Форум истории автоспорта > История
1922 год
Владимир Коваленко:
Информация из архива
http://disk.tom.ru/pecldcu
http://disk.tom.ru/n6xzcqe
http://disk.tom.ru/1t2wt3z
Сергей Мингазов:
Гран-при Пенья-Рин 1922 года, награждение победителей:
Из подписи следует, что в данный момент инфант (наследник) Испании награждает Рамаззото, финишировавшего третьим. Значит, скорее всего, награждалась тройка призеров (правда, рядом с Рамаззото только один человек в гоночном комбинезоне). А главное, как с тех пор изменилось отношение к награждению: сейчас короля Испании могут и на подиум не пустить, и уж во всяком случае он стоит внизу; а тогда организаторы и важные гости стояли на подиуме, а гонщики - на земле.
Сергей Мингазов:
La Stampa Sportiva от 17 сентября 1922 года продолжает информировать читателей об итогах Гран-при Италии, прошедшего 10 сентября 1922 года, и расхваливает директора спортивной команды "Фиат" инженера Гвидо Форнака (Fornaca) за его красивое спортивное решение. А 24 сентября приводит даже слова благодарности не кого-нибудь, а самого Шарля Фару из его статьи в l'Auto:
--- Цитировать ---Мы отмечаем как победителей замечательные магнето "Сцинтилла", а также новые шины "Пирелли", которые показали себя на этой нелегкой трассе феноменально. Отметим и красивый жест спортивных руководителей "Фиат", которые отдали свои шины "Бугатти", что позволило им принять участие в гонке. Шины, которые привезла "Бугатти", не выдерживали и 10 кругов. Следует подчеркнуть красоту жеста "Фиат".
Инженер Форнака сказал: "Теперь мы прощаемся с гонками"; но борьба вечна: даже пустыни увлажняются, и мы убеждены, что мы еще увдидм "Фиат". Но за это время мы должны проснуться. Еще один вывод: день был не только отличным для итальянской промышленности, но также был триумфом итальянской организации. Сколько уроков для нас. Признайтесь без стыда.
--- Конец цитаты ---
Суть вопроса: "Бугатти" привезла в Монцу неподходящие шины и на тренировках выяснила, что они не выдерживают и десяти 10-километровых кругов по только что открытой трассе (а в Гран-при Италии было 80 кругов). К тому же "Фиаты" были быстрее по времени на круге. К тому же 9 сентября, накануне гонки, из-за не выдержавших спиц колеса погиб Фриц Кун из "Аустро-Даймлера". Вечером 9 сентября Этторе Бугатти отзывает свои заявки - снимает с гонки все свои машины, мотивируя это тем, что стартовать слишком опасно. Но, после того как в прошлом году "Бугатти" и "Балло" всухую выигрывали "Фиат", а в этом году уже "Фиат" побил их на Гран-при АКФ, борьба между "Бугатти" и "Фиат" в Монце стала принципиальной, и её ждали все болельщики (вечное противостояние наций... тем более война кончилась не так давно). За несколько часов до гонки отказаться выходить на старт - это было сильное решение.
Что в этой ситуации делает соперник Бугатти Форнака? Он дает Бугатти свои шины (вместе с колесами). Замечательный спортивный жест? Но Форнака только утром в день гонки (назначенной на 9 утра) дает Бугатти только пять колес. Была ли у него возможность дать хотя бы на три больше, или сделать это раньше, я не знаю. Но если не учитывать её, то решение выглядит очень изящным. Оно значит, что на этой трассе, где "Фиат" явно сильнее, "Фиат" сможет победить "Бугатти" (что было бы невозможно, если бы "Бугатти" не вышла на старт). Оно значит, что Бугатти сможет выставить на старт только одну машину вместо четырех, что автоматически снижает его шансы доехать до финиша в четыре раза. Оно значит, что гонщик не сможет потренироваться на новых шинах, а машину не успеют подготовить к их использованию (а Форнака знает, что это такое: в Гран-при Италии прошлого года из-за неправильной настройки амортизаторов "Фиат" получал до 8 взрывов шин в на одной машине). И гонщик, не имея представления о поведении шин и имея всего один комплект, вынужден будет беречь их и не ехать быстро. Но при этом жест выглядит красиво и после гонки принесет фирме огромную рекламу.
А теперь цитата самого Бугатти (http://www.laf1.es/articulos/la-historia-del-gran-premio-de-italia-de-montechiaro-monza-913578):
--- Цитировать ---В 7:30 утра восемь человек оказались в моей комнате, утверждая, что они «общественные комиссары». Я принял их, и они спросили о причине моего отказа. Я повторил, что мои машины не адаптированы к природе этой трассы, слишком быстрой и опасной. Мне сказали, что есть люди, которые вложили деньги, и мой отказ повредит их интересам. Я сказал им, что я уже отозвал свои заявки, и должен следовать своим интересам. Я сказал им, что хотел бы участвовать и придти первым, но я считаю эту трассу слишком опасной. «Комиссары» сказали мне, что они не отвечают за реакцию общественности, если я не буду участвовать в гонке. Я повторил свое намерение не стартовать, потому что она не действует во Франции. Они настаивали на том, чтобы я участвовал в гонке, по крайней мере, одной машиной, и я объяснил, что мои колесные диски и шины не выдерживали во время тренировок. Они сказали, что они могут задержать старт гонки на полчаса и пообещали дать мне пять колес, которые использует Ф.И.А.Т. И я получил пять колес с машины Джиакконе. Я был вынужден начать работу без необходимой подготовки.
--- Конец цитаты ---
Прекрасные итальянские аргументы, не так ли? Прямо как из книги Марио Пьюзо. Тут еще нужно отметить, что осень 1922 года в Италии - это взрыв фашистского движения и парламентский переворот Муссолини. А фашистская партия была основана и находилась в Милане и хозяйничала по всей Ломбардии. В той обстановке руководители Автоклуба Милана не могли провести такое огромное мероприятие без договоренностей с фашистами. На фотографиях из Монцы 1922 года то там, то здесь мелькает форма "чернорубашечников". Основатель трассы в Монце и генеральный комиссар Гран-при Артуро Мерканти уже 31 октября, на следующий день после переворота, оказался в правительстве Италии, советником Муссолини по авиации. Видным фашистом был и один из руководителей "Фиата" Чезаре Гориа-Гатти. Поэтому вполне вероятно, что те "общественные комиссары" были из отрядов Муссолини.
Влад Шайхнуров:
--- Цитата: Сергей Мингазов от Сентября 23, 2015, 07:50:19 ---Тут еще нужно отметить, что осень 1922 года в Италии - это взрыв фашистского движения и парламентский переворот Муссолини. А фашистская партия была основана и находилась в Милане и хозяйничала по всей Ломбардии. В той обстановке руководители Автоклуба Милана не могли провести такое огромное мероприятие без договоренностей с фашистами. На фотографиях из Монцы 1922 года то там, то здесь мелькает форма "чернорубашечников". Основатель трассы в Монце и генеральный комиссар Гран-при Артуро Мерканти уже 31 октября, на следующий день после переворота, оказался в правительстве Италии, советником Муссолини по авиации. Видным фашистом был и один из руководителей "Фиата" Чезаре Гориа-Гатти.
--- Конец цитаты ---
Прекрасное исследование!
Хотел лишь внести небольшие комменты по поводу фашистского переворота. Ситуация в те годы в Европе, а в Италии особенно выглядела удручающей: страна была на грани коммунистического переворота. Забастовки, взятие под контроль большинства предприятий, как следствие коллапс экономики. На 1922 год пришлись наиболее кровавые стычки левых и фашистов (главой боевого крыла фашистов был Итало Бальбо, впоследствии ливийский губернатор, маршал авиации и патрон Большого приза Триполи). Муссолини обращался к правительству с требованиями остановить "коммунистический произвол" и предупреждал, что если этого не сделает правительство, то это сделают фашисты. В один прекрасный момент король Италии Виктор-Эммануил встречается с Муссолини и поручает ему формирование правительства. Тогда это казалось спасением и единственным вариантом.
Потому говорить о перевороте или тем паче насильственном захвате власти говорить не приходится.
Сейчас не дома, потому даты и фамилии воспроизвести не могу. Если интересно, то могу все это в более развернутом виде выложить.
Сергей Мингазов:
Да не надо, я почитал учебники и мемуары. У тебя тут два момента не сходятся:
1) В Италии было три крупных "левых" движения, которые никогда не могли договориться не то что о перевороте, но даже об общем векторе развития, предпочитали опираться на электорат и действовать парламенскими методами; Ленин даже чисто коминтерновских коммунистов Грамши и Тольятти поносил за бесхребетность. Те забастовки, которые коммунисты проводили в 1919-21 годах, конечно, были крупными (в августе 1920 года даже крупнейшую международную гонку - "Тарга Флорио" - пришлось перенести на ноябрь из-за отсутствия машин и топлива), но не были не только террором, но даже саботажем: рабочие захватывали предприятия, но обычно продолжали работать ("итальянская забастовка"), нанося тем самым ущерб интересам промышленников, но не промышленности. Грамши вот в мемуарах гордится, что "Фиат" за время забастовки в 1920-м даже увеличил выпуск продукции. При этом коммунисты опирались в основном на рабочих, а в сельском хозяйстве, торговле, учреждениях, армии забастовок практически не случалось. Убийств чиновников, экспроприаций, террора на улицах тоже особо не было. Поэтому я не думаю, что коммунисты были такой уж большой угрозой государству; а вот угрозой собственникам, руководителям, знати они были по своему определению, и именно на эту их угрозу реагировал фашизм.
2) Марш на Рим - это переворот. Пусть ненасильственный, но это только потому, что король не стал устраивать Кровавое воскресенье. И не государственный, потому что королевская власть сохранилась (в 1943 году король же Муссолини и сместил), а всего лишь правительственный. Но тем не менее переворот, потому что под давлением фашистов руководство страны и её политика в один день поменялись почти полностью.
Навигация
Перейти к полной версии