Меня иногда поражает, насколько американские историки беспомощны в вопросах, которые знатоки европейского автоспорта щёлкают как орешки. Идентифицировать фотографию с американскими гонками практически нереально, потому что там в каждом городе было по треку, а в крупных - по несколько, на каждом из которых гонки проводились, бывало, чуть ли не каждый день. Все треки выглядели одинаково, машины выглядели, может быть, и по-разному, но их было так много, что ещё никто не взялся собрать всю информацию хотя бы в общих чертах в одном месте. У каждой санкционирующей организации были свои технические требования, которые постоянно менялись, но в целом классы были сопоставимы, поэтому по внешнему виду сказать об автомобиле что-то определённое всегда сложно.
500-мильная гонка в Индианаполисе действительно была вершиной американского автоспорта, и было немало желающих в ней выступить из тех, кто не участвовал в "больших гонках". Они заявлялись на квалификацию, не проходили её и удалялись восвояси. Затем машина могла быть продана, перестроена, перекрашена и снова не проходила квалификацию. А теперь историки гадают, откуда появился тот или иной автомобиль и куда он делся.
Автоспорт в Америке был профессиональным, то есть люди на этом конкретно зарабатывали деньги, но при этом в Америке не было профессиональных частных в европейском понимании и уже тем более - заводских гоночных команд.
Я пытаюсь разобраться в американском автоспорте до шестидесятых годов сначала в общих четрах, но получается с трудом.
Пока можно сказать, что сначала был период мелких соревнований на неспециальных автомобилях, которые проходили в разнообразных форматах в первой декаде ХХ века. В то же время стали оформляться два основных направления: гонки на больших треках и дорожные гонки с раздельным стартом. Они окончательно установились во второй декаде и достигли пика развития в разгар I Мировой войны в Европе. В двадцатые годы дорожные гонки сошли на нет, а остались преимущественно овальные, но на стандартных автомобилях схожего с европейским форматом. Гонок проводилось немало, но информации о них сохранилось немного.
Переломный момент наступил в середине тридцатых годов, когда появились новые категории и классы автомобилей, что привело к лавинообразному увеличению киличества соревнований, участников и санкционеров. Вот отсюда, вероятно, надо очень аккуратно собирать информацию о санкционерах, для каждого из которых составлять список трасс, а дальше уже сортировать информацию по трассам.
Я пытался спрашивать, почему нет у них достаточно чёткой и полной картины американского автспорта, но внятного ответа не добился. Они просто мыслят как-то по-особенному. Они больше сконцентрированы на определённых регионах и даже в них разбираются лишь в общих чертах. В принципе, такой подход имеет смысл, так как миджеты в Калифорнии технически могли быть иными, чем на Северо-Западе, а уж организационно они вообще никак не пересекались, так как это был вопрос жёсткой конкуренции и принципа невмешательства на чужую территорию, чтобы дать возможность и другим заработать денег. Вероятно, жителю Калифорнии в принципе сложно интересовать другими регионами, так как тут для него всё своё и имеет какое-то значение, а там где-то что-то было, а что там было - в это вникнуть сложно.
**************************************
Интересная старинца из истории американского автоспорта. Насколько я понял, как минимум в шестидесятые в Индианаполисе на малом треке на 16-й улице за день до 500-мильной гонки проводились традиционные соревнования. Было три отдельных соревнования, каждое из которых состоялось из нескольких заездов и финала на дистанцию 100 или 150 миль. После каждого соревнования трибуны освобождались, и на следующее надо было покупать новый билет. Было очень много желающих участников, миджеты которых тесно стояли вдоль пит-уолла, но ещё больше было гонщиков. Посколько в те времена везде в мире автоспорт воспринимался не как соревнование гонщиков, как сейчас, а как соревнование техники, то первичным всегда был автомобиль и его владелец (заявитель). Гонщики предлагали себя как красны девицы, а владельцы выбирали тут же на месте себе участника на один раз. Тогда всё было просто: пара слов, по рукам, а после гонки - пачка купюр в конвертике (в Европе) или так (в Америке).
Участникам главной гонки (500-мильной) запрещалось выступать в этих соревнованиях, хотя, наверное, публика с удовольствием на них посмотрела бы, ведь каждый завоевавший право выйти на старт главной гонки Америки был чуть ли не героем.
******************************************
Официальное название 500-мильной гонки всегда было "International Sweepstakes". Смысл последнего слова, как оказывается, - это соревнование, в котором победитель получает всю сумму. Одно из значений - это спор, заклад. То есть типа как в картах: все делают ставки, а победитель забирает все деньги. В большинстве гонок выигрыш распределяется среди участников в процентном отношении.
500-мильная гонка изначально стояла особняком. Надо узнать: возможно, именно распределение выигрыша стало фундаментальным фактором популярности этой гонки. Надо ещё понять, действительно ли выигрыш распределялся таким образом.