Вторая турецкая гонка серии ГП-2 напомнила о том, что существуют разные варианты тактики ведения должевых гонок в зависимости от поведения дождя. Эта гонка была гонкой по подсыхающей трассе, когда все на старт выходят на дождевых шинах, а потом, по мере высыхания трассы, одевают сухую резину. От того, насколько хорошо ты угадаешь момент пит-стопа, зависит итоговый результат. В воскресной турецкой гонке победил Ковалайнен, который смотрелся совершенно бледно на протяжении обеих гонок, но очень удачно угадал момент смены шин и вышел в лидеры. Можно вспомнить ещё Гран-при Бельгии 1992 года, когда гонщики также стартовали на дождевой резине, а Сенна - на сликах, рассчитывая на то, что дождь скоро закочится. Но он ошибся и был вынужден заезжать дважды, ставя сначала дождевые покрышки, а затем - слики.
Гонка по подсыхающей трассе: классика жанра
В общих чертах, в гонке произошло следующее. В начале шёл дождь, потом он закончился, и на середине дистанции гонщики стали заезжать в боксы для смены дождевой резины на сухую, а команда БСН рискнула и решила оставить своих гощиков на трассе. Поначалу казалось, что они выиграют гонку, но трасса начала сохнуть так быстро, что на каждом круге гонщики на сухой резине улучшали время на несколько секунд. Преимущество Йошимото и Визо испарилось буквально на глазах и за пять последних кругов Йошимото опустился с 1-го на 9-е место.
Дождь шёл до гонки, потом закончился, а когда машины уже стояли на стартовом поле, пошёл снова. Механикам пришлось уже на трассе менять колёса и подстраивать подвеску. Из-за реверсивного старта на поуле стоял Йошимото, занявший в первой гонке 8 место. Скотт Спид удачно стартовал с 4-й позиции и на первом круге захватил лидерство. Йошимото в первом повороте, пытаясь не пропустить вперёд Лопеса, съехал с трассы и вернулся на неё пятым после Лопеса, Спида, Према и Ковалайнена. В одном из поворотов уже Лопес съехал с трассы, защищаясь от атаки Спида. За первый круг Визо поднялся с 14 места на старте до 6 позиции. Таким образом, на финише первого круга первая шестёрка выглядела так: Спид, Йошимото, Према, Ковалайнен, Лопес, Визо.
На втором круге - камеры этого не показали - Ковалайнен пропустил вперёд Лопеса и Визо, а на третьем Према вылетел с трассы и откатился на последнее место. На четвёртом круге Визо обошёл Лопеса, а к Ковалайнену сзади начал приближаться Розберг. Положение на 4 и 5 кругах: Спид, Йошимото, Визо, Лопес, Ковалайнен, Розберг.
На 6 круге Розберг легко обошёл Ковалайнена, а на 9 - и Лопеса. К 11 кругу, когда начались пит-стопы, шестёрка устоялась в таком виде: Спид, Йошимото, Визо, Розберг, Лопес, Ковалайнен.
Тем временем, после удачного отрыва на 1 круге и лучшего времени на 2 круге Скотта Спида инициативу перехватил Йошимото, который показывал лучшее время на 3 и 4 кругах, значительно сократил отставание к 11-му, а к 13-му вплотную приблизился к лидеру. На 14 круге однажды Йошимото уж было обогнал Спида, но выходил из поворота широко и остался на 2 позиции. Сразу после этого Спид заехал в боксы, и тут-то всё и началось.
Йошимото и Визо в боксы не заехали ни на этом, ни на следующем круге, ни через несколько кругов. Стало ясно, что они идёт на дождевых шинах до финиша. Если на подсыхающей трассе на дождевых шинах Розберг показал лучшее время на 13 круге 1.53,960, то сразу же после него Пантано на сухих шинах показал 1.48,463. Это была реальная на тот момент разница между двумя типами шин - 5 секунд. То есть Йошимото и Визо проигрывали остальным по 5 секунд на круге ещё за 10 кругов до финиша. На протяжении последующих кругов тот же Ковалайнен стабильно выигрывал по 8 секунд на круге у Йошимото. Чтобы сохранить шансы на победу, гонщики БСН должны были опережать ближайшего из преследователей минимум на 50 секунд, и это без учёта улучшения работы сухих шин и ухудшения - дождевых.
На 14 круге лучший круг - у Эрнандеса: 1.46,902. 16 круг: Пантано - 1.44, 682. 17 круг: Спид - 1.43,330. На 18 круге разница между Йошимото и Розбергом на 6 месте была 22 секунды, и Розбергу понадобились лишь три круга, чтобы её отыграть.
На 18 круге лидеров догнал отстававший на круг Лауда. Его машина тоже окрашена в красный цвет, и можно было бы запутаться, кто есть кто из трёх одинаково выглядящих машин, но Йошимото с Визо на прямых выезжали на влажную часть трассы, тогда как Лауда оставался на раскатанной траектории. На стартовой прямой после 18 круга опять три красные машины, но теперь средняя из них не меняет траектории, а первая и третья - меняют. Отрывы после 18 круга: Иошимото - 3,494 - Визо - 4,941 - Ковалайнен - 2,509 - Кэрролл - 1,945 - Спид.
На 19 круге Ковалайнен без особого труда обходит Визо, и становится ясно, что лидерства Йошимото не удержит. На 20 круге Ковалайнен обходит Йошимото, а на заднем плане начинается прям-таки избиение Визо. В конце круга Йошимото третий, а Визо - уже 7-й; на 21 круге - 6 и 10 соответственно, на 22-м - 10-й и 11-й. На последнем круге Йошимото остался на своей позиции, а Визо уступил ещё одно место.
Так это выглядело на экране телевизора. Имея сейчас полную покруговую статистику, можно оказаться практически в положении руководства команды и "исправить" её ошибку. В чём она заключалась? Допустим, они решили идти до финиша без смены колёс. Все соперники осуществили пит-стоп максимум на 14 круге. Поэтому на 15-м надо было смотреть на время на круге и на отрыв. Йошимото показал 1.54,705, Ковалайнен - 1.47,508. Разница - 7 секунд. Разрыв между ними оказался 32 секунды. Простые подсчёты показывают, что через 4 круга Ковалайнен Йошимото догонит, а на пятом - обойдёт. В точности так оно и вышло. При разнице в 7-8 секунд на круге Йошимото мог рассчитывать на место, находящееся в тот момент на расстоянии не ближе чем 7 секунд умножить на 8 кругов равно 56 секунд плюс поправка на улучшение работы сухих шин и ухудшение - дождевых. На 15 круге на 12 месте шёл Бруни с отставанием от Йошимото в 53 секунды, на 13-м - Пантано (57 секунд), на 14-м - Пиччьоне (62 секунды). К финишу двое первых опережали Йошимото уже на 6 секунд, а Пиччьоне был как раз позади. То есть арифметические расчёты задним числом полностью подтвердились произошедшими событиями в гонке.
Что произошло бы, если команда после 15 круга зазвала бы своих гонщиков в боксы? Вероятно, надо вычесть из потери времени на заезд в боксы преимущество Йошимото и найти ту "нишу" в отставаниях соперников от Ковалайнена, в которую попал бы Йошимото. Ковалайнен потерял на заезде в боксы 31 секунду. Если бы Йошимото заехал на 13-14-15 кругах, он бы мог выехать на первой позиции! Но если рассчитывать на пит-стоп после подсчётов на 16 круге, то в конце этого круга Йошимото мог рассчитывать на 7-8 место. Правда, в худшем случае он мог пропустить группу гонщиков, последний из которых проигрывал ему 35 секунд. Следующая группа начиналась за 45 секундами. А в итоге он занял 11 место - совсем рядом. Шанс подняться на 3-4 места вверх был, но все работаю на очки, а в спринте дают только 6 очков, так что был, наверное, смысл рискнуть.
Гонщики сами хорошо чувствуют, когда уже есть смысл "переобуваться". Как видим, разница на круге составляет для ГП-2 около 8 секунд. На 13 круге можно было отсюда сделать вывод о том, что если траектория уже достаточно высушена, то сухие шины дадут в итоге преимущество в 1 минуту 20 секунд на финише. Это гораздо больше, чем потеря 30 секунд на заезд в боксы.Владимир Коваленко38595,7430092593