Форум истории автоспорта > История

Автогонки в Америке

<< < (3/14) > >>

Владимир Коваленко:
Меня иногда поражает, насколько американские историки беспомощны в вопросах, которые знатоки европейского автоспорта щёлкают как орешки. Идентифицировать фотографию с американскими гонками практически нереально, потому что там в каждом городе было по треку, а в крупных - по несколько, на каждом из которых гонки проводились, бывало, чуть ли не каждый день. Все треки выглядели одинаково, машины выглядели, может быть, и по-разному, но их было так много, что ещё никто не взялся собрать всю информацию хотя бы в общих чертах в одном месте. У каждой санкционирующей организации были свои технические требования, которые постоянно менялись, но в целом классы были сопоставимы, поэтому по внешнему виду сказать об автомобиле что-то определённое всегда сложно.
500-мильная гонка в Индианаполисе действительно была вершиной американского автоспорта, и было немало желающих в ней выступить из тех, кто не участвовал в "больших гонках". Они заявлялись на квалификацию, не проходили её и удалялись восвояси. Затем машина могла быть продана, перестроена, перекрашена и снова не проходила квалификацию. А теперь историки гадают, откуда появился тот или иной автомобиль и куда он делся.
Автоспорт в Америке был профессиональным, то есть люди на этом конкретно зарабатывали деньги, но при этом в Америке не было профессиональных частных в европейском понимании и уже тем более - заводских гоночных команд.
Я пытаюсь разобраться в американском автоспорте до шестидесятых годов сначала в общих четрах, но получается с трудом.
Пока можно сказать, что сначала был период мелких соревнований на неспециальных автомобилях, которые проходили в разнообразных форматах в первой декаде ХХ века. В то же время стали оформляться два основных направления: гонки на больших треках и дорожные гонки с раздельным стартом. Они окончательно установились во второй декаде и достигли пика развития в разгар I Мировой войны в Европе. В двадцатые годы дорожные гонки сошли на нет, а остались преимущественно овальные, но на стандартных автомобилях схожего с европейским форматом. Гонок проводилось немало, но информации о них сохранилось немного.
Переломный момент наступил в середине тридцатых годов, когда появились новые категории и классы автомобилей, что привело к лавинообразному увеличению киличества соревнований, участников и санкционеров. Вот отсюда, вероятно, надо очень аккуратно собирать информацию о санкционерах, для каждого из которых составлять список трасс, а дальше уже сортировать информацию по трассам.
Я пытался спрашивать, почему нет у них достаточно чёткой и полной картины американского автспорта, но внятного ответа не добился. Они просто мыслят как-то по-особенному. Они больше сконцентрированы на определённых регионах и даже в них разбираются лишь в общих чертах. В принципе, такой подход имеет смысл, так как миджеты в Калифорнии технически могли быть иными, чем на Северо-Западе, а уж организационно они вообще никак не пересекались, так как это был вопрос жёсткой конкуренции и принципа невмешательства на чужую территорию, чтобы дать возможность и другим заработать денег. Вероятно, жителю Калифорнии в принципе сложно интересовать другими регионами, так как тут для него всё своё и имеет какое-то значение, а там где-то что-то было, а что там было - в это вникнуть сложно.
**************************************
Интересная старинца из истории американского автоспорта. Насколько я понял, как минимум в шестидесятые в Индианаполисе на малом треке на 16-й улице за день до 500-мильной гонки проводились традиционные соревнования. Было три отдельных соревнования, каждое из которых состоялось из нескольких заездов и финала на дистанцию 100 или 150 миль. После каждого соревнования трибуны освобождались, и на следующее надо было покупать новый билет. Было очень много желающих участников, миджеты которых тесно стояли вдоль пит-уолла, но ещё больше было гонщиков. Посколько в те времена везде в мире автоспорт воспринимался не как соревнование гонщиков, как сейчас, а как соревнование техники, то первичным всегда был автомобиль и его владелец (заявитель). Гонщики предлагали себя как красны девицы, а владельцы выбирали тут же на месте себе участника на один раз. Тогда всё было просто: пара слов, по рукам, а после гонки - пачка купюр в конвертике (в Европе) или так (в Америке).
Участникам главной гонки (500-мильной) запрещалось выступать в этих соревнованиях, хотя, наверное, публика с удовольствием на них посмотрела бы, ведь каждый завоевавший право выйти на старт главной гонки Америки был чуть ли не героем.
******************************************
Официальное название 500-мильной гонки всегда было "International Sweepstakes". Смысл последнего слова, как оказывается, - это соревнование, в котором победитель получает всю сумму. Одно из значений - это спор, заклад. То есть типа как в картах: все делают ставки, а победитель забирает все деньги. В большинстве гонок выигрыш распределяется среди участников в процентном отношении.
500-мильная гонка изначально стояла особняком. Надо узнать: возможно, именно распределение выигрыша стало фундаментальным фактором популярности этой гонки. Надо ещё понять, действительно ли выигрыш распределялся таким образом.

Владимир Коваленко:
В американских "больших гонках" (то есть преимущественно "Инди" и другие чемпионатные) период с 1953 по 1964 годы - это эра так называемых родстеров, то есть автомобилей со смещённым от центральной оси местом водителя. Американцы по-особенному относятся к родстерам, и считают этот период чуть ли не золотым веком американского автоспорта.
Несмотря на то, что большинство американских "больших" гоночных автомобилей имели в своём названии "спешл", что обычно характерно для самоделок, построенных в единственном экземпляре, на поверку оказывается, что эти названия были очень часто чисто рекламными, а сами шасси строили специализированные мастерские.
В фильме, посвященному дизельному "Камминсу" для "Инди-500" 1952 года, показывают, как на заводе "Камминса" где-то в Детройте или Чикаго сначала отливают блок цилиндров, производят все остальные действия, испытывают на стенде и затем два двигателя в сборе самолётом переправляют в Калифорнию, где в мастерской Фрэнка Кёртиса под наблюдением гонщика Фреда Агабашьяна, которому предстояло вывести эту машину на старт в Индианаполисе, собирают автомобиль полностью.
Кстати, как раз эта модель шасси была типичным родстером, но таких в "Инди" 1952 года было меньшинство, а большинством были переделанные миджеты, насколько я понимаю, потому что они были меньшего размера.
Основными мастерскими в пятидесятые годы принадлежали Кёртису, Кузьме, Эпперли и Уотсону.

Владимир Коваленко:
На "И-бэй" выставлены на продажу карточки с результатами соревнований после 1910 г., в которых известный американский историк Гордон Уайт признал часть официального архива ААА.
http://search.ebay.com/Race-Results-Document_W0QQfkrZ1QQfromZR8

Владимир Коваленко:
Аллан Браун в "Гоночной истории" приводит кое-какие интересные цифры. В 2005 году в США официально были зарегистрированы 930 овальных треков, но ему известно, по крайней мере, 1054 таковых. Некоторые используются лишь раз в году. Он рассказывает об одном из таких треков. За неделю до гонки это было бобовое поле. После уборки урожая фермер пригласил гонщиков, устроил 75-круговую гонку, а следующей весной снова засеял этот участок. В такой ситуации нет ничего удивительного. Правда, гораздо чаще гонки проходят на осенних ярмарках, а их итоги могут вовсе не публиковаться в газетах. Тем более, нет серьёзного хронометража и судейства.
Так что неудивительно, что с документирование истории американского автоспорта существуют такие серьёзные проблемы.

Владимир Коваленко:
Ещё на ту же тему. Часто можно услышать рассказы о впечатляющих гонках, в которых происходили всякие события. Вот один гонщик потерял круг из-за проколовшейся шины, после замены поднажал, впервые перешёл рубеж в 100 миль в час на грунтовых треках, всех обогнал и выиграл. В таких историях обычно фигурируют только название трассы, год и фамилия гонщика. Более точных данных (дата, результаты), вероятно, просто не существует.
Или даже про "Инди-500" ходят всякие рассказы в общих чертах, вроде: "А не в 1964 или 1966 году какой-нибудь Джонсон поставил на свою машину такие-то шины, и поехал быстро, но что-то там не заладилось, и он не квалифицировался?" Кто-то, да, слышал об этой истории, но как-то по-другому, а год - вообще 1960-й, кажется.
Не правда ли, гораздо проще полагать, что в Америке была "серия ААА", а все остальные гонки были "незачётными" этой "серии"? Я вспоминаю, что именно так интерпретировали гонку, которая попала в викторину "Формулы".

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии