Форум истории автоспорта > История
Стерлинг Мосс
Владимир Коваленко:
Это повторная публикация без дополнительной правки материалов, подоготовленных и выложенных в своё время на форуме журнала "Формула".
1950 год
Гонки Ф-1 и Ф-2, в которых принимал участие Стирлинг Мосс в составе заводской команды ХВМ (HWM) на машинах с двигателем "Альта". Это двигатель Ф-2, поэтому основную активность команда развернула именно в этом классе, эпизодически появляясь на незачётных гонках Ф-1.
30.04.50 - "Большой приз Парижа" (Ф-1) - №17. Сход в гонке.
14.05.50 - "Большой приз Мона" (Ф-2). Загадочная гонка. Ради неё "Феррари" не поехала на 1 этап ЧМ на "Сильверстоун", а выставила здесь аж 4 машины. ХВМ также выставила 4 машины, а "Гордини" - 3. Но до сих пор я не встретил ни одной фотографии с этой гонки. Мосс финишировал 6-м в 1 заезде и 7-м в финале.
28.05.50 - "Circuit du Lac" (Ф-2) - №32. Помните, как Шелл участвовал с Моссом в гонке Ф-3 перед Гран-при Монако, а потом на его "Купер" поставили "серьёзный" мотор JAP, благодаря чему он смог стартовать в основной гонке, но попал в знаменитый массовый завал на 1 круге? Ровно неделей позже Мосс и Шелл так же участвовали в гонке Ф-3, а потом - основной (Ф-2). Моссу было проще, потому что он выступал за заводскую команду, а Шеллу пришлось помучиться с перестановкой двигателя. Несмотря на это, он выиграл второй заезд, в котором Мосс не смог даже стартовать с первого ряда.
11.06.50 - "Большой приз Рима" (Ф-2). Шелдон пишет, что в гонке Мосс сражался с Валлоне на "Феррари" за 3 место, и репортёры описывали его езду как безрассудную и резкую, что не было похоже на его мягкий стиль прохождения поворотов. "Мягкий" стиль - это как было написано. Вот ещё бы поподробнее узнать об этом стиле как части характеристики гонщика. Что касается гонки, то в дальнейшем Мосс сошёл.
2.07.50 - Малолитражный кубок" (Ф-2) - №12. 3 место и полминуты отставания от победителя Аскари.
9.07.50 - "Большой приз Бари" (Ф-1). 3 место после Фарины и Фанхио с отставанием в 2 и 1 минуту соответственно после 2 с половиной часов гонки.
23.07.50 - "Большой приз Неаполя" (Ф-2). Победа в 1 заезде и сход в финале.
30.07.50 - "Приз Женевы" (Ф-2). Заявлен как возможная замена Маклину, но не участвовал.
26.08.50 - "Международный приз БКГ" (Ф-1) - №18. Почему-то у Шелдона его результат в 1 заезде не указан, а в финале Мосс, стартовав с последнего ряда, финишировал 6-м с отставанием в минуту.
10.09.50 - Grandee Trophee Entre Sambre et Meuse (Ф-2). 4 место в 1 заезде и победа во втором. Общий результат определялся, похоже, по сумме мест, а не времён, потому что Моссу досталось общее 2 место, хотя его суммарное время было на 2 минуты лучше, чем у победителя Манзона.
17.09.50 - гонка в Периге (Ф-2) - №22. 2 место в 1 заезде и 3-е - в финале.
30.09.50 - "Приз Гудвуда" - №16. 7 место с отставанием в 2 круга.
***
Какие выводы? Может, Мосс тогда был уже надеждой, но навряд ли нации, а всего лишь семьи или команды ХВМ, иначе это его, а не Парнелла или Соммера приглашали бы в "Альфа-Ромео" или БРМ. Место в заводской команде со стабильным участием в гонках (в смысле его напарники менялись, а он оставался) - это что-то. Участие в гонках пятисоток - личная инициатива. Ради денег? Или удовольствия? Или практики?
1951 год
26.03.51 - "Приз Ричмонда" (Ф-1) - №1 (ХВМ). 5 место в гонке местного значения.
26.03.51 - "Lavant Cup" (1100/2000 куб. см) - №1 (ХВМ). Победа в гонке там же, в Гудвуде.
8.04.51 - "Большой приз Марселя" (Ф-2) - №16 (ХВМ). 3 место.
22.04.51 - "Большой приз Сан-Ремо" (Ф-1) - №16 (ХВМ). 5 место.
5.05.51 - "Международный приз БКГ" (Ф-1) - №19 (ХВМ).
13.05.51 - "Большой приз автодрома Монцы" (Ф-2) - №22 (ХВМ). В первом заезде Тринтиньян, Мосс и Симон пересекли финишную черту сместе и получили одинаковое время, а Моссу присудили 4 место. Первые два места заняли явно более сильные "Феррари" Аскари и Виллорези. Во втором заезде Мосс обошёл Тринтиньяна и Симона на заводских "Гордини" и занял 3 место. По сумме двух заездов - 3 место.
20.05.51 - Gran Premio del V Centenario Colombiano (Ф-2) - №20 (ХВМ). Мосс сразу вышел в лидеры и к 27 кругу оторвался от Аскари (!) на 15 секунд (!), но потом сошёл.
27.05.51 - "Большой приз Швейцарии" (Ф-1, 1 этап ЧМ) - №14 (ХВМ). Гонки поддержки Ф-2 не было,так что участвовали в основной. В квалификации Мосс на машине Ф-2 отстал от лидеров на "Альфа-Ромео" более чем на 20 с. В гонке - 8 место с отставанием в 2 круга или 3,5 минуты.
3.06.51 - Circuit du Lac (Ф-2) - №16 (ХВМ). Победа во 2 заезде и 2 место в финале.
10.06.51 - "Большой приз Рима" (Ф-2) - ХВМ. Мосс навёл здесь шороху в прошлом году, и в этом от его участия ждали многого. Но несмотря на то, что из заводских команд были ХВМ и ОСКА, они ничего не смогли противопоставить частным "Феррари-166",и Мосс занял лишь 4 место.
1.07.51 - "АФУСские гонки" (Ф-2) - ХВМ. Доминировали местныегонщики на приспособленных к скоростным немецким трассам машинах. Мосса в квалификации не было и в первой десятке, а в гонке он сошёл.
8.07.51 - "Большой приз Руана" (Ф-2) - №2 (ХВМ). Со старта Мосс ушёл вперёд, но потом сошёл.
15.07.51 - Grandee Trophee Entre Sambre et Meuse (Ф-2) - ХВМ. Шелдон пишет,что Мосс и Хит днём ранее были заняты на Гран-при Великобритании, в статистике которого их нет. Вероятно, участвовали в гонках поддержки. На эту гонку они прилетели прямо из Англии и в валификации не участвовали,поэтому стартовали с последнего ряда. Как показали арифметические подсчёты, Мосс выиграл бы эту гонки, если бы не заезжал несколько раз в боксы из-за механических проблем.
22.07.51 - "Большой приз Нидерландов" (Ф-1) - №28 (ХВМ). По ходу гонки Мосс вышел на второе место, но за круг до финиша заехал в боксы. Шелдон пишет так: "Moss came into the pits with one lap to go shouting, as usual, for No 3 plug to be changed. Mechanic Alf Francis did as ha was told but suspected the fuel pump". Я вот не понял, что такое "No 3 plug". В общем, за время этой остановки на 2 место вышел Этанселин.
5.08.51 - "Большой приз Альби" (Ф-1). Заявлен командой запасным, но не участвовал.
12.08.51 - "Большой приз Восточной Швейцарии" (Ф-2) - №4 (ХВМ). Мосс был первым в квалификации и сразу же после старта вышел в лидеры. На 6 круге его обогнал Фишер. Если я правильно понял Шелдона, возможно, температура двигателя его "Феррари" начала опасно повышаться, и Фишер особо постарался обогнать Мосса, чтобы, выехав из его аэродинамической тени, улучшить охлаждение радиатора. Но после обгона ожидаемого улучшения не произошло, и на 10 круге Фишер сдался, чтобы не загнать машину. Мосс начал отрываться, и казалось, что он выиграет, но из-за технической неисправности сошёл.
2.09.51 - "Большой приз Бари" (Ф-1) - №38. Впервые в больших гонках заявился не на заводской ХВМ, а на "Феррари-125" "Скудерии Амброзиана". Но ещё до гонки попал в аварию и не стартовал.
23.09.51 - "Большой приз Модены" (Ф-2) - №18 (ХВМ). Мосс долгое время шёл 4-м,удерживая за собой Гонзалеса и Маримона на "Феррари-166", но потом сошёл. Кстати, победил Аскари на дебютировавшей "Феррари-500".
29.09.51 - "Кубок "Мэдгвика"" (1100/2000) - ХВМ. Победа.
29.09.51 - "Приз Гудвуда" (Ф-1) - №6 (ХВМ). В гонке Ф-1 у ХВМ Ф-2 не было шансов против "Альфа-Ромео" и "Феррари", поэтому 5 место Мосса можно считать хорошим результатом.
13.10.51 - гонка Ф-2 в Уинфилде - №12 (ХВМ). 1 место среди откровенно слабого состава участников.
***
Итак, сезон этот характерен для Мосса тем, что он, как и в 1950 году, провёл его в составе крепкой заводской команде ХВМ, участвуя чуть ли не каждую неделю в гонках в разных европейских странах. Но теперь уже этого ему мало, и он пробует сотрудничать и с другими командами.
1952 год
6.04.52 - "Большой приз Валентино" (Ф-1) - №36 (БРМ). Заявлен заводской командой вместе с Фанхио (!), но оба не участвовали по причине неготовности БРМ-15.
10.05.52 - "Международный приз" (Ф-2) - №15 (ЭРА). То же самое, только без Фанхио - не готова "ЭРА-Джи".
18.05.52 - "Большой приз Швейцарии" (Ф-2) - №46 (ХВМ). Заводская команда ХВМ выставила на гонку 4 машины, но когда две из них попали в аварии из-за одинаковой технической неисправности, две другие были немедленно сняты с дистанции.
25.05.52 - "Эйфельские гонки" (Ф-2) - №139 (ХВМ). Любопытно, что в тот же день ХВМ выставила на Гран-при Парижа ещё три машины. Ну а на "Нюрбургринге" Мосс лидировал, но столкнулся с техническими проблемами и пропустил вперёд Фишера.
Мосса не было в составе ХВМ в Шиме 1 июня и в Монце 8 июня, так как он 7 июня стартовал в Ольстере на БРМ.
7.06.52 - "Приз Ольстера" (Ф-1) - №8 (БРМ). Неделей раньше Фанхио и Гонзалес в составе заводской команды БРМ неудачно выступили в Альби, сойдя с дистанции. То же самое случилось и на этот раз, только напарником Фанхио был Мосс. Команда ещё не справилась к тому моменту с "детскими болезнями" новой машины, и к квалификации был готов только один экземпляр, которым попеременно пользовались оба гонщика, из-за чего на старте их поставили на последний ряд.
22.06.52 - "Большой приз Бельгии" (Ф-2) - №32 (ЭРА). Долгожданный дебют модели "Джи". В квалификации у Мосса - 21 секунда отставания от Аскари. После первого поворота он опережал уже 6 машин, но на середине 1 круга сошёл из-за неисправности.
29.06.52 - "Большой приз Марны" (Ф-2) - №26 (ХВМ). 14 секунд отставания от Аскари в квалификации и 11 кругов - в гонке. В результате пришёл на финиш 10-м и не был классифицирован.
19.07.52 - "Большой приз Великобритании" (Ф-2) - №12 (ЭРА). 9 секунд отставания от Аскари и Фарины в квалификации и сход в гонке.
2.08.52 - "Приз "Дэйли Мэйл"" (Ф-1/Ф-2) - №1 (ЭРА). 7 место в абсолютном зачёте и 3 место в классе (зачёт Ф-2).
17.08.52 - "Большой приз Нидерландов" (Ф-2) - №36 (ЭРА). 11 место в гонке с 17 кругами отставания от Аскари - не классифицирован.
23.08.52 - "Национальный приз Шотландии" (ЭРА) - заявлен, но не явился.
7.09.52 - "Большой приз Италии" (Ф-2) - №32 ("Коннот"). Дебют за эту команду. В квалификации 4 секунды отставания от Аскари, что явно куда лучше, чем на ЭРе. В гонке выше 7 места подняться не смог, а потом опустился вниз и вообще сошёл.
14.09.52 - гонка в Кадуре (Ф-2) - №14 (ЭРА). Не явился.
27.09.52 - "Кубок "Мэдгвика"" (Ф-2) - №17 (ЭРА). Авария на старте.
4.10.52 - "Приз памяти Джо Фрая" (Ф-2) - №61 (ЭРА). Как отмечает Шелдон, заводская ЭРА против частной "Феррари-500" Роя Сальвадори смотрелась куда лучше, чем против заводских "Феррари". Но в гонке сломалось рулевое управление.
11.10.52 - "Приз "Ньюкастл Джорнэл"" (Ф-2) - №25 (ЭРА). 4 место.
Получается, что Мосс к 1952 году перерос рамки заводской команды ХВМ, поэтому пытался выступать и за другие заводские команды - исключительно британские - без каких-либо успехов из-за слабой техники.
1953 год
6.04.53 - "Lavant Cup" (Ф-2) - №6 - "Альта-спешл" (заявлена "Купером"). Короткая, всего на 7 кругов, гонка в программе пасхального понедельника. Мосс в первый раз выступил на машине, которую его команда построила на базе шасси "Купер" и двигателя "Альта". Похоже, в квалификации Мосс не участвовал, потому что без времени стартовал с предпоследнего ряда. За 7 кругов ему удалось выйти на 7 место из 20 участников.
9.05.53 - "Международный приз" (Ф-2) - №7 - "Альта-спешл" (заявлена "Купером"). Гонка проходила в формате из двух предварительных заездов и финала. Составы заездов определялись по чётности и нечётности стартовых номеров. Номер Мосса был нечётным, и он попал в первый заезд, состав гонщиков в котором оказался не самым сильным. Стартовав с третьего ряда, он начал гонку четвёртым, а к концу первого круга закрепился на второй позиции. Больше ему сделать ничего не удалось, потому что впереди оказался де Граффенрид, бывший в начале этого сезона в очень хорошей форме. На финише их разделило 5 секунд. В финале де Граффенрид допустил фальстарт, и ему присудили минуту штрафа. Узнав об этом, он снялся с дистанции, хотя после стартовой заминки сумел вернуть себе лидерство, обогнав нескольких соперников. После этого Хоторн на заводской "Феррари" был неудержим, а Мосс шёл в пределах первой десятки. Судя по диаграмме гонки, он потерял в течение нескольких первых кругов несколько позиций, а на 30 круге, вероятно, заехал в боксы, и его обошли ещё трое. Итог - 9 место.
16.05.53 - "Приз Ольстера" (Ф-2) - №32 - "Коннот" Роба Уокера. "Альта-спешл" разочаровала Мосса в предыдущих гонках, и он пересел на другую машину. Возможно, это был первый случай сотрудничества Мосса и роба Уокера. Мосс попал в первый заезд. Хамильтон на ХВМ стартовал лучше, но Мосс захватил лидерство. После второго круга на машине Мосса остались лишь две передачи, и он заехал в боксы, где выяснилось, что поделать ничего нельзя. Вернувшись на трассу, Мосс старался изо всех сил, но большего, чем 2 место вслед за Хамильтоном, добиться ему не удалось. Коробка передач была в столь плачевном состоянии, что от старта в финале пришлось отказаться.
25.05.53 - "Коронационный приз" (Ф-2) - №7 - "Альта-спешл" (заявлена "Купером"). Перва ягонка в послевоенной истории трассы "Кристал-Пэлас" состоялась за неделю до коронации Елизаветы II. В первом заезде Мосс стартовал с первой линии, но в гонке много времени потерял в борьбе с Биллом Астоном и в итоге финишировал 4-м. В финале Мосс занял лишь 5 место. Интересно, что в выигранной им тут же гонке Ф-3 он показал среднюю скорость на круге лишь на 2 мили в час медленнее, чем Уайтхед на машине Ф-2.
31.05.53 - "Эйфельская гонка" (Ф-2) - №8 - "Альта-спешл" (заявлена "Купером"). Из-за проблем с управлением Мосс занял лишь 6 место с отставанием в 4,5 минуты.
7.06.53 - "Большой приз Недерландов" (Ф-2) - №34 - заводской "Коннот". Мосс снова примкнул к "Конноту", оставаясь недовольным "Альтой-спешл". Но всё равно уровень соперников, прибывших на первый этап чемпионата мира, был куда выше. В квалификации Мосс програл 9 секунд Аскари, но стартовал хорошо, закончив первый круг седьмым. Однако, класс машины сказался, и на последующих нескольких кругах он проиграл несколько мест. За 30 кругов до финиша начались проблемы со впрыском топлива, и Мосс откатился на последнее место, классифицировавшись в итоге 9-м с 7 кругами отставания от победителя.
28.06.53 - "Большой приз Руана" (Ф-1 + Ф-2) - №16 - "Альта-спешл" (заявлена Робом Уокером). Объединённая гонка для машин Ф-1 и Ф-2 с раздельным и общим зачётом. В квалификации время Мосса было на 13 с медленнее Фарины на заводской "Феррари". В гонке Мосс лидировал в своём классе, пока не отказали две низшие передачи, что вызвало большие проблемы при разгоне после "шпилек". В результате его обогнали все соперники, в том числе и по классу Ф-2, и он даже не попал в зачёт, отстав на 7 кругов. Кстати, есть мнение, что время в квалификации, зафиксированное для "Коннота" Джона Лайонса, было поставлено Моссом, когда тот пробовал проехать на этой машине, - 4 секунды и 6 мест разницы.
5.07.53 - "Большой приз АКФ" (Ф-2) - №36 - "Альта-спешл" (заявлена "Купером"). В гонке знаменитой дуэли Фанхио и Хоторна Моссу на его неудачной машине была уготована роль статиста. 13 место в квалификации с 14 секундами отставания и сход в гонке с 15 позиции на середине дистанции из-за отказа сцепления.
18.07.53 - "Большой приз Великобритании" (Ф-2) - №21 - "Альта-спешл" (заявлена "Купером"). Заявка аннулирована. Потому что явно не было шансов?
2.08.53 - "Большой приз Германии" (Ф-2) - №19 - заводской "Купер-24". Новая машина Мосса - это "Купер-23" с установленным на нём двигателем "Альта". В квалификации - 48 с отставания от Аскари. На старте гонки возникли проблемы с коробкой передач, которые вскоре самоустранились, и Мосс стал нагонять и обгонять соперников, к финишу закрепившись на 6 месте.
9.08.53 - "Grand Prix de Sables d'Olonne" (Ф-2) - №18 - заводской "Купер-24". Вторая гонка на новой машине. Она состояла из двух заездов с определением итогов путём сложения результатов. Из-за барахлившей коробки передач Мосс занял в первом заезде 4 место с отставанием в круг, а во втором - 5-е (3 круга). Но благодаря сходам соперников занял итоговое 3 место.
13.09.53 - "Большой приз Италии" (Ф-2) - №28 - заводской "Купер". Альф Францис переделал двигатель "Альты" для работы на нитрометане, что сделало машину очень быстрой. В квалификации он проиграл лишь 4 секунды. В гонке несколько раз пришлось заезжать в боксы, поэтому в классификацию Мосс не попал с 10 кругами отставания. Но между остановками он шёл очень быстро, иногда на прямых обгоняя самого Хоторна на "Феррари".
19.09.53 - "Приз Лондона" (Ф-2) - №7 - заводской "Купер". Новая машина была явно лучше, и на ней Мосс был на голову выше соперников местного уровня. Гонка состояла из двух заездов с общим зачётом. Мосс выиграл оба заезда и уверенно победил по сумме результатов.
26.09.53 - "Кубок Мэдгвика" (Ф-2) - заводской "Купер". Якобы в этой гонке двигатель "Купера" уже не работал на нитрометане, поэтому ему не удалось побороться за победу с Сальвадори и еле удалось защитить своё второй место от Ролта.
3.10.53 - "Приз памяти Джо Фрая" (Ф-2) - заводской "Купер-12". Прошлая гонка в "Кристал-Пэлас" была последней для "купера-24". В Кэстл-Комбе Мосс участвовал в гонке Ф-3, и на гонку Ф-2 заявил маленький "Купер" с двигателем ДжАП. Стартовал резво, но через пару кругов Ролт на более мощном "Конноте" пошёл на обгон и зацепил машину Мосса. Сам Ролт тут же остановился, чтобы помочь товарищу, который, как оказалось, сломал плечо.
1954 год
Говорят, что якобы когда в 1954 году Мосс предложил свои услуги объявившему о возвращении в гонки "Мерседесу", Нойбауэр отказал ему, посоветовав для начала купить "Мазерати" и показать, на что он способен. Мосс так и сделал.
9.05.54 - "Большой приз Бордо" (Ф-1) - №7 - частная "Мазерати". На личной "Мазерати" стартовал и третьего ряда и финишировал четрвёртым с двумя кругами отставания. Организаторы гонки сделали для Мосса исключение, дав ему его любимый номр 7, тогда как они в принципе выдавали только чётные номера.
15.05.54 - "Международный приз" (Ф-1) - №7 - личная "Мазерати" заявлена заводской командой. В первом заезде Гонзалес был вне конкуренции, а Мосс так и не сумел одолеть Биру на его старой "Мазерати" с новым двигателем. В финале держался вторым за Гонзалесом, но из-за технических неисправностей сошёл.
6.06.54 - "Большой приз Рима" (Ф-1) - №10 - личная "Мазерати". Стартовал неудачно, но сумел выбраться на вторую позицию за Маримоном на заводской "Мазераи", а за несколько кругов до финиша сошёл из-за поломки трансмиссии.
20.06.54 - "Большой приз Бельгии" (Ф-1) - №22 - личная "Мазерати". В квалификации - 8 (?) секунд отставания от Фанхио на заводской "Мазерати". В гонке за счёт сходов соперников вышел на третье место и финишировал с отставанием в круг.
4.07.54 - "Большой приз Франции" (Ф-1). Мосс в то время испытывал некоторые финансовые проблемы и не стал рисковать возможной поломкой двигателя в гонке, в которой против хотя бы заводских "Мазерати" у него не было шансов, поэтому передал свою машину заводской команде на эту гонку.
17.07.54 - "Большой приз Великобритании" (Ф-1) - №7 - личная "Мазерати". У Шелдона не сказано, но, похоже, на заводе машину Мосса подлатали, потому как в квалификации он проиграл только Фанхио на "Мерседесе" и выиграл у другого гонщика этой команды Клинга целую секунду. Заводская команда в квалификации не участвовала и потому стартовала с последних рядов. В гонке Гонзалес вновь был вне конкуренции, а машина Фанхио вела себя всё хуже и хуже, частями ломаясь, так что боровшиеся между собой Мосс и Хоторн его опередили. Мосс закрепился на 2 месте, но за 10 кругов до финиша сошёл из-за поломки машины.
27.07.54 - "Grand Prix de Caen" (Ф-1) - №14 - личная "Мазерати" заявлена заводской командой. Большую часть гонки Мосс лидировал, но когда начался дождь, его догнал и обогнал Тринтиньян на заводской "Феррари".
1.08.54 - "Большой приз Германии" (Ф-1) - №16 - личная "Мазерати". В квалификации лучший на "Мазерати" - Мосс - отстал на 7 секунд от лучшего на "Феррари", Хоторна, который на 3 секунды отстал от лучшего на "Мерседесе" - Фанхио. В гонке Мосс сошёл на 2-м круге.
7.08.54 - "Золотой кубок" (Ф-1) - №7. По Шелдону заявлен заводской командой на заводской машине, которую из-за обычной для "Мазерати" неразберихи привезли лишь утром в воскресенье, поэтому Мосс стартовал с последней позиции, но вышел в лидеры уже на 4 круге. До окончания своей карьеры в 1962 году он на этой трассе никому не проигрывал.
22.08.54 - "Большой приз Швейцарии" (Ф-1) - №32 - личная "Мазерати" заявлена заводской командой. В квалификации проиграл 2 секунды только лидерам сезона - Фанхио и Гонзалесу. В гонке Мосс вышел на 2 место, но вскоре сошёл из-за поломки.
5.09.54 - "Большой приз Италии" (Ф-1) - №28 - "Мазерати". В квалификации на скоростной трассе проиграл Фанхио лишь три десятых. Стартовав с первого ряда, долго держался в лидирующей группе, а потом обошёл Фанхио, вышел на первую позитцию и оторвался аж на 20 секунд, но опять сошёл из-за поломки за 9 кругов до финиша.
19.09.54 - "Большой приз Берлина" (Ф-1) - №8 - "Мазерати". Заявлен, но не приехал. Команда сослалась на неотремонтированность машин.
25.09.54 - "Приз Гудвуда" (Ф-1) - №7 - "Мазерати". Преимущество в квалификации - 4 секунды. В гонке легко выиграл у соперников местного значения.
2.10.54 - "Приз "Дейли Телеграф"" (Ф-1) - №7 - "Мазерати". 2 секунды преимущества в квалификации и лёгкая победа в гонке.
26.10.54 - "Большой приз Испании" (Ф-1) - №8 - "Мазерати". Стартовав со второй линии, Мосс долгое время боролся в группе лидеров с Фанхио, но потом снова сошёл из-за поломки.
Бросается в глаза тот факт, что в 1954 году Мосс значительно меньше стал участвовать во второстепенных гонках, преимуществено британских.
Другой интересный момент: по ходу сезона Мосс постепенно стал сначала пользоваться поддержкой заводской команды, а потом и вовсе стал заводским гонщиком "Мазерати.
Из-за частых сходов за Моссом в то время утвердилась репутация ломателя машин. Получается, что его "Мазерати" выдерживала лишь короткие второстепенные британские гонки, а на серьёзные длительные соревнования её не хватало.
1955 год
16.01.55 - "Большой приз Аргентины" (Ф-1) - №6 - "Мерседес-Бенц". В страшную жару только Фанхио прошёл всю дистанцию сам. Машина Мосса сломалась, а сам он чувствовал себя неважно, но отдохнув, закончил гонку на машине Херрманна четвёртым.
11.04.55 - "Glover Trophy" (Ф-1) - №7 - личная "Мазерати". Уверенно лидировал, пока не сошёл из-за поломки на середине дистанции.
24.04.55 - "Большой приз Бордо" (Ф-1) - №10 - личная "Мазерати". Стартовал с первой линии из рук вон плохо из-за проблем с тормозами. После 15 коротких кругов проигрывал лидеру почти минуту. Потом эти проблемы как-то сами собой разрешились, и он стал навёрстывать упущенное. Правда, на середине дистанции пришлось заехать в боксы для устранения мелкой неисправнсти, и это отбросило его на три круга. Но после этого Мосс поднажал и смог отграть у лидеров целых два круга, финишировав в итоге четвёртым.
7.05.55 - "Международный приз" - №7 - личная "Мазерати". Стартовав с первой линии, Мосс 10 кругов шёл пятым, но потом сошёл из-за поломки.
22.05.55 - "Большой приз Монако" - №6 - "Мерседес-Бенц". Стартовал с первого ряда и долго шёл вторым, к 30-му кругу сократив отставание от Фанхио до минимума. Ещё через 20 кругов Фанхио сошёл, и Мосс уверенно лидировал, пока за 20 кругов до финиша у него не сломался двигатель.
5.06.55 - "Боьшой приз Бельгии" - №14 - "Мерседес-Бенц". Стартовал с первой линии, всё время шёл вторым за анхио и так и финишировал с отставанием в 8 секунд.
19.06.55 - "Большой приз Нидерландов" (Ф-1) - №10 - "Мерседес-Бенц". 2-й в квалификации вслед за Фанхио, всю гонку шёл вторым и финишировал с ничтожным отставанием в 0,3 секунды.
16.07.55 - "Большой приз Великобритании" (Ф-1) - №12 - "Мерседес-Бенц". В квалификации выиграл у Фанхио с небольшим преимуществом. В гоке лидировал большую её часть и финишировал с преимуществом в 0,1 с. Есть стойкое мнение, что Фанхио просто подарил Моссу победу на домашней трассе.
13.08.55 - "Приз "Ред-экса"" (Ф-1) - №125 - личная "Мазерати". Гонка знаменита первой победой "Вэнуолла" в гонках класса Ф-1. Оба гонщика команды со старта вышли в лидеры, а Мосс, хоть и выиграл квалификацию, почти всю гонку потратил на борьбу с Брэбэмом и финишировал третьим.
3.09.55 - "Приз "Дейли Телеграф"" (Ф-1) - №7 - личная "Мазерати". Мосс победил в квалификации. Со старта вперёд вырвался Парнелл на "Конноте", которого Мосс безуспешно пытался обойти, пока у него не отказал двигатель.
11.09.55 - "Большой приз Италии" (Ф-1) - №16 - "Мерседес-Бенц". 2 место в квалификации после Фанхио. В гонке шёл вторым, пока не заехал в боксы со сломанным ветровым стеклом, после чего бросился в погоню и "загнал" двигатель.
24.09.55 - "Золотой кубок" (Ф-1) - №4 - заводская "Мазерати". Очередная уверенная победа в Олтон-парке с преимуществом в более чем минуту. Кстати, это была уже не его личная прошлогодняя машина, а новое шасси.
1956 год
"Мерседес" и "Лянча" ушли из гонок. Остались "Феррари", которая получила в своё распоряжение лучший после "Мерседеса" автомобиль, и на которую у Мосса была обида, и "Мазерати", с которой у Мосса уже сложились отношения. Фанхио ушёл в "Феррари", Мосс вернёлся в "Мазерати".
22.02.56 - "Большой приз Аргентины" (Ф-1) - №2 - "Мазерати". Мосс в квалификации был лишь седьмым. В гонке за 10 кругов выбрался на 2 место, а когда Гонзалес сошёл, возглавил гонку. Долго шёл на 1 месте, но потом двигатель начал сдавать и отказал.
5.02.56 - "Большой приз Буэнос-Айреса" (Ф-1) - №2 - "Мазерати". Фанхио уверенно победил, а Мосс занял 2 место после схода нескольких соперников и обгона Карлоса Мендитеги, который в Аргентине на этот раз был в ударе. Ближе чем на 25 секунд Моссу приблизиться к Фанхио не удалось, а в итоге на финише он отстал на 39 секунд.
2.04.56 - "Glover Trophy" (Ф-1) - №1 - личная "Мазерати" (новая). Довольно долго Скотт-Браун на "Конноте" удерживал Мосса на второй позиции, но после его схода Мосс спокойно довёл гонку до победы.
21.04.56 - "200 миль БАРК" (Ф-1) - №7 - личная "Мазерати" (старая). На самом деле Мосс был заявлен "Вэнуоллом", но команда не успела подготовить машины, поэтому Мосс заявил ещё и от себя "Мазерати", но не ту, которая была на прошлой гонке в Гудвуде. Скотт-Браун на "Конноте" снова был в ударе. Он выиграл квалификацию с преимуществом в 2 с и лидировал в начале гонки. На 3 круге его обошёл Хоторн, который сошёл через 2 круга. Скотт-Браун снова оказался лидером, но сошёл на 13 круге из-за поломки. На первую позицию вышел Брукс, далеко позади которого ехал Мосс. Когда у Брукса возникли проблемы, Мосс вышел в лидеры и закончил гонку победой, выиграв у Брукса, занявшего 2 место, целый круг.
5.05.56 - "Международный приз" (Ф-1) - №3 - "Вэнуолл". "Мазерати" спокойно отпустила Мосса в "Вэнуолл", и дебют за эту команду оказался более чем удачным. Мосс выиграл квалификацию, но соперники по первой линии на старте - Хоторн, Фанхио и Шелл - стартовали лучше. Постепенно Мосс обошёл Шелла и Фанхио, а Хоторн сошёл, после чего Мосс добился преимущества над Фанхио в минуту. Когда Фанхио сошёл, преимущество возросло до 2 минут. Мосс не менее 14 раз повторял лучшее время на круге и уверенно выиграл. По этому поводу Шелдон резонно замечает, что британские зелёные машины оправдали возлагавшиеся на них надежды на дистанции международной гонки, но будут ли они столь же хороши на дистанции гран-при?
13.05.56 - "Большой приз Монако" (Ф-1) - №28 - "Мазерати". В квалификации Мосс уступил лишь Фанхио и на старте сразу вырвался вперёд, ни на секунду не уступив никому лидерства. Фанхио в погоне разбил свою машину и на машине Коллинза лишь смог к финишу сократить отставание до 6 секунд.
3.06.56 - "Большой приз Бельгии" (Ф-1) - №30 - "Мазерати". В квалификации Мосс на 5 секунд отстал от Фанхио. Со старта Мосс ушёл вперёд, и Фанхио смог обойти его лишь на 5-м круге (а круги в Спа длинные, и длинных прямых, удобных для обгона на более быстрой машине, предостаточно), а потом стал неуклонно отрываться. Шансов у Мосса не было, особенно после того, как у его машины отвалилось колесо. Благо, это произошло в самом начале круга, и он успел добежать до боксов, чтобы остановить Пердизу и пересесть на его машину. Пердиза к тому времени отставал на круг, и Моссу затем удалось вернуться в тот же круг, на котором был Коллинз. Это важный момент, потому что вскоре Фанхио сошёл, и Коллинз вышел в лидеры. Моссу ещё удалось обойти Шелла на "Вэнуолле", и в итоге он занял 3 место.
1.07.56 - "Большой приз АКФ" (Ф-1) - №2 - "Мазерати". Мосс выступил малозаметно. Среди лидеров не был, стартовал с 3-й линии, а когда сошёл, занял машину Пердизы и привёл её к финишу на 5 месте с отставанием в 2 круга.
14.07.56 - "Большой приз Великобритании" (Ф-1) - №7 - "Мазерати". Мосс выиграл квалификацию, но стартовал плохо и вынужден был пробиваться наверх. На 16 круге он вышел на 1 позицию и долго лидировал, пока машина не начала себя плохо вести. Сначала он пропустил Фанхио, а менее чем за 10 кругов до финиша сошёл из-за отказа коробки передач, хотя и был классифицирован 8-м.
5.08.56 - "Большой приз Германии" (Ф-1) - №7 - "Мазерати". В квалификации Мосс занял 4 место и уступил Фанхио аж 12 секунд. В гонке долое время шёл 3-м, а после схода Коллинза переместился на 2 позицию да так и финишировал.
2.09.56 - "Большой приз Италии" (Ф-1) - №36 - "Мазерати". Мосс стартовал 6-м, но к 5-му кругу кого обогнал, а кто сам заехал в боксы, и Мосс вышел в лидеры. Лишь на круг уступил лидерство Шеллу, да в конце гонки его обогнал вскоре сошедший Муссо. Победа.
1957 год
В 1956 году Мосса впечатлили выступления "Вэнуолла", и он решил выступать за эту команду. Фанхио перешёл в "Мазерати".
13.01.57 - "Большой приз Аргентины" (Ф-1) - №4 - "Мазерати". "Вэнуолл" в Аргентину не приехал, и Мосса взяла к себе "Мазерати". Он выиграл квалификацию, но во время хаотичного старта повредил машину и был вынужден провести 9 кругов в боксах для устранения неисправности. В погоне ему удалось отыграть два из них и в итоге занять 8 место.
27.01.57 - "Большой приз Буэнос-Айреса" (Ф-1) - №4 - "Мазерати". Гонка из двух заездов с определением итогов по суммарному результату. В условиях сильной жары Мосс в 1 заезде не выдержал и сошёл из-за физического состояния. К концу 2-го заезда он оклемался и смог принять машину у Медитеги, закончив заезд на 6 месте. Это же место им обоим было присуждено в итоговой классификации. А выиграл Фанхио, который в который раз в столь тяжёлых условиях выдержал всю дистанцию.
7.04.57 - "Большой приз Сиракуз" (Ф-1) - №20 - "Вэнуолл". Мосс стартовал неудачно и пропустил нескольких соперников, но уже на 2 круге вышел в лидеры. Потеряв 4 круга в боксах на ремонте бензонасоса, Мосс смог отыграть круг у лидеров на "Лянчах" и занял 3 место.
22.04.57 - "Glover Trophy" (Ф-1) - №7 - "Вэнуолл". Состав участников - местного уровня. Мосс был первым в квалификации и легко захватил лидерство в гонке, но сошёл из-за неисправности.
19.05.57 - "Большой приз Монако" (Ф-1) - №18 - "Вэнуолл". В квалификации Мосс занял л
Владимир Коваленко:
Теперь у нас есть полные списки из двух книг о Моссе: Stirling Moss (Edwards) и My Cars My Career.
Игорь Тарасов:
Извините, но эта страница доступна только для зарегистрированных участников с соответствующими правами.
Владимир Коваленко:
Да: Абонемент.
Алексей Грушко:
Просматривая списки гонок, в которых участвовал Стирлинг, я с удивлением обнаружил, что все они заканчиваются 1962 годом, причем последней гонкой стоит авария в Гудвуде. На мой взгляд, это не совсем корректно - позднее Мосс также садился за руль и гонялся, не систематически, в соревнованиях уже не такого высокого уровня, но гонялся. И я считаю, что эти гонки также надо учитывать.
Навскидку я могу вспомнить две гонки в 70-х (точно года не помню, но можно найти) - гонка поддержки (или вообще отдельная гонка кузовов) в Макао и гонка, в которой Фанхио не стартовал из-за проблем с сердцем. Вторая точно была ветеранской, а вот в первой, кажется, стартовали и молодые пилоты. Думаю, позднее стоит провести более подробный поиск.
Навигация
Перейти к полной версии