В очередной раз смесь из моделей, исследований и размышлений (текст из "Ворда" совсем не встал сюда, пришлось вордовский текст переводить в более простой и только затем вставлять сюда):
Все фотографии, а также приведённый ниже текст можно взять по ссылке, приведённой внизу.
Не часто фирмы, выпускающие масштабные модели, радуют коллекционеров новинками старых гоночных автомобилей, поэтому появление их у Brumm около года назад (я не ошибаюсь?) было приятной неожиданностью. Фирма выпустила сразу семь разновидностей не встречавшейся мне ранее модели Bugatti Type 32 «Tank» 1923 года. Позволю себе перечислить эти разновидности:
R466 – базовая модель голубого цвета;
Четыре автомобиля, принимавшие участие в Гран-при Автомобильного клуба Франции 1923 года:
R467 – модель со стартовым № 6 Эрнста Фридриха, 3 место из 5 финишировавших;
R467B – модель со стартовым № 11 Пьера де Вискайи, вылетел на первом же круге (фото 1, 2 и 3);
R467C – модель со стартовым № 16 Пьера Марко, сошёл после 4-х кругов;
R467D – модель со стартовым № 18 графа де Цистриа, сошёл после 12-и кругов;
R468 – модель желтого цвета Элишки Юнек (думаю, что на этом авто выступал и её муж);
BS10/12 – модель R468 с фигуркой Элишки.
В мае этого года я наконец-то сподобился приобрести в Model Cars Heritage одну из этих моделей (фотографии прилагаются). В кокпите модели обращает на себя внимание отсутствие перегородки между моторным отсеком и пространством для гонщика. Но это особенность этого автомобиля, так было на самом деле. Об этом свидетельствует и рисунок из журнала «Отокар», приведённый в книге Конвея (фото 4). Жаль только, что у модели отсутствует макет двигателя, Spark не упустил бы такой возможности. В остальном же, мелочи в кокпите выполнены почти на уровне Spark`a. Мне так кажется, и пусть не обижаются на меня поклонники этой фирмы.
Это приобретение дало определённый импульс для того, чтобы ближе познакомиться с этим автомобилем. Начал я с подвернувшейся под руку коротенькой заметки в журнале Svet motoru № 20 1990 года. Внимание к ней привлёк, как это часто случается, рисунок Вацлава Западлика (фото 5). Не оставил без внимания эту модель Bugatti и художник, являющийся, по-видимому, поклонником этой марки – Роб Рой (фото 6). Перевод статьи из чешского журнала приводится ниже.
Bugatti 32Уроженец Италии Этторе Бугатти, легендарный конструктор автомобилей, был по привычным для нас меркам выдающейся личностью. Несмотря на то, что был самоучкой, без какого-либо технического образования, в 1901 году – в возрасте двадцати лет – завоевал на международной выставке в Милане приз за свой автомобиль. После этого успеха он стал техническим консультантом известной эльзасской автомобильной фирмы De Dietrich. Но прославился не только на поприще создания автомобилей. Для своего завода, который построил в 1910 году в Молсхейме, спроектировал сам и производственное оборудование и инструмент. Во время Первой мировой войны создавал для Франции авиационные двигатели, после войны занимался проектированием и железнодорожных мотодрезин, способных развивать скорость до 200 км/час, гоночных моторных лодок и при этом сам ещё составил проект своего дома, псарни и конюшни. Лошади, после автомобилей, были его главной страстью. Своими многосторонними талантами он походил на личность итальянского Возрождения. Скорее всего, он унаследовал их у своего отца, который был архитектором, художником, скульптором, гравёром, кузнецом, чеканщиком и конструктором мебели, во всём самоучкой и во всём выдающимся. Этторе он послал в известную миланскую академию, но тот в 17 лет сбежал с учёбы и стал волонтёром на фирме, которая выпускала в Милане трициклы. Его очаровала техника. Она же его, в конце концов, и прославила больше, чем известные скульптуры животных его брата Рембрандта, известного скульптора. И всё же этот мастер среди мастеров также оступался, подтверждая известную поговорку, что «и на старуху бывает проруха». Неудачным ребёнком великого патрона был тип 32. Бугатти создал его в 1923 году для «Большого приза Франции» Туре. Он оснастил его новым 2-литровым рядным 8-цилиндровым двигателем ОНС мощностью 58 кВт при 4500 об/мин. Цилиндры двигателя имели по два впускных и одному выпускному клапану. Коробка передач была лишь трёхступенчатая. Обе оси были жесткими, передние подвешены на полуэллиптических, задние на четвертьэллиптических рессорах. В связи с особенностями формы кузова тип 32 получил название «танк» или «черепаха». Бугатти предполагал, что максимальная скорость автомобиля окажется 160-170 км/ч. Для него очень важно было, чтобы его автомобили хорошо проявили себя во время ГП Франции. Для этого он заявил на гонку три автомобиля, для которых пригласил лучших гонщиков. Однако ходовые качества автомобилей и их управляемость всех разочаровали. Де Вискайя уже на первом же круге вылетел с трассы, ранив 14 и убив одного зрителя. На восьмом круге потерпел аварию Систрия, так что спасать положение остался опытный Фридрих, который занял третье место из пяти, завершивших гонку. На «танке» принимали у нас участие в гонках в 1924 году супруги Юнковы, но без особого успеха. Элишка Юнкова в своих мемуарах жалуется на то, что автомобиль плохо вёл себя на трассе, тормоза были плохими, а три передачи не позволяли в полной мере использовать мощность двигателя. Насколько, впрочем, не удался тип 32, настолько успешным оказался следующий тип – 35, с которого начались успешнейшие годы Этторе Бугатти.
Инж. И. Дворжачек
Рисунки: В. Западлик
Не сразу, но всё же обратил внимание на наличие ошибки в этой статье. Вроде бы уважаемый автор пишет лишь о трёх Bugatti, стартовавших в ГП АКФ 1923 года. Откуда это? На ум приходит самая распространённая фотография этих автомобилей, которая известна мне ещё по польской книге Литвина «Zarys historii sportu samochodowego» 1980 года издания (многим она может быть известна по книге Атояна). Подрисуночная подпись к фотографии на стр. 97: «Заводская команда Bugatti в боксах во время ГП Франции 1923 года. Впервые в гонках ГП автомобиль имел кузов с закрытыми колёсами». А на фотографии, приведённой ниже, только три автомобиля… Но, это только предположение. Правда, приведённая здесь фотография, поскольку она более полная (фото 7), совсем из другой – «правильной» книги Конвея «Grand Prix Bugatti», изданной значительно раньше, ещё в 1968 году. Можно предположить, что Дворжачек ни этой, ни других серьёзных книг про гоночные Bugatti, просто не читал.
Команду в полном составе можно увидеть на фотографии из книги Адриано Чимарости «Полная история автомобильных гонок «гран-при» (фото "8"). Первое издание этой книги вышло в 1986 году, в 1990 году появились издания на английском, а затем немецком и французском языках. Настоятельно рекомендую всем, кто интересуется историей гонок «гран-при», начиная с 1906 года, а также их предысторией.
Вернёмся к масштабным моделям фирмы Brumm. Стартовые номера машин, принимавших участие в ГП АКФ 1923 года 6, 11, 16 и 18. Смотрим в весьма уважаемый справочник по статистике Шелдона – всё верно! Но почему у Шелдона модель обозначена, как Bugatti Type 30? Не думал, что найду в столь уважаемом справочнике такой «ляп». Хотя, аналогичным образом поименован «Танк» у Сержа Беллу, «Blue Blood» (История французских гоночных автомобилей типа «гран-при») 1978 года издания и у Макбета «Большой иллюстрированный атлас автомобиля» (стр. 240-241 чешского издания 1985 года). Эта же ошибка перекочевала и в отечественное издание Артёма Атояна – «Формула 1» – 1995 года издания (стр. 22).
Такое количество вроде бы «ляпов» с цифровым обозначением рассматриваемого автомобиля в уважаемых источниках информации наводит на мысль, что это может быть не банальный «ляп», а иная точка зрения на обозначение этого автомобиля, а «Танк» является не «типом 32», а разновидностью «типа 30». Хотя на «тип 30», принимавший участие в гонках 1922 года и в Инди-500 1923 года он совсем внешне не похож. Но не похожи и автомобили, участвовавшие в ГП Франции 1922 года и Инди-500 1923 года, смотри книгу Венаблза «Bugatti: A Racing History», 2002 года издания.
Будут ли какие-нибудь добавления по литературе? Почти ничего не нашёл в периодике. В AAZ - минимум информации, а других изданий того года я просто не смог вспомнить. Катастрофически не хватает французских изданий. http://www.sendspace.com/file/l6c5ao