Давид победил Голиафа.
В старые времена, чтобы выяснить степень расположения интересующей нас девушки, мы гадали на лепестках ромашки: "Любит, не любит, любит, не любит...". Сегодня же ФИА поставила гонщиков и организаторов перед похожей проблемой: "Войдет Гран-при Аргентины в зачет чемпионата мира или не войдет, войдет, не войдет...". В конце концов с уже легендарной "быстротой" было принято воистину соломоново решение: решение о статусе Гран-при Аргентины будет принято после самой гонки.
Это просто уникальное решение в истории автоспорта. Мало того, что английские фирмы «Вэнуолл» и БРМ были слишком поздно проинформированы о проведении гонки (правда, организаторы это отрицают), так еще и команды вообще не знают, ради чего они идут на расходы и тяготы гонки на другом конце Земли, а водители рискуют головой. Ради очков чемпионата мира или просто для собственного удовольствия? Англичане подали протест против результатов гонки.
Несмотря на все эти заботы, Гран-при Аргентины стал великолепным мероприятием, во всём южном блеске под синим летним небом. Хотя на старт вышли всего 10 машин, гонка ни на секунду не теряла напряжения, так как – за исключением фон Трипса и еще нескольких хороших гонщиков – в ней участвовала вся мировая элита. К этому надо добавить достойное подражания устройство автодрома, которое практически исключает возможность несчастного случая для гонщиков и зрителей, а также тот факт, что болельщики действительно получили отличное зрелище. Ведь за то время, за которое на «Нюрбургринге» машины один раз проезжают мимо зрителей, здесь они успевают шесть раз. Не в последнюю очередь именно от этого зависит публичный успех автомобильного спорта. В то время когда у нас число зрителей постоянно падает, например в Англии сумели с помощью новых обозримых и коротких трасс добиться их постоянного увеличения.
Однако вернемся в Беэнос-Айрес! Только «Феррари» прибыли заводской командой, но уже тренировка показала, что эта гонка ни в коем случае не будет скучной. Новая «Феррари», которая сконструирована на основе прошлогодней машины «формулы-2», показала себя с самой лучшей стороны. Более низкая, можно сказать, грациозная в своих внешних обводах, она продемонстрировала мощность своего 6-цилиндрового V-образного мотора в 290 л.с. при 8300 об/мин и удивительно низкий вес 540 кг. Машина оснащена осью «Де Дион». Не только коробка передач, как на некоторых более ранних моделях, но и сцепление закреплены на задней оси. Дополнительной экономии веса достигли применением используемого в авиации магнето фирмы "Марелли", которое заменило два обычных магнето. Гонщики, которые, как и все водители, никогда не бывают полностью довольными, настаивали что машина на тренировке страдала недостаточной поворачиваемостью. Однако в гонке выяснилось, что по крайней мере узкие повороты «Феррари» проходили намного лучше чем «Мазерати». Считалось, что переход со спиртовой смеси на бензин доставит «Мазерати» много проблем, но топливный кризис был преодолен удивительно быстро. Бертокки, как всегда осуществлявший техническое руководство, с гордостью заявил, что с новым топливом достигнута та же мощность, что и раньше - примерно 280 л.с. В остальном машины никак не изменились по сравнению с 1957 годом. Но весят они почти 700 кг, намного больше чем «Феррари». «Мазерати» используют теперь по три пружины на клапан. В случае возможной поломки других пружин, эта новая должна не допустить так называемого "падения в горшок". Рядом с этой армадой красных рысаков маленький «Купер» Стирлинга Мосса смотрелся достаточно скромно. Он даже не был заводской машиной, Мосс выступал за частную команду Роба Уокера. А заявленный вес в 390 кг позволял надеяться максимум на короткий спринт, но никак не на передние места. Тем более, что расточенный до двух литров мотор «Ковентри-клаймекс» с двумя распределительными валами давал всего 179 л.с., что на 100 л.с. меньше чем у конкурентов. И сверх того, во время свадебных шуры-муры Мосс получил пальцем в глаз от своей очаровательной супруги и вынужден был провести квалификацию с черной повязкой на глазу, как циклоп. Так что не было никого, кто бы не считал, что ему уготовлена максимум роль аутсайдера. И все равно гонка обещала быть крайне интересной, так как первый ряд заняли Фанхио, Коллинз, Хоторн и Бера (их лучшее время отличалось всего на секунду), а во втором стояли Муссо, Мендитеги и Мосс.
Из-за жары гонку запланировали на послеобеденное время. И ровно в 16:30, после яркого парада флагов и гимна, она началась. В первом быстром правом повороте все уже твердо заняли свои места. В лидеры вышел Хоторн, близко за ним шли Бера, Мосс и Фанхио, который всегда слегка выжидает и для начала изучает противников сзади. К ним присоединились Муссо, Мендитеги, Шелл, Годиа и Гулд. После четырёх кругов Мосс откатился назад – у него заклинило вторую скорость. Фанхио его обошёл, и все подумали, что на этом «Куперу» настал конец. Однако не тут-то было: коробка передач снова освободилась, и Мосс на своем игрушечном «Купере» устремился в погоню. После 12 кругов первую позицию занял Фанхио и сумел добиться преимущества перед Хоторном в 7 секунд. Особенно в быстром повороте после старта он показал высший класс, даже у таких гонщиков как Бера или Муссо он на каждом круге выигрывал 10-20 метров. А Мосс по-прежнему сидел на четвертом месте. В лидерстве Фанхио ничего не изменилось вплоть до 34 круга, когда он был вынужден заехать в боксы на замену колес. При этом на 30-м он поставил новый рекорд круга: 1.47,8 (138,3 км/ч). Между тем Мосс на 23 круге необыкновенным рывком вышел на второе место и на 34-м перенял лидерство. Примерно 100 000 присутствовавших аргентинцев, которые еще только что ликовали из за своего идола Фанхио, вскочили в восторге с мест и махали Моссу шляпами, куртками и платками. На 48 круге Бера пришлось так же оставить свое второе место и по примеру Фанхио отправится в боксы менять колеса. Шины "Пирелли", так хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом году, сегодня никуда не годились и перепутали «Мазерати» все планы. В то время как «Феррари» на шинах "Энгельберт" и Мосс на немецких "Континенталь" проехали всю дистанцию без замены.
Во второй половине гонки чемпиону мира больше не удалось пробиться в лидирующую группу, и обоим англичанам на «Феррари» при всех усилиях не получалось добраться до их лидирующего соотечественника. Хоть они и сократили разрыв до нескольких секунд, Мосс теперь ехал осторожно, всё внимание концентрируя на зеркале заднего вида, и его позиция никогда не подвергалась серьезной опасности. И вот, под бурные овации зрителей, первый гран-при года закончился уверенной победой маленького Давида над сворой Голиафов. Стирлинг Мосс сумел прибавить к своим успехам еще одну победу, но и для маленькой фирмы «Купер» первый старт машины "формулы-1" закончился первой победой. Этим снова доказано, что и маленькие команды могут делать отличную конструкторскую работу.
Коллинз, чьё великолепное время в квалификации возвело его в ранг фаворита, проехал только 10 метров от старта - сломалась полуось. Гулд еще за два дня до гонки лежал в постели с гриппом. Он смог стартовать, но так страдал от жажды, что один его друг занял позицию в медленном повороте с ведром воды. Когда, к радости фотографов и публики, вода закончилась, Гулд потребовал еще. Пришлось недолго думая набрать воды из сточной канавы и он с восторгом ее выпил. Только после гонки друг рассказал ему откуда взялась живительная влага, и Гулд снова слег в постель. Теперь уже с коликами в животе.
Осталось добавить, что за час до начала гонки публику развлекала американская труппа „Kрасные дьяволы“ с необычными трюками. Прыгающие, крутящиеся, ездящие на двух колесах машины, возможно, казались бы несколько не к месту на каком-нибудь европейском этапе, но тут они великолепно развлекли зритeлей и автора этих строк.
Очень интересным, а для нас, немцев, еще и радостным зрелищем стали автомобилей "НСУ-Супермакс" (NSU-Supermax), которые служили гоночным комиссарам как бы конными гонцами. Машины были предоставлены местным представителем фирмы НСУ Антоном фон Дери.
Ну, а мы вернемся к нашей ромашке. Лепестки кончились на "любит", но всё-таки хотелось бы пожелать, чтобы в будущем ФИА принимала свои решения немного быстрее и больше не случалось таких неясных ситуаций, как тут, в Аргентине. Моей фантазии не хватает, чтобы представить себе лицо английского представителя на заседании спортивных комиссаров в Монте-Карло, когда будет рассматриваться английское вето против результатов Гран-при Аргентины - ведь выиграл английских гонщик на английской же машине!
Типичный пример пушки, которая выстрелила не в ту сторону!
Хушке фон Ханштайн
1. С. Мосс («Купер») – 2:19:33 (134,5 км/ч), 80 кругов; 2. Муссо («Феррари») – 2:19:36 (80 кругов); 3. Хоторн («Феррари») – 2:19:46 (80 кругов); 4. Фанхио («Мазерати») – 2:20:26 (80 кругов); 5. Бера («Мазерати») – 2:21:11 (78 кругов); 6. Шелл («Мазерати») – 2:19:45 (77 кругов); 7. Мендитеги («Мазерати») – 2:19:34 (76 кругов); 8. Годиа («Мазерати») – 2:20:21 (75 кругов); 9. Гулд («Мазерати») – 2:19:37 (71 круг). Быстрейший круг: Фанхио – 138,3 км/ч.
“Auto, Motor und Sport” Nr. 3, 1958
Перевод - Вадима Русова, правка - ВК