Форум истории автоспорта > История

1911 год

(1/2) > >>

Владимир Коваленко:
Имеющаяся у меня информация: 1911.rar (http://disk.tom.ru/yj1lczj).

Владимир Коваленко:
Видео о первой "Инди-500": 1911-indy-500.flv (http://disk.tom.ru/61sjph3).
Источник - http://www.oldcarsweekly.com/article/1911_Indy_500_Race_video/.

Алексей Грушко:
 
--- Цитата: Александр Кульчицкий ---А тут меня ткнули носом, что ещё неплохо бы знать и о "Гран-при Франции" 1911 года, который совсем не то же самое, что "Гран-при АКФ". А эту гонку историки упорно игнорируют. Чимарости её пропустил, а Ганзелка о ней написал лишь небольшой абзац. А выиграл её небезызвестный Эмери на Fiat S61 со стартовым номером 13. Интересно, а в твоей книге эта гонка есть? Значимой она не считалась, как выделено в некоторых материалах (я имею ввиду табличку [size=-2]Mattijs Diepraam/Felix Muelas, August 10, 2002).[/size]
--- Конец цитаты ---

Глубоко не лез, заглянул в 2 книги.

У Мэтиесона 1909-1911 посвящена одна страница, в которой об этой гонке написано следующее
The A.C.F., meantime, had not spared any effort to try and organise the Grand Prix in 1910 and 1911 but in neither year had the leading manufacturers shown any inclination to abandon the no racing agreement and nothing had come of the Club's endeavours.The Automobile Club de L'Ouest however had other ideas and a great deal less to lose in the way of prestigeThis young club, with many enthusiastic members, decided in 1911 that the time was ripe for Grand Prix revival. With the blessing and support of the A.C.F. it organised a race rejoicing in the title of the Grand Prix de France.This race was run over a circuit on the outskirts of Le Mans, in July 1911, and, while, it did not attract a large entry nor was it strikingly successful, is was sufficiently so for the Automobile Club de L'Ouest to decide to organise it again in 1912.The A.C.F. too was suitably impressed by the result and, perhaps a little jealous also, decided that the Grand Prix would be held the following year.

В книге Дэвида Ходжеса про БП Франции также нет отдельной главы (одна гонка=одна глава) про гонку 1911 года, но в 1912-й год попал следующий абзац
Voiturette racing gained in popularity in Europe, 'Grand Prix' were run in America and then, in 1911, the Automobile Club de la Sarthe organized the first Grand Prix de France for a free formula over part of the Sarthe circuit used for the 1906 Grand Prix. This race was won by Victor Hemery in a tuned 10 litre touring Fiat at 56.71 m.p.h., and, of greater moment, a Bugatti was second overall. The A.C.F. had given their support to this race (although the 'establishment' of French manufactures had not withdrawn their ban on racing), for they were already considering the possibilities of reviving The Grand Prix. The modest success of the Sarthe race seems to have persuaded the national club to a decision. The Grand Prix would be ran again in 1912.

В Шелдоне об этой гонке нет сведений. Но о гонке есть в Интернете
The Nostalgia Forum _ 1911 French Grand PrixОформленные результаты из темы с TNF - http://www.dlg.speedfreaks.org/archive/gen/1911/1911.html

"Короткие" результаты - http://www.fortunecity.com/olympia/grange/54/18941925/1911gpdf.htm

Александр Кульчицкий:
Примерно то же, что и у Ганзелки (у меня текст в 1909 году, когда в одной главе были объединены 1909-1911 годы).
В первой ссылке отличная статистика, а вторая и третья не работают.
Спасибо. Тяжко только прыгать из года в год. Для некоторых случаев такая разбивка по годам подходит, для других - очень неудобна.Александр Кульчицкий40260,0456134259

Александр Кульчицкий:
Павел, увидел твоё участие в "теме" о выступлении чехов и вспомнил, что недавно сделал перевод об их участии в гонках в России в 1908 и 1911 годах. Это часть главы из книги Скоржепы. Полностью главу можно найти по ссылке в конце. Перевод ещё не до конца доработан, но я могу и забыть о нём.

В 1908 году наш Laurin & Klement добился одного из крупнейших своих международных успехов. Инж. Иеронимус на 2-литровом автомобиле мощностью всего 14 л.с. стартовал в гонке Санкт-Петербург – Москва. Это была одна из самых сложных когда-либо проводившихся гонок, оставшаяся пережитком героической эпохи гонок на длинные дистанции, таких, как Париж – Берлин, Париж – Вена или Париж – Мадрид. Её характер, однако, был абсолютно другим. Трасса на многих отрезках нуждалась в ремонте, была почти что непреодолимой. Трудно даже представить себе дороги, которые были тогда в царской России.
О непреодолимости дорог лучше всего свидетельствует то, что во время гонки были полностью разрушены многие из автомобилей известных тогда марок, причём достаточно качественных. С вырванными с корнем колёсами, сломанными рессорами, осями или полностью пришедшим в негодность шасси остались стоять на трассе автомобили Mercedes, Darracq, Fiat, Brasier и многие другие.
И в этой гонке смог инж. Отто Иеронимус добиться победы. На автомобиле, который большая часть участников не считали конкурентом. Инж. Иеронимус одержал победу в своей категории, и занял пятое место абсолютном зачете. Четыре машины перед ним были намного мощнее. Автомобиль-победитель Benz представлял Германию в Гран-при Франции, также как и второй, Darracq, на котором Caillois также выступал в Гран-при. На третьем месте оказался гонщик первой величины Луи Вагнер на Fiat, который был специально подготовлен для "Тарга Флорио", а четвертым другой Fiat, с Фолкиным за рулем. За Иеронимусом остались автомобили Mercedes, Clement, Itala Grand Prix и другие, все мощностью от 40 до 90 л.с.
Редактор Хайнц, один из величайших деятелей нашей автомобильной журналистики, писал тогда: "Труднейшая гонка Санкт-Петербург – Москва, где наш Иеро одержал победу, убедительно доказала, что хорошо продуманный легкий автомобиль, изготовленный из превосходных материалов, способен показать результат, который, как правило, мы ожидаем лишь от самого мощного автомобиля. Такой автомобиль является достижением в области автомобилестроения!"
В 1911 году предприятие Laurin & Klement выставило команду из восьми человек (экипажей) на сложнейшее мероприятие своего времени, Санкт-Петербург – Севастополь. В состав команды входили: Иеронимус, Коловрат, Вондржич, Хан, Книрсч, Донье и Дерринг. Длина дистанции составляла 2400 км, 1600 км из которых по так называемым шоссе и 800 км по грунтовым дорогам, в степи и на местности. В правилах было прямо указано, что "поездка проводится по неподготовленным дорогам, поэтому рекомендуется использовать только автомобили с высокой посадкой, оснащаемые цепями на колёсах".
Из 63-х заявленных стартовали 57 автомобилей из Англии, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии, Америки и страны-организатора России.
Механик Франтишек Крутский, непосредственный участник пробега Петербург – Севастополь, в своих мемуарах писал:
"14 Сентября 1911 мы с Марешем (запасной водитель) выехали из Млада Болеслава в Прагу, где нас уже ждал Вондржич. Он, между прочим, позаботился о билете второго класса за 93 кроны до Санкт-Петербурга, и мы вечером с разными чувствами оставили матушку Прагу…
Мы на месте…
Вокруг нас толкаются извозчики, предлагая нам свои услуги. Не отказываемся, и сразу же едем в наше представительство на Бассейной улице, 6.
В течение недели прибыли и наши гонщики. Разумеется, свободное время, которое у нас оставалось, мы использовали для осмотра всех достопримечательностей, которых в Санкт-Петербурге достаточно.
После взвешивания автомобилей 20 сентября мы встретились для дружеской беседы с нашими соотечественниками. Это было последнее развлекательное мероприятие и отдых перед большим испытанием...
Едем на старт – 22 сентября 1911 года.
Прикреплён в качестве напарника к слабейшему гонщику, французу Донье…
Первый этап для нас был неблагоприятным. До финиша не дошёл гонщик Книрсч. Ударился элементом системы управления о так называемого "полицейского" (дорожный маяк), которые в России были достаточно большими, повредив систему управления настолько, что практически был исключён из соревнования. Остальные наши автомобили доехали благополучно. Кроме Книрсча не доехали ещё один Mercedes и один Ford.
Второй этап, Вышний Волочек – Москва, не закончил наш Хан. В Москве у нас был день отдыха – а именно, для осмотра города и его памятников.
От спокойной поездки с Донье меня отвлёк Коловрат, который попросил, чтобы я пересел к нему в автомобиль, поскольку там у него что-то делает "klip-klap".
Это меня очень обрадовало!
Однако нельзя было ничего делать, речь шла о чести фирмы и всех нас.
Третий этап от Москвы до Тулы прошёл без особых происшествий. Четвёртый этап от Тулы через Орёл до Курска также оказался благоприятным для всех наших оставшихся участников. Коловрат и я даже вспотели. Мы хотели определить, что издаёт в нашем двигателе это zatrolene "klip-klap". Подшипник? Какой?
Правилами гонки было оговорено, что гонщик с механиком могут собственными инструментами и с использованием имеющихся запасных частей во время поездки производить ремонт, соблюдая отведённый для этапа лимит времени.
Утром, когда была дана команда "на старт", мы с Коловратом приступили к работе. Капот – долой, впускные и выпускные патрубки – долой, блок и прочие "мелочи" – также долой!
Блок снят, берёмся за шатуны, первый, второй, третий… Возможно четвёртый? Но и он в порядке, так, к чёрту, что-то есть?
Ощупываю решётку в задней части картера и находим шелуху – и я дома! Коренной подшипник в самом начале, когда масло ещё было застывшее, частично задрало, а потом после попадания масла сгладило, и в этом состоянии он остался. Стук вызывал большой осевой зазор между подшипниками коленчатого вала.
У нас камень с сердца упал – мы опять взялись за работу! Но теперь в обратном порядке. Коловрат взобрался на раму между крыльями, держа 50-килограммовый блок, а я, поскольку умел это, вставлял поршни в цилиндры. Работа, выше человеческих сил!
'Можно опускать, мне и секунды больше не удержать!' кричит Коловрат.
'Ещё минуточку… ещё чуть-чуть', отвечаю я.
Наконец блок опускается на картер, а потом всё делалось на раз.
Контролёр говорит нам: 'Не торопитесь, всё равно уже не сможете наверстать потерянное время'. Но мы не обращали внимания на его слова, показывая такой результат, как никогда в жизни.
Готово – стартуем… И навёрстываем потерянное время. Целых 40 минут! Остальных гонщиков догнали в Орле, где с аппетитом съели полдник, и до Курска добрались вовремя – то есть без штрафных очков, как и остальные наши автомобили.
Пятый этап Курск – Белгород – Харьков опять был для нас хорошим. Встречи были великолепными, ехали в плотных рядах публики, которая нас сердечно приветствовала.
Шестой этап Харьков – Константиноград – Екатеринослав был самым тяжёлым. Здесь нас ожидал песок и снова песок. Опыта езды по такому бездорожью не имел, пожалуй, ни один из участников. Кончилось тем, что многие из участников потерпели здесь неудачу. В итоге это коснулось каждого второго. Мы завязли. Быстро достали лопаты и на пару с Коловратом выкидываем песок из под колёс автомобиля, в то время как наш контролёр красиво сидит, загружая нам автомобиль (в составе экипажа каждого автомобиля находился контролёр).
Лучше других здесь справился Вондржич. Наши соперники должны были копаться в песке руками, как кроты, поскольку не имели с собой лопат и никто им не мог их одолжить. Можно было использовать лишь тот инструмент, который у каждого имелся с собой. Несколько экипажей заработали штрафные очки, поскольку в отчаянии позволяли толкать себя.
До Екатеринослава все наши экипажи благодаря лопатам добрались без штрафных очков. Седьмой этап из Екатеринослава через Александровск до Мелитополя пролегал в основном по равнине по полевым дорогам. Это было не очень приятно, но, с другой стороны, хорошо.
Восьмой этап из Мелитополя до Симферополя был великолепным. Это был предпоследний этап. Мы едем вокруг Черного моря, дорога посыпана красным морским песком и лишь прыжок – и мы в Крыму.
Крым – один из красивейших уголков России!
Здесь у Вондржича произошёл неприятный несчастный случай. У него сломалась передняя рессора, этим он заработал порцию штрафных очков, окончательно упустив первый приз.
Я еду с Коловратом и двигатель работает так, как будто мы на балу. Ведёт себя хорошо. Но Коловрат пессимист, говорит: 'Выдержал бы ещё несколько километров! '
Девятый – последний и самый короткий этап! Симферополь – Севастополь – последний день гонки… )
Перед Севастополем по обе стороны от дороги трибуны, заполненные до отказа народом. В самом лагере нас встречает представитель царя, генерал Константинов. Кратковременный отдых, буфет, выстраиваемся красиво по маркам, и начинается крупнейший парад, который я когда-либо видел: мы едем в толпе, автомобили одной марки один за другим, к императорской ставке, где непосредственно происходит парад всех гонщиков и всех автомобилей перед правителем величайшей империи – Царём Николаем...
Праздничный вечер был посвящён распределению призов, во время которого наши гонщики выглядели очень хорошо. Коловрат, Иеронимус, Дерринг, Донье получили первый приз за езду без штрафных очков. Завод Laurin & Klement получил второй приз для команды, и первый приз Московского автомобильного клуба..."
После этого успеха, Коловрат, Дерринг и Книрсч поехали вдоль побережья Черного моря на Кавказ, где принимали участие в соревнованиях за Кубок Кавказа. Протяженность трасса составляла 400 км, и участники поднимались на высоту до 3000 метров. В каждом экипаже опять находился контролер Российского автомобильного клуба. На протяжении всего соревнования без его согласия не могли даже остановить двигатель. В заключение проводилась гонка на километр с ходу, которая определяла окончательную расстановку гонщиков.
Из 50-и участников лучшее время показал Саша Коловрат, став абсолютным победителем Кубка Кавказа. Второе место занял Донье на автомобиле Benz (в пробеге Санкт-Петербург – Севастополь ехал на Laurin & Klement), третье место досталось Деррингу на Laurin & Klement, оставшийся членом нашей команды Книрсч был пятым.
Франтишек Крутский описывает энтузиазм Александра Коловрата после этой великой победы:
"Он радостно обняла меня и не отпускал до тех пор, пока я одним духом не выпил бутылку шампанского в честь этой гонки! Это был также 'рекордный результат' (сейчас, по прошествии стольких лет, я сам даже не верю, что сделал это). Но что делать, успех Коловрата был такой, что даже я, его механик, должен был что-то вынести!"

http://www.sendspace.com/file/ccfaoj


Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии