"Motorfilms Qualterly", вып. 1.
"Милле-милья" 1957 года.
Гонка запомнилась последней победой Пьеро Таруффи и гибелью Альфонсо де Портаго. Фильм снимали представители заводской команды "Санбима", выставившей на гонку две машины модели "Рэпир" (Sunbim Rapier).
Фильм начинается кадрами, сделанными в Брешии утром в день гонки. Участники готовятся к старту. "Мазерати" выставила на гонку фактически автомобили гран-при, "замаскированные" под спортивные. После того, как Бера разбил свою машину на тренировке, основные надежды команда возлагала на Мосса. "Феррари" заявила 5 машин с мощными двигателями разного рабочего объёма для Коллинза, Таруффи, фон Трипса, де Портаго и Жендебьена. На "Рэпире" под 212 номером стартовал экипаж Питера Харпера, а под 213 - Шилы ван Дамм. Судя по кинокадрам, ещё та "железная леди".
Поскольку участники обычно преодолевают дистанцию в тысячу миль за 12-15 часов, старт - раздельный - даётся позним вечером, в 11 часов. первыми стартуют малые классы, фавориты уходят в гонку последними. всего участников - 301. Несмотря на позднее время, трибуны и прилегающее к трассе пространство полны.
К тому времени, когда начинаются съёмки при утреннем свете, сходят Мосс и ван Дамм. Вот проезжают Коллинз, вскоре после него - Таруффи, и дорогу открывают для регулярного движения.
Идут кадры, снятые напарником Харпера в процессе движения по дороге из Ровены в Пескару: виды из окна на дорогу и морское побережье, сам Харпер - джентльмен при галстуке, его работа рулём. Голос за кадром объясняет причины, по которым "Санбим" участвует в этом соревновании, не имея шансов на равных состязаться с чисто спортивными автомобилями.
В Ровену первым прибыл фон Трипс, но потом Коллинз и Таруффи его обошли. После Пескары дорога уходит в горы.
Контрольный пункт в Риме. Экипаж Коллинз-Клемантаски лидирует, в 5 минутах за ним - Таруффи, затем - фон трипс, де Портаго и Жендебьен на автомобиле категории "гран-туризмо". "Рэпир" добрался до Рима за 7 часов 7 минут.
В 90 милях от Рима по дороги в Сиену - замок Радикофани. На этом этапе мощные машины начинают догонять более слабых соперников. Вот Коллинз обгоняет "оску", лидера в классе до 1100 куб. см., выигрывая у ненё уже 2 часа 5 минут. Таруффи отстаёт всё больше, на 3 месте по-прежнему - фон Трипс.
Снова съёмки из окна "Рэпира" - на равнинном этапе Сьена - Флоренция.
КП во Флоренции. Обслуживание "Рэпира". Разбитый автомобиль погибшего голландца Йозефа Хуберта Готтгенса. Зрителей отделяет от дороги колючая проволока. Лидер по-прежнему - Коллинз. Фон Трипс, стартовавший через две минуты после Таруффи, уже настигает ветерана.
Путь к следующему - в Болонье - КП лежит через горы. Точка съёмки - на знаменитом перевале Ратикоза. Почему-то помимо зрителей на нём расположились военные со своей специфичной техникой.
У Коллинза обнаружились проблемы с трансмиссией, и он надеется хотя бы дотянуть до финиша, но Таруффи пока об этом не знает и старается держать в поле зрения фон Трипса. Де Портаго идёт четвёртым.
Тем временем в Брешии нарастает напряжение. На площади установлен огромный стенд, на котором от руки фиксируется положение в гонке по этапам. Скоро появятся первые участники.
Заключительные этапы были насыщенны событиями. Между Болоньей и Кремоной Жендебьену удаётся опередить де Портаго и выйти на 4 место. На "Лотосе" Грегора Гранта обнаружилась течь в бензобаке. Трансмиссия "Феррари" Коллинза окончательно отказала в Парме, и Таруффи стал лидером. Наконец, незадолго до финиша попал в аварию и погиб де Портаго. Этот трагический инцидент поставил в тот момент под вопрос будущее гонки вообще, и потом она действительно была отменена.
Из 301 стартовавшего экипажа гонку закончили лишь 163. Таруффи и фон Трипс финишировали вместе, но с учётом разницы на старте их разделили 3 минуты. 3 место занял Жендебьен, 4-е - Скарлатти. "Рэпир" был вторым в классе, пройдя дистанцию за 14 часов.
********************************
Клуб автоспортивных историков продаётся оригинальные диски с высококачественным видео, включая и этот репортаж. Полную информацию можно найти по этим адресам:
http://racing-history.nm.ru/http://www.racing-history.nm.ru/http://racing-history.narod.ru/