Автор Тема: Правила поведения на трассе  (Прочитано 10369 раз)

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Правила поведения на трассе
« : Августа 03, 2005, 08:07:10 »
Вопрос о неписанных законах поведения на трассе приобгонах и во время старта возникает каждый раз при разборе спорных инцидентов. В это сезоне в первых же гонках случились три таких инцидента, которые вызвали немало споров: столкновение между Шумахером и Хайдфельдом в Австралии, между Физикеллой и Уэббером в Малайзии и стартовый манёвр Шумахера в Бахрейне.
В двух первых случаях важно понять, есть ли у самих гонщиков определённые представления о том, как должны вести себя обгоняющий и обгоняемый. С каких пор обгоняемый имеет право "закрывать калитку"? До каких пор обгоняющий ещё может позволить себе направлять машину внутрь поворота?
Было бы здорово найти высказывания самих гонщиков на сей счёт, но пока я ещё не встречал подробных разъяснений. Только как раз вот после таких инцидентов можно встретить в новостях отклики "товарищей по цеху".
Можно попытаться разобрать самостоятельно все фазы стандартного обгона на торможении.
Я пока ещё сам не могу привести мысли в порядок, но исходные данные таковы. Во-первых, вероятно, есть разница, насколько далеко от поворота начинается процесс обгона. Во-вторых, необходимо принимать в расчёт "слепую" зону, когда обгоняющего уже не видно в зеркалах заднего вида обгоняемого и ещё нельзя увидеть путём банального поворота головы (насколько это возможно в современных гоночных автомобилях с их "воротниками" безопасности).
Возможно, есть разница в оценке действий гонщиков при обгонах с точки зрения судей и журналистов и с точки зрения самих гонщиков, находящихся в этих ситуациях. В борьбе характеров более сильный из них получает некоторое объективное преимущество в виде абсолютной уверенности в правильности своих действий, но когда два сильных характера вылетают с трассы, тут уже задача официальных лиц - понять, кто виноват, и силу характера тут никто не измеряет.
Представим, как может мыслить разумный гонщик, находящийся в роли обгоняющего или обгоняемого.
Обгоняющий понимает, что впереди идущий не обязан просто так его пропускать и, кроме всего прочего, он имеет преимущество в выборе траектории. Если обгоняемый не увидит однозначно совершённого обгона, он будет проходить поворот по оптимальной траектории. Если обгоняющий чуть запоздает с обгонным манёвром, он рискует просто врезаться в обгоняемого, который уже будет входить в поворот. Поэтому попытку обгона надо начинать на таком расстоянии, чтобы перед началом поворота уже оказаться в зоне прямой видимости соперника.
Обгоняемый понимает, что идёщий сзади соперник может попытаться обогнать, а может и не пытаться - предугадать это невозможно. Но когда обгоняющий уже пропал из виду в зеркалах заднего вида, обгоняемый попадает в ситуацию неопределённости, потому что он не знает, где сейчас соперник, и какие действия он в данный момент предпринимает. В такой ситуации, видимо, есть смысл не дёргаться.
Если обгоняющий уже поравнялся с обгоняемым настолько, что последний может обвидеть его поворотом головы, то можно, вероятно, обгон считать совершившимся, а любые действия обгоняемого по "захлопыванию калитки" - неправильными.
Если обгоняющий не преодолел "слепую" зону, он не может рассчитывать на полностью правильную оценку ситуации обгоняемым, поэтому должен быть начеку. Но что он может сделать в случае чего? Применить экстренное торможение? Но обгоны и так происходят практически на пределе возможностей автомобиля, так что притормозить ещё сильнее практически-то и не получится.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правила поведения на трассе
« Ответ #1 : Августа 15, 2005, 05:16:33 »
Интересно посмотреть, какова бывает реакция двух сторон при столкновении в шпильке в мотогонках. Слева - столкновение между Сете Жибернау и Валентино Росси в последнем повороте последнего круга первого этапа чемпионата мира по мотогонкам в классе "Мото-гран-при" в Хересе. Справа - аналогичный инцидент между Грегорио Лавиллой и Рюичи Киёнари в 1 заезде 6 этапа британского чемпионата среди супербайков в Крофте.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Росси в одном случае и Лавилла - в другом пошли ва-банк и попытались пройти соперников на позднем торможении, что привело к "расширению" траектории и фактически тарану соперника. Жибернау от удара выехал на гравий, а Киёнари смог остаться на трассе, хотя и был отброшен назад.
Любопытны реакции обгонявших: Росси поднимает руку, празднуя победу, а Лавилла (на 8 кадре) - извиняясь перед Киёнари и пропускает того вперёд. Джентльменский жест при этом не помешал Лавилле в итоге выиграть гонку.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правила поведения на трассе
« Ответ #2 : Августа 22, 2005, 08:26:57 »
В турецкой гонке Ф1 снова произошёл инцидент, подходящий для выкладок, написанных в первой сообщении этой темы. Это, конечно, столкновение Шумахера и Уэббера. Для сравнения надо бы просмотреть и обгоны, не завершившиеся столкновениями, и попытки обгонов, не доведённые до конца. Разница между всеми ними и поможет понять, где находится та грань, после которой начинает работать не мастерство гонщика, а его авторитет, отсутствие такового или элементарная самоуверенность.
Ещё пара характерных столкновений случилась в воскресной гонке ГП на мокрой трассе.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.

Оффлайн Антон Сумин

  • Опытный участник
  • **
  • Сообщений: 165
  • Карма 1
    • Просмотр профиля
Re: Правила поведения на трассе
« Ответ #3 : Июня 16, 2006, 07:26:27 »
Росси был внутри поворота, Жибернау сам виноват в том, что пустил его туда. А высочайшее мастерство Росси в данном случае проявилось в том, что он смог выполнить манёвр так, что не спровоцировал аварию. То, что сделал Валентино, на супербайке сделать безумно сложно, особенно в таком повороте. Я видел ту гонку. Это было чрезвычайно красиво!
Антон

Оффлайн Евгений Колядинцев

  • Новичок
  • Сообщений: 15
  • Карма 0
    • Просмотр профиля
Re: Правила поведения на трассе
« Ответ #4 : Августа 08, 2006, 07:53:08 »
Касаемо этой стадии - "Но когда обгоняющий уже пропал из виду в зеркалах заднего вида, обгоняемый попадает в ситуацию неопределённости, потому что он не знает, где сейчас соперник, и какие действия он в данный момент предпринимает. В такой ситуации, видимо, есть смысл не дёргаться."
Мне кажется, описано все очень громатно, но ярчайшим исключением будет поведение Михаэля Шумахера. В приведенной выше ситуации он легко может "захлопнуть калитку" и в результате останется впереди. Если же будет столкновение, то, скорее всего, позже все признают его гоночным инцидентом.
И тут как раз встает вопрос характера. Все гонщики знают подобное поведение Михаэля, однако не все хотят с ним мириться, как, к примеру, Монтойя (и временами результатом этого становились сломанные антикрылья). Другие же осторожничают, берегут свой автомобиль и вновь пытаются "чисто" обойти Шумахера, как это делал да ла Роса в Венгрии.
Кстати, о последней гонке. Не буду скравать, что Михаэль - мой любимый пилот, и поэтому было бы очень интересно узнать мнение участников форума о маневре Шумахера, когда он ударил Физикеллу и сломал антикрыло. Что это было? Снос передней оси или попытка ударить Renault Физикеллы так, чтобы того развернуло? К тому же, после богатой событиями Венгрии новостные сайты как-то забыли про то, чем был вызван сход Джанкарло.

Оффлайн Владимир Коваленко

  • Администратор
  • Опытный участник
  • *****
  • Сообщений: 22 592
  • Карма 2118
    • Просмотр профиля
    • История автоспорта
Re: Правила поведения на трассе
« Ответ #5 : Августа 08, 2006, 07:58:42 »
Не буду скрывать, что не люблю Шумахера... (по аналогии )
Я думаю, что эта была просто ошибка: слишком резко начал разгоняться, попал в лужу, стало чуть заносить, дёрнул рулём, стукнул соперника. Это совершенно естественный случай.
Если кто-то чего-то не может, не умеет или не понимает, он доказывает, что это никому не нужно и даже вредно.