Форум истории автоспорта > История
Международные гонки АКА 1947-1952 гг.
(1/1)
Владимир Коваленко:
Молодой Фанхио начинал свою гоночную карьеру в середине тридцатых годов с многочасовых многокилометровых гонок на серийных американских автомобилях по дорогам общего пользования. Автоспорт в Аргентине в это время неуклонно развивался, и в конце 30-х Аргентинский автоклуб (Automovil Club Argentina) при поддержке правительства страны даже задумал провести несколько международных шоссейно-кольцевых гонок с участием европейских грандов – «Мерседесов» и «Ауто-Унионов», но война сорвала эти планы.
После войны появились все условия для возрождения этой идеи. Снова при поддержке правительства и лично генерала Хуана Перона Аргентинский автоклуб вплотную занялся организацией трёх гонок с участием итальянских звёзд. Среди целей были развитие автоспорта в стране и популяризация автоклуба.
1947 год
Участие европейцев было одним из ключевых факторов, поэтому переговоры начались ещё летом 1946 года. В то время денежная сторона автомобильных гонок состояла не только из призовых денег – стартовые были даже куда важнее. Говорят, что многие любители таким образом зарабатывали, стартуя на своих неконкурентоспособных машинах в гонках и сходя на ранних кругах. Они получали полагавшиеся им стартовые деньги и отправлялись восвояси – до следующей гонки. Аргентинский автоклуб предложил каждому гонщику от пятисот до тысячи долларов США за каждый старт, что вместе с возможностью продать свои машины местным гонщикам и не тратиться на их обратную перевозку, а также просто приятным времяпрепровождением под южным солнцем вместо скучной европейской зимы казалось весьма заманчивой перспективой.
Две гонки должны были состояться в Буэнос-Айресе и одна – в городе Росарио на трассах, уже использовавшихся для гонок до войны. Трасса в Буэнос-Айресе была проложена по широким проспектам в районе Ретиро, располагавшимся чуть севернее центра города, между железнодородным узлом столицы и её морским портом. В конце 1946-го – начале 1947 годов трасса была открыта по воскресным утрам для тренировок местных гонщиков. Итальянец Карло Пинтакуда в это время находился в Аргентине вместе с Пьеро Дузио, автора знаменитой «Чизиталии-Д46», который строил здесь завод по производству «чизиталий», и тренировался в Ретиро на 46-й. Эта машина была для гонок свободной формулы слабоватой, и Пинтакуда в соревнованиях участвовал на «Мазерати».
Кто же из местных гонщиков решился участвовать в первых международных аргентинских гонках и какой техникой они располагали? Серьёзные европейские гоночные автомобили попадали в Латинскую Америку до войны бессистемно: либо редкие европейцы оставляли там ненужное им старьё, либо местные гонщики совершали вояжи в Европу и привозили оттуда, что на месте удавалось приобрести по сходной цене.
Сразу после войны новые машины в Южной Америке не появлялись, поэтому на первые международные аргентинские гонки заявили всё самое лучшее из приобретённого до войны. Картина получилась пёстрая.
Лучший аргентинский гонщик Оскар Гальвез располагал мощной «Альфа-Ромео-308Ц» (Alfa Romeo 308C), на которой Хосе-Антонио Канзиани (Jose Antonio Canziani) выиграл предыдущую гонку в Ретиро 23 ноября 1941 года. Эта машина была построена в 1938 году на основе более раннего шасси и использовалось в гонках заводской командой «Альфа-Корсе», а не «Скудерией Феррари». В конце 1938 года она была продана в Аргентину, и использовалась до 1942 года разными гонщиками, а в 1946 году была куплена Гальвезом. В «Темпораде» участвовала в национальной аргентинской раскраске: корпус голубой, капот – жёлтый. После окончания своей гоночной карьеры автомобиль долгие годы простоял в гараже у Фанхио, а теперь выставлен перекрашенным в красный цвет в музее Фанхио в Балькарке (Balcarce).
У бразильской звезды Чико Ланди (Chico Landi) была машина той же модели, окрашенная в жёлтый цвет. В Бразилии она появилась также в 1938 году – Карло Пинтакуда выиграл на ней для «Скудерии Феррари» «Большой приз Рио-де-Жанейро», после чего обе привезённые командой машины были проданы местным гонщикам. Ланди на ней выиграл две последние бразильские гонки 1946 года. Впоследствии Ланди продаст её Казини, который в середине 50-х переделает её из груды металлолома, в которую она превратилась после аварии, стоившей гонщику Антонио Фернандесу ноги, в дорожную машину с двигателем «Кадиллак».
Младший брат Оскара Гальвеза Хуан, похоже, одолжил «Альфа-Ромео-П3» у Адриано Малусарди (Adriano Malusardi), который выступал на ней в 1941-42 и 1948-49 годах. Выступление на ней Хуана Гальвеза осталось лишь эпизодом в её послужном списке. Это, кстати, машина именно той модели, на которой Нуволари добился легендарной победы на «Нюрбургринге» в 1935 году, но кузов её был переделан до неузнаваемости.
Появление «Альфа-Ромео» Пабло Песатти в Аргентине стало как раз тем случаем, когда местный гонщик отправлялся в Европу. После покупки в 1937 году подержанной машины образца 1935 года Карлос Арзани стартовал на ней в Неаполе, заняв в гонке 4 место, и увёз её к себе домой, в дальнейшем став на ней чемпионом Аргентины. После серии перепродаж она оказалась у братьев Песатти, один из которых – Пабло – и выступал на ней и в 1948 году разбился насмерть.
«Альфа-Ромео» Итало Бизио также стоила своему хозяину жизни в 1948 году. Машина образца 1935 года также была продана «Скудерией Феррари» после её турне по Бразилии 1936 года. Дважды машину восстанавливали после аварий, в результате чего она к 1947 году полностью сменила свой облик. Одним из её хозяев также был Карлос Арзани.
«Мазерати-6-Чи-Эм» Франциско Каллигема (?), в отличие от всех перечисленных выше мощных машин класса «гран-при», принадлежала к довоенному классу «вуатюретт», располагая 6-цилиндровым полуторалитровым компрессорным двигателем. Первая «Мазерати» появилась в Южной Америке в 1938 году, а через год в гонке в Сан-Паулу участвовали уже три машины этой марки. Одна из них и досталась после войны Каллигему. Её в 1938 году купил в Европе бразильский чемпион Мануэль де Теффе, принял участие в нескольких европейских гонках и увёз в Бразилию.
Наконец, «Мазерати» Паскуаля Пуопполо – это первое шасси модели 8CL (№3034), на котором в 1940 году Рауль Риганти стартовал в «Инди-500» и на первых же кругах попал в аварию. Машину восстановили в Италии и отправили затем обратно в Аргентину.
Европейцы прибыли тремя частными командами.
Команда «Скудерия Амброзиана» в 1947-48 годах была полузаводской, получая большую техническую поддержку «Мазерати». А в 1946 году такой статус был у «Скудерии Милано». И вот смена предпочтений произошла в конце 1946 года, когда «Скудерия Амброзиана» получила новую машину и отправила её вместе с Виллорези в Аргентину. Она была весьма интересным экземпляром. В 1946 году фирма продолжала строить машины модели 4CL по довоенным чертежам и построила их 4 штуки. Как известно, принципиально новым шагом в модели 4CLT/48 была замена применявшейся ранее лонжеронной рамы на трубчатую. Так вот, в 1947 году выпускались машины с кузовом, двигателем, подвеской и прочими деталями конструкции от модели 4CL, но рама теперь выполнялась по новой технологии из труб. В первом таком экземпляре, шасси которого несло номер 1583, использовались трубы малого диаметра, в последующих – побольше. Этот первый экземпляр был готов к концу 1946 года, и именно его отправили в Аргентину. Таким образом, «Темпорада» стала своего рода испытательным полигоном для новой конструкции шасси.
«Скудерия Милано» вообще собиралась привезти четыре, но заявленные для Амадео Биньями (Amadeo Bignami) и Энрико Плате (Enrico Platé) «Мазерати» так и не были доставлены. (Почему???) В результате только Джакомо Пальмьери и Карло Пинтакуда выступили на «вуатюретках» «Мазерати».
Куда серьёзнее была техника у недолго существовавшей, но оставившей заметный след в первых послевоенных гонках французской команды «Экюре Нафтра Корс» (???). Собственно, она привезла в Аргентину всё, чем располагала: «Альфа-Ромео-308», на которой Жан-Пьер-Вимилль одержал три громких победы в 1946 году, и купленная основателем команды Жоржем Рафом в 1938 году «вуатюретка» «Мазерати», на которой он, как обычно, предпочитал выступать сам. Вимилль приболел, и вместо него поехал Варци.
Таким образом, самыми быстрыми машинами должны были стать три «Альфа-Ромео-308» класса «гран-при». Прочие машины этого класса были явно устаревшими, а «вуатюретки» по определению были слабее. Из трёх 308-х предпочтение следовало отдать машине Варци как подготовленной и обкатанной на высшем европейском уровне.
[tr] Номер[/t] Гонщик Страна Заявитель Автомобиль 9.02.47 16.02.47 23.02.47
(2.3.47) 30.03.47 21.04.47 [tr] 2[/t] Итало Бизио
(Italo Bizio) Аргентина Итало Бизио
(Italo Bizio) "Альфа-Ромео 2900 А"
(Alfa Romeo 2900 A) 6 4 НФ - - [tr] 4[/t] Франциско Каллингем
(Francisco Cullingham)
Франциско Галлиган
(Francisco Galligan) Аргентина Франциско Каллингем
(Francisco Cullingham)
Франциско Галлиган
(Francisco Galligan) "Мазерати-6-Чи-Эм"
(Maserati 6CM 1.5) - - - - - [tr] 6[/t] Джакомо Пальмьери
(Giacomo Palmieri) Италия "Скудерия Милано"
(Scuderia Milano) "Мазерати-6-Чи-Эм"
(Maserati 6CM 1.5) 4 3 НФ - - [tr] 8[/t] Хуан Гальвез
(Juan Galvez) Аргентина Хуан Гальвез
(Juan Galvez) "Альфа-Ромео-П3"
(Alfa Romeo P3) НС 7 5 - - [tr] 12[/t] Пабло Песатти
(Pablo L. Pesatti) Аргентина Пабло Песатти
(Pablo L. Pesatti) "Альфа-Ромео-8-Чи-35"
(Alfa Romeo 8C 35) 5 2 НФ - - [tr] 14[/t] Карло Пинтакуда
(Carlo Pintacuda) Италия "Скудерия Милано"
(Scuderia Milano) "Мазерати-4-Чи-Эм"
(Maserati 4CM 1.5) НФ НФ - НФ - [tr] 16[/t]
Владимир Коваленко:
1948 год
НомерГонщикСтранаЗаявительАвтомобиль17-18.01.4825.01.481.02.4814.02.48Жорж Раф
("Raph")Франция"Нафтра-Корс""Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)-77НП-3Жорж Раф
("Raph")Франция"Нафтра-Корс""Альфа-Ромео-308"
(Alfa Romeo 308)----НП-Бенедикто Кампос
(Benedicto Campos)Аргентина"Нафтра-Корс""Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)-----63Жан-Пьер Вимилль
(Jean Pierre Wimille)Франция"Нафтра-Корс""Альфа-Ромео-308"
(Alfa Romeo 308)НФ-НФ3--3Жан-Пьер Вимилль
(Jean Pierre Wimille)Франция"Симка-Гордини""Гордини-15"
(Gordini 15 Simca)----1НФАмеде Гордини
(Amedee Gordini)Франция"Симка-Гордини""Гордини-15"
(Gordini 15 Simca)---НП--11Хуан-Мануэль ФанхиоАргентинаАвтоклуб Аргентины"Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)4-НФ5--11Хуан-Мануэль ФанхиоАргентинаАвтоклуб Аргентины"Гордини-15"
(Gordini 15 Simca)----8812Чико Ланди
(Chico Landi)БразилияФранциско Ланди"Альфа-Ромео-308"
(Alfa Romeo 308)-3272НФ14Оскар Гальвез
(Oscar Galvez)АргентинаОскар Гальвез"Альфа-Ромео-308"
(Alfa Romeo 308)-2НФ-НФ214Оскар Гальвез
(Oscar Galvez)АргентинаАвтоклуб Аргентины"Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)---4--15Акилле Варци
(Achille Varzi)ИталияАкилле Варци"Альфа-Ромео-12-Чи-37"
(Alfa Romeo 12c-37)2-НФ2НФНФ16Джузеппе Фарина
(Giuseppe Farina)Италия"Скудерия Милано""Мазерати-8-Чи-Эль"
(Maserati 8CL)-1НФ1НФНФ17Луиджи Виллорези
(Luigi Villoresi)Италия"Скудерия Милано""Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)1-193122Габриеле Бесана
(Gabriele Besana)ИталияГабриеле Бесана"Феррари-166"
(Ferrari 166)НСНСНС--НСАриальдо Руджери
(Arialdo Ruggeri)Италия"Скудерия Милано""Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)-44НФ--Энрико Плате
(Enrico Platé)Италия"Скудерия Милано""Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)-8НФНП--Паскуаль Пуопполо
(Pascual Puoppolo)Аргентина"Сан-Исидоро""Мазерати-8-Чи-Эль"
(Maserati 8CL)3-НФНФ-НФАндрес Фернандес
(Andres Fernandez)Аргентина"Мазерати-6-Чи-Эм"
(Maserati 6CM)5-387НФЭйтель Кантони
(Eitel Cantoni)Уругвай"Мазерати-4-Чи-Эль"
(Maserati 4CL)НФ-НФНФ5НФВикторио Роза
(Victorio Rosa)Аргентина"Мазерати"
(Maserati)-55НФНФ7Итало Бизио
(Italo Bizio)Аргентина"Мазерати"
(Maserati)-6НФ66НФХуан Гальвез
(Juan Galvez)Аргентина"Альфа-Ромео"
(Alfa Romeo)-НФ?---Клемар Буцци
(Clemar Bucci)Аргентина"Кадиллак"
(Cadillac)-НФ?---Джино Бьянко
(Gino Bianco)Бразилия"Форд"-НФ?---Пабло Пессатти
(Pablo Pessatti)АргентинаПабло Пессатти"Альфа-Ромео-8-Чи-35"
(Alfa Romeo 8c-35)-----4Карлос-Фортунати Фирпо
(Carlos Fortunati Firpo)Аргентина"Мазерати"
(Maserati)-----5Педро Ллано
(Pedro Llano)Аргентина"Мазерати"
(Maserati)----4-Адриано Малусарди
Adriano MalusardiАргентина"Альфа-Ромео"
(Alfa Romeo)-----НФ
Изучая статистику, сразу обнаруживаешь интересные перемещения гонщиков из команды в команду, вызванные появлением в Аргентине в середине серии 1948 года команды "Гордини". В этих перемещениях были замешаны команды Аргентинского автоклуба (АКА), "Нафтра Корс" и собственно "Симка-Гордини".
Команда Жоржа Рафа "Нафтра Корс" прибыла в Аргентину в своём обычном составе: Вимилль на "Альфа-Ромео-308" и сам Раф на "Мазерати". Плюс они привезли с собой ещё одну "Мазерати", отдав её в аренду Автоклубу Аргентины. Тот решил выставить на гонки свою команду, пригласив в неё Хуана-Мануэля Фанхио и местную звезду Оскара Гальвеза. Пока непонятно, собирался ли АКА найти вторую машину, чтобы полностью укомплектовать команду, или надеялся на то, что Гальвез будет выступать под эгидой АКА на своей "Альфа-Ромео-308". Возможно, Гальвезу, как более опытному и титулованному гонщику, доверили "Мазерати", но он, попробовав её, предпочёл продолжить выступления на личной машине, заявляясь от своего имени.
В заявочном списке второй гонки появляются две "Гордини" для самого Амеде и... Рафа. Оба в Мар-дель-Плате не участвовали даже в тренировках. Вимилль занял третье место на 308-й, а на "Мазерати" Рафа выступал Гальвез от имени АКА. Возможная последовательность событий: "Альфа-Ромео" Гальвеза вышла из строя, и АКА договрился с Рафом об аренде его второй "Мазерати"; Раф решил составить компанию прибывшему в Аргентину с опозданием и без гонщиков Амеде Гордини, но по каким-то причинам "Симка-Гордини" в Мар-дель-Плату не поспела.
На третью гонку Гальвез вернулся к своей 308-й и заявил её, как обычно, от своего имени. Гордини приехал с двумя машинами, одну из которых отдал в аренду АКА для Фанхио. Вторая "Гордини" предназначалась для Вимилля, и он с блеском выиграл на ней гонку в Росарио. Таким образом, у Рафа освободились все три машины, и он заявился на 308-й, но так и не принял участия. Обе "Мазерати" вроде бы тоже в третьей гонке не засветились.
Вот и интересно было бы раскопать, что случилось с "Нафтра-Корс". Было ли участие Фанхио на "Гордини" следствием каких-то проблем Рафа, или же АКА решил поменять машину, а Раф не нашёл себе гонщиков вместо Вимилля и Фанхио и предпочёл в Росарио не поехать?
В 4-й гонке для Вимилля, Фанхио и Гальвеза всё осталось так же, а вот Раф стартовал на "Мазерати", заявив вторую для Бенедикто Кампоса, известного тем, что был напарником Фанхио в первом европейском сезоне национальной аргентинской команды в 1949 году. Что-то случилось с "Альфа-Ромео"? Раф на ней занял 2 месте в гонке на "Интерлагосе" 21 марта, где от "Нафтра-Корс" на "Мазерати" выступал Пинтакуда, и затем её следы теряются. Даже специалисты затрудняются объяснить, что с ней случилось. В Европе она не появлялась, зато в 1949 году в Бразилии вроде бы гонялась машина этой модели, которая явно не была одной из тех, что были в этой стране раньше.
В принципе, всё это вполне объяснимо, и поступок Вимилля с переходом в "Гордини" не кажется своего рода предательством. Ведь выступать за "Гордини" он начал уже в 1947 году. В 1946 году действовала свободная формула, и Вимилль очень успешно выступал с "Нафтра-Корс" на 308-й, одной из лучших моделей, имевшихся вообще в распоряжении гонщиков в первые послевоенные годы. В 1947 году вступила в силу Международная формула, и организаторы престижных гонок предпочли иметь дело с ней, так что 308-ю здесь использовать уже было нельзя, а "Мазерати", имевшиеся в распоряжении "Нафтра-Корс", были сильно устаревшими. Вимилля пригласила заводская команда "Альфа-Ромео", но она в 1947-48 годах проводила по 4 гонки в год, так что во всё оставшееся время у Вимилля были развязаны руки, и он выступал на "Гордини". Альтернатива? Разве что "Мазерати". Возможный недостаток "Мазерати" - то, что эти машины были конкурентами "Альфа-Ромео", хотя на них выступали только частники и полузаводские команды. Возможное достоинство "Гордини" - национальная принадлежность.
Я не разбирался, была ли при деле "Альфа-Ромео" Рафа в 1947 году, но сам он без проблем выступал в гонках МФ на своей "Мазерати", мотор которой был в полтора литра. А аргентинские международные гонки традиционно проводились без ограничений, так что там появлялись и "мостры" типа "Альфа-Ромео" Варци с двигателем рабочим объёмом аж 4,5 л (пока не знаю, с нагнетателем или без). Гордини, похоже, изначально планировал поездку в Аргентину, но чуть припоздал.
А вот Раф, похоже, вообще собирался завязывать с автогонками. Он ими занимался на фамильные деньги, которые вскорости начали скудеть. Возможности преобрести новые машины не было, а старые были либо неконкурентоспособными, как "Мазерати", либо, как 308-я, не соответствовали установленным техническаим требованиям. В такой ситуации поездка в Аргентину была неплохим способом завершить историю команды "Нафтра-Корс": там можно было не только погоняться, получить стартовые и хорошо провести время, но и продать ставшие ненужными машины, которые у "аборигенов" ещё долго будут использоваться.
Наиболее вероятно, что Жорж Раф так и сделал. Не проверял, но проверю, выступал ли он в Европе после зимы 1948 года. И надо поискать информацию о двух его "Мазерати" - действительно ли они были проданы в Южной Америке.
Братья Бесана и первая «Феррари» на дорогах Америки
C точки зрения истории «Феррари» интересен факт первого появления на американском континенте машин этой марки именно во время «Темпорады» 1948 года. Братья Габриеле и Соаве Бесана (Gabriele, Soave Besana) в истории «Феррари» отметились ещё и тем, что были самыми первыми заказчиками автомобилей этой тогда ещё только появившейся и не имевшей никакой репутации марки. Братья были сыновьями богатых родителей, и гонки для них были, скорее, развлечением. На родительские деньги они заказали две «Феррари-166 спайдер-корса» и первую из машин получили в конце 1947 года. С ней Габриеле и отправился в Аргентину, причём, есть мнение, что он ехал туда самостоятельно, а не с группой итальянских гоночных звёзд, потому что организовывавший поездку Коррадо Филиппини (Corrado Filippini) в своих воспоминаниях ни разу не упоминает участие в «Темпораде» Габриеле Бесана и его «Феррари».
Так или иначе, но Габриеле в Аргентину попал и заявился на гонки, но на тренировках перед первой их них, в Буэнос-Айресе, обнаружил проблемы с двигателем и в самой гонке не стартовал. Пока караван гонщиков соревновался в Розарио и Мар-дель-Плате, Габриеле, вероятно, пытался в Буэнос-Айресе решить технические проблемы, потому что нет абсолютно никаких упоминаний о его участии в этих двух гонках. В тренировках перед второй гонкой в Буэнос-Айресе и заключительной в серии проблемы снова дали о себе знать, и Габриеле снова не стартовал.
Наконец, пропустив ещё одну гонку в участием европейцев, Габриеле стартовал на «Интерлагосе» 11 апреля, но сошёл на ранней стадии дистанции. Отправив машину, как обычно, морем, на самолёте он отправился обратно в Италию, чтобы успеть стартовать вместе с братом 2 мая в «Милле-милья» на второй «Феррари», которую Соаве получил с фабрики в Модене, пока Габриеле катался по Южной Америке.
Первая же «Феррари» прибыла в Италию в конце мая и через несколько дней, 30 мая, Чико Ланди, с которым Габриеле, вероятно, познакомился в Южной Америке, выиграл на ней Гран-при Бари.
В конце сороковых годов братья Бесана весьма средне участвовали ещё в нескольких гонках, а потом оставили это занятие и, как говорят, покинули Италию. Уже в начале 50-х о них забыли и не вспомнили бы, не стань марка «Феррари» столь знаменитой.
Владимир Коваленко:
Старт Гран-при Сан-Паулу 1948 года:
"Феррари" Габриэле Бесана крупным планом:
Владимир Коваленко:
Хуан Перон (рядом с ним - Эвита) поздравляет Луиджи Виллорези, имя которого в подписи дано на испанский манер: Луис.
Навигация
Перейти к полной версии