"Motorfilms Quarterly", выпуск 1.
Репортаж о Гран-при Бельгии 1961 года. Это был первый сезон полуторалитровой "формулы-1", и новые "Феррари-156" полностью доминировали. Эта гонка может служить тому яркой иллюстрацией. В заводской команде было три гонщика, которые начали сезон в Монако. Фон Трипс там свою машину разбил, но к следующей гонке в Зандфорте для него было подготовлено новое шасси, а старое после восстановления дали в аренду национальной бельгийской команде для Оливье Жендебьена, который давно пользовался поддержкой "Феррари". Очень интересно наблюдать за борьбой трёх красных и одной жёлтой "феррари". в иные моменты жёлтая даже выигрывала.
Предварительные заезды. В "Источнике" мелькнул Мосс на "Лотосе" Уокера. В боксах крупным планом местные герои Люсьен Бьянки и (на кадре) Оливье Жендебьен. Главные трибуны пустые. Мимо проезжает, скорее всего, Лоренцо Бандини (погибший в 1967 году в Монако) на "Купере" "Скудерии Чентро Сюд".
![](http://img130.exs.cx/img130/2655/belgp61video10136uu.th.jpg)
Общий вид боксов. Чепмен и Парнелл беседуют на фоне "Красной воды". Вне машин - Мосс, Фил Хилл (жующий жвачку), Брукс и Грэм Хилл в боксах БРМ, Брэбэм в чёрных очках, ветеран Тринтиньян. Заводские "феррари" выстроены вдоль боксов.
Воскресенье, третий час дня. В боксах идёт работа по подготовке к гонке. Машины выстроены пока вдоль боксов.
![](http://img143.exs.cx/img143/5516/belgp61video10371sh.th.jpg)
На переднем плане - частная "Порше" де Бофора, затем - частные "куперы".
Механики ковыряются в "Клаймексе" чьего-то БРМ, проверяют давление в шинах. Затем машины выкатывают на стартовое поле.
![](http://img143.exs.cx/img143/6104/belgp61video10484fz.th.jpg)
На переднем плане - "Купер" Мастена Грегори, за ней - "Порше" Герни, под №14 - "Лотос" Мосса. Грегори стартует с последнего ряда.
Иннес Айрленд, проходя мимо камеры, изображает удивление. Кларк, идя к своей машине, хлопает по плечу Сертиза. Фил Хилл втискивается в кокпит "Феррари".
Старт со второго ряда выигрывает Грэм Хилл на БРМ. В рядах лидеров оказывается Сертиз.
![](http://img143.exs.cx/img143/8366/belgp61video10828qu.th.jpg)
Нельза на самом деле сказать, что "феррари" быстро расставили всё по своим местам. На скоростном вираже "Ставло", то есть на середине круга, Грэм Хилл уже лишь третий, но Жендебьен и Гинтер его ещё не обошли, а Сертиз продолжает держаться близко.
![](http://img143.exs.cx/img143/7186/belgp61video10984hu.th.jpg)
Но к концу круга все "феррари" впереди, а лидер - Жендебьен!
![](http://img143.exs.cx/img143/1395/belgp61video11336if.th.jpg)
Но на стартовой прямой Фил Хилл поравнялся и обошёл Жендебьена.
Четвёрка "феррари" отрывается и перемещения происходят только внутри неё. Вот на 6 круге Жендебьен в "Источнике" снова выходит в лидеры, а Гинтер ошибается и не вписывается в поворот. Но так как там дальше продолжение дороги, к аварии это не приводит.
![](http://img143.exs.cx/img143/6574/belgp61video11934ue.th.jpg)
На 7 круге Жендебьен ещё лидирует, но потом откатится назад.
![](http://img143.exs.cx/img143/3701/belgp61video12491kn.th.jpg)
Вот Грэм Хилл (на переднем плане) в очередной раз обходит Джона Сертиза во время их дуэли за 5 место - позади лидеров. Хилл позже сойдёт, а Сертиз так и финиширует пятым.
![](http://img100.exs.cx/img100/5080/belgp61video13503fd.th.jpg)
Гонка длится больше двух часов. Можно и проголодаться.
![](http://img100.exs.cx/img100/935/belgp61video14028ie.th.jpg)
Иннес Айрленд сошёл ещё на 10 круге в "Ставло", а на 23 круге у Тринтиньяна отказала коробка передач, но он был в состоянии доехать до боксов своим ходом. Заодно и Айрленда довёз.
![](http://img100.exs.cx/img100/9561/belgp61video14768vb.th.jpg)
Борьба за лидерство продолжалась до последнего поворота. Хилл выиграл у фон Трипса меньше секунды.
![](http://img100.exs.cx/img100/1972/belgp61video15355va.th.jpg)
Просто интересные виды
"Купер" и "Порше" в лесной части трассы.
![](http://img143.exs.cx/img143/2437/belgp61video11718jg.th.jpg)
Фил Хилл в шпильке. Вид на спасительный "карман", в который съезжают ошибающиеся на торможении.
![](http://img143.exs.cx/img143/3766/belgp61video12710ya.th.jpg)
Так раньше выглядела нынешняя стартовая прямая. Ржавые отбойники на деревянных столбиках выгялдят чисто символическими. Судя по огнетушителю, это пост пожарного.
![](http://img100.exs.cx/img100/6334/belgp61video13049nb.th.jpg)
Жендебьен, домик у трассы.
![](http://img100.exs.cx/img100/4497/belgp61video13159fi.th.jpg)
Где-то в первой половине трассы.
![](http://img100.exs.cx/img100/1071/belgp61video13763ox.th.jpg)
Несмотря на то, что основное внимание уделено "феррари", другие участники тоже регулярно мелькают. Перед стартом оператор взял крупным планом эмблемы некоторых частных команд. А всего можно распознать 19 из 25 заявленных к гонке машин. Фотографий многих из них у меня до этого не было, тем более - цветных.
********************************
Клуб автоспортивных историков продаётся оригинальные диски с высококачественным видео, включая и этот репортаж. Полную информацию можно найти по этим адресам:
http://racing-history.nm.ru/http://www.racing-history.nm.ru/http://racing-history.narod.ru/