверждает ваши слова. Насколько я могу судить о стиле и способности понятно и четко преподнести информацию, он без особой подготовки пишет удачнее, чем большинство моих знакомых, которых пять-шесть лет обучали этому мастерству. А к этому еще надо прибавить прекрасное знание того, о чем он пишет. В результате мы получаем специалиста, с которым журналисту, пишущему обо всем, невозможно конкурировать на данном участке рынка.

Я-то ценю не столько способность ясно и доступно формулировать свои мысли, потому что у самого с этим особых проблем нет, а потому это кажется простым и не заслуживающим особого внимания. Когда я работал в районной газете, мне всегда было непонятно, почему в редакции так любят статьи про бабушек, пекущих пироги, и прочих интересных людей, а расписания автобусов или магазинов не печатают. Меня всегда привлекала именно информационная составляющая, а эмоциональная интересовала мало. Поэтому я бы подправил, что не только стиль и знание темы важны; базовым должны быть аналитические способности, которые позволят использовать знание темы, чтобы облечь всё в стилистически интересную форму.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #5 : Апреля 15, 2006, 14:48:48 »
Я должен ещё добавить, что, наверное, главное для нас - не погрязнуть в выяснениях того, что и почему кому-то не нравится. Наверное, есть смысл в том, чтобы раскрыть причины вот лично моего отношения к существующей автспортивной журналистике, но это не главное. Мне инетерсно поговорить о журналистике в целом с точки зрения профессионала, существующем положении вещей в автоспортивной журналистике и перспективах автоспортивных новостей, и надо будет вовремя перейти к этим темам.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Анна Ольховая

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #6 : Апреля 16, 2006, 18:02:37 »
Мне почему-то изначально показалось, что у нас есть какие-то серьезные разногласия в подходе к автожурналистике. Но, как выяснилось, это не так. Даже не могу не согласиться с твоим утверждением, что на факультетах журналистики все-таки учат кое-чему полезному. И, наверное, если поразмыслить над этой темой, можно вычленить что-то главное в этом образовании… Но думаю, что это тема не для данного форума, а для сайта абитуриентов.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #7 : Апреля 17, 2006, 13:17:56 »
Начнём с некоторых определений и понятий. Какие вообще существуют виды журналистики, или какие есть области, разделы, жанры - новости, публицистика, аналитика? Вполне возожно, что я написал ерунду и смешал всё в кучу, но вот с этим и хотелось бы разобраться. Понять, какие есть ниши, и насколько плотно они заняты в отечественной журналистике.
Новостям мы, наверное, уделим больше внимания в будущем, благо, тут есть что двигать вперёд.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Анна Ольховая

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #8 : Апреля 18, 2006, 22:10:24 »
Ну что ж! Если нам нужна теоретическая база, то я постараюсь кратко описать систему жанров периодической печати.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #9 : Апреля 19, 2006, 11:38:24 »
Ага, теоретическая часть кратко изложена. Спасибо. Естественно, сразу во всём этом разобраться сложно, и потребуется время на то, чтобы действительно оценить рассматриваемую журналистику с теоретической точки зрения.
По понятным причинам, нам проще и полезнее обсуждать новости.
Я обратил внимание на то, что буржуйские новости (как правило, переводимые на русский либо дословно, либо своими словами, но с сохранением общего настроения) бывают двух видов: сообщения о событиях и сообщения о мнениях. Естественно, это моя терминология, от которой я с лёгкостью откажусь, когда узнаю терминологию правильную.
Сообщения о мнениях основаны на интервью, и это один к одному то, о чём ты написала: "Они частично переводятся в косвенную речь, остальное разбивается на цитаты". Мне сначала было интересно, откуда берутся все эти цитаты и рассказы о том, что сказала та или иная личность, и однажды я увидел фрагмент телевизионного интервью, в котором прозвучали те же фразы, которые я накануне прочёл в новостях. Иногда в новости указывают первоисточник. Оказывается, ТАМ публикуется очень много интервью. Это нашим трудно получить эксклюзив, а буржуи давно имеют в автоспортивном мире глубокие и прочные связи.
Сообщения о мнениях часто грешат "желтизной", ибо журналисты выдирают из контекста самое обращающее на себя внимание и делают из этого выводы определённой направленности. Журналисты любят всё сводить к эмоциональным эпитетам, описывающим гонки как острое соперничество и бескомпромиссную борьбу, а гонщиков - как бойцов и непримиримых соперников. А они просто люди и хотят нормально жить. И иногда нежелание быть бойцами в остром соперничестве просматривается в цитатах из интервью.
Вот эта сторона новостей мне лично не очень приятна, и я стараюсь относиться к ним с известной долей скептицизма. Лучше было бы взять оригинальное интервью целиком и самому сделать какие-то выводы. Но понятно, что читать интервью полностью долго, и среднестатистический болельщик не всегда сможет сделать правильные выводы и увидеть даже в прямых высказываниях что-то особенное. Понятно, что знающие и способные журналисты должны выбрать из большого интервью основные моменты, передать их доступно и кратко своими словами, приведя несколько цитат. Но уж больно способы обработки не вызывают симпатии.
При переводах такие эмоционально заряженные новости рискуют сильно исказиться. Характерный пример. Когда в 2003, кажется, году на "Нюрбургринге" Култард врезался в вынужденного рано тормозить Алонсо, он признался, что пересмотрел своё отношение к инциденту, произошедшему с ним и Михаэлем Шумахером в Спа в 1998 году, когда Шумахер так же сзади врезался в "Мак-Ларен" шотландца. Михаэль даже пытался кулаками размахивать. И Култард после инцидента с Алонсо сказал, что он понял, что неправильно вёл себя тогда в Спа как заведомо более медленный соперник. Эта цитата была выдернута из контекста и обрамлена рассуждениями обозревателей и заголовками большими буквами. Болельщики при переводе пошли ещё дальше и добавили собственных эмоций, с радостью трактовав цитату как признание намеренного вынесения соперника с трассы.
Сообщения о событиях предельно информационны и рациональны - они просто сообщают о фактах: произошло то-то и то-то. Их тоже можно разделить на две группы. Одни новости касаются событий прогнозируемых (гонки, тренировочные и испытательные заезды и т.п.), и для таких новостей достаточно знать расписание и анонсы событий и затем поинтересоваться, чем же всё закончилось. Другие события - непрогнозируемые, и о них журналисты нередко узнают спустя какое-то время.
Я просматриваю новости за последние три года для исторической рубрике в рассылке МОМК, и там всякой встречается. Вот, скажем, смерть матери Шумахеров утаить было нельзя после того, как стало известно, что она в коме, но находилась она в этом состоянии уже неделю, и никто об этом не знал. О том, что Мэнселлу пришлось отбиваться от хулиганов, журналисты также узнали спустя почти неделю, за которую полиции удалось кое-кого поймать и допросить. Иные события происходят у всех на виду, но их тоже надо уметь узнать и заметить.
Так что от ежедневного внимательного просмотра новостей в перерыве между прогнозируемыми событиями отвертеться не удастся.
Я думаю, что в ближайшее время мы даже сможем просмотреть текущие новости и оценить их, систематизировать, если это тебе интересно. Мне было бы интересно понять, насколько РИА "Новости" может адаптировать существующие автоспортивные новости ОТТУДА для своих новостных лент.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Анна Ольховая

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #10 : Апреля 21, 2006, 09:39:32 »
Действительно, информационными жанрами представлена большая часть материалов, посвященных автоспорту. Во многом это мотивировано тем, что тексты переводные, а в большинстве европейских стран и, тем более, в США аналитика далеко не в таком почете, как у нас. Как ни крути, для российского человека сухая подача материала не может быть вершиной журналистики, и я надеюсь, что такого никогда не случится.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #11 : Апреля 21, 2006, 13:36:38 »
Навряд ли наши скромные усилия смогут всё мгновенно изменить в лучшую сторону, но хоть что-то мы, наверное, сможем сделать. Начать можно с малого, которое будет чуть больше, чем вышеописанный стандартный круг, состоящий из "Дакара", "Формулы-1" и ралли. Тут я вижу два важных момента.
Во-первых, тебе (я по умолчанию буду полагать, что ты и будешь этим заниматься как заинтересованный и наделённый реальной возможностью человек; я могу выступить только в роли консультанта - и то, если будет доверие к тому, что я говорю) надо составить для себя общую картину мирового и российского автоспорта. Возможно, это не так просто, как кажется, но потихоньку над этим работать можно. Собственно, в своё время "Лаборатория" на форуме и предназначалась для подобных целей, но времени и сил на это не хватает, особенно, когда труд не находит отдачи. Для себя я что-то потихоньку решаю, а регулярно делиться своими открытиями уже стимула нет. Сейчас, возможно, будет.
Во-вторых, из всей картины мирового автоспорта надо выделить те соревнования, которые уже в той или иной степени освещаются нашим телевидением (видеть гонки - это очень важно!) и которые ещё не освещаются, но заслуживают этого, а потому есть смысл развивать интерес к ним.
Общая картина мирового автоспорта может быть, наверное, нарисована по-разному. Могу предложить такую версию. Во-первых, есть разные категории техники для соревнований: гоночные, спортивные, легковые, грузовые и прочие специальные автомобили, а также мотоциклы. Во-вторых, соревнования и серии по своему статусу и престижу либо находятся на вершине автоспорта, либо служат ступеньками к этой вершине, либо оказываются "пенсионными" для побывавших на вершине и дальнейшими для не добравшихся до вершины, либо каким-то образом живут своей жизнью.
Вершинами в своих видах можно считать "Формулу-1", НАСКАР, ИРЛ (это, кстати, под вопросом), чемпионаты мира по ралли и мотогонкам. Американские гонки - это отдельная песня, которую надо изучать особо. В кольцевых автогонках молодые таланты стремятся в "Формулу-1", и ступеньками к ней считаются "младшие" "формулы", которых на национальных уровнях всяких разных много, но на международном уровне их круг можно ограничить, наверное, десятком: немецкая "Формула-БМВ", британская и европейская "Формула-3", мировая серия "Рено", ГП-2. Всё, однако. Получилось пять серий. Наверное, ещё что-то есть в Италии и Британии ещё на уровне "Формулы-БМВ", которую я сюда поместил, потому что неплохо представляю, что это такое, и уже увидел, как молодые гонщики проходят её школу и уверенно поднимаются дальше вверх.
Насколько я могу, судить, все остальные гонки - пристанище для "пенсионеров" и "неудачников", хотя это слишком некорректное сравнение. Гонщикам нравится гоняться, и даже если они не попали в "Формулу-1", не закрепились в ней или покинули её, добившись успеха, они не перестают быть гонщиками. Но в "младшие" "формулы" они уже не идут, ибо считается, что там старается проявить себя молодёжь, поэтому ДТМ, "Ле-Ман", ФИА-ГТ, легковой чемпионат мира, а также всякие серии "Порше-Каррера", "Трофео Мазерати" и т.п. - настоящие гонки зрелых профессиональных гонщиков.
Изолированные от "Формулы-1" виды автогонок - это гонки национального уровня в "малоразвитых" странах, гонки грузовиков, исторические гонки.
Такое вот видение современного автоспорта. В принципе, здесь всегда можно оттолкнуться от "Формулы-1", потому что большинство дорожек ведёт либо к ней, либо от неё. Но можно на "Формуле-1" не зацикливаться, ибо её превозношение искуственно и активно культивируется всеми, кому удаётся делать на ней деньги. Это неприятно, когда тебе запудривают мозги и разводят на деньги. Фанаты и болельщики счастливы в своей причастности к сказке, которую для них придумывают и поддерживают. Но это так, небольшое лирическое отступление.
В России зрители имеют возможность смотреть в прямом эфире "Формулу-1" ("Рен-ТВ"), ДТМ, европейскую "Формулу-3", "Формулу-БМВ", Кубок "Фольксваген-Поло", Кубок "Порше-Каррера", серию "Ле-Ман", легковой чемпионат мира (7ТВ), также легковой чемпионат мира, ГП-2, чемпионаты мира по мотогонкам и супербайку, "Чамп-кар", 24-часовые гонки в Ле-Мане ("Евроспорт"). Ничего не упустил? В записи или репортажами показывают А1-ГП, чемпионат мира по ралли, российские серии. В различных тележурналах также мелькают НАСКАР, "V8 Суперкарс", ИРЛ.
Для начала можно наладить хотя бы поток предсказуемых новостей, то есть результатов соревнований. Болельщика надо воспитывать. Насколько я могу судить, большинство болельщиков находятся в этаком нестабильном состоянии: они могут и учиться понимать гонки, и с лёгкостью скатываться до крикунства. Это зависит от атмосферы, в которую попадает болельщик. Крикунскую атмосферу создавать не надо - дурное дело нехитрое, а потому устраивать нечего не значащие фанатские разборки получается как бы само собой. Понять, что же происходит на самом деле, сложнее. Тут нужна подпитка с положительным подтекстом извне. Для начала - хотя бы точная и своевременная информация.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Анна Ольховая

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #12 : Апреля 22, 2006, 16:34:23 »
Да, я действительно собираюсь этим заниматься, в меру сил и способностей, конечно. Хотя и не жду за подобные действия ни благодарности от редакции, ни особых изменений в отношении к автоспорту. Просто в какой-то момент автоспорт в целом мне стал интересен. Бывает такое, что все сходится: сначала очень для меня ожидаемая победа Фирдауса Кабирова на прошлом «Дакаре», затем приезд Алонсо в Москву… Ну а после нынешнего «Дакара» совершенно случайно еще и появились друзья, интересующиеся автоспортом уже давно и помогающие мне, хоть и медленно, но все-таки входить в тему.

Оффлайн Сергей Беднарук

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 1 288
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #13 : Апреля 22, 2006, 17:20:18 »
Цитата: Владимир Коваленко
Насколько я могу, судить, все остальные гонки - пристанище для "пенсионеров" и "неудачников", хотя это слишком некорректное сравнение. Гонщикам нравится гоняться, и даже если они не попали в "Формулу-1", не закрепились в ней или покинули её, добившись успеха, они не перестают быть гонщиками. Но в "младшие" "формулы" они уже не идут, ибо считается, что там старается проявить себя молодёжь, поэтому ДТМ, "Ле-Ман", ФИА-ГТ, легковой чемпионат мира, а также всякие серии "Порше-Каррера", "Трофео Мазерати" и т.п. - настоящие гонки зрелых профессиональных гонщиков.

Здесь позволю не согласиться. Как показывают последние годы, DTM может служить неплохим трамплином в Ф-1. Прошлогодний чемпион Гари Паффетт тому пример. Поэтому в этой серии появляется все больше молодых пилотов, которые приходят в т.ч. из "соседней" европейской Ф-3, которые ставят перед собой цель попасть в Ф-1. Поэтому, я считаю, что DTM стоит все же выше, чем, скажем, LMS и FIA GT. Сейчас немецкий кузовной чемпионат даже популярнее мирового. Хотя в WTCC гоняются, в большинстве своем (я говорю про головку участников, не беря в расчет "частников" и представителей национальных первенств), именно "кузовные" пилоты. Для них туринговый чемпионат мира - это своего рода вершина, как для "формульных" гонщиков - Ф-1. Хотя и тут есть исключения. К тому же, среди "кузовщиков" не меньшим популярностью пользуется британское первенство BTCC. Хотя, мировой чемпионат, надо полагать, все же престижнее. Но DTM - это совсем другой уровень, поскольку техника в этой серии покруче. Это уже по сути не легковые автомобили, а прототипы.
А вот Кубок Porsche Carrera и Trofeo Maserati я бы не стал называть гонками зрелых профессионалов. Если о Кубке Porsche еще можно спорить, то вот в  "Призе Maserati" большинство пилотов - это т.н. джентльмен-драйверы, выступающие в гонках за свой счет и для своего удовольствия. Хватает любителей и в LMS с FIA GT. В эти чемпионаты, распологая значительными средствами, достаточно легко попасть. Да возникли эти серии на базе полулюбительских чемпионатов. В DTM же случайные люди не появляются.  

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #14 : Мая 04, 2006, 08:37:48 »
Извините, пожалуйста, за заминку в дискуссии - у меня всё не получается то со временм, то со здоровьем. Напишу обязательно.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #15 : Мая 07, 2006, 01:11:44 »
Серёжа, я соглашусь с тобой насчёт "Порше Каррера" и "Трофео Мазерати"; остальное, наверное, не так однозначно, но это как раз повод поговорить об общей картине мирового автоспорта в приложении к российской автоспортивной журналистике.
Ты работаешь уже не только в журнале, но и на телевидении, и у каждого из этих СМИ наверняка есть подход к мировому автоспорту в целом, которым определяется круг освещаемых вопросов. Этот круг, естественно, относительно узок, ибо всё сразу объять невозможно, но у тебя лично наверняка есть в голове более полная картина мирового автоспорта. Имея такую картину и хорошо представляя особенности каждого вида автоспорта, можно выбирать наиболее важные для себя и для аудитории. Если изначально ограничиваешь свой кругозор только рамками, скажем, "Формулы-1" и ещё чего-нибудь покрупнее и поизвестнее, и картины никакой не будет. Это нормально для болельщика, но неправильно, как мне кажется, для журналиста.
Как бы ты мог описать мировой автоспорт?
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Антон Сумин

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 165
  • Карма 1
    • Просмотр профиля
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #16 : Июня 16, 2006, 07:05:38 »
У-у-ух, товарищи, во вы тута разговорились, как я погляжу! Странно только, что Лёша Рогачёв сюда ещё не добавил своих мыслей.  
Для начала, я бы хотел малость повозмущаться.
Анна писала: "Я, наверное, очень наивный человек, но я всерьез полагала, что появление «MF1» может чем-то помощь. Вроде команда с российской лицензией. Однако эти товарищи явно всерьез ни о каких российских спонсорах и не помышляли, в противном случае задействовали бы пиар, нашли информационных спонсоров… Серьезными успехами на ниве автоспорта у нас может похвастаться только «КамАЗ-Мастер», а этого явно мало."
 
Анна, вы не наивный человек. Свет на Мидланде клином не сошёлся. Если на то пошло, то помочь мог, может и, простите, "будет мочь", в первую очередь, "ЛукОйл Рэйсинг" в лице Евгения Малиновского - это если конкретно.
 
Кстати, хватит уже сводить все наши успехи к тотальному доминированию КамАЗ-Мастер в марафонах! Почему-то все упорно забывают всё о том же ЛукОйле, хотя именно они - и только они! - сейчас планомерно, не выпячиваясь, ведут политику продвижения русских пилотов, грубо говоря, на Запад.
 
Да, есть ещё и Коля Фоменко. Все слишком привыкли смеяться над ним, над его участием в европейских автогонках. Я не буду сейчас распаляться конкретно на эту тему - я полагаю, что здесь [на форуме] люди реально понимают, КАКОЙ путь совершенствования мастерства прошёл Коля от середины 90-х, от Миллер-Пилота и ТНК Рэйсига, до нынешних времён. Но дело в другом: при всём своём "шоуменском" имидже Николай занимается реальной поддержкой перспективных молодых российских пилотов в Европе - например, Вани Лукашевича.
 
Что-то я отвлёкся от своей основной мысли... О чём я? Ах, да, о спонсорах. Дело в том, что ни Алексу Шнайдеру и Мидланду, ни ЛукОйлу спонсоры, по факту, не нужны. А с самим Шнайдером всё много проще, наверное. Ему нужна была мощная, нестандартная пиар-акция общемирового масштаба - вот он её и устроил. Если пройтись по московским улицам и внимательно приглядеться к меолкоформатным рекламным щитам, то станет ясно - группа Мидланда осуществляет тихую, но планомерную экспансию на (только пока) медиа-рынок.
 
Честно говоря, иногда мне становится порядком милее всего мирового автоспорта наш кольцевой чемпионат - без коммерции. Ну, не совсем "без", но без вопиющей, скажем так, хотя бы...
 
Простите, сумбурно получилось. Но мыслей много, и она разбредаются нестройными порядками!..
Антон

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Автоспортивная журналистика
« Ответ #17 : Июня 16, 2006, 08:50:43 »
Дискуссия о "Мидланде" перенесена в новую тему "Мидланд". Это сообщение будет удалено.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.